Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 20:23, курсовая работа
Основное место в системе государственных финансов занимает государственный бюджет Российской Федерации, который имеет законодательную силу основного финансового плана страны. Через государственный бюджет создаются финансовые ресурсы, которые перераспределяются и используются для целей государственного регулирования социально – экономического развития и реализации финансово – бюджетной политики.
Введение………………………………………………………………………….1
Глава 1. Теоретические основы доходов бюджета государства РФ …………3
1.1. Экономическое содержание доходов бюджета……………………….3
1.2. Налоговые и неналоговые доходы…………………………………....7
1.3. Безвозмездные поступления…………………………………………..11 Глава 2. Анализ доходов консолидированного бюджета РФ……………….13
2.1. Анализ доходов федерального бюджета РФ………………………...13
2. 2. Анализ доходов консолидированного бюджета субъектов РФ…….16
Глава 3. Совершенствование бюджетной политики РФ в области доходов бюджета…………………………………………………………………………20
3.1. Совершенствование государственного финансового контроля……20
3.2. Основные цели и задачи бюджетной политики в части доходов бюджета на 2012 – 2014год……………………………………………………..24
Заключение…………………………………………………………………….....30
Список использованной литературы...…………………………………………32
Консолидированный бюджет РФ – это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. Он включает федеральный бюджет и консолидированный бюджет субъектов РФ: бюджет субъектов РФ (региональный) и местные бюджеты. Составление и разработку прогнозов консолидированного бюджета РФ осуществляет Министерство финансов РФ.
Консолидированные бюджеты не утверждаются органами представительной власти. Они создаются для аналитических целей: источники поступления средств, показатели доходов и расходов.
Использование показателей консолидированных бюджетов РФ:
- при анализе формирования
доходов и использование
- для разработки экономического
и социального развития
- для финансового планирования,
состояние баланса при
- для отчислений федеральных и региональных налогов в бюджеты субъектов РФ и местных органов;
- при определение степени
финансовых ресурсов, отражаемых
в федеральном бюджете
Федеральный бюджет является основным финансовым планом государства, утверждаемым Федеральным собранием (принимается Государственной думой и одобряется Советом Федерации) и имеющим статус федерального закона. Через федеральный бюджет мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для последующего их перераспределения и использования для целей государственного регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России.
Средства федерального бюджета являются важным источником финансирования развития экономики, укрепление обороноспособности государства, научно – технического прогресса, содержания государственных органов управления, образования, развитие разных видов деятельности в производственной и непроизводственной сферах, развития искусства, культуры, средств массовой информации.
Доходы федерального бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном порядке согласно налоговому и бюджетному кодексу РФ в распоряжение федеральных органов государственно власти РФ.
Региональные бюджеты РФ. В БК РФ бюджеты республик, краев, областей, автономных образований называются бюджетами субъектов РФ (региональными). В состав региональных бюджетов РФ входят 21 республика, 55 краевых и областных бюджетов, а бюджета автономных округов, 1 бюджет автономной области и 2 бюджета городов федерального назначения: Москва и Санкт-Петербург.
С помощью региональных бюджетов государство осуществляет выравнивание уровней экономического и социального развития территорий, которые в результате исторических, географических, военных и других условий отстали в своем экономическом и социальном развитии от других районов страны. Для преодоления такой отсталости разрабатываются региональные программы, финансируемые из региональных бюджетов.
Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти субъектов РФ.
Местные бюджеты РФ. Местными бюджетами РФ являются бюджеты муниципальных районов, городских округов, городских и сельских поселений. В РФ насчитывается 29000 местных бюджетов.
Местные бюджеты - один из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства. Через них общественные фонды потребления распределяются между отдельными группами населения. Из этих бюджетов в известной мере финансируется и развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной и пищевой промышленности, коммунального хозяйства, объем продукции, и услуги которых также являются важным компонентом обеспечения жизнедеятельности населения.
Доходы всех уровней бюджетной
системы состоят из налоговых
и неналоговых доходов и
Налоги являются главным
методом перераспределения
Вторым по своему финансовому значению доходом бюджета являются неналоговые доходы. Так же как и другие платежи в бюджет, неналоговые доходы устанавливаются высшими органами законодательной государственной власти и органами государственного управления Российской Федерации.
Неналоговые доходы имеют характерные черты , отличающие их от налоговых поступлений:
В группу неналоговых доходов включаются довольно разнородные платежи, получение которых бюджетом имеет различные основания. Всех их объединяет тот факт, что они не являются налогами.
К третьей группе доходов
бюджета относятся
Решающее значение в формировании доходов бюджета играют налоги. Налоги – обязательный индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц. Исторически их возникновение относится к периоду разделения общества на социальные группы и появления государства.
Государство без налогов
существовать не может, поскольку они
- главный метод мобилизации
Налоги, участвуя в перераспределении новой стоимости национального дохода, выступают частью единого процесса воспроизводства, специфической формой производственных отношений, которые формируют их общественное содержание. Общественное содержание налогов дает возможность проникнуть в их глубинную сущность, раскрыть внутреннюю природу и эволюцию, важнейшие признаки и особенности, а также механизм воздействия налогов на производственные отношения в обществе. Налоги как часть распределительных отношений общества отражают закономерности производства.
