Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2015 в 10:43, курсовая работа
Описание работы
Целью курсовой работы является изучение поведения различных российских естественных монополий как неотъемлемой и важной части экономики страны, а также определение направлений регулирования этих структур, эффективности данного регулирования.
Содержание работы
стр Введение 3 Глава 1 Теоретические основы функционирования естественных монополий
Монополии и их виды. Естественные монополии: понятие и особенности их функционирования 5 1.2 Место и роль естественных монополий в экономике 13 1.3 Зарубежный опыт регулирования поведения естественных монополий 16 Глава 2 Естественные монополии в современной России
2.1 Особенности развития и эффективность монополий в российской экономике 19 2.2 Государственное регулирование естественных монополий в современной российской экономике 24 Заключение 34 Список использованной литературы
Возможность ценового регулирования
установлена Федеральным законом "О
естественных монополиях" В нем установлены
два специфических метода (применение
иных методов не допускается):
«Органы регулирования естественных
монополии могут применять ценовое регулирование,
осуществляемое посредством определения
(установления) цен (тарифов) или их предельного
уровня»12.
Как правило, используются заранее
выбранные схемы установления цен:
1) Метод предельных издержек.
Он заключается в том, что государство
требует (и контролирует), чтобы устанавливаемая
монополистом цена равнялась
его предельным издержкам. Тем
самым обеспечивается эффективный
с народнохозяйственной точки зрения
объем производства и потребления продукции
естественной монополии, что часто ведет
к убыткам и необходимости субсидировать
монополию за счет государственных средств.
2) Метод средних издержек
состоит в том, что вся прибыль
монополиста, за исключением нормальной,
изымается (то есть цена равна
средним издержкам). Этот метод
может дать результат, при котором
продукта будет производиться
слишком мало по сравнению
с необходимым для эффективного
функционирования экономики в
целом, и, с другой стороны, не
создает заинтересованности в
минимизации издержек: монополист
заранее знает, что его расходы
будут компенсированы.
3) Метод установления
потолка цен обычно приводит
к дефициту продукции.
4) Перекрестное субсидирование
естественных монополий. Многие
страны с рыночной экономикой
в умеренной степени используют
этот метод, придерживаясь варианта
предельных издержек. Суть практики
перекрестного субсидирования состоит
в том, что одни потребители
продукции естественной монополии
получают ее, но по более низким
ценам за счет других, на которых
фактически возлагается дополнительное
бремя. В наиболее тяжком положении
оказались промышленные предприятия,
которые фактически субсидируют
льготные тарифы для населения.
Например, в газовой отрасли за
счет установления более низких,
чем экспортные, цен на газ
для отечественных потребителей
субсидируются железнодорожные
пассажирские перевозки за счет
более высоких тарифов на перевозку
грузов, субсидируются внутренние
перевозки железнодорожным транспортом
за счет более высоких тарифов
на экспортные перевозки. Существуют
ценовые перекосы и в других
отраслях, относящихся к естественным.
Например, проводная телефонная
связь, где потребители – физические
лица, определенная часть которых
(с низким уровнем дохода –
пенсионеры и т. д.) субсидируется
за счет более высоких тарифов
для юридических лиц. В электроэнергетике
перекрестное субсидирование упрощенно
может быть представлено как ценовой перекос
в виде более высоких тарифов на энергию
(превышающих затраты энергосистемы (энергоснабжающей
организации) по этой категории потребителей)
для крупных энергоемких промышленных
потребителей и установление более низких
тарифов на энергию для населения, бюджета,
сельского хозяйства. Недостатки подобной
практики заключаются в существенном
ограничении потенциала развития и конкурентоспособности
российской промышленности; в противоречии
экономической логике (себестоимость
продукта естественных монополий для
крупных оптовых покупателей ниже, чем
для индивидуальных потребителей); возложении
на естественные монополии несвойственных
им функций социальной политики.
На взгляд Гаврилова А.И., ценовые
регулирование и контроль в условиях российских
естественных монополий имеют определенные
недостатки13:
сложно оперативно корректировать
цены с учетом изменений на рынке;
организация и деятельность
органа, регулирующего цены, сопряжены
со значительными трудозатратами;
интеграция искусственного
механизма ценообразования сопровождается
просчетами при определении ценовой базы
независимо от того, какой метод расчета
цен используется;
контроль над ценами должен
опираться на величину экономической
прибыли, но на практике используют бухгалтерскую
прибыль;
ценовой контроль направлен
на ограничение растущих и искусственное
поддержание стагнирующих рынков;
государственный ценовой мониторинг
корреспондируется с контролем за вход
и препятствует развитию конкуренции.
Действующее тарифное регулирование
на услуги естественных монополий со стороны
ФСТ часто подвергается критике. Сегодня
тарифы устанавливаются в ноябре-декабре
текущего года с января регулируемого
периода на основании отчетных показателей
расходов субъекта регулирования за полный
отчетный (базовый) предшествующий год
и ожидаемых (неполных) показателей текущего
года.
