Доходы государственного бюджетв РФ. Особенности их формирования в условиях рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 20:23, курсовая работа

Описание работы

Основное место в системе государственных финансов занимает государственный бюджет Российской Федерации, который имеет законодательную силу основного финансового плана страны. Через государственный бюджет создаются финансовые ресурсы, которые перераспределяются и используются для целей государственного регулирования социально – экономического развития и реализации финансово – бюджетной политики.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….1
Глава 1. Теоретические основы доходов бюджета государства РФ …………3
1.1. Экономическое содержание доходов бюджета……………………….3
1.2. Налоговые и неналоговые доходы…………………………………....7
1.3. Безвозмездные поступления…………………………………………..11 Глава 2. Анализ доходов консолидированного бюджета РФ……………….13
2.1. Анализ доходов федерального бюджета РФ………………………...13
2. 2. Анализ доходов консолидированного бюджета субъектов РФ…….16
Глава 3. Совершенствование бюджетной политики РФ в области доходов бюджета…………………………………………………………………………20
3.1. Совершенствование государственного финансового контроля……20
3.2. Основные цели и задачи бюджетной политики в части доходов бюджета на 2012 – 2014год……………………………………………………..24
Заключение…………………………………………………………………….....30
Список использованной литературы...…………………………………………32

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 86.61 Кб (Скачать файл)

 

Доля доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в доходах консолидированного бюджета Российской Федерации без учета трансфертов из федерального бюджета составит в 2012 году 36,7%, в 2013 году – 36,5%, в 2014 году – 36,6%. Основная часть прогнозируемых доходов (около 90%) будет обеспечена поступлениями по таможенным пошлинам (34-37%), налогу на добавленную стоимость (32-35%), налогу на добычу полезных ископаемых (17%) и налогу на прибыль организаций (3%).

Сокращение доли консолидированных  бюджетов субъектов Российской Федерации  в доходах (после получения межбюджетных трансфертов) и расходах в основном объясняется снижением объемов  межбюджетных трансфертов субъектам  Российской Федерации из федерального бюджета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3.СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ РФ В ОБЛАСТИ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА

3.1.Совершенствование  государственного финансового контроля

На современном этапе  развитие экономики России обусловлено  заметным уровнем укрепления государственной  власти, повышением роли государства  в управлении экономикой, усилением  борьбы с правонарушение в сфере  финансово-экономических отношений. В связи с этими тенденциями важнейшую роль и значение в управлении финансами играет государственный финансовый контроль. Адекватная система государственного финансового контроля является одной из важных условий успеха экономических реформ и борьбы с коррупцией и правонарушением в экономической сфере.

Объектами финансового контроля являются денежные отношения, связанные  с распределением и перераспределение 

Согласно Бюджетному кодексу  РФ, финансовый контроль в бюджетной  области осуществляют высшие органы государственной власти и государственного управления – Министерство финансов РФ; Федеральное казначейство; Счетная палата.

Основные задачи финансового контроля проявляются в реализации успешных бюджетных реформ государства, соблюдении эффективного использования бюджетных финансовых средств по назначению во всех сферах экономической деятельности. Так же он заключается в проверке деятельности участников бюджетного процесса и органов управления с точки зрения соблюдения законности.

Для исполнения этих целей требуется проведения ряда комплекса мероприятий по совершенствованию  государственного финансового контроля Российской Федерации по соответствующим  направлениям:

- создание единой системы органов финансового контроля и механизма их взаимодействия

-  формирование нормативно – правовой базы и методической базы эффективного использования бюджетных средств

-  повышение роли государственного финансового контроля в сфере обеспечения финансовой безопасности государства

Создание единой системы  органов финансового контроля и  механизма

их взаимодействия.

Одно из направлений совершенствования  государственного финансового контроля в Российской Федерации является построение единой финансовой системы  государственного контроля. Системный  подход к организации данного  контроля, предполагает определение  его роли и места в системе  контроля, осуществляемого государством, а также формирование концептуальных основ.

Для этого следует:

- привести теоретическую и методологическую базу согласно современными условиями;

- развивать нормативно – правовые основы государственного финансового контроля и уточнить концептуальные основы;

-    сформировать систему кадрового обеспечения, путем взаимодействия с высшими профильными профессиональными образовательными учреждениями;

-    организовать адекватную информационную инфраструктуру;

-   реформировать организационную структуру и изменить распределение функций и сфер деятельности органов государственного финансового контроля.