Кроме общественного содержания,
налоги имеют материальную основу,
т. е. представляют собой реальную сумму
денежных средств общества, мобилизуемую
государством. При перераспределении
национального дохода налоги обеспечивают
органы государственной власти частью
новой стоимости в денежной форме.
Эта часть национального
К налоговым доходам относятся федеральные налоги и сборы (на уровне России), региональные налоги и сборы (на уровне субъектов РФ), местные налоги и сборы (на уровне местного органа самоуправления), предусмотренные в налоговом законодательстве Российской Федерации.
В зависимости от способа
взимания налоги делятся на прямые,
взимаемые непосредственно с
доходов или имущества
На таблице 1 представлены следующие виды налогов по категория, согласно настоящему НК РФ (глава 2).
Полностью в федеральный бюджет поступают таможенные пошлины, а также платежи за пользование природными ресурсами. Акцизы, налог на прибыль предприятий и организаций, налог на доходы физических лиц - это регулирующие доходы, процентные отчисления которых направляются также в бюджеты субъектов Федерации и в местные бюджеты. Налоговые доходы составляют более 80% всех доходов федерального бюджета.
Таблица 1
Классификация налогов Российской Федерации
Федеральные налоги и сборы |
Региональные налоги и сборы |
Местные налоги и сборы |
1.Налог на добавленную стоимость (НДС) 2.Акцизы 3.Налог на прибыль организаций 4.Налог на доходы физических лиц 5.Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) 6.Водный налог 7.Сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов 8.Таможенные пошлины |
1.Налог на имущество организаций 2.Транспортный налог 3.Налог на игорный бизнес |
1.Налог на имущество 2.Земельный налог |
Важнейшее значение принадлежит налогу на добавленную стоимость (НДС), обеспечивающему чуть более 40% всех доходов бюджета. С фискальной точки зрения это исключительно эффективный налог. Принципиальное отличие НДС от налога с оборота и других форм универсального акциза состоит в том, что на каждой стадии производства и реализации товара (работ, услуг) выделяется добавленная стоимость.
Акцизы также взимаются через цены товаров и услуг. Объектом обложения акцизами выступают как объём, так и стоимость реализованных подакцизных товаров (спирт этиловый из всех видов сырья, спиртосодержащая продукция (лечебно-профилактические средства, препараты ветеринарного предназначения, парфюмерно-косметическая продукция, товары бытовой химии в аэрозольной упаковке), алкогольная продукция, пиво, табачная продукция, ювелирные изделия, легковые автомобили и мотоциклы, автомобильный бензин, дизтопливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных двигателей, минеральное сырьё (нефть и стабильный газовый конденсат, природный газ)) в зависимости от установленных в отношении этих товаров налоговых ставок.
Большие поступления обеспечивают акцизы на алкогольную продукцию, нефть и газ.
Таможенные пошлины действуют на основе Закона РСФСР “Об основах налоговой системы РФ” (декабрь 1991г.) и Таможенного кодекса РФ, принятого в середине июня 1993г. Вопросы таможенного обложения решаются Государственным таможенным комитетом РФ. Таможенные пошлины в России взимаются в соответствии с таможенным тарифом, введённым с 1 июля 1993г. в соответствии с Законом РФ «О таможенном тарифе»(с последующими изменениями).
Что касается прямых
налогов, то в России важное
значение принадлежит налогу
на прибыль предприятий и
Неналоговые доходы бюджетов разных уровней имеют существенные отличия от налоговых поступлений. Порядок их установления, исчисления и взимания регламентируется комплексом нормативных документов. Например, порядок перечисления средств, получаемых в порядке приватизации государственного или муниципального имущества, определяется законодательством Российской Федерации о приватизации, а взимание отдельных санкций - Гражданским и Уголовным кодексами Российской Федерации. Неналоговые доходы могут носить обязательный и необязательный характер, взиматься на добровольной и принудительной основах. У них не определены конкретные ставки, сроки уплаты, льготы и другие чисто налоговые элементы.
В структуре неналоговых
доходов федерального бюджета Российской
Федерации наибольшую долю составляют
доходы от внешнеэкономической
Резервом роста неналоговых доходов является увеличение доходов от имущества, находящегося в собственности государства, в частности, в виде дивидендов по акциям, от сдачи в аренду объектов недвижимости.
К неналоговым доходам относятся доходы от имущества, находящегося в федеральной собственности, от его продажи, доходы от реализации государственных запасов, доходы от продажи земли и нематериальных активов, поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников, административные платежи и сборы, штрафные санкции, возмещение ущерба, доходы от внешнеэкономической деятельности, прочие неналоговые доходы, а так же безвозмездные перечисления ( нерезидентов и бюджетов других уровней, государственных внебюджетных фондов, государственных организаций, наднациональных организаций, средства передаваемые в целевые бюджетные фонды), доходы целевых бюджетных фондов.
Согласно Бюджетному кодексу РФ в доходы бюджетов всех уровней могут осуществляться безвозмездные перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств. Кроме того, эта статья неналоговых доходов может включать безвозмездные перечисления по взаимным расчетам. К безвозмездным поступлениям относятся межбюджетные трансферты и добровольные пожертвования.
По источникам поступления безвозмездные перечисления могут быть от:
Информация о работе Доходы государственного бюджетв РФ. Особенности их формирования в условиях рынка