Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2015 в 10:43, курсовая работа
Описание работы
Целью курсовой работы является изучение поведения различных российских естественных монополий как неотъемлемой и важной части экономики страны, а также определение направлений регулирования этих структур, эффективности данного регулирования.
Содержание работы
стр Введение 3 Глава 1 Теоретические основы функционирования естественных монополий
Монополии и их виды. Естественные монополии: понятие и особенности их функционирования 5 1.2 Место и роль естественных монополий в экономике 13 1.3 Зарубежный опыт регулирования поведения естественных монополий 16 Глава 2 Естественные монополии в современной России
2.1 Особенности развития и эффективность монополий в российской экономике 19 2.2 Государственное регулирование естественных монополий в современной российской экономике 24 Заключение 34 Список использованной литературы
Еще одной особенностью
естественных монополий является
существование очень высоких
входных барьеров в
отрасль. Наличие единственного
производителя, у которого эффект
от масштаба производства слишком
велик, определяет тот размер
капитала, который нужен для
вхождения в отрасль.
Общество чаще всего просто
не может выдержать второго такого
производителя (значительны постоянные
затраты). Для данных видов
деятельности размер эффективного
предприятия, как правило, равен или максимально
близок к 100% от объема внутреннего
потребления данных благ, что соответствует
как раз одному эффективному производителю
в отрасли.
Ситуация естественной монополии
иллюстрируется на рис. 1.1.1. На рисунке
LAC и LMC - кривые средних и предельных издержек
в долгом периоде, D - кривая спроса, MR -
соответствующая ей кривая предельного
дохода. Оптимальные выпуск и цена Q1, P1
определяются пересечением кривых LMC и
MR. Прибыль фирмы-монополиста равна площади
СР1АВ. Однако выпуск Q1 "очень мал",
а цена P1 "очень высока". Оптимальным
для общества был бы выпуск О3 и цена Р3.
Но на это монополист не пойдет. Отсюда
наиболее целесообразным является то,
чтобы государственный орган, регулирующий
эту фирму-монополию, определил бы на ее
продукцию цену Р3 = LMC (Q3). Этот уровень
цен не возместил бы издержек на выпуск
продукции, она была бы ниже средних издержек
при объеме выпуска Q3, Р3 < LAC (Q3) = GO3 = ОН.
В результате фирма-монополист, осуществляя
оптимальный с позиции общества объем
продукции Q3, имела бы убыток, равный площади
P3HGF. В таком случае фирма-монополист может
уйти с рынка. Чтобы предотвратить это,
ей потребуется дотация, которая по крайней
мере должна быть равной той же величине
P3HGF, что, в свою очередь, может привести
к чистым потерям общества.
Рисунок 1.1.1. Естественная
монополия
Естественной
монополией обладают собственники
и иные хозяйствующие субъекты,
имеющие в своем распоряжении
редкие и свободно не воспроизводимые
элементы производства (например, редкие
металлы, особые земельные участки,
пригодные для возделывания и
выращивания на них чая, виноградников),
а также сюда относятся целые
отрасли инфраструктуры, которым
свойственны особо важное и
стратегическое значение для
всего общества: коммуникации, линии
электропередач, нефте- и газопроводы,
железнодорожный транспорт, кабельное
телевидение, системы связи, водоснабжение
и канализация, военно- промышленный
комплекс и т.п. Как правило, подобные
естественные монополии находятся
в собственности государства или
действуют под его контролем.
Государство, опираясь на общее
понятие естественных монополий, само
решает, какие конкретно отрасли
народного хозяйства или виды
отдельные виды хозяйственной деятельности
надлежит отнести к естественным монополиям.
Место и роль естественных
монополий в экономике
«Современная теория естественной
монополии, основанная на результатах,
полученных за три последних десятилетия
и широко используемых в мировой хозяйственной
практике, например, в США, Канаде, Франции,
Германии, Японии, Австралии и других странах,
базируется на основополагающих работах
У. Баумоля, Панзара и Виллига; У. Шарки;
Ж.-Ж. Лаффонта и Ж. Тироля и на последовавших
за ними многочисленных научных публикациях
в различных странах по обоснованию реформ
в сфере естественных монополий С. Уинстона;
М. Кейва и П. Уильямсона; П. Джоскоу и Н.
Роуза; А. Канна, Ф. Шерера, Д. Росса, Д. Карлтона,
Дж. Перлоффа, М. Юттона, Дж. Бэйна, Г. Демсеца,
где на основе спецификации естественной
монополии дается обоснование современных
реформ в сфере возможностей ее регулирования»1.
В отечественной науке проблемы
функционирования, регулирования, определением
роли и места естественных монополий занимаются
такие ученые как Н.И. Белоусова, М.В. Бойко,
Е.М. Васильевой, А. Кобяков, Е.В. Малинниковой,
А.Ю. Юданова, Ю.В. Саакян, А.И.Гаврилов, М.С.Ильин,
Е.И. Королькова, Е.В. Лукина и др.
