Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 21:24, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение задач и функций Федерального казначейства, роли и места Федерального казначейства в финансовой системе страны, рассмотрение основных направлений совершенствования казначейской системы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить историю и сущность Федерального казначейства;
провести анализ структуры, задач и функций Федерального казначейства;
изучить понятие казначейского исполнения бюджета;
изучить пути модернизации казначейской системы.
Введение
Федеральный бюджет является одним из главных инструментов государственного регулирования экономики, стимулирования производственных и социальных процессов. Его доходы служат финансовой базой деятельности государства, а расходы - удовлетворению общегосударственных потребностей.
В
связи с этим большое значение
и актуальность приобретает организация
эффективного механизма исполнения
бюджета и контроля за распределением
и расходованием бюджетных
Система органов федерального казначейства - относительно молодая структура, тем не менее, как отмечают у нас в стране и за рубежом, развивается она динамично и быстро наращивает выполняемые функции и эффективность работы.
На счетах казначейства собирается вся информация о денежных потоках. Центральный банк ежедневно информирует о суммах поступивших, на счета казначейства. Министерства и ведомства должны знать, сколько у них денег, какие суммы они могут дать, когда и кому, а также иметь возможность прогнозировать, сколько доходов они получат и когда эти доходы станут доступными для расходов, так как объем расходов бюджета напрямую зависит от поступивших доходов. Основным поставщиком этой информации является казначейство.
Основное предназначение казначейской системы — содействие оптимальному управлению государственными финансовыми ресурсами.
Целью данной курсовой работы является изучение задач и функций Федерального казначейства, роли и места Федерального казначейства в финансовой системе страны, рассмотрение основных направлений совершенствования казначейской системы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Казначейство
прошло длинный и сложный путь развития.
Его история неотделима от истории развития
Российского государства в целом.
Зарождение казначейской службы произошло
еще во времена Древней Руси, когда появилась
должность казначея – должностного лица
княжеской или боярской администрации,
хранителя княжеских ценностей, которые
назывались казной. С расширением границ
Российского государства и его укреплением
постепенно росла казна, и это требовало
дополнительного контроля за сохранностью
средств. Все это привело к возрастанию
роли казначеев и появлению в XV веке, в
период царствования Ивана III, казенных
дворов.
В
результате финансовых преобразований
Петра I в 1710 году была создана Счетная
или Казначейская контора, которая должна
была следить за правильным поступлением
налогов. Она просуществовала до 1742 года.
Следующей ступенью в развитии финансовой
системы России стал выход в 1775 году, в
эпоху царствования Екатерины II, крупного
правового акта «Учреждения для управления
губерний Российской империи» от 7 ноября
1775 г. Согласно данному документу, в каждой
губернии создаются казенные палаты «для
домостроительных дел и управления казенных
доходов Императорского Величества».
Были определены и штаты соответствующих
чиновников. В составе каждой губернии
выделились такие административные единицы,
как уезды, и впервые была определена должность
уездного казначея как основного финансового
чиновника низшего звена, который назначался
государственным казначеем по представлению
губернской казенной палаты на три года
и был ей подотчетен.
Следующим этапом развития казначейства стали реформы Александра I. В 1802 году был подписан манифест “Об учреждении министерств”, в соответствии с которым, наряду с другими министерствами, создается Министерство финансов, структура и сферы компетенции которого определялись изданным 25 июня 1811 года «Особенным учреждением Министерства финансов». Управление финансами было распределено между тремя ведомствами – Министерством финансов, Государственным казначейством и Государственным контролером. Впоследствии Государственное казначейство становится подразделением Министерства финансов России.
После
ряда структурных преобразований 15 февраля
1821 года резолюцией императора Александра
I «Быть по сему» был создан Департамент
Государственного казначейства в структуре
Министерства финансов, ставший ядром
всей системы казначейской службы России.
Департаменту Государственного казначейства
было определено ведомственное подчинение
центральных и местных финансовых структур:
Главного казначейства, губернских, окружных
казначейств с состоящими в их ведомстве
уездными казначействами, и «вообще Казенные
палаты, по делам до приходов и расходов
казначейств относящиеся».
Именно
с 1821 года в Российской Империи окончательно
сложился и впоследствии был усовершенствован
и отлажен четкий механизм деятельности
казначейств от центрального – Департамента
Государственного казначейства – до местных
- губернских и уездных казначейств.
Во второй половине XIX века, в период великих
реформ 60-70 годов, узакониваются и проводятся
в жизнь принципы рационализации и единства
бюджета. Государственная роспись доходов
и расходов объявляется открытой и подлежит
опубликованию. Происходит централизация
государственного хозяйства. Вводится
единство кассы. Такие экономические перемены
требовали реорганизации казначейской
службы и увеличения штатов казначейств
различных уровней. Это привело к упрочению
места казначейства в финансовой системе
государства, которое в полном объеме
стало вести бухгалтерское счетоводство
по государственным доходам и расходам.
