Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2015 в 22:42, курсовая работа
Целью данной работы является исследование процессов становление и развитие финансового контроля, его влияние на повышение степени эффективности экономической деятельности.
Для достижения поставленной цели в работе были решены следующие задачи:
Объект исследования: финансовой контроль.
Введение…….…………………………………….……………………………
1 Финансовый контроль в современных условиях развития экономики в Российской Федерации………………………………………………………...
1.1 Развитие финансового контроля в Российской Федерации и его основные проблемы на современном этапе………………………………………………
1.2 Цели и функции государственного финансового контроля, основные направления решения проблем его организации………………………….
2. Деятельность Счетной палаты РФ и ее роль в повышении эффективности использования государственных средств………….............
2.1 Деятельность Счетной палаты РФ в 2013-2014 г………………….......
2.2 Основные нарушения и неэффективность использования бюджетных средств, выявленные Счетной палатой РФ в 2014 году…………………….
2.3 Деятельность Счетной палаты РФ при формировании бюджета РФ на 2015 г…………………………………………………………………………..
Заключение…….………………………………………………………………
Список использованных источников………………………………………..
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…….…………………………………….………… 1 Финансовый контроль в современных
условиях развития экономики в Российской
Федерации……………………………………………………… 1.1 Развитие финансового
контроля в Российской 1.2 Цели и функции 2. Деятельность Счетной палаты РФ и ее роль в повышении эффективности использования государственных средств…………............. 2.1 Деятельность Счетной палаты РФ в 2013-2014 г…………………....... 2.2 Основные нарушения и неэффективность использования бюджетных средств, выявленные Счетной палатой РФ в 2014 году……………………. 2.3 Деятельность Счетной
палаты РФ при формировании
бюджета РФ на 2015 г…………………………………………………………………………. Заключение…….…………………………………………… Список использованных источников……………………………………….. |
3
5
5
10
17 17
21
25 29 32 |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования: Проведенные в последние годы рыночные преобразования не только существенно изменили облик российской экономики, но и обусловили необходимость радикального реформирования многих государственных структур, призванных перестроить свою деятельность с ориентиром на достижение реальных результатов. Одной из таких структур являются органы государственного финансового контроля, из-за недостаточно эффективной работы которых экономика страны и ее государственный сектор несут сегодня значительные потери. Слабость государственного финансового контроля, вызванная отсутствием законодательно регламентированной системы его осуществления и правовой неопределенностью содержания работы его органов, приводит к нецелевому использованию государственных средств, а иногда ведет к их прямому расхищению и утрате.
Приходится констатировать, что в настоящее время экономика страны далеко не полностью находится в поле зрения государственных контролирующих органов, что государственный финансовый контроль проводится эпизодично, нередко бессистемно, а потому – неэффективно. Это обусловлено отсутствием не только правовой регламентации сроков и порядка его осуществления, но и отсутствием координации и взаимной увязки в деятельности контролирующих органов.
Действенная система финансового контроля должна включать надежный и жесткий государственный контроль, как внутренний. Это позволит исполнительной власти эффективно выполнять возложенные на нее обществом обязанности.
Развивающийся экономический кризис ставит перед контролирующими органами вопрос грамотного управления финансами на всех уровнях экономики.
Финансовый контроль охватывает деятельность всех участников финансовых отношений, поэтому осуществляется как на микро-, так и на макроуровне. На макроуровне предметом финансового контроля является распределение валового внутреннего продукта, национального дохода по соответствующим фондам и расходование их по целевому назначению. На микроуровне предмет финансовый контроль - рациональное расходование материальных, трудовых, природных и финансовых ресурсов, сокращение непроизводительных расходов, потерь, борьба с бесхозяйственностью и расточительством.
Целью данной работы является исследование процессов становление и развитие финансового контроля, его влияние на повышение степени эффективности экономической деятельности.
Для достижения поставленной цели в работе были решены следующие задачи:
Объект исследования: финансовой контроль.
Предмет исследования: становление и развитие финансового контроля и его влияние на повышение эффективности деятельности организации.
Период исследования 2011-2013 г.
1 Финансовый контроль в современных условиях развития экономики в Российской Федерации
1.1 Развитие финансового контроля в Российской Федерации и его основные проблемы на современном этапе.
Осуществляемый на современном этапе развития экономики Российской Федерации государственный финансовый контроль не носит превентивного профилактического характера. Связано это с тем, что он выступает, как правило, регистратором нарушений, а не инструментом их предупреждения. Государственные контролеры, фиксируя нарушения и недочеты в организации движения денежных средств, мало уделяют внимания тем правовым прорехам в российском законодательстве, которые порождают эти злоупотребления и нарушения. Более того, мало уделяется внимания тому, чтобы нанесенный экономике страны ущерб был бы возмещен полностью и в кратчайшие сроки [22, c.114].
