Естественные монополии в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2015 в 10:43, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение поведения различных российских естественных монополий как неотъемлемой и важной части экономики страны, а также определение направлений регулирования этих структур, эффективности данного регулирования.

Содержание работы

стр
Введение
3
Глава 1 Теоретические основы функционирования естественных монополий

Монополии и их виды. Естественные монополии: понятие и особенности их функционирования
5
1.2 Место и роль естественных монополий в экономике
13
1.3 Зарубежный опыт регулирования поведения естественных монополий
16
Глава 2 Естественные монополии в современной России

2.1 Особенности развития и эффективность монополий в российской экономике
19
2.2 Государственное регулирование естественных монополий в современной российской экономике
24
Заключение
34
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

моя курсовая.docx

— 97.56 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

Содержание

 

стр

Введение

3

Глава 1 Теоретические основы функционирования естественных монополий

 
    1.  Монополии и их виды. Естественные монополии: понятие и особенности их функционирования

5

1.2 Место и роль естественных монополий в экономике

13

1.3 Зарубежный опыт регулирования поведения естественных монополий

16

Глава 2 Естественные монополии в современной России

 

2.1 Особенности развития и эффективность монополий в российской экономике

19

2.2 Государственное регулирование естественных монополий в современной российской экономике

24

Заключение

34

Список использованной литературы

37


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В экономической системе иногда возникают ситуации, когда такая форма структуры рынка как монополия, является более эффективной, чем конкуренция. Такой случай получил название естественной монополии, т.е. случая, когда одна фирма может осуществлять выпуск товара, достаточный для обеспечения всего рынка, с более низкими издержками, чем смогли бы две или более фирм. В этом утверждение заложено противоречие. С одной стороны, признается существование таких товаров, производство которых наиболее эффективно в условиях монопольного рынка, а, с другой стороны, - в отсутствии конкуренции единственный производитель может злоупотреблять своим положением на рынке с целью максимизации своей прибыли. Разрешение данного противоречия, хотя бы частичное, является одной из целей государственной экономической политики.

Ряд отраслей, такие, как газовая промышленность, железнодорожный транспорт и некоторые другие, характеризуются высокой степенью монополизации производства и сбыта, а также трудностями в обеспечении потребителям свободы выбора между различными поставщиками товаров. Эти отрасли и включают в себя естественно монопольные сегменты. А по мнению общественности, выражаемому в средствах СМИ, и объективным аналитическим и статистическим данным, поведение данных структур сегодня далеко от теоретических канонов, а их работа малоэффективна.

Сферы естественных монополий подвижны. Они то расширяются, то сужаются, то ликвидируются вовсе в зависимости от природных факторов (например, наличия или отсутствия, увеличение или уменьшения разведанных полезных ископаемых и иных природных богатств), от спроса на товары и иных причин. Общая направленность реформ лежит в отделении монопольных видов деятельности от потенциально конкурентных, изменении ценовой и тарифной политики предприятий монополистов.

Таким образом, тема регулирования и реформирования естественных монополий особенно актуальна в России, так как законодательная база в этой области слабо проработана, все еще меняется, и для создания нормального и функционирования товарного рынка необходимо учесть фактор естественных монополий. Регулированию субъектов естественных монополий уделяется большое внимание в разных странах и в России в частности.

Целью курсовой работы является изучение поведения различных российских естественных монополий как неотъемлемой и важной части экономики страны, а также определение направлений регулирования этих структур, эффективности данного регулирования.

Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

  1. выделить важные характеристики естественных монополий;
  2. описать основные теории поведений  естественных монополий;
  3. оценить значение естественных монополий для экономики страны;
  4. охарактеризовать текущее состояние и направления реформирования естественных монополий на примере:

                     а) отрасли электроэнергетики;

                     б) отрасли железнодорожных перевозок;

  1. проанализировать действующую систему государственного регулирования естественных монополий;

Объектом исследования является естественная монополия в современной экономике и ее специфика в России.

Предмет исследования – экономические отношения, возникающие в связи с функционированием естественных монополий.

 

 

Глава 1 Теоретические основы функционирования естественных монополий

1.1 Монополии и их виды. Естественные монополии: понятие и особенности их функционирования

Монополия – исключительное право производства, торговли, промысла и других видов деятельности, принадлежащих одному лицу. Определенной группе лиц или государству. Таким образом, монополия – это такая организация рынка, при которой свободная конкуренция затруднена или отсутствует. Такая ситуация называется несовершенной конкуренцией.

Существуют разные виды монополий, классификация приедена в таблице 1.1.1.

Таблица 1.1.1

Классификация монополий

Классификационный признак

Характеристика

По типу ресурсов

Естественная,

Административная,

Экономическая.

По степени рыночного несовершенства

Монополистическая конкуренция,

Олигополия,

Чистая монополия

По характеру и причинам возникновения

Естественная,

искусственная


 

 

   Естественная монополия  возникает вследствие объективных  причин. Она отражает ситуацию, когда  спрос на данный товар в  лучшей степени удовлетворяется  одной или несколькими фирмами. В ее основе особенности технологий  производства и обслуживания  потребителей. Здесь конкуренция  невозможна или нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке.

   Административная  монополия возникает вследствие  действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление  отдельным фирмам исключительного  права на выполнение определенного  рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры  для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются  разным главам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как  правило, группируются  предприятия одной отрасли. Они  выступают на рынке как один  хозяйственный субъект, и между  ними не существует конкуренции. Экономика бывшего Советского  Союза принадлежала к наиболее  монополизированным в мире. Доминирующей  там была именно административная  монополия, прежде всего монополия  всесильных министерств и ведомств. Более того, существовала абсолютная  монополия государства на организацию  и управление экономикой, которая  основывалась на господствующей  государственной собственности  на средства производства.

