Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2015 в 22:42, курсовая работа
Целью данной работы является исследование процессов становление и развитие финансового контроля, его влияние на повышение степени эффективности экономической деятельности.
Для достижения поставленной цели в работе были решены следующие задачи:
Объект исследования: финансовой контроль.
Введение…….…………………………………….……………………………
1 Финансовый контроль в современных условиях развития экономики в Российской Федерации………………………………………………………...
1.1 Развитие финансового контроля в Российской Федерации и его основные проблемы на современном этапе………………………………………………
1.2 Цели и функции государственного финансового контроля, основные направления решения проблем его организации………………………….
2. Деятельность Счетной палаты РФ и ее роль в повышении эффективности использования государственных средств………….............
2.1 Деятельность Счетной палаты РФ в 2013-2014 г………………….......
2.2 Основные нарушения и неэффективность использования бюджетных средств, выявленные Счетной палатой РФ в 2014 году…………………….
2.3 Деятельность Счетной палаты РФ при формировании бюджета РФ на 2015 г…………………………………………………………………………..
Заключение…….………………………………………………………………
Список использованных источников………………………………………..
В 2013 г. вступила в силу новая редакция закона «О Счетной палате Российской Федерации», которая существенно расширила полномочия контрольного ведомства.
Таким образом, состав прежнего аудиторского корпуса Счетной палаты обновился на 50%, претерпели структурные изменения и сами аудиторские направления.
Уже в сентябре-октябре обновленная Счетная палата приняла активное участие в доработке федерального закона о «Федеральном бюджете на 2014 год и плановый период 2015-2016», который был сформирован на основании государственных программ[26].
22 ноября 2013 г. Коллегия под
Счетная палата начала активно реализовывать возложенные на нее полномочия. Так, к примеру, только в декабре 2013 г. в контрольное ведомство поступило на экспертизу более 140 законопроектов, из которых в короткие сроки было рассмотрено более 80.
В 2014 г. Счетная палата начала осуществлять стратегический аудит государственных программ на предмет их соответствия социально-экономическим приоритетам развития Российской Федерации. Отметим, что с 2014 г. федеральный бюджет стал верстаться по программному принципу. Планируется, что аудит государственных программ должен быть завершен до 1 сентября 2014 г[26].
С 2014 г. Счетная палата в целях повышения эффективности расходования федеральных средств бюджетными распорядителями и повышения бюджетной дисциплины начала активно реализовывать право о составлении протоколов об административных правонарушениях. Соответствующая поправка была внесена в Кодекс об административных правонарушениях в июле 2013 г. Таким образом, инспектор Счетной палаты при выявлении соответствующих нарушений должен выписать протокол об административном правонарушении и передать его в Росфиннадзор, который направит материалы в суд.
Новая редакция закона «О Счетной палате Российской Федерации» потребовала переформатирования взаимодействия Счетной палаты с региональными контрольно-счетными органами. В связи с этим, по инициативе Татьяны Голиковой уже в марте 2014 г. при Счетной палате был создан Совет контрольно-счетных органов России. При этом в ходе разработки проектов основополагающих документов Совета были учтены традиции взаимодействия Счетной палаты с региональными контрольно-счетными органами, существовавшие ранее в рамках Ассоциации контрольно-счетных органов России. На первом организационном совещании Совета при участии руководителей 76 региональных контрольно-счетных органов были определены ключевые аспекты в работе нового совещательного органа при Счетной палате. Ими стали: вопросы организации совместных проверок, перехода на программный принцип формирования бюджета, проведения аудита в сфере закупок товаров, работ и услуг, разработки критериев и методик оценки эффективности бюджетных расходов, вопросы совершенствования законодательства о внешнем финансовом контроле.
2.2 Основные нарушения и неэффективность использования бюджетных средств, выявленные Счетной палатой РФ в 2014 году
Десять из 42 госпрограмм в России выполняются с нарушениями, выяснили аудиторы Счетной палаты. Наиболее крупные нарушения нашлись в самых "дорогих" госпрограммах. Больше всего претензий к программе развития транспорта.
Материалы, в которых приводятся результаты проверки ведомства, выложены на сайте Счетной палаты. Так, аудиторы выяснили, что бюджетные деньги, направленные на программу "Развитие культуры и туризма", в итоге оказались в офшоре. В 2013 году Ростуризм заключил девять государственных контрактов на общую сумму 11,99 миллионов рублей с компанией "Экспотур". При этом юридическим адресом одного из учредителей общества, владеющего 52 процентами в уставном капитале, значатся Британские Виргинские острова, говорится в материалах ведомства.
Помимо этого, по линии госпрограммы "Развитие культуры и туризма" Республике Карелия было выделено 317 миллионов рублей федеральных средств для частичной компенсации расходов на повышение зарплаты бюджетникам. Однако эти деньги были впоследствии направлены на покрытие совокупных расходов республиканского бюджета[26].
Согласно программе развития здравоохранения до 2020 года, в 2013 году в эксплуатацию должны были быть введены 16 объектов. 12 из них до сих пор не сданы, при этом 95 процентов средств, выделенных на строительство (почти миллиард рублей), уже освоены[26].
Но больше всего вопросов у аудиторов возникло к программе развития транспортной инфраструктуры.
"Субсидии, предоставленные из
федерального бюджета
Более 100 млрд руб. бюджетных средств в 2014 году потрачено неэффективно, заявляет глава Счетной палаты Татьяна Голикова. Несмотря на перевод бюджета на финансирование по программам, мероприятия и деньги по-прежнему мало связаны между собой. Есть и вовсе бесцельные расходы
Все нарушения бюджетного законодательства в текущем году Счетная палата предварительно оценивает в 344 млрд руб., из них более 100 млрд приходится на неэффективность и нерезультативность. Наименьшая эффективность – в нацобороне и безопасности, социальной сфере и культуре, а также в бюджетах регионов.
Выделив направление нацобороны, глава Счетной палаты особо подчеркнула, что проблемы возникли в период «до нынешнего состава» министерства. Тогда большое количество договоров и проектов подписывалось без соответствующих бюджетных обязательств, как бы в расчете на будущие дополнительные расходы, пояснила она, а теперь министерство вынуждено их исполнять.
Другая проблема связана с большим объемом выплаченных и неотработанных авансов, часть которых просрочена: «На 1 января 2014 года она [дебиторская задолженность] составляла 2,3 трлн руб., весь бюджет 2015 года у нас 15,5 [трлн] – можно понять, какое соотношение» [26].
Больше всего таких авансов раздали силовые ведомства, «такой же приличный объем задолженности у Росавтодора» и других структур, которые работают в этой сфере. Голикова поясняет, что авансы по гособоронзаказу составляют 80–100%, тогда как в других сферах – порядка 30%. Некоторые усилия Минобороны по решению проблемы были предприняты, признает она, но пока такая работа идет крайне медленно.
Росавтодор на запрос РБК сообщил, что по сравнению с 1 января 2014 года, когда его дебиторская задолженность составляла 93,5 млрд руб., к 1 июля она сократилась на 22,5 млрд руб.
Направление здравоохранения, образования и культуры – второе по неэффективности: «Там, как правило, имеет место разработка проектно-сметной документации и последующая невостребованность этой документации». Эти просчеты государству обходятся недешево: «есть стройки, где стоимость проектно-сметной документации достигает миллиарда рублей и не используется впоследствии». Ответственность за такие нарушения в законодательстве не предусмотрена, как констатировала глава Счетной палаты.
Для сферы здравоохранения, в основном в регионах, характерны также неэффективные траты на технику: «Речь идет о длительных – годами – простоях оборудования, которое закуплено в рамках тех или иных программ. Проходят гарантийные сроки – оно не устанавливается и устаревает». К этому министерству, по словам Голиковой, сохраняются и другие замечания по итогам проверки этого года: «Пока некоторые пункты... предписаний остаются не исполнены». В частности, у ведомства еще нет информации о разработке документа по территориальному планированию медицинских учреждений, с которым должна была быть увязана их оптимизация.
Контрольное ведомство также настаивает на разработке стандартов медицинской помощи, на основе которых она должна финансироваться. Их отсутствие в 2013 году привело к скрытому дефициту программ госгарантий и снижению доступности медпомощи, указывала ранее Счетная палата. Минздрав не смог предоставить оперативный комментарий на запрос РБК[26].
Замечания контрольного ведомства социальным блоком, впрочем, не ограничиваются. Например, аудиторы часто выявляют разницу в стоимости однотипных услуг в госзаданиях для бюджетных учреждений, рассказала Голикова: «Наиболее яркие примеры мы увидели в Минприроды и Министерстве сельского хозяйства, когда стоимость услуг отличается в разы». Оба министерства не смогли оперативно предоставить комментарии на запросы РБК.
Еще один пример неэффективности – слабая связь между мероприятиями госпрограмм и заложенными на них средствами. «Даже когда уменьшаются деньги, с показателями ничего не происходит. Возникает вопрос – почему? Либо изначально это не было связано, либо, может, забыли поправить – я не знаю», – удивляется Голикова, делая вывод, что пока программы не стали инструментом эффективности.
Некоторые проблемы связаны с нехваткой контроля, считает она – например, за поступлением средств бюджета на взносы в уставный капитал госкомпаний. С деньгами инвестиционной направленности работает Минэкономразвития, но взносы в уставные капиталы госкомпаний оно не проверяет. Работа министерства в этом направлении, по словам Голиковой, пока результатов не дает. [26]
Механизмы контроля за эффективным использованием средств, вносимых в уставные капиталы акционерных обществ, прорабатываются, сказала помощник министра Елена Лашкина. Предложения Минэкономразвития, касающиеся возможных механизмов контроля, были в целом одобрены в том числе Счетной палатой, указала она, а план необходимых мероприятий будет представлен на утверждение в правительство.
Сокращение неэффективных расходов на 5% ежегодно, которое анонсировал президент Владимир Путин в послании Федеральному собранию, абсолютно реальная задача, но пока Минфину не всегда удается даже избежать увеличения финансирования тем распорядителям, которые расходуют средства нерезультативно, говорит Голикова.
В следующем году действия Счетной палаты в случае неисполнения ее представлений могут ужесточиться вплоть до блокировки финансирования того или иного министерства или бюджетного учреждения, обещает Голикова. Соответствующие поправки в закон о Счетной палате поддержаны Госдумой, и теперь представления аудиторов не могут не исполняться бесконечно: возможно лишь однократное продление, после чего следует предписание – «более жесткий документ». Если оно не будет исполнено, то Счетная палата вправе инициировать в Госдуме остановку финансирования того или иного распорядителя бюджетных средств. Это первый шаг, который намерена сделать Счетная Палата РФ с 2015 года.
2.3 Деятельность
Счетной палаты РФ при
Счетная палата РФ принимает активное участи в формировании бюджета на 2015 г. Лимиты бюджетных обязательств на 2015 год будут доведены с уменьшением на 10 процентов. Об этом сообщила глава Счетной палаты РФ Татьяна Голикова.
"Мы находимся в очень сложном положении: несмотря на то, что бюджет 2015-2017 года принят, мы все понимаем, что будут сложности с его исполнением", - приводит цитату Т. Голиковой "Интерфакс".
По словам главы Счетной палаты, как раз сейчас Правительство принимает решение о порядке доведения лимитов бюджетных обязательств. Она подчеркнула, что в сложившейся ситуации необходимо в первую очередь обратить внимание на наличие фактических финансовых ресурсов у участников бюджетного процесса за весь предыдущий "благоприятный период 2011-2014 годов".[26]
Т. Голикова пояснила, что речь идет о неотработанных авансах, остатках бюджетных средств, бюджетных инвестиций... "Думаю, что сейчас настало время, когда каждый рубль, который выделен из бюджета, должен отработать свой результат", - констатировала глава Счетной палаты. Она также сообщила, что в 2014 году ведомство зафиксировало некоторое снижение доли неэффективных расходов. По состоянию на 1 декабря 2014 года, объем неэффективных и нерезультативных расходов превысил 100 миллиардов рублей. В прошлом году эта цифра была существенно больше.
Т. Голикова также раскритиковала реализацию ряда федеральных целевых программ и госпрограмм. В частности, программа развития Дальнего Востока и Забайкалья, по ее словам, исполнена лишь на 42,8 процента.
Потери бюджета от действия западных санкций и снижения цен на нефть только в 2015 году оцениваются в 1 триллион рублей.
Нефть марки Brent, на основе которой рассчитывается стоимость российской Urals, дешевеет с июня. Во вторник, 16 декабря, стоимость барреля марки Brent опустилась ниже 60 долларов за баррель - впервые с июля 2009 года.
Правительство и ЦБ РФ готовятся к тяжелому экономическому кризису. Это становится ясным, если внимательнее вчитаться в проект бюджета-2015-2017. [26]
Предполагаемых доходов из-за продолжающегося падения цен на нефть и запрета Запада на кредитование на его рынках, скорее всего, не соберут. А расходы, тем не менее, увеличили на 11%. Власти решили поднять тарифы естественных монополий в будущем году в 1,5 раза от ранее обещанного.
Выяснили это в Счетной палате (СП), когда готовили свое заключение на проект бюджета-2015. Глава СП Татьяна Голикова представила этот документ на заседании Комитета Госдумы по бюджету и налогам. Ее слушателями оказались не только депутаты, но и министр финансов Антон Силуанов, председатель ЦБ Эльвира Набиуллина и замминистра экономразвития Алексей Ведев.