Расходы в тарифах субъектов закладываются
с учетом ожидаемых (по данным предшествующих
лет) показателей инфляции на конец регулируемого
периода. В результате уже в начале года
устанавливается завышенный тариф по
ожидаемым расходам на конец регулируемого
года. Это в свою очередь провоцирует уже
в начале года рост стоимости товаров
и услуг в нерегулируемых секторах экономики,
доля которых в ВВП составляет около 35–40%.
По оценке Овсейчук В., Кутового
Г., субъекты отраслей регулируемых естественных
монополий, с учетом мультипликативного
эффекта их влияния на другие отрасли
экономики, вносят в совокупный показатель
инфляции потребительских цен (ИПЦ) не
менее 60–70%, поэтому уже в начале регулируемого
периода по факту установления тарифов
(цен) субъектов естественных монополий
в экономике в целом непрерывно раскручивается
спираль инфляции. По данным Росстата,
ИПЦ на все товары и услуги изменялась
от 20,2% в 2002 г. до 8,8% по отчету 2009 г., т.е.
в среднем за 10 лет – по 13,1%. На 2010 г. Минэкономразвития
РФ прогнозирует (экстраполирует) этот
показатель по данным за предыдущие 5 лет
на уровне 10%. Таким образом, около 8–9%
в среднемноголетней годовой ИПЦ, составляющей
13,1%, приходилось на рост цен в отраслях
естественных монополий. Следовательно,
если в отраслях естественных монополий
приостановить рост цен в 2011–2012 гг., то
за это время ИПЦ может снизиться до 4–5%.
В России уже есть подобный
опыт: в период кризиса 1998 г. цены и тарифы
на товары (услуги) естественных монополий
были заморожены, что помогло, по мнению
экономистов, многим отечественным предприятиям
быстрее поправить свое финансовое положение.
С началом нынешнего экономического кризиса
по аналогичному пути пошли европейские
страны. В некоторых из них тарифы даже
снижаются. К примеру, итальянские поставщики
энергоресурсов за период с 1 октября по
17 декабря 2008 г. уменьшили стоимость электроэнергии
для своих потребителей на 14% .
Перманентная индексация цен (тарифов)
на товары (услуги) под прогнозируемые
уровни инфляции полностью блокировала
работу естественных монополий по снижению
производственных издержек и позволила
им накопить некоторый потенциал в этой
области: по экспертной оценке, только
в электроэнергетике этот резерв за последние
5 лет составляет около 1 трлн рублей (более
30 млрд долларов США).
Следовательно, методы, применяемые
для регулирования естественных монополий
в России достаточно разнообразны, но
применяются разрозненно. Нет определенной
единой политики регулирования, проводимой
в отношении естественных монополий. ФАС
может выступать с одними инициативами,
в то время, как ФСТ руководствоваться
иными принципами. Вызывает вопрос использование
ценовых методов регулирования: есть смысл
пересмотреть принципы тарифного регулирования
и в следующей главе будет дан пример предлагаемой
иной концепции тарифного регулирования.
Кроме того, можно говорить и об устаревании
законодательной базы, ее несовершенстве.
Заключение
Современная теория естественных
монополий интересная тем, что она опирается
в первую очередь, на многолетнюю практику
существования и регулирования монополий
в различных странах. Гораздо большее
место в ней стали занимать вопросы не
определения самого понятия естественных
монополий, а его границ, особенностей
функционирования и регулирования,
встраивания в государственную экономическую
систему.
Естественная монополия - это
отрасль, в которой экономия, обусловленная
ростом масштабов производства, столь
велика, что продукт может быть произведен
одной фирмой при более низких средних
издержках, чем если бы его производством
занималась не одна, а несколько фирм.
Ключевыми чертами для естественных монополий
являются присутствие на рынке единственного
продавца, отсутствие субститутов для
данного товара, контроль за ценой в первую
очередь со стороны фирмы, заблокированный
вход в отрасль.
Значимость отраслей естественных
монополий для России весьма велика. Это
бюджетообразующие отрасли, основа инфраструктуры
страны, основное направление для вложения
инвестиций в стране. Изменение тарифов,
уровня цен в естественных монополиях
быстро транслируется, нередко с мультипликативным
эффектом, и на другие отрасли экономики.
Говоря о текущем состоянии
естественных монополий, их поведении
на рынке, следует отметить ключевую тенденцию,
характерную для данных отраслей: происходит
активный процесс реформирования. Однако
на примере завершенной реформы РАО «ЕЭС
России» и все еще длящейся реформы ОАО
«РЖД», их результаты можно считать неудовлетворительными.
В отрасли электроэнергетики вместо одного
монополиста образовался ряд региональных,
а происходящие изменения отразились
на тарифах для потребителей, вызвав рост
их почти в 3 раза. Реформа ОАО «РЖД» идет
фактически без определенной цели, модели
работы периодически пересматриваются,
а монополист неохотно расстается с имеющимися
структурами. Реформы слишком затягиваются,
а положительные результаты не могут сравниться
с негативными сторонами изменений и поведения
предприятий в таких условиях.
