Федеральное Казначейство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 21:24, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение задач и функций Федерального казначейства, роли и места Федерального казначейства в финансовой системе страны, рассмотрение основных направлений совершенствования казначейской системы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить историю и сущность Федерального казначейства;
провести анализ структуры, задач и функций Федерального казначейства;
изучить понятие казначейского исполнения бюджета;
изучить пути модернизации казначейской системы.

Файлы: 1 файл

ГОТОВО!!!.doc

— 183.50 Кб (Скачать файл)

      Органы  казначейства имеют статус самостоятельной  федеральной службы, являются юридическими лицами, имеют самостоятельные сметы  расходов и текущие счета в  учреждениях банков для выполнения хозяйственных функций и печать со своим наименованием. Казначейство подчиняется Министру финансов Российской  Федерации.

      Территориальные органы казначейства подчиняются вышестоящему органу и руководителю казначейства - начальнику Главного Управления Федерального казначейства Министерства финансов РФ, который имеет ранг заместителя министра.

     Органы  казначейства взаимодействуют с  органами государственного управления республик в составе РФ, краев, областей, автономных образований, городов  Москвы и Санкт - Петербурга в процессе зачисления доходов и взаиморасчетов между бюджетами, а также координации работы по созданию информационной базы о состоянии бюджетной системы РФ.

     Казначейство  информирует высшие законодательные  и исполнительные органы государственной  власти и управления РФ ежемесячно, а Министра финансов - ежедневно о результатах исполнения республиканского бюджета РФ, иных финансовых операциях Совета Министров - Правительства РФ, а также о состоянии государственных (федеральных) внебюджетных фондов и бюджетной системы РФ.

     Главными  задачами органов казначейства являются:

      - организация, осуществление и  контроль за исполнением федерального  бюджета, управление его доходами  и расходами на счетах казначейства  в банках, исходя из принципа  единства кассы;

      - регулирование финансовых отношений  между федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов, контроль за поступлением и использованием внебюджетных (федеральных) средств;

      - осуществление краткосрочного прогнозирования  объемов государственных финансовых ресурсов, оперативное управление этими ресурсами в пределах, установленных на соответствующий период государственных расходов;

      - сбор, обработка, анализ информации  о состоянии государственных  финансов, представление высшим  законодательным и представительным органам государственной власти и управления РФ отчетности об операциях правительства по федеральному бюджету;

      - управление и обслуживание совместно  с Центральным банком РФ и  другими уполномоченными банками  государственного внутреннего и  внешнего долга РФ;

     - разработка методологических и  инструктивных материалов, порядка  ведения учетных операций по  вопросам, относящимся к компетенции  казначейства, ведение учета государственной  казны РФ.

     В соответствии с возложенными задачами, казначейство выполняет множество разнообразных функций. Все выполняемые казначейством функции рассматриваются в разрезе его иерархического устройства. Это связано с тем, что функции федерального, регионального и локального уровней казначейской системы различны и имеют свою специфику.

      Особенность функций, возложенных на Главное  Управление определяется тем, что оно  руководит работой всех органов  казначейства и организует через  них бюджетное и финансовое исполнение федерального бюджета и внебюджетных фондов, а также осуществляет выполнение других функций. В соответствии с этим Главное Управление федерального казначейства:

  • подготавливает проекты законодательных и иных нормативных актов, разрабатывает и утверждает методические и инструктивные материалы, устанавливает порядок ведения учета и составления отчетности по вопросам, относящимся к компетенции казначейства;
  • как центральный орган казначейства получает, обобщает и анализирует отчеты территориальных органов казначейства о проделанной работе и представляет высшим органам государственной власти и управления отчетность о результатах исполнения федерального бюджета и состоянии бюджетной системы России;
  • в целях улучшения организации исполнения и контроля за исполнением федерального бюджета активно взаимодействует с ЦБ, Государственной налоговой службой Российской Федерации и другими центральными органами государственной власти и управления (в частности совместно с Центральным банком оно принимает участие в разработке и реализации согласованной денежно-кредитной политики, обеспечивает управление и обслуживание государственного внутреннего и внешнего долга России, осуществляет размещение на возвратной и платной основе централизованных финансовых ресурсов);
  • осуществляет управление доходами и расходами федерального бюджета и иными централизованными финансовыми ресурсами, находящимися в ведении Правительства, распоряжается средствами, числящимися на соответствующих счетах в банках (за исключением средств федеральных внебюджетных фондов), а также осуществляет операции с этими средствами.

      Специфика функций, возложенных на территориальные управления федерального казначейства определяется тем, что они являются промежуточным звеном казначейской системы. С одной стороны территориальные управления организуют работу подчиненных им отделений Федерального казначейства на локальном уровне и выполняют некоторые функции свойственные Главному управлению, а с другой стороны сами находятся в подчинении у Главного управления и выполняют некоторые основные функции по непосредственному исполнению и контролю за исполнением федерального бюджета, возложенные на территориальные отделения Федерального казначейства.

