Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 21:24, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение задач и функций Федерального казначейства, роли и места Федерального казначейства в финансовой системе страны, рассмотрение основных направлений совершенствования казначейской системы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить историю и сущность Федерального казначейства;
провести анализ структуры, задач и функций Федерального казначейства;
изучить понятие казначейского исполнения бюджета;
изучить пути модернизации казначейской системы.
Когда рассмотрена сущность бюджета, можно перейти к рассмотрению «исполнение бюджета». Наиболее точным будет следующее определение: исполнение бюджета - это совокупность финансово-денежных отношений при формировании доходов и осуществлении расходов средств государственного фонда в пределах бюджетных ассигнований, выделяемых на текущий финансовый год в соответствии с финансовым планом государства.
Как известно, в мире существует несколько систем исполнения бюджета. Акперов И.Г. выделяет три системы исполнения бюджета, в том числе и казначейскую, «…при которой на специальные органы министерства финансов (казначейства) возложены функции организации исполнения бюджетов, управления их счетами и бюджетными средствами. Указанные органы являются кассиром для всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи от имени и по поручению бюджетных учреждений» [6, с.27].
Большинство практических работников финансовых структур, в том числе органов федерального казначейства, в своих публикациях стараются избегать чёткого определения понятия «казначейское исполнение бюджета». Они рассматривают этот процесс через функции, задачи, принципы. Так, Фёдоров В.В. под казначейской системой исполнения бюджета понимает «систему всеобъемлющего учёта движения бюджетных средств, начиная от их поступления в государственную казну» и далее он рассматривает основные функции казначейства [18, с.5]. Рыбакова Р.Ю. процесс казначейского исполнения бюджета описывает так: «…Исполнение бюджета осуществляется на основе отражения всех операций и средств бюджета в системе балансовых счетов казначейства…» [16, с.11]. Безденежных А.В. и Начинкин Д.Б. суть казначейской системы исполнения бюджета заключают в том, что «…казначейство принимает на себя обязательства бюджетных учреждений и напрямую осуществляет по ним платежи на счета поставщиков и производителей. Соответственно у казначейства появляется возможность чёткого контроля над расходами…» [8, с.11]. Нестеренко Т.Г. говорит, что «Казначейское исполнение это такое исполнение бюджета, при котором все участники бюджетного процесса открывают свои номинальные счета (или лицевые счета) на едином счёте органа, организующего исполнение соответствующего бюджета…» и именно на этом счёте «ведутся учётные регистры участников бюджетного процесса (лицевые счета) и главной книги, в которой последовательно отражаются бухгалтерские записи обо всех экономических событиях, связанных с исполнением бюджета» [14, с.3].
Как видно, в специальной научной литературе, а также многочисленных публикациях, отсутствует достаточно полное научное определение содержания понятия «казначейское исполнение бюджета». На мой взгляд, наиболее точное и полное следующее определение:
Казначейское исполнение бюджета - это регламентированный государством процесс формирования и расходования средств государственной казны, в том числе бюджетных фондов, в рамках проводимых бюджетных, налоговых, денежно-кредитных, социальных и политических реформ, в пределах бюджетных ассигнований, выделяемых на текущий финансовый год, а также контроль за своевременным доведением и целевым использованием бюджетных средств, их учет, мониторинг и управление ими [12, с.70].
Казначейские
органы на федеральном, региональном,
и местном уровнях являются кассирами
всех распорядителей и получателей
бюджетных средств и
Федеральное казначейство регистрирует все операции, связанные с поступлением в федеральный бюджет доходов и средств из источников финансирования дефицита бюджета, а также с санкционированием и финансированием расходов бюджета в Главной книге казначейства.
Исполнение федерального бюджета осуществляется на основе отражения всех операций и средств федерального бюджета в системе балансовых счетов Федерального казначейства. Единый счет Федерального казначейства находится в Банке России. Регистрация поступлений, регулирование объемов и сроков принятия бюджетных обязательств, совершение разрешительной надписи на право осуществления расходов в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств, осуществление платежей от имени получателей бюджетных средств производятся Федеральным казначейством.
Сущность казначейского исполнения бюджетов, включая кассовое их обслуживание, раскрывается через присущие ему принципы, которые положены в его основу. Важнейшим принципом является принцип единства кассы. Согласно БК РФ принцип единства кассы означает «зачисление всех поступающих доходов бюджета, привлечение и погашение источников финансирования дефицита бюджета и осуществление всех расходов с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению федерального бюджета, осуществляемых за пределами Российской Федерации. Этот принцип - важное условие, характеризующее казначейское исполнение бюджета.
К особенностям казначейского исполнения бюджета относится:
Все эти составляющие «казначейского исполнения бюджетов» включают использование казначейских методов и технологий, в том числе по проведению и учету кассовых операций (поступлениям и выплатам). В БК РФ кассовое обслуживание исполнения территориальных бюджетов органами Федерального казначейства рассматривается как одно из обязательных условий казначейского их исполнения. Наряду с этим, в ст. 215.1 предусматривается возможность по соглашению с исполнительным органом государственной власти субъекта РФ передачи ему полномочия Федерального казначейства по такому обслуживанию исполнения региональных и местных бюджетов. Но в данном случае для исполнительных органов власти, их финансовых органов речь должна идти не об обслуживании (кассовом) исполнения территориальных бюджетов, а об использовании последними казначейских методов и технологий кассового исполнения бюджетов (по проведению и учету кассовых операций).
Что касается федерального бюджета, то Федеральное казначейство, находясь до 2005 г. в составе Минфина России, непосредственно участвовало в его исполнении, хотя и в этом случае можно говорить об обслуживании исполнения данного бюджета в части кассового его исполнения с точки зрения казначейских методов и технологий. В новых условиях Федеральное казначейство как самостоятельная служба продолжает участвовать в исполнении федерального бюджета, также обслуживая это исполнение с помощью казначейских методов и технологий. Теперь в нормативных правовых документах, регулирующих казначейское исполнение территориальных бюджетов с участием органов Федерального казначейства, используется понятие «кассовое обслуживание исполнения бюджетов». Оно включает «учет доходов и расходов бюджетов и источников финансирования дефицитов в соответствии с бюджетной классификацией», а также «средств, поступающих от вышестоящих бюджетов».
Учет исполнения федерального бюджета организуется и осуществляется Федеральным казначейством на основе единого Плана счетов и единой методологии. Единая методология отчетности об исполнении федерального бюджета устанавливается Правительством, которое представляет в Федеральное собрание ежеквартальные и годовые отчеты об исполнении бюджета.
Отчет об исполнении бюджета за отчетный финансовый год представляется в государственную Думу не позднее 1 июня текущего года в форме проекта федерального закона в соответствии со структурой и классификациями, использованными при его составлении. Представленный отчет проверяется Счетной палатой Российской Федерации, которая представляет заключение в Государственную Думу. По итогам рассмотрения отчета и других одновременно представляемых документов Государственная Дума утверждает отчет об исполнении бюджета либо принимает решение о его отклонении.
На
основании вышеизложенного
4.
Пути модернизации
казначейской системы.
За последние годы создана стабильно работающая развивающаяся казначейская система, четко выполняющая свои функции и полномочия в сфере организации исполнения федерального бюджета и обслуживания бюджета и бюджетной системы [11, с.2]. Казначейство выступает и будет выступать как единая платёжная, учетная, контрольная и информационная система в области финансовой деятельности бюджетных организаций. В настоящее время четко определена позиция казначейской системы в России среди других органов государственной власти, а также с точки зрения взаимодействия с субъектами Федерации – муниципалитетами.
Система органов федерального казначейства - относительно молодая структура, тем не менее, как отмечают у нас в стране и за рубежом, развивается она динамично и быстро наращивает выполняемые функции и эффективность работы.
В системе Федерального казначейства активно используется автоматизированная система делопроизводства, обеспечивающая внутренний электронный документооборот, а также система электронного документооборота Федерального казначейства, обеспечивающая защищенный юридически значимый обмен всеми необходимыми документами между органами Федерального казначейства и другими участниками бюджетного процесса в электронном виде без дублирования на бумажных носителях. В настоящее время систему электронного документооборота Федерального казначейства успешно используют более 100 тысяч участников бюджетного процесса.
С 2010 года в системе Федерального казначейства планомерно осуществляется процесс внедрения управленческого учета. Сегодня Федеральное казначейство имеет возможность планировать расходы в разрезе ведомственных целевых программ и непрограммной деятельности, а так же определять затраты на каждого работника Федерального казначейства исходя из выполняемых им функций в разрезе ведомственных целевых программ. Кроме того, внедрение управленческого учета позволяет контролировать процесс планирования расходов посредством формирования единого по системе Федерального казначейства плана централизованных закупок, товаров и услуг для нужд Федерального казначейства, а также расходования бюджетных средств, выделенных на обеспечение деятельности Федерального казначейства путем формирования консолидированного отчета об исполнении плана централизованных закупок, товаров и услуг. В текущем году планируется разработка ведомственного акта по формированию отчетности по управленческому учету, который позволит мониторить плановые и фактические показатели в разрезе ведомственных целевых программ и непрограммной деятельности Федерального казначейства.
Все чаще исполнительные органы государственной власти предоставляют гражданам и организациям услуги с использованием сети Интернет. Федеральное казначейство является одним из таких органов. В настоящее время через сеть Интернет Федеральное казначейство кроме предоставления информации о деятельности Федерального казначейства и территориальных органов:
-принимает обращения от граждан через электронную форму обращения на сайте центрального аппарата Федерального казначейства и сайтах территориальных органов;
-принимает
обращения и отвечает на
-предоставляет
доступ к реестру
-распространяет
прикладное программное
-использует канал передачи данных через сеть Интернет для организации взаимодействия в системе электронного документооборота Федерального казначейства (СЭД ФК) [7, с.5].
Дополнительно в 2010 – 2011 годах Федеральное казначейство планирует централизовать информацию для взыскателей на сайте Федерального казначейства (наименование организаций, адреса, статусы исполнительных листов).
Кроме того, планируется создание ведомственной транспортной сети (ВТС). Целью создания ВТС является создание ведомственной транспортной сети связи, обеспечивающей центральный аппарат и территориальные органы Федерального казначейства, расположенными на всей территории Российской Федерации, широким набором современных услуг связи.
Также изменены требования по обеспечению необходимого уровня безопасности:
- защита информации
от несанкционированного
- организация
защищенного электронной
- резервное копирование данных системы;
- катастрофоустойчивость;
- аварийное восстановление данных;
- требования
по обеспечению защиты