Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 20:23, курсовая работа
Основное место в системе государственных финансов занимает государственный бюджет Российской Федерации, который имеет законодательную силу основного финансового плана страны. Через государственный бюджет создаются финансовые ресурсы, которые перераспределяются и используются для целей государственного регулирования социально – экономического развития и реализации финансово – бюджетной политики.
Введение………………………………………………………………………….1
Глава 1. Теоретические основы доходов бюджета государства РФ …………3
1.1. Экономическое содержание доходов бюджета……………………….3
1.2. Налоговые и неналоговые доходы…………………………………....7
1.3. Безвозмездные поступления…………………………………………..11 Глава 2. Анализ доходов консолидированного бюджета РФ……………….13
2.1. Анализ доходов федерального бюджета РФ………………………...13
2. 2. Анализ доходов консолидированного бюджета субъектов РФ…….16
Глава 3. Совершенствование бюджетной политики РФ в области доходов бюджета…………………………………………………………………………20
3.1. Совершенствование государственного финансового контроля……20
3.2. Основные цели и задачи бюджетной политики в части доходов бюджета на 2012 – 2014год……………………………………………………..24
Заключение…………………………………………………………………….....30
Список использованной литературы...…………………………………………32
Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы могут быть в форме дотаций, субвенций, субсидий, средств по взаиморасчетам. Трактовка этих поступлений представлена в таблице 2.
Таблица 2
Дотации, субвенции, субсидии, трансферты
Трактовка в российской практике |
Трактовка в международной практике | |
Дотации |
бюджетные средства, предоставляемые
бюджету другого уровня бюджетной
системы РФ на безвозмездной и
безвозвратной основах для |
бюджетные средства, передаваемые физическим или юридическим лицам на безвозмездной основе |
Субсидии |
бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов |
бюджетные средства, передаваемые юридическим лицам с целью уменьшения издержек на производство товаров и услуг |
Субвенции |
бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов |
финансовая помощь из государственного бюджета |
Трансферты |
средства, передаваемые в бюджеты нижестоящего территориального уровня из фонда финансовой поддержки регионов, в котором доля каждого субъекта РФ нуждающегося в финансовой помощи устанавливается расчетным путем. |
любые безвозмездные платежи |
ГЛАВА 2. Анализ доходов консолидированного бюджета РФ
2.1. Анализ федерального бюджета РФ
Благодаря высоким ценам на нефть и осторожной фискальной политики 2011 год для российской экономики оказался «профицитным». Рост ВВП в России в 2011 году составил 4,2% и составил 54,4 трлн.рублей, что на 20,6% больше по сравнению с 2010 годом. 2011 год закончился с профицитом в размере 416,5 трлн.рублей.
Как было выше сказано консолидированный бюджет РФ состоит из федерального бюджета и консолидированного бюджета субъектов РФ. Рассмотрим структуру и состав доходов федерального бюджета.
Таблица 2
Состав и структура федерального бюджета за 2011 год
Наименование показателя |
Поступило в федеральный бюджет(млрд.руб) |
%, к итогу |
Доходы – всего |
11 366 |
100 |
Налоговые поступления |
5 979,5 |
52,6 |
Налог на прибыль |
342,6 |
3 |
НДС на товары: - реализуемые на территории РФ - ввозимые на территорию РФ |
1 753,2 1 497,2 |
15,4 13,2 |
Акцизы |
231,8 |
2 |
НДПИ |
2 007,6 |
17,7 |
Государственная пошлина |
65,7 |
0,6 |
Водный налог |
3,9 |
0, 03 |
Прочие налоговые доходы |
35,5 |
0,3 |
Неналоговые доходы – всего: |
5 345 |
47 |
Доход от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности |
380,1 |
3,3 |
Внешнеэкономическая деятельность |
4 664,7 |
41 |
Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства |
153,5 |
1,3 |
Таможенные пошлины и сборы |
3 712,5 |
32,7 |
Штрафы, санкции, возмещение ущерба |
22,9 |
0,2 |
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов |
22,5 |
0,19 |
Административные платежи и сборы |
6,8 |
0,06 |
Таблица 2
Состав и структура федерального бюджета за 2011 год (продолжение)
Прочие неналоговые доходы |
18,910 |
0,16 |
Безвозмездные поступления |
0,15 |
0,4 |
Доходную часть федерального бюджета составляют налоговые и неналоговые поступления, а также безвозмездные поступления.
Налоговые доходы формировались за счет поступления НДС (54,3 %) и НДПИ (33,6 %).