В начале XX века роль казначейства усиливается в связи с ростом доходов и расходов государства, усложнением финансовой системы. В свет выходят новые законы и внутренние инструкции, более четко регламентирующие деятельность казначейств.
Предметами ведения казначеев в то время были:
1) счетоводство по всем поступающим в казначейство доходам и возложенным на них расходам, а также по порученному для хранения и продажи казенному имуществу;
2) открытие текущих счетов, размен денег, уплата процентов по купонам, перевод денег;
3) продажа всякого рода гербовой бумаги, гербовых марок, бланков, свидетельств и патентов.
С 1918 года казначейство было расформировано, и его функции получили новые финансовые органы. Финансирование всего народного хозяйства страны и всего советского аппарата, счетно–бюджетная работа, руководство денежным обращением были переданы организованной казначейской финансовой комиссии, а впоследствии - Наркомату финансов и Народному банку РСФСР, а затем – Министерству финансов СССР и союзных республик, Государственному банку СССР и его территориальным органам.
Указом Президента Российской Федерации от 8 декабря 1992 года № 1556 (в принципиальном плане) и постановлением Правительства России от 27 августа 1993 года № 864 (в организационном плане) был решен вопрос о создании Федерального казначейства в составе Министерства финансов Российской Федерации. С этого момента началось возрождение казначейства в России.
В середине 1999 года постановлением Правительства Российской Федерации принимается Федеральная целевая программа развития органов Федерального казначейства на 2000-2004 годы. Основной ее целью является развитие казначейской системы как важнейшего инструмента повышения эффективности управления и контроля за государственными финансовыми ресурсами.
Новый
импульс в развитии Федеральное казначейство
получило в связи с вступлением в действие
1 января 2000 года Бюджетного кодекса Российской
Федерации. Бюджетный Кодекс Российской
Федерации решил следующие основные задачи
процесса исполнения бюджетов Российской
Федерации:
- закрепил казначейское исполнение бюджетов
в Российской Федерации;
- обеспечил необходимое соответствие
кассовых расходов нормам, установленным
законом о бюджете на текущий финансовый
год;
- определил, что объем принятых обязательств,
оплата которых осуществляется за счет
средств бюджета, должен соответствовать
объему доведенных до бюджетополучателя
лимитов бюджетных обязательств;
- установил ответственность Главных распорядителей
и получателей средств федерального бюджета
за целевое использование выделяемых
им средств.
В
течение 2000-2002 годов было завершено
создание вертикальной структуры органов
федерального казначейства, включающей
89 управлений федерального казначейства
и 2254 отделения Федерального казначейства.
В 2002 году практически был завершен процесс
перевода всех федеральных учреждений,
за исключением отдельных учреждений
Министерства обороны Российской Федерации,
на обслуживание через органы федерального
казначейства.
Операции по внебюджетным средствам федеральных учреждений также были взяты под контроль органов Федерального казначейства. С 1 января 2002 года счета по учету внебюджетных средств 33 тысяч федеральных учреждений открыты в органах Федерального казначейства.
Новым
этапом в развитии системы органов Федерального
казначейства стало проведение административной
реформы в соответствии с Указом Президента
Российской Федерации от 9 марта 2004 года
№ 314 «О системе и структуре федеральных
органов исполнительной власти».
В результате проведения данной реформы
с 1 января 2005 года Федеральное казначейство
было выделено из состава Министерства
финансов Российской Федерации и преобразовано
в федеральную службу с подчинением Министерству
финансов Российской Федерации.
В соответствии с данными преобразованиями правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета перешли от Министерства финансов Российской Федерации к Федеральному казначейству, а также функция составления отчета об исполнении федерального бюджета и об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2004 года № 703 «О Федеральном казначействе» было утверждено Положение о Федеральном казначействе.
В соответствии с эти Положением (с изменениями на 15 июня 2010 года): Федеральное казначейство (Казначейство России) является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета [5].
Миссия
заключается в следующем: Служить государству
Российскому, способствуя укреплению
устойчивости, надежности и прозрачности
финансовой системы Российской Федерации,
а также обеспечивая сохранность финансовых
средств публично-правовых образований
[19].
2.
Структура, задачи
и функции Федерального
казначейства.
Система органов Федерального казначейства представляет собой единую централизованную систему, построенную по принципу многоуровневой и иерархической организации, где каждый уровень имеет свои задачи, функции и специфику.
Структура Федерального казначейства является трехуровневой: