Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2015 в 22:42, курсовая работа
Целью данной работы является исследование процессов становление и развитие финансового контроля, его влияние на повышение степени эффективности экономической деятельности.
Для достижения поставленной цели в работе были решены следующие задачи:
Объект исследования: финансовой контроль.
Введение…….…………………………………….……………………………
1 Финансовый контроль в современных условиях развития экономики в Российской Федерации………………………………………………………...
1.1 Развитие финансового контроля в Российской Федерации и его основные проблемы на современном этапе………………………………………………
1.2 Цели и функции государственного финансового контроля, основные направления решения проблем его организации………………………….
2. Деятельность Счетной палаты РФ и ее роль в повышении эффективности использования государственных средств………….............
2.1 Деятельность Счетной палаты РФ в 2013-2014 г………………….......
2.2 Основные нарушения и неэффективность использования бюджетных средств, выявленные Счетной палатой РФ в 2014 году…………………….
2.3 Деятельность Счетной палаты РФ при формировании бюджета РФ на 2015 г…………………………………………………………………………..
Заключение…….………………………………………………………………
Список использованных источников………………………………………..
Государственный финансовый контроль должен выполнять функции общегосударственного финансового контроля, который осуществляется уполномоченными государственными органами и в пределах их компетенции в любой сфере экономики и управления, а также ведомственный финансовый контроль, проводимый министерствами и ведомствами в отношении подведомственных им предприятий и организаций. Исходя из этого, считаем, что функции консолидированной системы государственного финансового контроля должны заключаться в следующем:
проведение предварительного, текущего и последующего государственного контроля образования и использования финансовых средств посредством ревизий, проверок и других форм финансового контроля;
организация государственной и муниципальной финансовой контрольной работы на различных уровнях и в различных звеньях финансовой системы;
первостепенное внимание придается бюджетному контролю;
координация контрольной финансовой работы различных министерств и ведомств;
изучение и анализ работы всей системы органов государственного финансового контроля, их воздействие на повышение эффективности социально-экономического развития страны и отдельных регионов;
в случаях необходимости выступление с законодательной инициативой;
- привлечение к ответственности нарушителей финансового законодательства и финансовой дисциплины, а в случае достаточности оснований передачи дела в следственные органы [22, c.134].
Решая проблему организации единой системы государственного финансового контроля, необходимо четко видеть, что при этом могут быть существенные негативные последствия, которые могут перекрыть эффекты от усиления государственного финансового контроля. Поэтому организация единой государственной системы финансового контроля должна также решать и такие важнейшие проблемы развития рыночной экономики, как создание благоприятных условий для активизации предпринимательской деятельности и стимулирование инвестиций.
Дело в том, что мероприятия по усилению государственного финансового контроля не должны помешать активизации предпринимательства и инвестиционной деятельности. Наоборот, они должны осуществляться в направлении усиление гарантии той и другой деятельности.
Наиболее четко государственный контроль должен быть поставлен за формированием доходов и исполнением расходов государственного бюджета – федерального и субъектов Федерации, а также доходов и расходов муниципальных бюджетов. Бюджет взаимодействует с хозяйством – предприятиями, корпорациями. Налоговая база, от которой зависят налоговые поступления в бюджет, его доходы, формируется в реальной экономике созидания материальных и нематериальных благ. Поэтому общегосударственный финансовый контроль не может ограничиться только непосредственно бюджетом. Он в определенных рамках должен охватывать все хозяйство, разные его сферы [21, c.117].
В системе мер, обеспечивающих выход из нынешней непростой экономической ситуации, в которой оказалась наша страна в результате реформ, существенное место принадлежит, с нашей точки зрения, совершенствованию государственного финансового контроля, повышению его действенности.
При этом выработка мер по решению данной проблемы должна, на наш взгляд, осуществляться в единстве (в комплексе) с системой мер по совершенствованию механизма реализации задач финансовой и денежно-кредитной политики государства.
На нынешнем этапе государственный контроль не может быть действенным, поскольку механизм реализации финансовой и денежно-кредитной политики не обеспечивает достижение провозглашаемых ею целей и задач.