Увеличение поступления НДПИ в 2011 году по сравнению с 2010 годом в 1,5 раза обусловлено ростом мировых цен (в 2011 году средняя цена на нефть марки «Юралс» составила 109,3 доллара США за баррель против 78,2 доллара США за баррель в 2010 году).
В общем объеме поступлений акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, основная доля приходится на акцизы на табачную продукцию (60,2 %). По сравнению с 2010 годом указанные доходы увеличились в 1,3 раза, что в значительной мере обусловлено индексацией специфических ставок акцизов на табачную продукцию и ростом потребительских цен на нее. Так, специфические ставки акцизов на сигареты с фильтром с 1 января 2011 года были увеличены на 37 % к уровню 2010 года, на сигареты без фильтра – в 2 раза.
Увеличение поступления НДС на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, и акцизов по подакцизным товарам (продукции), ввозимым на территорию Российской Федерации, в 2011 году по сравнению с 2010 годом соответственно в 1,3 раза и в 1,5 раза обусловлено в основном ростом объемов импорта.
Основную часть неналоговых доходов в 2011 году составили поступления от внешнеэкономической деятельности составили 4 664,7 млрд.рублей, что на 44,5% больше по сравнению с 2010 годом, прежде всего от уплаты таможенных пошлин (69,5 %).
Поступление ввозных таможенных пошлин составило 2 186,0 млн. рублей, что на 8,3 % превышает соответствующий показатель уточненного прогноза на год.
Поступление вывозных таможенных пошлин в 2011 году на 3,8 % превысило соответствующий показатель уточненного прогноза на год, что обусловлено улучшением внешнеэкономической конъюнктуры, прежде всего ростом мировой цены на нефть. Увеличение поступления прочих вывозных таможенных пошлин в 2011 году в 1,5 раза по сравнению с 2010 годом в значительной степени связано с ростом объемов экспорта.
Платежи за пользовании природными ресурсами принесли 2 046,9 млрд.рублей, это на 45,3% больше относительно 2010 года.
Доход от налогов на ввозимые товары и услуги на территорию РФ составил 1 543,8 млрд.рублей, это на 28,7% выше по сравнению с 2010 годом.
Всего поступлений, администрируемых ФНС, в 2011 году в федеральный бюджет поступило 5 979,5 млрд.рублей, что на 39,7% больше, чем в 2010 году.
Основные поступления в федеральный бюджет подразделяются так же нефтегазовые и ненефтегазовые доходы. В ниже приведенной таблице показаны доходы федерального бюджета за счет нефтегазовых и ненефтегазовых поступлений. Нефтегазовые доходы в 2011 году увеличились на 49,7% относительно 2010 года, а ненефтегазовые составили увеличение на 25,9%.
На 2012 год планируется увеличение доходов за счет ненефтегазовых поступлений на 10,2% относительно 2011 года, а нефтегазовые доходы уменьшатся на 2,8%.
Таблица 3
Динамика нефтегазовых и ненефтегазовых доходов
Показатель |
2010 (оценка) |
2011 (оценка) |
2012 (проект) |
2013 (проект) |
2014 (проект) |
Доходы, всего |
8 305,4 |
11 366,0 |
11 779,9 |
12 705,9 |
14 091,8 |
Таблица 3
Динамика нефтегазовых и ненефтегазовых доходов (продолжение)
В том числе: |
|||||
нефтегазовые |
3 830,7 |
5734,0 |
5 574,9 |
5 645,8 |
6 127,2 |
ненефтегазовые |
4 474,7 |
5 632,0 |
6 205,0 |
7 060,1 |
7 964,6 |
Снижение прогнозируемого
поступления нефтегазовых доходов
обусловлено более низкими
Увеличение ненефтегазовых
доходов федерального бюджета к
ВВП в 2012-2014 годах по отношению
к 2011 году связано, в основном, с прогнозируемым
увеличением поступлений по налогу
на добавленную стоимость и
Таким образом.такой подход обеспечивает сокращение дефицита федерального бюджета, некоторое сокращение ненефтегазового дефицита и сбережение части нефтегазовых доходов в Резервном фонде, однако цена на нефть, обеспечивающая сбалансированность федерального бюджета, будет расти.
2.1. Анализ доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ
Бюджетные поступления в консолидированные бюджеты субъектов РФ в 2011 возросли по сравнению с 2010 годом. Рассмотрит структуру доходов консолидированного бюджета субъектов РФ. Формирование доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2011 году на 88% обеспечили налог на прибыль - 37%, НДФЛ - 38% и имущественные налоги - 13%. По сравнению с 2010 годом совокупная доля указанных налогов не изменилась.