Современная теория естественной
монополии смыкается с теорией фирмы,
теорией организации отраслевых рынков,
теорией регулирования и др. Она включает
инструменты анализа специальных видов
рынков; анализа особых типов конкуренции,
совместимых с естественной монополией;
моделирования цен на конечную и промежуточную
продукцию (прежде всего, цен доступа);
построения контрактных схем, отвечающих
специфике деятельности естественно-монопольных
отраслевых структур. В экономической
теории, помимо направлений, занимающихся
вопросами идентификации, анализом деятельности,
исследованием методов и инструментов
регулирования естественной монополии,
существуют и противоположные взгляды,
как например, идеи неоавстрийской экономической
школы. Для них понятие естественной монополии
антиисторично, а теория естественной
монополии – это экономическая фикция,
защищавшая на протяжении ХХ в. привилегии
естественной монополии и мешавшая развитию
рыночных отношений.
Современные экономисты склоняются
к тому мнению, что термин естественная
монополия (natural monopoly) возник в связи с
некорректным переводом понятия общественной
инфраструктуры (public utilities). Некоторые
переводят термин natural monopoly как «базовая
монополия». Для западных теоретиков-экономистов
понятия естественной монополии и общественной
инфраструктуры тождественны, поскольку
первое, как правило, производит продукцию,
приравненную к общественным благам, без
которой не может нормально функционировать
цивилизованное общество. Цивилизация
подразумевает пользование общественными
благами всем обществом, а не отдельными
индивидуумами. Классические определения
естественной монополии можно встретить
у А. Канна, Ф. Шерера, Д. Росса. Они считают,
что «естественная монополия (высокий
уровень концентрации) может возникать
благодаря эффекту масштаба, который позволяет
относительно крупным производителям
выпускать и сбывать товары с более низкими
средними издержками, чем у относительно
небольших производителей».
Естественные монополии
играют значительную роль в
экономике. Рассмотрим например
три главные естественные монополии
России - «Газпром», «ЕЭС России»
и ОАО «РЖД». Занимая всего 4% рабочих
и служащих, эти три монополии дают 13,5%
ВВП, 20,6% инвестиций, 16,2 прибыли, 18,6% налоговых
доходов консолидированного бюджета РФ.
Особенно велика роль «Газпрома» вследствие
его экспортного потенциала: добавленной
стоимости он дает больше, чем РАО «ЕЭС»
и ОАО «РЖД» вместе взятые, занимая всего
300 тыс. работников, а прибыли и налогов
– вдвое больше чем они.
Учитывая огромную
роль естественных монополий
в экономике и госсекторе, представляется
вполне оправданным рассмотрение
и утверждение их инвестиционных
программ в парламенте совместно
с федеральным бюджетом, а текущих
издержек - в правительстве с выдачей
соответствующих директив представителям
государства в этих компаниях.
В целях снижения
цен и тарифов или, по крайней
мере, их стабилизации большие
надежды возлагаются на реформирование
естественных монополий.
1.3 Зарубежный
опыт регулирования поведения
естественных монополий
Принято считать, что существуют
два типа контроля естественных монополий
со стороны государства – внешний и внутренний.
Эти типы раскрывает Ж. Сапир. Внешний
– «через принятие регламентирующих актов
или корректирующее налогообложение (штрафы
и субсидии), внутренний – «через присутствие
представителей государственных органов
(с правом принятия решения) в самих компаниях»2.
Если обратиться к зарубежному
опыту, то можно увидеть, что во главе угла
в этой деятельности стоит суверенность
и самостоятельность органов регулирования
не только от самих контролируемых компаний,
но и от других органов государственного
управления. Кроме того, действия всех
регулирующих органов должны быть максимально
согласованы, что дает им большую свободу
в принятии решений.
Регулирование естественных
монополий в западных странах реализуется
с помощью административных органов, судов,
либо тех и других. Считается, что самая
непростая ситуация сложилась в Великобритании,
где система контроля является двусторонней.
В 1980 году в стране был принять Закон о
конкуренции, который не оправдал возлагаемых
на него надежд, в той части, что не прибавилось
оперативности в контроле естественных
монополий.
Сегодня британская система
контроля основывается на законодательстве
о добросовестной торговле и о конкуренции,
где ведущая роль принадлежит ведомству
по добросовестной торговле, Комиссии
по монополиям, государственному секретарю
торговли и промышленности. С другой стороны
естественные монополии контролирует
Суд по ограничительной практике.
Отметим, что в Великобритании
транспорт и распределение газа отделены
от сфер потенциальной конкуренции (добыча
газа), «т. е. в монопольной собственности
и управлении находятся только газопроводы
и газораспределительная сеть, а задачей
реформ провозглашается повышение эффективности
путем внедрения в функционирование естественных
монополий рыночного механизма, для которого
имеются соответствующие технические
возможности»3.