Известно, что целью финансовой и денежно-кредитной политики является обеспечение экономического роста, повышение доходов государства и эффективности их использования. В то же время из-за несовершенства механизма осуществления финансовой и денежно-кредитной политики на практике появляются, как справедливо отмечено в основном докладе, «черные дыры», связанные с неэффективным использованием финансовых ресурсов, и которые создают предпосылки для нарушений законодательства в финансовой сфере, коррупции и других злоупотреблений.
В денежно-кредитной политике механизм жесткого регулирования инфляции путем сдерживания денежной массы приводит к отрыву ее от реального сектора экономики.
При внешнем благополучии с инфляцией и ценами происходит постоянный скрытый процесс деформации и разрушения денежно-кредитных отношений за счет использования субъектами хозяйствования бартера и различного рода денежных суррогатов в расчетах (векселей, казначейских налоговых освобождений, расписок, товарных документов и т.п.). При этом бартер и денежные суррогаты являются не только средствами осуществления расчетов, замены реальных денег, но и средством ухода от налогов и воздействия на цены.
По меркам развитых стран для обеспечения нормального процесса обращения объем денежной массы по отношению к ВВП в нашей стране должны быть в 4-5 раз выше, чем он составляет сейчас (примерно 15-16%), а потому неслучайно, что бартер и расчеты с использованием различного рода денежных суррогатов, хотя и несколько сократились в последефолтовский период, однако составляют более трети объемов реализации. По имеющимся оценкам потери бюджета от этого достигают, как минимум, 30-35% его доходной части.
Для устранения этой «черной дыры» меры по повышению действенности финансового контроля должны учитывать проведение такой эмиссионной и кредитной политики, которая бы обеспечивала вытеснение денежных суррогатов из денежного оборота, укрепление курса рубля, создание благоприятных условий для кредитования реального сектора экономики.
Несовершенство институциональных структур, а в ряде важных экономических сфер даже отсутствие их, как это имеет место в сфере обмена предметами потребления (торговле), где институт оптовой торговли полностью разрушен (вместо нескольких десятков оптовых фирм федерального и регионального уровня в настоящее время после приватизации действуют 300 тысяч различных посредников между производителями товаров и розничной торговлей) до крайности обострило противоречие между частными, корпоративными интересами и государственными. Отсутствие в сущности экономического правового механизма согласования указанных интересов при взаимоотношениях хозяйствующих субъектов привело к тому, что в теневом секторе совершается от 50% объема реализации (оборота). Мимо государственного бюджета проходят, по скромным подсчетам, налоги от торговой деятельности до 50 млрд. рублей. Кстати, такое положение характерно и для других экономических секторов.
Для его выправления необходим, на наш взгляд, на федеральном и региональном уровнях комплексный план действий и контроль за его выполнением с подключением исполнительных и контрольных органов власти всех уровней, который бы включал меры первоочередного и перспективного характера по вопросам создания условий и государственной поддержки процессов совершенствования институциональных структур и инфрастуктуры взаимоотношений с товаропроизводителями и финансово-банковской системой, правового, методического, нормативного и информационного обеспечения.
От «контрабандного» производства и оборота алкогольной продукции государство несет огромные потери, недополучает только по акцизам (по данным Минразвития России) до 40 млрд. рублей. Устранение этого «криминала» в значительной степени, если не в решающей, зависит от торговли. Упорядочение товародвижения алкогольной продукции и маркирования, соблюдение требований аккредитации оптовых организаций и осуществление других мер, предусмотренных несколькими постановлениями Правительства РФ, принятых в последние годы по вопросам государственного регулирования в сфере производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции, можно существенно выправить указанное ненормальное положение. Немалую роль в этом могут сыграть и органы государственного и финансового контроля [16, c.109].
Проблемой, возникшей и действующей в результате рассогласованности в действиях органов государственного финансового контроля с механизмом валютного режима, является ежегодная утечка капитала за рубеж до 30 млрд. долл. США. Установление более строгого валютного режима после дефолта 1998 года, в том числе и обязательной продажи экспортерами товаров 75% валютной выручки, в известной мере способствовало укреплению денежного обращения и существенному росту валютного резерва ЦБ России.
Однако появившиеся в последнее время предложения о либерализации (свободе) валютного режима, поддерживаемые и руководством Минфина России, выглядит, мягко говоря, нелогичными и противоречащими закономерностям рыночной экономики. Ведь свобода вывоза долларов, по сути, не лучше утечки капитала.
Закономерности рыночной экономики, действующие в долгосрочной перспективе, требуют, как известно, ориентации курса национальной валюты на паритет покупательной способности к устойчивой зарубежной валюте (в настоящее время курс рубля занижен в 4-5 раз против паритета покупательной способности по отношению к доллару США).
Повышение реального курса рубля — объективное требование развития экономики. При этом экспортеры ориентируются на повышение цен, у производителей появляются стимулы к обеспечению внутреннего спроса и прежде всего к его основной инвестиционной составляющей.
И, конечно, для усиления денежных функций рубля и исходя из потребности страны в инвестициях и средствах для погашения внешнего долга, по нашему мнению необходимо не ослаблять систему обязательной продажи валютной выручки экспортерам, и довести ее постепенно до 100%.
Единство в подходах при выработке системы мер по усилению государственного финансового контроля и системы мер по совершенствованию финансового и денежно-кредитного механизма в названных и других направлениях позволит повысит действенность контроля и ускорить решение задач по выводу экономики из нынешнего кризисного состояния.
2.
Деятельность Счетной палаты
РФ и ее роль в повышении
эффективности использования
2.1 Деятельность Счетной палаты РФ в 2013-2014 г
Счетная палата Российской Федерации – постоянно действующий высший орган внешнего государственного аудита (контроля), подотчетный Федеральному Собранию Российской Федерации. Счетная палата осуществляет свою деятельность на основе принципов законности, эффективности, объективности, независимости, открытости и гласности.
Задачи и функции, возложенные действующим законодательством на Счетную палату, делают ее одним из ключевых элементов системы общественного контроля за расходованием национальных ресурсов, а также инструментом согласования краткосрочных социально-экономических решений, дающих «быстрый эффект», с долгосрочными интересами общества и стратегическими целями общественного развития. Этим определяется миссия Счетной палаты и стратегия ее деятельности.
Миссия Счетной палаты – контроль управления и распоряжения государственными ресурсами в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека [26].
Председатель Счетной палаты назначается на должность Государственной Думой сроком на шесть лет по представлению Президента Российской Федерации. Заместитель Председателя Счетной палаты назначается на должность Советом Федерации сроком на шесть лет по представлению Президента Российской Федерации. Совет Федерации и Государственная Дума назначают по шесть аудиторов Счетной палаты сроком на шесть лет по представлению Президента Российской Федерации.
Одно и то же лицо не может занимать указанные должности более двух сроков подряд.
Далее будут рассмотрены основные направления деятельности Счетной палаты РФ за 2013-2014 г.
Счетная палата принимала участие в совершенствовании бюджетного законодательства. Так, контрольное ведомство способствовало принятию поправок к Бюджетному кодексу Российской Федерации, направленных на формирование новой модели управления государственными финансами, основанной на программно-целевых методах бюджетного планирования.
Вместе с тем, усилия контрольного ведомства были направлены на создание функционирующей единой системы государственного финансового аудита на всей территории страны. В 2000 году была создана Ассоциация контрольно-счетных органов Российской Федерации, а в 2002 году - Союз муниципальных контрольно-счетных органов. Кроме этого, с 1 октября 2011 года вступил в силу федеральный закон «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», который установил общие принципы организации, деятельности, а также основные полномочия контрольно-счетных органов регионов и муниципалитетов на всей территории страны. Достигнутые результаты Счетной палаты в этом направлении заложили основы создания комплексной системы контроля над средствами госбюджета[26].
Счетная палата развивала международное сотрудничество с высшими органами финансового контроля иностранных государств. В период с 2002 по 2005 год Председатель Счетной палаты Российской Федерации исполнял обязанности Президента Европейской организации высших органов финансового контроля (ЕВРОСАИ), региональной организации, входящей в Международную организацию высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ).
С 2007 года Председателю Счетной палаты России было предоставлено место в Управляющем Совете ИНТОСАИ, международной организации, которая объединяет около 190 национальных высших органов финансового контроля. Международный обмен накопленными знаниями в области государственного финансового аудита позволил контрольному ведомству повысить уровень и эффективность проверок в сфере финансового аудита в нашей стране.