Таблица 4
Структура доходов консолидированного бюджета субъектов РФ
Показатели |
Поступило в консолидированный бюджет субъектов РФ, млрд.руб. |
%, к итогу |
Всего доходов: |
7 643,9 |
100 |
Налог на прибыль организации |
1 927,9 |
25,2 |
Налог на доходы физических лиц |
1 995,8 |
26,1 |
НДС, на товары реализуемые на территории РФ |
0,34 |
0,01 |
Акцизы |
372,1 |
4,9 |
Налог на совокупный доход |
215,2 |
2,8 |
Налог на имущество организаций |
678,03 |
8,5 |
НДПИ |
34,97 |
0,5 |
Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации |
1664,04 |
21,8 |
Прочие |
775,46 |
10,1 |
Рисунок 2
Динамика поступлений основных налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2010–2011 гг.
Поступления налога на прибыль
организаций в
Из общей суммы поступления в федеральный бюджет составили 342,6 млрд. рублей (15%), в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации – 1 927,7 млрд. рублей (85%). В 2010 году указанное соотношение составляло 14% и 86% соответственно.
Налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в федеральный бюджет в 2011 году поступило 1 753,2 млрд. рублей, что на 31,9% больше, чем в 2010 году. (Рис. 2)
Налога на добавленную
стоимость на товары, ввозимые на территорию
Российской Федерации, в федеральный
бюджет в 2011 году поступило 91,7 млрд. рублей,
или в 1,7 раза больше, чем в 2010 году,
что связано с
Поступления по сводной группе акцизов в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2011 году составили 603,9 млрд. рублей, или на 36,8% больше, чем в 2010 году. (Рис. 2)
Из общей суммы 2011 года поступления в федеральный бюджет составили 231,8 млрд. рублей (38%), в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации – 372,1 млрд. рублей (62%).
Налога на добычу полезных ископаемых в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2011 году поступило 2 042,5 млрд. рублей, или на 45,2% больше, чем в 2010 году, что обусловлено ростом цены на нефть (с 76,7$ в декабре 2009 года –ноябре 2010 года до 108,0$ в декабре 2010 года – ноябре 2011 года, или на 40,8%). (Рис. 3)
Имущественных налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2011 году поступило 678,0 млрд. рублей, что на 7,9% больше, чем в 2010 году. (Рис. 2)
Незначительный рост имущественных налогов в 2011 году обусловлен снижением поступлений налога на имущество физических лиц в связи с изменением сроков его уплаты.
Налога на имущество физических лиц в 2011 году поступило 4,9 млрд. рублей, или в 3,2 раза меньше, чем в 2010 году.
Снижение поступлений обусловлено изменением с 01.01.2011 срока уплаты налога на имущество физических лиц. Поступления налога на имущество физических лиц в 2011 году в основном являются переходящими платежами по итогам перерасчетов налоговых обязательств за 2010 год. Уплата налога за 2011 год будет производиться не позднее 1 ноября 2012 года.
Налога на имущество организаций
в 2011 году поступило 467,5 млрд. рублей (69%
общей суммы поступлений
Транспортного налога в 2011 году поступило 83,2 млрд. рублей (12% общей суммы поступлений имущественных налогов), что на 10,0% больше, чем в 2010 году.
Поступления земельного налога в 2011 году составили 122,2 млрд. рублей (18% всех поступлений имущественных налогов) и выросли относительно 2010 года на 5,9%.
Таблица 5
Оценка исполнения консолидированных бюджетов
субъектов
Российской Федерации в 2012-
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год | |||||
оценка |
в %% к преды-дущему году |
прогноз |
в %% к преды-дущему году |
прогноз |
в %% к преды-дущему году |
прогноз |
в %% к преды-дущему году | |
Доходы, всего |
7 025,8 |
107,5 |
7 295,4 |
103,8 |
7 746,4 |
106,2 |
8 277,1 |
106,9 |
в том числе: |
||||||||
налоговые и неналоговые доходы |
5 682,5 |
114,1 |
6 160,5 |
108,4 |
6 729,9 |
109,2 |
7 312,5 |
108,7 |
межбюджетные трансферты из бюджетов других уровней |
1 343,3 |
97,5 |
1 134,9 |
84,5 |
1 016,5 |
89,6 |
964,7 |
94,9 |
Расходы, всего |
7 081,9 |
106,8 |
7 516,7 |
106,1 |
7 942,7 |
105,7 |
8 425,9 |
106,1 |
Дефицит |
-56,1 |
-221,3 |
-196,3 |
-148,8 |
Информация о работе Доходы государственного бюджетв РФ. Особенности их формирования в условиях рынка