Естественные монополии в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2015 в 10:43, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение поведения различных российских естественных монополий как неотъемлемой и важной части экономики страны, а также определение направлений регулирования этих структур, эффективности данного регулирования.

Содержание работы

стр
Введение
3
Глава 1 Теоретические основы функционирования естественных монополий

Монополии и их виды. Естественные монополии: понятие и особенности их функционирования
5
1.2 Место и роль естественных монополий в экономике
13
1.3 Зарубежный опыт регулирования поведения естественных монополий
16
Глава 2 Естественные монополии в современной России

2.1 Особенности развития и эффективность монополий в российской экономике
19
2.2 Государственное регулирование естественных монополий в современной российской экономике
24
Заключение
34
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

моя курсовая.docx

— 97.56 Кб (Скачать файл)

«В целом, вклад системы естественных монополий в валовой внутренний продукт страны очень значителен: около 17%. По оценке Минэкономразвития России, на электроэнергетику приходится около 4,5% объема ВВП, газовую промышленность - примерно 5%, железнодорожный и трубопроводный транспорт - около 6%, связь - почти 1,5 %. В то же время вклад системы естественных монополий в рост ВВП до недавнего момента (до периода резкого роста цен на энергоносители на мировом рынке, давшего импульс росту выручки по ТЭК) значительно отставал от общей динамики промышленности. Кроме того, наблюдаемый рост выручки системы естественных монополий за счет роста тарифов не ведет к повышению рентабельности компаний, а практически целиком уходит в рост затрат»8.

Другим значимым для экономики России фактором влияния со стороны системы естественных монополий является трансляция роста тарифов на общий уровень инфляции в стране. Постоянное давление со стороны монополий, направленно на регулярное и значительное повышение цен и тарифов на их продукцию. Это вызывает ползучий, а в отдельные периоды – и скачкообразный рост агрегатных ценовых индексов, причем в последние годы вклад этого фактора в общую инфляцию не уступает по значимости факторам монетарного характера. Анализ динамики и характера инфляции, проведенный МЭРТ с использованием набора эконометрических моделей, показал, что вклад роста цен (тарифов) естественных монополий в рост потребительских цен в среднем составляет около 20-25. Влияние цен (тарифов) системы естественных монополий на динамику инфляции является двояким - прямым (через увеличение издержек производителей) и косвенным (через повышение инфляционных ожиданий). Необходимо отметить, что очень значительным фактором, транслирующим рост тарифов систем естественных монополий в индекс потребительской инфляции, является сектор платных услуг населению, в частности сектор жилищно-коммунального хозяйства.

Еще одним важным фактором, определяющим высокую роль системы естественных монополий в социально-политической жизни страны является чрезвычайно высокое влияние тарифов на благосостояние и масштабы бедности населения. В условиях опережающего роста цен на услуги ЖКХ, отсутствие эффективно действующего механизма помощи малообеспеченным слоям населения при оплате услуг ЖКХ усугубляет их и без того тяжелое положение и приводит к нежелательным социальным последствиям.

Своевременное переоснащение основных средств отраслей естественных монополий  будет мультиплицировать технологические процессы, что крайне важно для современной России. Обновление основных средств естественных монополистов вызовет рост производства в смежных и зависимых отраслях, увеличит число рабочих мест и налоговых поступлений в бюджет. Например, в производстве трубопроводного транспорта, турбин для ГЭС и подвижного состава железных дорог задействовано, как минимум, две отрасли: машиностроительная и сталелитейная.

Особая роль естественных монополий в России вызывается и целым набором специфических факторов, присущих нашей стране (природно-климатический, географический, геополитический и др.). Эти факторы обуславливают острую необходимость стягивания огромной территории России в единое экономическое пространство, обеспечения энергетического, транспортного, оборонного единства страны. Данную задачу во многом решают именно крупные хозяйственные комплексы в сферах естественных монополий. В силу этого они приобретают в России государствообразующий характер, становятся «становым хребтом» национальной экономики и государства9.

Российская модель регулирования еще несбалансированна и развивается в поисках равновесия между регулированием и дерегулированием, между разными вертикальными уровнями регулирования, включающими федеральный, региональный и муниципальный уровень. По оценкам экспертов, в условиях федеративной системы регулирование в режиме «федеральное» - «региональное» - «местное» вполне оправдано. Федеральная служба по тарифам подчинена Председателю Правительства РФ, а региональные регуляторы подчинены губернаторам. Муниципальные власти при этом регулируют только небольшие местные энергокомпании. В то же время, отсутствие прямой подчиненности региональных регуляторов  федеральному  не позволяет последнему контролировать экономическую обоснованность региональных тарифов. Федеральная служба по тарифам имеет право определять единую нормативно-методическую базу ценообразования и устанавливать предельные тарифы для отдельных групп конечных потребителей.

В итоге можно сказать, что значимость отраслей естественных монополий для страны весьма велика. Это бюджетообразующие отрасли, основа инфраструктуры страны, основное направление для вложения инвестиций в стране. Изменение тарифов, уровня цен в естественных монополиях быстро транслируется, нередко с мультипликативным эффектом, и на другие отрасли экономики.

 

 

 

 

2.2 Государственное  регулирование естественных монополий  в современной российской экономике

Основными регуляторами и контроллерами деятельности естественных монополий сегодня являются Федеральная антимонопольная служба, Федеральная служба по тарифам.

Базой для регулирование является в первую очередь является ФЗ №147 «О естественных монополиях», который был принят еще в 1995 г. Он был неоднократно редактирован, но можно заметить все больше мнений о том, что его нужно пересмотреть. К недостаткам относят целый ряд замечаний. Так, ряд поименованных в нормативном акте сфер не всегда является естественной монополией (услуги общедоступной электрической связи, железнодорожные перевозки), ряд, напротив, совершенно необоснованно исключен из предмета регулирования (в частности, деятельность по оказанию услуг по водоснабжению и водоотведению).

В законе не определены ключевые моменты обеспечения недискриминационного доступа потребителей к оказываемым субъектами естественных монополий услугам, а также правовой статус реестра субъектов естественных монополий, в результате чего сложилась противоречивая правоприменительная практика относительно того, может ли являться не включенный в названый реестр субъект субъектом естественной монополии.

В законе не закреплена система органов регулирования, принципы ее построения, основы разграничения полномочий регулирующих органов, что на практике приводит к конфликту компетенций антимонопольного органа и федерального органа исполнительной власти в области регулирования тарифов.

ФАС неоднократно предпринимал попытки внесения нового проекта закона «О естественных монополиях» (например, в марте 2009 г.10), однако его инициатива все еще тормозится.

Используемые методы регулирования естественных монополий могут быть неценовыми и ценовыми.

Неценовые методы регулирования использует преимущественно ФАС, иногда инициаторами мер являются другие государственные органы, такие как Министерство по экономическому развитию или Правительство РФ.

Данные методы раскрываются в работе Матина А.А. «Неценовые методы регулирования естественных монополий в условиях трансформации экономики»11. Он выделяет следующие способы неценового регулирования:

1) Стандартизация и сертификация  продукции естественных монополистов. Данный метод основывается на классической предпосылке, что все товары и услуги должны иметь определенный стандарт качества в производстве и конечном выпуске. Например, выпуск труб для газотранспортной системы должен отвечать стандартам прочности (воздействие давления, стойкости к коррозии, диаметр, сплав металла и т.д.), а несоответствие данным требованиям может повлечь отказ потребителей от покупки продукта и потери потребителя.

2) Обязательный аудит. Универсальность подхода данного метода позволяет осуществлять регулирование и на естественно-монопольном рынке. Суть метода широко известна в экономической науке и практике: проверка и контроль финансовых потоков, соответствие бухгалтерской отчетности принятым стандартам.

3) Выделение естественно-монопольного  сегмента в отдельную компанию. Суть метода заключается в вычленении естественно-монопольного звена монополиста в отдельно функционирующую компанию со своим руководством и владельцем. Другая же часть монополии, которая является потенциально конкурентоспособной, выходит на рынок и конкурирует с другими производителями.

4) Ведение раздельного  бухгалтерского баланса потенциально-конкурентного  и естественно- монопольного сегмента  в рамках одной компании. Данный метод регулирования по своей структуре схож с предыдущим. Содержательный принцип двух методов одинаков:выделить естественно - монопольный сегмент, но во втором случае - не в отдельную компанию, а в отдельный субъект финансовой отчетности. Компания – монополист, имеющая раздельный баланс по определенным конкурентным и «чисто» естественно- монопольным сегментам, имеет ряд преимуществ перед просто разделенной компанией по сегментам. Эффективность состоит в том, что компания выступает как единая производственная система с уже отлаженной структурой «производство – сбыт».