Недостатки в содержании и нацеленности государственного финансового контроля во многом связаны с несовершенством его организационного построения. Наличие множества контролирующих структур различной ведомственной подчиненности с одинаковыми или похожими функциями затрудняет и осложняет их работу. Между органами, осуществляющими государственный финансовый контроль, нет должной координации; они не увязаны в единую, стройную систему, все составные части которой работают в едином ритме, преследуют единые цели – обеспечение полноты и своевременности формирования ресурсов в распоряжении государства, сохранности и эффективного использования государственной собственности, законности, высокой результативности и целевого расходования всех государственных средств. Именно поэтому сегодня назрела необходимость радикальных изменений не только в содержании государственного финансового контроля, но и в его организации, правовом обеспечении, ином, чем прежде, взаимодействии контролирующих органов [23, c.132].
Понимание необходимости существенных изменений в сфере государственного финансового контроля отнюдь не означает единства во взглядах разных авторов на содержание и последовательность проведения предстоящих преобразований. Эти разногласия в подходах привели к тому, что до сих пор в стране не только не принят закон о государственном финансовом контроле, но и не создана соответствующая ему согласованная концепция, отражающая принципиальные позиции государства в части построения и функционирования в России системы государственного финансового контроля. Принятие такой концепции, а на ее основе – и закона было бы значительным шагом вперед на пути создания действенной системы контроля [12, c.119].
Соглашаясь с тем, что одним из принципиально важных вопросов разрабатываемой концепции, а затем – и закона о государственном финансовом контроле, является вопрос о создании в России системы ГФК, следует одновременно подчеркнуть, что само понятие «система государственного финансового контроля» довольно часто трактуется лицами, использующими его, очень по-разному. Подобному разночтению способствует то, что названное понятие может рассматриваться в разных аспектах, и в зависимости от этого его составляющими могут выступать: элементы контрольно-финансовой деятельности (субъекты и объекты контроля, принципы контроля и т.д.), совокупность которых позволяет судить о технике и технологии финансового контроля; взаимосвязанное единство видов, форм и методов финансового контроля; субординированная по уровням финансового управления система органов финансового контроля; и т.д. Положение усугубляется тем, что в современной России, продекларировавшей самостоятельность каждого уровня государственной власти в пределах предоставленных ему полномочий, ликвидирована вертикальная подчиненность органов власти и их финансовых подразделений, имевшая место в советское время. Поэтому сегодня, говоря о необходимости создания российской системы государственного финансового контроля, следует акцентировать внимание на том, что она должна быть выстроена заново с использованием современных методологических, организационных и правовых основ. При этом следует помнить, учитывая, в том числе и зарубежный опыт, что развитие децентрализованной рыночной экономики может быть обеспечено лишь при условии строгого и последовательного контроля, особенно в бюджетной сфере [14, c.161].
Важнейший вопрос, который должен быть решен в концептуальном аспекте – это вопрос о сфере распространения государственного финансового контроля. Период либеральных преобразований 90-х гг. ХХ века сопровождался в России значительным ослаблением государственного финансового контроля, существенным сокращением сферы его распространения. Связано это было с тем, что государственный финансовый контроль на первом этапе рыночных преобразований в России рассматривался как антипод либеральной модели рыночной экономики. Однако более внимательное изучение зарубежного опыта осуществления государственного финансового контроля и просчеты, ярко проявившие себя в российской практике последних лет, показали, что подобный взгляд на государственный финансовый контроль не только не оправдан с теоретических позиций, но и наносит колоссальный вред российской экономике, терпящей многомиллиардные убытки от неоправданного сокращения сферы государственного контроля, разобщенности направлений его осуществления, неэффективности применяемых методов и несовершенство правовой базы.
Огромная роль в процессе исполнения бюджетов отводится исполнительным органам власти и их финансовым структурам, которые обязаны скрупулезно проверять правильность и целевой характер использования предприятиями и организациями, в том числе негосударственного сектора экономики, выделенных им бюджетных ассигнований. При этом ведущую роль в осуществлении бюджетного контроля играют Минфин России и министерства финансов в субъектах Российской Федерации; они тщательно контролируют составление и исполнение бюджетов, проверяют обоснованность проектов смет и расчетов, составляемых к проектам бюджетов, целесообразность выделения бюджетных средств в запланированных суммах, законность их расходования, состояния сметно-штатной дисциплины.