      При исполнении федерального бюджета по доходам, органы казначейства регионального и локального уровня также выполняют большую группу функций:

      -  ведут учет средств, поступающих в доход федерального бюджета по видам налогов и других платежей согласно классификации доходов бюджетов Российской Федерации;

      -  осуществляют распределение в  установленных размерах налогов  и других платежей между федеральным  бюджетом, бюджетами субъектов Федерации и местными бюджетами;

      - обеспечивают по представлению  государственных налоговых инспекций  возврат излишне взысканных и  уплаченных налогов и других  платежей;

      -  обрабатывают, обобщают и анализируют  всю информацию о поступающих доходах в федеральный бюджет;

      -    на основе полученных данных о состоянии финансовых ресурсов и исполнении бюджета составляют краткосрочные прогнозы объемов поступлений в доход федерального бюджета;

      - ведут сводные реестры распорядителей бюджетных средств, в которых отражают всю необходимую информацию о финансируемых предприятиях, учреждениях, организациях:  юридические адреса, телефоны их руководителей, номера текущих и бюджетных счетов, их назначение и многое другое;

      - выполняют операции со средствами федерального бюджета, федеральных внебюджетных фондов и осуществляют финансирование расходов со счетов казначейства в учреждениях банков;

       - обеспечивают в соответствии с доведенными до них Главным управлением федерального казначейства установленными размерами ассигнований, целевое финансирование предприятий, учреждений, организаций;

     - осуществляют постоянный ежедневный анализ исполнения федерального бюджета по расходам.

      - совместно с уполномоченными банками, территориальные органы казначейства осуществляют управление и обслуживание государственного долга  РФ;

     - курируют вопросы, связанные с государственными займами, казначейскими обязательствами и другими ценными бумагами.

      Наряду  с исполнением федерального бюджета  по доходам и расходам органы казначейства выполняют контрольные функции. Это в первую очередь определяет важность казначейства как органа финансового контроля.

      Основной  упор в своей деятельности казначейство делает на текущий контроль за целевым использованием средств, выделяемых предприятиям, учреждениям, организациям на возвратной и безвозвратной основе из федерального бюджета. В частности, территориальные органы казначейства проводят анализ отчетов об исполнении расходов, которые ежемесячно представляются им всеми бюджетными учреждениями и организациями; проверяют правдивость отраженной в них информации, сверяя итоговые суммы отчетов с выписками банков по счетам этих учреждений и организаций, а также проводят различные проверки с непосредственным выходом на место. Круг проверок очень широк, он  включает:

      -  проверки по фактам размещения  бюджетных средств на депозитных  счетах;

      -  проверки своевременности и полноты  выплаты заработной платы, стипендий  и других денежных выплат работникам  данных учреждений и организаций;

      -  проверки целевого использования средств, выделенных на финансирование государственных капитальных вложений;

  • проверки целевого использования средств краткосрочной финансовой поддержки, выделенных из федерального бюджета предприятиям и другие проверки.

      В целях повышения оперативности зачисления доходов на счета бюджета и средств бюджета на счета получателей, на органы казначейства возложены функции по контролю за своевременностью совершения банками операций с бюджетными средствами. Они осуществляют проверки своевременности исполнения банками платежных поручений на перечисление налогов и других платежей в федеральный бюджет и зачисления бюджетных средств на счета получателей. Также могут проводить другие проверки по письменным указаниям вышестоящего органа казначейства.

      При проведении проверок территориальные органы казначейства могут в случае обнаружения нарушений изымать всю, связанную с ними документацию. А при непредоставлении или отказе предъявить необходимую бухгалтерскую и финансовую документацию органы казначейства могут приостановить операции по счетам этих учреждений и организаций. Кроме того, органы казначейства в необходимых случаях осуществляют взыскание в бесспорном порядке с учреждений и организаций средств, используемых ими не по целевому назначению и налагают штрафы в размере, действовавшей в момент нарушения, учетной ставки Центрального банка. А также применяют штрафные санкции к банкам за несвоевременное совершение операций со средствами федерального бюджета.

      В случае выявления нарушений, за которые  предусмотрена уголовная ответственность, органы казначейства передают все материалы по ним правоохранительным органам и в необходимых случаях предъявляют иски в суд или арбитражный  суд.

      В процессе выполнения по исполнению федерального бюджета и контролю за его исполнением, территориальные органы казначейства представляют своему вышестоящему органу полную оперативную и периодическую отчетность о проделанной работе; активно взаимодействуют с контрольно-ревизионными, налоговыми и финансовыми  органами.

     Таким образом, можно сделать вывод, что на казначейство возложено большое количество функций. И что по мере развития его территориальных органов и освоения ими всех этих функций в полном объеме оно будет играть все большую роль в поддержании стабильности бюджетной системы и экономики России в целом. 
 
 
 

3. Казначейское исполнение бюджета. 

       Одной из стадий бюджетного процесса является исполнение бюджета. Несмотря на широкое  применение этого термина в экономической  литературе и практике хозяйствования, вопросам содержания данного понятия уделяется недостаточное внимание. Поэтому, прежде чем приступить к рассмотрению сущности казначейского исполнения бюджета, целесообразно определить, что понимается под термином «исполнение бюджета». Бюджетный кодекс РФ разделяет процесс исполнения бюджета на два направления: по доходам и по расходам. Исполнение бюджетов по доходам предусматривает:

  • перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета;
  • распределение в соответствии с утвержденным бюджетом регулирующих доходов;
  • возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов;
  • учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах соответствующего бюджета.

       Бюджеты по расходам исполняются в пределах фактического наличия бюджетных  средств на едином счете бюджета  с соблюдением обязательных последовательно осуществляемых процедур санкционирования и финансирования. Бюджет является одной из основополагающих финансово-правовых категорий.

       Государственный бюджет – основной финансовый план страны, обеспечивающий образование, распределение  и использование централизованного фонда денежных средств как обязательного условия функционирования любого государства [17, с.245].

Информация о работе Федеральное Казначейство