Формирование нормативно – правовой базы и методической базы эффективного использования бюджетных  средств.

Важнейшим направлением деятельности высших органов государственного контроля финансов в Российской Федерации является контроль за эффективностью использования государственных средств и государственной собственности (аудит эффективности). Учитывая тот факт, что важнейшим направлением реформирования бюджетного процесса сегодня является повышение эффективности бюджетных расходов, значение внедрения в практическую деятельность органов государственного финансового контроля аудита эффективности трудно переоценить.

Этот факт предопределяет направления дальнейшего совершенствования  системы государственного финансового  контроля, ориентируя контрольно-счетные  органы не только на проверки целевого использования бюджетных и внебюджетных средств, законности принимаемых органами исполнительной власти или отдельными должностными лицами управленческих решений, но и на анализ их деятельности с  позиций ее эффективности и результативности.

В настоящем действующем  законодательстве существуют нормативно- - правовые акты о органах государственного финансового контроля, но они носят скорее локальный характер. Так как создание некоторых контрольных органов в стране происходило стихийно, то соответственно для улучшения нормативно – правовой базы необходимо изменить структуры и назначения органов государственного финансового контроля. Для этого следует:

-  разработать четкие принципы, цели, задачи ГФК

-  создать организационную структуру ГФК

- определить источники права и уровни нормативно – правового регулирования

-  определить основные взаимодействия нормативно – правовых актов с другими отраслями права

Так же необходимо учесть при  создании нормативно – правовой базы, что подписанные акты не должны иметь  противоречий; четко определены вопросы, которые рассматривает уровни нормативного регулирования в государственном  финансовом контроле; определены четкие обязанности применения, порядка  разработки и согласования нормативно – правовых актов.

Повышение роли государственного финансового контроля в сфере  обеспечения финансовой безопасности государства.

Одними из основных причин, тормозящих усилия органов государственной власти по созданию конкурентоспособной экономики, ориентированной на создание стабильного экономического роста, повышение уровня жизни населения, развития государств и общества, их защищенности от экономических угроз, является нестабильность финансовой системы России. Возросшие экономические возможности позволяют сегодня направлять дополнительные финансовые ресурсы в социальную сферу; значительных финансовых затрат требует реализация национальных проектов. В то же время реалии современной российской действительности демонстрируют провалы в реализации усилий государства, что связано, в первую очередь с высоким уровнем экономической преступности, недопустимо опасным уровнем коррумпированности органов государственной власти всех уровней, наличием и возрастанием различных угроз финансовой стабильности государства в целом

В связи с этим проблемы, связанные с необходимостью создания государственного правового механизма  обеспечения финансовой безопасности, с повышением результативности деятельности органов государственного финансового  контроля в сфере финансовой безопасности, требуют незамедлительного решения.

В результате проведение всех этих мероприятий по совершенствованию  государственного финансового контроля можно достичь правопорядка в  осуществлении финансовой деятельности. Это является необходимым условием принятия правильных управленческих решений.

Так же заметим, что финансовый контроль со стороны государства  способствует реализации финансовой политики страны и создает условия финансовой стабилизации. Прежде всего, эта разработка и утверждение, исполнение бюджета всех уровней, а также обеспечение контроля за государственными организациями финансовой деятельности, банков, корпораций. В негосударственной сфере экономики, финансовый контроль следит лишь за сферой денежных обязательств перед государством.

 

3.2. Цели и задачи бюджетной политики в части доходов бюджета на 2012 – 2014 год

Бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является одним из основных инструментов экономической политики государства.

Согласно бюджетному посланию Президента Российской Федерации «О бюджетной политике на 2012 год  и  плановый период 2013-2014 годов» прогнозируется закрепление начавшегося в 2010 году экономического роста, преодоление последствий кризиса 2008–2009 годов, восстановление и превышение значений показателей, достигнутых накануне кризиса. Так же в Бюджетном послании подчеркнута необходимость формирования новой модели экономического роста, для этого нужно создать долгосрочную сбалансированную и устойчивую бюджетную систему.