Действующая система регулирования
имеет в своем спектре широкий набор методов,
как неценовых, так и ценовых. но применяются
они разрозненно. Нет определенной единой
политики регулирования, проводимой в
отношении естественных монополий. ФАС
может выступать с одними инициативами,
в то время, как ФСТ руководствуется иными
принципами. Вызывает вопрос использование
ценовых методов регулирования: есть смысл
пересмотреть принципы тарифного регулирования,
так как они в определенной мере провоцируют
рост инфляции. Кроме того, можно говорить
и об устаревании законодательной базы,
ее несовершенстве.
Государство со своей стороны
предлагает, во-первых, поддержать проводимую
политику реформирования, по отделению
действительно монопольного вида деятельности
от прочих конкурентных, во-вторых, усилить
конкуренцию в сопутствующих отраслях.
Предполагается также усиление контроля
за субъектами естественных монополий,
как в части тарифов, так и непосредственной
их деятельности. В определенной степени
эту точку зрения поддерживают и исследователи.
Направления в реформировании неценовых
методов регулирования естественных монополий
с точкой зрения государства совпадают.
Необходимо переработать законодательную
базу, расширить организацию торгов за
франшизу, возможно, сделав ее обязательной,
продолжать проводить обязательный аудит
деятельности естественных монополистов,
постепенно увеличивая сферу его действия.
Неценовые методы и их приоритетность,
по мере развития экономики, ее конкурентной
среды будут изменяться. Важно переработать
и тарифную политику по отношению к естественным
монополиям. В послекризисных условиях
возможно имеет смысл заморозить тарифы
на определенный период, а в дальнейшем
пересматривать их реже, чем это происходит
сегодня, по примеру западных стран.
Эффективность функционирования
естественных монополий определяет конкурентоспособность
экономики России на международных рынках,
не говоря уже об инфраструктурном обеспечении
всей жизнедеятельности страны. Деятельность
естественных монополий сегодня является
бюджетообразущей и государствообразующей.
Таким образом, эффективное функционирование
естественных монополий является необходимым
условием эффективного функционирования
экономики в целом, оптимальной структуры
издержек в смежных отраслях и в итоге
– благосостояния потребителей конечной
продукции. Однако естественные монополии
могут использовать свое положение в ущерб
другим участникам хозяйственного оборота
и конечным потребителям, сокращая уровень
производства и устанавливая необоснованно
высокие цены. Поэтому цены на продукцию
и услуги естественных монополий должны
подвергаться регулированию и контролю
со стороны государства. Поэтому функционирование
естественных монополий должно стать
приоритетным направлением координирующей
политики Министерства экономики РФ.
Список использованной
литературы
Федеральный закон от 17.08.1995
N 147-ФЗ (ред. от 25.06.2012) "О естественных
монополиях"
Андреева Т. Рынок или…иллюзия?
[Электронный ресурс] URL: http://www.transportrussia.ru/transportnaya-politika/rynok-ili-illyuziya.html
Борисов Е.Ф. Экономическая
теория. - М.: Юрист, 2006 – 615 с.
Видяпин В. И., Добрынин А.И. Экономическая
теория. - М.: ИНФРА-М, 2007 – 714 с.
Гаврилов А.И. Эволюция естественно-монопольных
структур в условиях рыночной трансформации:
автореф. дисс. на соискание степени д-ра
экон. наук: (08.00.01) [Электронный ресурс] URL: http://vak.ed.gov.ru/common/img/uploaded/files/vak/announcements/economich/2009/26-10/GavrilovAI.doc
Гольденберг И.А. Проблемы институциональной
реформы и Закон "О естественных монополиях"
хотят расширить на всех монополистов
[Электронный ресурс] URL: http://www.gazeta-yurist.ru/new.php?i=3796 контроля // Проблемы прогнозирования.
2004. №6. С. 46.
Кутовой Г. Тарифы естественных
монополий/Г.Кутовой, В.Овсейчук [Электронный ресурс] URL: http://news.elteh.ru/arh/2010/61/04.php
Матин А.А. Неценовые методы
регулирования естественных монополий
в условиях трансформации экономики автореф. дисс. на соискание степени д-ра экон.
наук: (08.00.01) [Электронный ресурс] URL: http://www.econ.msu.ru/cmt2/lib/a/663/File/20070228-Matin.doc
Огнерубова Т.А. Эволюция теории
естественной монополии/Т.А. Огнерубова
//Вестник Тамбовского государственного
университета. – 2009. - №2(70). – С. 281-285
Основы экономической теории.
Государственный университет Высшая Школа
Экономики. Под ред. С. И. Иванова. Москва:
Вита-Пресс, 2000
Ореховский П.А. Общая экономическая
теория: учебное пособие.- Международная
академия современного знания, 2000
Нуреев Р.М. Курс микроэкономики:
Учебник для вузов – 2-е изд., изм. – М.:
Норма, 2005