В США основная функция государственного
контроля за естественными монополиями
возложена на антитрестовский отдел Министерства
юстиции. Данный отдел вправе возбуждать
судебные производства против нарушения
антитрестовского законодательства. Функцией
контроля также обладает Федеральная
торговая комиссия. Однако, главную роль
в этой деятельности играют федеральные
суды и, в первую очередь, Верховный суд
США, который определяет легитимность
тех или иных ограничений в договорах
или методах хозяйственной деятельности.
Как и в Великобритании, состав
регулируемых отраслей в США имеет свои
особенности. Так, например, транспортировка
газа по газопроводам не является естественной
монополией. В США существуют спотовый
и фьючерсный рынки газа «с низкими ценами
на газ, относительно открытым и взаимосвязанным
контрактным рынком на право использования
газопроводов и хранилищ».
В Германии функции регулирования
возложены на органы по делам картелей,
куда входят Федеральное ведомство по
делам картелей, министр экономики и высшие
органы земель. В их полномочия входит
осуществление расследования и возбуждение
административных производств, а также
наложение штрафов.
В целом, основные принципы
регулирования естественных монополий
за рубежом, можно определить следующим
образом:
необходимость альтернативных
источников информации об объекте регулирования;
предпочтительность ценового
регулирования перед регулированием нормы прибыли естественной
монополии;
полное институциональное отделение
регулируемого естественно- монопольного сектора от конкурентных
сфер деятельности отрасли.
В целом, можно говорить о том,
что государственное регулирование естественных
монополий в развитых странах опирается
на несколько стратегий, среди которых
наиболее эффективной является стратегия,
базирующаяся на модели ценообразования,
ориентированной на работу естественных
монополий в условиях «второго наилучшего
решения».
Изучая зарубежный опыт регулирования
естественных монополий, и перенося его
на Россию, необходимо помнить что «отечественная
экономика и экономики западных стран
находятся на разных этапах технологического
развития»4.
Глава 2 Естественные
монополии в современной России
2.1 Особенности
развития и эффективность монополий
в российской экономике
На сегодняшний день законодательно
определены следующие естественные монополии
в экономике5:
«транспортировка нефти и нефтепродуктов
по магистральным трубопроводам;
транспортировка газа по трубопроводам;
железнодорожные перевозки;
услуги в транспортных терминалах,
портах и аэропортах;
услуги общедоступной электросвязи
и общедоступной почтовой связи;
услуги по передаче электрической
энергии;
услуги по оперативно-диспетчерскому
управлению в электроэнергетике;
услуги по передаче тепловой
энергии;
услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей».
Контролирующим органом для
естественных монополий, в первую очередь,
является Федеральная Антимонопольная
Служба. Тарифы на услуги естественных
монополий устанавливает Федеральная
служба по тарифам, Министерство Экономики
и Развития. О проводимой ими политике
регулирования будет подробнее рассказано
в следующих параграфах.
Исходя из приведенного списка
можно назвать следующие компании-монополисты
национального уровня: ОАО «РЖД», ОАО «Газпром»,
ОАО «АК «Транснефть», ФГУП «Почта России»
и др.. Представители других отраслей –
это, как правило, региональные компании
(например, ОАО «Липецкая энергосбытовая
компания», Волжская территориальная
генерирующая компания и др.).
Естественные монополии продолжают
оставаться значимым сегментом в экономике
России. Их влияние на экономику страны
очень велико, поскольку:
естественные монополии - это
«затратообразующие» отрасли, поэтому
уровень цен и тарифов на их продукцию
(услуги) оказывает влияние на общий уровень
цен и инфляции, в определенной степени
и негативное. Руководитель Института
проблем глобализации, доктор экономических
наук Михаил Делягин считает, что инфляционные
процессы в России — плата за аппетиты
естественных монополий6;
естественные монополии являются
бюджетообразующими. «На долю крупнейших
компаний (ОАО "Газпром", ОАО «РЖД»),
по оценкам Института комплексных стратегических
исследований (ИКСИ), приходится 13,5% ВВП,
в федеральный бюджет только нефтегазовый
комплекс направляет 45% всей его доходной
части»7;
основные отрасли естественных
монополий играют роль главного структурного
компонента экономики. К примеру, электроэнергетика,
которая создает условия для развития
других отраслей экономики;
практически весь объем продукции
и услуг естественных монополий (за исключением
газовой отрасли, где доля экспорта в добыче
- более 30%) потребляется на внутреннем
рынке и являются одним из основных факторов,
определяющих издержки предприятий;
естественные монополии относят
к наиболее устойчивым отраслям экономики;
на долю естественных монополий
приходится более трети общего объема
инвестиций в экономику России. Положение
в этой сфере во многом предопределяет
инвестиционный климат в целом по стране.
В ближайшей перспективе естественным
монополиям придется все больше средств
привлекать из внешних источников. «Если
сейчас доля рыночных источников финансирования
капвложений не превышает 5 - 10 %, то вскоре
она может составить 30 и более процентов.