Основные параметры федерального бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов сформированы на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2012-2014 годы и соответствуют основным положениям Бюджетного послания, в том числе  о необходимости последовательного  сокращения размера дефицита федерального бюджета.

Основными направлениями работы по децентрализации полномочий должны стать подготовка и реализация предложений по передаче субъектам Российской Федерации федеральных государственных учреждений в сферах образования, здравоохранения, культуры, сельского хозяйства, оптимизации субсидий региональным бюджетам, в том числе – их консолидация в рамках государственных программ Российской Федерации и повышение доли субсидий, распределяемых непосредственно федеральным законом о федеральном бюджете, стимулированию субъектов Российской Федерации по наращиванию налогового потенциала, сокращению предоставления кредитов субъектам Федерации.  

 Федеральный бюджет  на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов должен стать бюджетом, посредством которого решаются задачи выхода на траекторию устойчивого посткризисного развития, сокращения дефицита, снижения зависимости от конъюнктурных доходов, создания условий для развития и модернизации экономики, повышения уровня и качества жизни, укрепления обороноспособности и безопасности, повышения эффективности и прозрачности государственного управления в условиях снижения зависимости от конъюнктурных доходов и сокращения дефицита.

При формировании федерального бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов будут созданы  определенные предпосылки для снижения зависимости федерального бюджета  от конъюнктурных доходов и подготовки к введению фискальных правил, но в  целом для решения этой задачи необходимо будет подготовить и  реализовать дополнительные меры в  следующем бюджетном цикле.

В 2012-2014 годах  предполагается снижение доходов федерального бюджета с 21,0% к ВВП в 2011 году до 20,1 % в 2012 году, с дальнейшим снижением к 2014 году до 19,4% к ВВП. Такая динамика обусловлена снижением нефтегазовых доходов федерального бюджета с 10,5% к ВВП в 2011 году до 8,4% к ВВП в 2014 году, при этом ненефтегазовые доходы увеличиваются по сравнению с 2011 годом на 0,4% к ВВП и в 2014 году достигают 11,0% к ВВП.

Снижение прогнозируемого  поступления нефтегазовых доходов  в процентах к ВВП в 2012-2014 годах  обусловлено более низкими темпами  роста цены на нефть марки «Юралс», курса доллара США по отношению  к рублю, налогооблагаемых объемов  добычи углеводородного сырья и  экспорта нефти и нефтепродуктов по сравнению с темпами роста  ВВП.

Увеличение ненефтегазовых доходов федерального бюджета к  ВВП в 2012-2014 годах по отношению  к 2011 году связано, в основном, с прогнозируемым увеличением поступлений по налогу на добавленную стоимость и акцизам.

Рост поступления акцизов  по подакцизным товарам обусловлен планируемым внесением изменений  в бюджетное законодательство в  части установления норматива зачисления в доходы федерального бюджета акцизов  на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9% в  размере 60 процентов (в рамках сбалансированного  предложения в связи с переводом  полиции на финансовое обеспечение  за счет средств федерального бюджета).

Доходы от уплаты акцизов  на автомобильный и прямогонный  бензин, дизельное топливо для  дизельных и карбюраторных двигателей подлежат зачислению в федеральный бюджет на 2012 год по нормативу 23%, а в 2013 по нормативу 28%; в бюджеты субъектов РФ на 2012 и 2013 годы соответственно 77% и 72%.

В 2012-2014 годах планируется  перейти к восстановлению использованных в период кризиса средств  Резервного фонда  и его пополнению за счет дополнительных нефтегазовых доходов, однако в процентах к ВВП его объем будет снижаться.

Средства Фонда национального  благосостояния в 2012-2014 годах планируется  использовать в объеме, равном софинансированию формирования пенсионных накоплений граждан.

Прогноз доходов федерального бюджета на 2012-2014 годы  рассчитан  на основе сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации  и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов, одобренных Правительством Российской Федерации 21 апреля 2011 года.

Основная часть прогнозируемых доходов (около 90%) будет обеспечена поступлениями по таможенным пошлинам (34-37%), налогу на добавленную стоимость (32-35%), налогу на добычу полезных ископаемых (17%) и налогу на прибыль организаций (3%).

Информация о работе Доходы государственного бюджетв РФ. Особенности их формирования в условиях рынка