   В другой литературе  выделяют государственную монополию.

   Государственные  монополии. Существование государственных  монополий на рынке конкретных  товаров и услуг вызвано как  естественным монополизмом отдельных  государственных предприятий (например, железнодорожный транспорт), так  и государственными ограничениями  притока новых фирм в какую-либо  отрасль (например, в области экспортно-импортных  операций стратегически важных  товаров и т. д.).

   Экономическая монополия  является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими  причинами, она развивается на  основе закономерностей хозяйственного  развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное  положение на рынке. К нему ведут два пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его масштабов путем концентрации капитала. Второй (более быстрый) основывается на процессах централизации капиталов, то есть на добровольном объединении или поглощении победителями банкротов. Тем или иным путем или при помощи обеих, предприятие достигает таких масштабов, когда начинает доминировать на рынке.

Монополии классифицируются в соответствии со степенью рыночного несовершенства и подразделяются на три основных типа, в порядке его возрастания:

Монополистическую конкуренцию - тип отраслевого рынка, на котором имеется достаточно большое число фирм, продающих дифференцированную продукцию и осуществляющих ценовой контроль над продажной ценой производимых ими товаров. Монополистическая конкуренция предполагает относительно свободный доступ на рынок.

Олигополию - тип отраслевого рынка, на котором несколько фирм продают стандартизованный или дифференцированный товар, причем доля каждого из них в общих продажах настолько велика, что изменение в количестве предлагаемой продукции одной из фирм ведет к изменению цены. Доступ на олигополистический рынок для других фирм затруднен. Контроль над ценами на таком рынке ограничен взаимозависимостью фирм (за исключением случая сговора). Обычно на олигополистическом рынке действует сильная неценовая конкуренция.

Чистую монополию - тип отраслевого рынка, на котором: присутствует единственный продавец товара, способный влиять на общий объем предложения и на цену товара или услуги; отсутствуют близкие заменители товара; имеются высокие барьеры входа.

Естественная монополия. Ею обладают собственники и хозяйственные организации, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (например, редкие металлы, особые земельные участки под виноградники). Сюда также относятся целые отрасли инфраструктуры, имеющие особо важное и стратегическое значение для всего общества (железнодорожный транспорт, военно-промышленный комплекс и т.п.). Зачастую существование естественных монополий оправдывается тем, что они дают огромный экономический выигрыш от больших масштабов производства. Здесь создают товары с меньшими затратами по сравнению с расходами ресурсов, которые были бы на множестве аналогичных фирм.

Легальные монополии, образующиеся на законном основании (их называют "защищенными" от конкуренции). К ним можно причислить такие формы монополистических организаций:

    • патентная система;
    • авторские права;
    • торговые знаки;

Искусственная монополия. Под этим условным названием имеется в виду объединение предприятий, создаваемых ради получения монополистических выгод. Эти предприятия преднамеренно изменяют структуру рынка:

    • создают барьеры для вхождения на отраслевой рынок новых фирм;
    • ограничивают аутсайдерам (предприятиям, которые не вошли в монополистическое объединение) доступ к источникам сырья и энергоносителям;
    • создают очень высокий (по сравнению с новыми фирмами) уровень технологии;
    • применяют более крупный капитал (дающий больший эффект от роста масштаба производства);
    • проводят агрессивные маркетинговые кампании.

Можно выделить две основные причины возникновения монополий: желание захватить рынок, с целью диктовать рынку свою цену и условия, и невозможность выхода на рынок по причине редкости используемого ресурса, высокой доли постоянных издержек, относительно переменных (т.е. необходимость больших капитальных вложений и растянутый срок их окупаемости) или специальные ограничения на данный тип деятельности. Если в первом случае обществом вводится специальное антимонопольное законодательство, то во втором – зачастую требуется специально защищать естественные монополии от разорения, датируя их из государственного бюджета.

"Естественная  монополия  -  состояние  товарного  рынка,  при  котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие  конкуренции  в силу технологических  особенностей  производства  (в  связи  с  существенным понижением издержек  производства  на  единицу  товара  по  мере  увеличения объема  производства),  а  товары,  производимые   субъектами   естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи  с чем спрос на  данном  товарном  рынке  на  товары,  производимые  субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на  этот товар, чем спрос на другие виды товаров. 

Субъект естественной монополии – хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

Сферы деятельности субъектов естественных монополий:

    • транспортировка газа по трубопроводам;
    • услуги по передаче электрической и тепловой энергии;
    • железнодорожные перевозки;
    • услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;
    • услуги общедоступной электрической и почтовой связи.

 Естественная монополия существует, когда эффект ее масштаба настолько велик, что один хозяйствующий субъект может снабжать весь рынок, имея  более низкие  издержки,  чем  были  бы  издержки  у  ряда  конкурирующих   с   ним хозяйствующих субъектов. Крупные  предприятия  обладают  лучшей  технической оснащенностью  и  большей  мощностью,  за  счет  чего  происходит  повышение производительности труда и понижение  издержек  на  единицу  продукции,  что означает  более  эффективное  использование  ресурсов.  В   связи   с   этим естественная монополия  становится  желаемым  явлением  для  общества,  хотя монопольная природа все равно вынуждает регулировать их деятельность.

Информация о работе Естественные монополии в современной России