5) Организация торгов  за франшизу (франчайзинг). Суть этого метода регулирования заключается в создании условий для благоприятного функционирования отрасли посредством торгов. Ставятся определенные условия перед компаниями – претендентами, удовлетворяющие оптимальному функционированию отрасли, как для потребителей, так и для будущих производителей. Условия могут включать стоимость услуг или продукта для конечного потребителя, систему поставок, наличие у фирмы-претендента опыта ведения бизнеса в данной отрасли и т.д. Из всех претендентов выбирается один, отвечающий всем параметрам отборочной комиссии. При этом все основные фонды находятся в собственности государства. Условия договора предполагают получение компанией прибыли без ущемления финансовых интересов потребителей. Эффективность организации торгов за франшизу достаточно высока, поскольку в отрасли ведет хозяйственную деятельность опытная компания, знающая все тонкости производственного процесса. Компания выступает как единая отрасль, выполняя функции производства, сбыта продукции конечным потребителям и имея все возможности для устранения технических и финансовых проблем.

6) Обязательное обслуживание  определенных групп потребителей. Содержание метода достаточно четкое: компания - естественный монополист обязана оказывать услуги определенным группам потребителей без учета своевременной оплаты за предоставленные услуги. В определенную группу потребителей входят в России все объекты, поддерживающие государственную безопасность (военные части, здания силовых ведомств и т.д.), а также социально значимые объекты жизнедеятельности.

7) Ограничение на покупку  акций предприятий –естественных монополистов. Объективная необходимость в использовании указанного метода регулирования очевидна в силу следующих причин: контроль государства над стратегически важной отраслью (в том числе через своих представителей в совете акционеров, кадровые назначения, через систему государственных заказов и т.п.); обеспечение энергетической безопасности национальной экономики; поддержание приемлемых для российских потребителей (домашних хозяйств и предприятий реального сектора) цен, а, следовательно, повышение конкурентоспособности российской продукции; реализация такой важной задачи, как газификация российских регионов (особенно в сельской местности), а также сохранение внешнеэкономических рычагов влияния на экономическое и социально- политическое развитие других стран и мировое развитие в целом. Использование указанного метода продиктовано также последствиями экономической обстановки начала 90-х годов, когда происходила стихийная (необдуманная) приватизация большинства объектов государственной собственности, в том числе и тех, которые имели стратегическое значение для России. В более широком плане указанный метод может трактоваться как выбор определенной формы собственности.

8) Неформальные методы. Неформальными следует считать те методы, которые основаны на реализации «неформальных правил», то есть действующих вне сферы официальных законов и контрактов. Применительно к изучаемой проблеме, это выражается в существовании неформальных методов неценового регулирования естественных монополий. Их действие принимает следующие формы:

- административно – бюрократические (командно – административные) формы: субъективистское воздействие властных органов (федеральных, региональных, местных) на политику естественных монополий, исходя из принципа целесообразности (политической, социальной или коррупционной);

- кадровые формы: расстановка на руководящие посты в компаниях - монополистах лиц, лояльных политически или персонально руководителям власти;

- реализация интересов определенных коммерческих структур (нередко в сговоре с представителями власти), что, в частности, принимает форму разной степени доступности фирм к инфраструктуре, особенно на региональном и местном уровнях;

- обременение естественных монополистов непрофильными функциями (чаще всего по «рекомендации» властных структур): дополнительные социальные нагрузки, поддержка определенных кандидатов и партий (особенно в период выборов), содержание СМИ и т.п.

- выполнение крупнейшими компаниями – естественными монополистами, играющими важную роль на мировых рынках, политических задач, которые затрагивают интересы страны в отношениях с другими странами.

Конкретные виды неформальных методов еще более разнообразны. Но главное состоит в том, что указанные методы занимают большое место в реальном регулировании естественных монополистов в России, хотя и не афишируются.

Стоит отметить, что при всей эффективности и практичности неценовых методов регулирования их использование должно осуществляться во взаимодействии с ценовыми методами регулирования, поскольку оба метода регулирования отражают целостную экономическую картину хозяйственной деятельности естественной монополии. Создание оптимальной экономической системы, адекватной специфике страны, способно сократить количество применяемых методов регулирования - как ценовых, так и неценовых.

Государство не вправе использовать ценовое регулирование в рыночных отношениях, т.к. согласно ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. И только в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, станки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами. Такое исключительное право и предоставлено органам регулирования естественных монополий. Этот метод логично вытекает непосредственно из понятия естественной монополии, существенный элемент которого - неэластичные цены на ее товары. Само ценовое регулирование осуществляется путем установления либо фиксированной цены, либо предельного уровня цен (тарифов), либо предельных коэффициентов изменения цен (тарифов) на товары, производимые (реализуемые) субъектом естественной монополии.

Информация о работе Естественные монополии в современной России