Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 17:14, курсовая работа
Денежно-кредитное регулирование является одной из важнейших составляющих государственной экономической политики. Оно осуществляется Центральным банком путем воздействия на деятельность коммерческих банков при определении процентных ставок, валютного курса, ликвидности, платежеспособности и так далее с целью обеспечения стабильности экономического роста, низкого уровня безработицы и инфляции. Основные направления денежно-кредитной политики (далее-ДКП) содержат важнейшие параметры развития денежно-кредитной сферы, определяют цели, задачи и приоритеты ДКП государства и предусматривают обеспечивающий их реализацию комплекс мероприятий и механизмов регулирования и контроля.
Введение……………………………………………………………………………..4
1. Денежно-кредитная политика………………………………………..………….5
1.1 Понятие и значение денежно-кредитной политики…………………………..5
1.2 Цели и задачи кредитной политики……………………………………………6
2 Инструменты денежно-кредитной политики, особенности их применения в Республике Беларусь……………………………………………………………….16
2.1 Операции на открытом рынке…………………………………………………16
2.2 Политика учетной ставки (дисконтная политика)…………………………16
2.3 Изменение норм обязательных резервов……………………………………..18
2.4 Ограничение кредитования……………………………………………………20
2.5 Модели денежно-кредитной политики в Республике Беларусь……………20
2.6 Роль и функции Национального Банка Республики Беларусь. Инструменты и методы проведения денежно-кредитной политики в Республике Беларусь…21
3 Денежно-кредитная политика Республики Беларусь на современном этапе развития……………………………………………………………………………25
3.1 Основы денежно-кредитной политики в Республике Беларусь……………25
3.2 Особенности денежно-кредитной политики в Республике Беларусь……26
Заключение………………………………………………………………………….32
Список использованных источников………………………………………….......33
Этот метод кредитного регулирования представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов. В отличие от рассмотренных выше методов регулирования, контингентирование кредита является прямым методом воздействия на деятельность банков. Также кредитные ограничения приводят к тому, что предприятия заемщики попадают в неодинаковое положение. Банки стремятся выдавать кредиты в первую очередь своим традиционным клиентам, как правило, крупным предприятиям. Мелкие и средние фирмы оказываются главными жертвами данной политики.
Нужно отметить, что, добиваясь при помощи указанной политики сдерживания банковской деятельности и умеренного роста денежной массы, государство способствует снижению деловой активности. Поэтому метод количественных ограничений стал использоваться не так активно, как раньше, а в некоторых странах вообще отменён.
Также Центральный Банк может устанавливать различные нормативы (коэффициенты), которые коммерческие банки обязаны поддерживать на необходимом уровне. К ним относятся нормативы достаточности капитала коммерческого банка, нормативы ликвидности баланса, нормативы максимального размера риска на одного заемщика и некоторые дополняющие нормативы. Перечисленные нормативы обязательны для выполнения коммерческими банками. Также Центральный Банк может устанавливать необязательные, так называемые оценочные нормативы, которые коммерческим банкам рекомендуется поддерживать на должном уровне.
При нарушении коммерческими
банками банковского законодате
Очевидно, что использование
административного воздействия
со стороны Центрального Банка по
отношению к коммерческим банкам
не должно носить систематического характера,
а применяться в порядке
На протяжении практически
всего периода с 2000 г. по 2008
год НБ РБ успешно использовал
механизм монетарной политики, обеспечивающий
постоянное снижение инфляции
и необходимую стабильность
Проведению такой политики
в немалой степени
Однако в дальнейшем влияние мирового финансового кризиса потребовало существенного ускорения преобразования монетарной политики для придания ей эффективности в новых экономических реалиях.
Прежде всего, существенно изменились условия внешнеэкономической деятельности. Спад экономик в странах - основных торговых партерах Республики Беларусь значительно снизил спрос на продукцию, экспортируемую белорусскими предприятиями. Дополнительными факторами, осложнившими ситуацию, стали ограниченные возможности по заимствованию иностранных ресурсов и недостаточный объем прямых иностранных инвестиций.
Связанные с этим проблемы в нефинансовом секторе Республики Беларусь достаточно быстро проявились на валютном рынке страны. Изменение баланса спроса и предложения иностранной валюты со стороны субъектов хозяйствования усугубилось повышенным спросом населения, связанным с усилением инфляционных и девальвационных ожиданий.
Одновременно на начальном
этапе воздействия кризиса
Ответной реакцией денежно-кредитной политики на развитие неблагоприятных тенденций в экономике стало принятие целого комплекса оперативных и долгосрочных мер, нацеленных на минимизацию и преодоление последствий кризиса.
Значительная часть этих мер осуществлялась в рамках программы, заключенной нашей страной с Международным валютным фондом. Применение опыта этой международной организацией и ее финансовая поддержка оказались своевременными и полезными для сохранения макроэкономической и финансовой стабильности в Республике Беларусь.
При этом специфика сложившейся ситуации в Республике Беларусь предопределила несколько иной характер монетарной политики и антикризисных мер в целом по сравнению с мероприятиями, которые предпринимались другими центральными банками и государствами. Если для значительного числа стран в период кризиса была характерна в большей степени стимулирующая политика, то внешняя несбалансированность торговых операций и ограничения по ее финансированию привели к необходимости ужесточения монетарной политики в Республике Беларусь.
Усилия НБ РБ в этих
условиях были направлены на повышение
эффективности используемого
В начале 2009 г., одновременно с выходом на равновесный курс белорусского рубля, НБ РБ перешел к использованию нового механизма курсообразования. С этого момента курс белорусского рубля привязан к корзине иностранных валют, в которую вошли равными долями доллар США, евро и российский рубль в пределах установленного коридора ее допустимых значений. В предыдущие годы единственной валютой привязки являлся доллар США. Иностранные валюты, сформировавшие состав корзины, доминируют на валютном рынке страны и фактически определяют номинальный эффективный курс белорусского рубля к валютам стран — основных торговых партнеров Республики Беларусь. Данный переход существенно повысил гибкость курсовой политики НБ РБ в части реагирования на изменение ситуации на внешних рынках. Он предоставил возможность более взвешенно учитывать колебания курсов основных мировых валют и, соответственно, осуществлять сглаживание колебаний эффективного курса рубля.
Кроме того, использование в качестве операционного ориентира стоимости корзины иностранных валют предоставило НБ РБ возможность более точно воздействовать на условия проведения внешнеторговых операций. Данное преимущество нового режима курсообразования сыграло важную роль в сохранении в 2009 г. ценовой конкурентоспособности белорусских производителей.
Так, индекс реального эффективного курса белорусского рубля за 2009 г. снизился на 1,8%. В декабре 2009 г. по сравнению с декабрем 2008 г. индекс реального эффективного курса белорусского рубля снизился на 19,8%, в том числе индекс реального курса белорусского рубля к российскому рублю — на 17,1%.
Наряду с совершенствованием курсовой политики в течение 2009 г. был принят ряд решений по либерализации действующего валютного законодательства в части регулирования расчетов по экспортным операциям. Это предоставило белорусским предприятиям дополнительные возможности по наращиванию объемов экспорта. Одновременно реализованы меры по дедолларизации экономики. Сокращено количество законодательно разрешенных случаев использования иностранной валюты при расчетах между резидентами Республики Беларусь и соответствующих разрешений, выдаваемых субъектам хозяйствования.
С середины 2009 г.
приостановлено кредитование
Кроме того, в целях
повышения привлекательности
С целью расширения перечня инструментов и более гибкого реагирования на ухудшение ситуации с банковской ликвидностью НБ РБ ввел практику предоставления банкам беззалоговых кредитов на краткосрочной основе (срок выдачи — до 3 месяцев).
Начиная с 4 квартала 2009 г., НБ РБ осуществлял операции рефинансирования банков под залог бездокументарных закладных, также на краткосрочной основе (на срок до 6 месяцев).
О значительной роли этих новых инструментов в поддержании банковской ликвидности свидетельствует тот факт, что среднедневной остаток задолженности по новым инструментам рефинансирования в отдельные месяцы 2009 г. достигал 25% по отношению к соответствующему объему стандартных операций поддержания текущей ликвидности банков.
Сложившаяся ситуация потребовала также определенного ужесточения процентной политики НБ РБ. Для этого были не только увеличены ставка рефинансирования и процентные ставки по постоянно доступным инструментам, но и приняты меры по повышению процентных ставок на краткосрочном денежном рынке.
Вместе с тем при реализации процентной политики учитывалось, что значительное повышение ставки рефинансирования могло стать дополнительным импульсом для роста инфляционных и девальвационных ожиданий, привести к усилению интенсивности процессов долларизации экономики. По этой причине ставка рефинансирования была повышена в начале 2009 г. на 2 процентных пункта (до 14 процентов годовых) и сохранялась на этом уровне практически весь год. Краткосрочная процентная ставка на межбанковском рынке, оказывающая непосредственное влияние на весь спектр ставок депозитно-кредитного рынка, была повышена более существенно и приблизилась к уровню ставки овернайт.
Предпринятые шаги по
корректировке денежно-
Было сохранено доверие вкладчиков к банковской системе Республики Беларусь, выразившееся в увеличении сбережений населения в форме банковских вкладов (депозитов). Банками, в свою очередь, была обеспечена финансовая поддержка предприятий, требуемая для сохранения их производственной и хозяйственной деятельности. При этом не допущено значимого увеличения нагрузки на бюджет, оказывавший помощь предприятиям путем субсидирования процентных ставок по кредитам.
Таким образом, в период
воздействия финансово-
В настоящее время, по мере выхода мировой экономики из кризиса, продолжается совершенствование монетарной политики для эффективного обеспечения ее вклада в новое качество роста.
3 Денежно-кредитная политика Республики Беларусь на современном этапе развития.
Денежно-кредитная политика Республики Беларусь - составная часть единой государственной экономической политики.
Правовой основой денежно-
Основные направления ДКП Республики Беларусь содержат важнейшие параметры развития денежно-кредитной сферы, определяют цели, задачи и приоритеты денежно-кредитной политики государства и предусматривают обеспечивающий их реализацию комплекс мероприятий и механизмов регулирования и контроля, а именно:
краткую характеристику состояния экономики Республики Беларусь;
важнейшие параметры прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на очередной год, в том числе прогноз основных показателей платежного баланса Республики Беларусь на очередной год;
основные параметры и инструменты ДКП Республики Беларусь на очередной год;
оценку и анализ выполнения основных параметров и инструментов денежно-кредитной политики Республики Беларусь в текущем году;
мероприятия Национального банка на очередной год по совершенствованию банковской системы Республики Беларусь, банковского надзора, финансовых рынков и платежной системы Республики Беларусь [1].
Информация о работе Денежно-кредитная (монетарная) политика государства