Неотъемлемой составной частью государственного финансового контроля в России должен стать контроль, осуществляемый в корпоративном секторе экономики. Его специфика заключается в том, что он нацелен на проверку сохранности государственной собственности, ее преумножение и эффективное использование. Сегодня ни в коем случае нельзя допустить продолжение тех процессов середины 90-х годов XX в., которые были направлены не на цивилизованное разгосударствление государственной собственности, а на ее разбазаривание, увод наиболее привлекательных государственных активов в оффшорные зоны, существенное уменьшение доли государственной собственности путем несанкционированных эмиссий и т.п. [16, c.109]
Систематически проводимый, всеобъемлющий и всесторонний государственный финансовый контроль со стороны специализированных контрольных органов должен способствовать рентабельной работе государственных предприятий, ставить непреодолимый барьер на пути незаконного банкротства государственных структур, вести осознанную и целенаправленную борьбу с дополнительной не санкционированной ФКЦБ эмиссией. В борьбе за сохранность и эффективность использования государственной собственности должна быть существенно повышена роль контрольно-ревизионного подразделения Министерства финансов Российской Федерации и соответствующих структурных подразделений финансовых органов в субъектах РФ, которые обязаны полностью охватить контрольными мероприятиями все объекты государственной собственности.
Органичной составной частью государственного финансового контроля должна стать финансовая разведка тех процессов, которые связаны с существованием в России «теневой» экономики. Государственный контроль за финансовыми операциями включает в себя сбор информации, мониторинг и анализ содержания самих операций с целью выявления аномальных изменений в финансовых потоках (как по внутренним, так и международным трансакциям) в территориальном разрезе, а также между финансовыми посредниками по видам операций. При этом в нормативных актах, направленных на противодействие «отмыванию» преступных доходов, подчеркивается, что сбор информации для мониторинга на первом этапе финансовой разведки не предполагает раскрытия клиента, т.е. обеспечивается сохранение банковской и коммерческой тайны. Если же в дальнейшем обнаруживаются аномальные изменения в финансовых потоках, то тут уже оперативно проводится более глубокое изучение всей имеющейся информации. Таким путем могут выявляться противоправные действия, в том числе и связанные с «отмыванием» доходов, полученных преступным путем. В том случае, если в ходе анализа будут обнаружены признаки преступления, то вся информация должна направляться в правоохранительные органы в соответствии с их компетенцией.
В Российской Федерации в ходе экономических реформ и перехода на рыночную экономику была в основном сформирована принципиально новая финансовая система, отличная от прежней планово-централизованной организации финансов СССР. Этот процесс формирования новой финансовой системы в России еще не закончен. Проблема эффективности ее функционирования, воздействия на реальную экономику остается одной из самых актуальных в части обеспечения стабильности и экономического роста. В решении этих проблем важное значение имеют совершенствование структуры и деятельности институтов государственных финансов, в том числе организация действенного государственного финансового контроля.
Проблема управления финансами, финансовый менеджмент, в рыночной экономике на различных уровнях, начиная от предприятия, их объединений и ассоциаций, в холдингах и, конечно, на всех уровнях государственной власти приобретает особое, а в экономическом отношении центральное значение. Это обусловлено тем, что в рыночном хозяйстве стоимостные, денежно-финансовые пропорции определяют формирование материально-вещественных пропорций, пропорций реальной экономики. Они диктуют развитие технократических структур и поведение предпринимателей. Формирование бюджетов государственной и муниципальной власти определяет их возможности в решении социально-экономических проблем, встающих перед страной или регионом. В практической жизни эта зависимость всегда проявляется в простом требовании – прежде чем решать какую-либо реальную задачу (развитие отрасли, помощи регионам и т. д.) надо найти денежные, финансовые средства. Чтобы реализовать эту задачу, необходимо довести денежные, финансовые средства до конечного исполнителя. На каждой из этих стадий должен быть обеспечен государственный финансовый контроль.
1.2 Цели и функции
государственного финансового
Целями консолидированной системы государственного финансового контроля должны быть:
содействие повышению эффективности финансовой системы России в целом и ее каждого звена, ее воздействия на рост эффективности реальной экономики и решение социальных задач;
принятие самых действенных мер для выявления фактов коррупции, экономических и финансовых нарушений действующего законодательства, привлечению виновников к ответственности в соответствии с законом;
проведение аналитической работы по эффективности использования финансовых ресурсов и выработка прогнозов, соответствующих предложений для законодательной и исполнительной властей [24, c.123].