Федеральный бюджет РФ: основные тенденции развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 08:33, курсовая работа

Описание работы

Государственное управление, которое осуществляется в соответствии с экономической политикой, избранной властью, играет ведущую, определяющую роль в формировании и развитии бюджетной сферы любого современного общества. Финансовый механизм – финансовая система общества, является одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное управление. Главным звеном этой системы является федеральный бюджет. Именно с помощью финансовой системы государство образует, централизованные фонды денежных средств и воздействует на формирование децентрализованных фондов, предоставляя государственным органам возможность успешно выполнять возложенные на них функции.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..……..……. 3
1 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ………………………………………....……...… 5
1.1 Понятие и сущность федерального бюджета………………….……….……... 5
1.2 Роль федерального бюджета в финансовых планах страны..………...……… 8
1.3 Классификация федерального бюджета………………...………..……………. 10
2 ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА … 24
2.1 Анализ федерального бюджета 2009 – 2011 гг………………………...……... 24
2.2 Дефицит федерального бюджета и способы его покрытия………...…….…... 39
2.3 Бюджетное послание президента на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 гг…………………………………...……………………………..…...….. 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………….………………………………….…… 67
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………….……………..….. 69

Файлы: 1 файл

Курсовая финансы.docx

— 123.51 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ 

УНИВЕРСИТЕТ

КЕМЕРОВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

 

Факультет Экономический

 

Кафедра: Финансы и кредит

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине: Финансы

 

на тему: Федеральный бюджет РФ: основные тенденции развития

 

Выполнена студентом Лобановым Василием Александровичем 2 курса СФ10332 шифр группы СФ 103 очной формы обучения специальности «Финансы и кредит»

 

Руководитель Полетаева Людмила Геннадьевна

 

Отметка о допуске (недопуске) к защите______________________________________

«____» ____________ 20___г.    _____________________

(подпись руководителя)

 

 

Кемерово 2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..……..…….

3

1

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ………………………………………....……...

5

1.1

Понятие и сущность федерального бюджета………………….……….……...

5

1.2

Роль федерального бюджета  в финансовых планах страны..………...………

8

1.3

Классификация федерального бюджета………………...………..…………….

10

2

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА …

24

2.1

Анализ федерального бюджета 2009 – 2011 гг………………………...……...

24

2.2

Дефицит федерального бюджета  и способы его покрытия………...…….…...

39

2.3

Бюджетное послание президента на 2011 год и плановый период 2012                 и 2013 гг…………………………………...……………………………..…...…..

47

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………….………………………………….……

67

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………….……………..…..

69


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Государственное управление, которое осуществляется в соответствии с экономической политикой, избранной  властью, играет ведущую, определяющую роль в формировании и развитии бюджетной  сферы любого современного общества. Финансовый механизм – финансовая система общества, является одним  из наиболее важных механизмов, позволяющих  государству осуществлять экономическое  и социальное управление. Главным  звеном этой системы является федеральный  бюджет. Именно с помощью финансовой системы государство образует, централизованные фонды денежных средств и воздействует на формирование децентрализованных фондов, предоставляя государственным органам  возможность успешно выполнять  возложенные на них функции.

Государство управляет обществом  и состоит из ряда структур: политической, экономической, социальной, религиозной  и др. Основу экономической структуры  составляют отношения, возникшие в  государстве, в которых участвуют  четыре субъекта: государство, регион, хозяйствующий субъект, гражданин. У каждого субъекта свои права  и обязанности. Вступая между  собой в отношения, они участвуют  в товарно-денежных отношениях, что  приводит к созданию финансовой системы  государства.

Актуальность темы определяется необходимостью повышения эффективности функционирования бюджетной системы Российской Федерации, что является одним из важнейших  факторов экономического и профессионального  роста в процессе рыночной трансформации. Взаимодействие финансовых, кредитных, бюджетных звеньев в существенной степени влияет на производственный и инвестиционный потенциал и  решение социальных проблем. Поэтому  огромную роль играет, встает вопрос об оценке финансовых возможностей, имеющихся  для реализации принимаемых решений. Речь идет об определении объема ресурсов, которые могут быть мобилизованы для финансирования производственной и социальной сфер. Направление реальных финансовых потоков на решение острых проблем в жилищно-коммунальном хозяйстве, транспорте, здравоохранении  и образовании. Эффективность функционирования финансовой системы Российской Федерации определяется как внешними условиями, так и качеством ее системы управления.

Важнейшей целью развития Федерального бюджет является эффективное  использование финансовых, кредитных  и бюджетных звеньев.

Целью курсовой работы является подробное  изучение федерального бюджета и  его основных тенденций развития.

Для достижения поставленной цели в  работе ставятся следующие задачи:

  • Рассмотреть понятие, сущность и  роль федерального бюджета в финансовых планах страны;
  • Ознакомится с классификацией федерального бюджета;
  • Рассмотреть и проанализировать федеральный бюджет за 2009 – 2011 гг., а так же способы покрытия дефицита федерального бюджета;
  • Ознакомится с бюджетным послание президента РФ на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 гг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ

 

    1. Сущность и функции федерального бюджета

 

В любой стране государственный  бюджет – ведущее звено финансовой системы. Он объединяет главные доходы и расходы государства. Бюджет есть единство основных финансовых категорий (налогов, государственного кредита, государственных  расходов) в их действии, т.е. через  бюджет осуществляются постоянная мобилизация  ресурсов и их расходование.

Государственный бюджет представляет собой основной финансовый план государства  на текущий год, имеющий силу закона. Бюджет утверждается законодательным  органом власти – Федеральным  Собранием.

К бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относятся:

  • федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
  • бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
  • местные бюджеты, в том числе: бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

бюджеты городских и сельских поселений. [8]

Федеральный бюджет России – главное  звено бюджетной системы. Он выражает экономические денежные отношения, опосредствующие процесс образования  и использования централизованного  фонда денежных средств государства, и разрабатывается и утверждается Федеральным Собранием РФ в форме  федерального закона. Через этот бюджет мобилизуются средства предприятий  различных форм собственности и  частично доходы населения. Они направляются на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепление обороноспособности страны, на содержание органов государственного управления, финансовую поддержку бюджетов субъектов  Федерации, на погашение государственного долга, создание государственных материальных и финансовых резервов и др. Через бюджет доходы более рентабельных отраслей направляются в отрасли с низкой рентабельностью (например, из промышленности в сельское хозяйство). Через бюджет перераспределяется до 30-40% национального дохода. Федеральные и региональные органы государственной власти посредством бюджетных отношений получают в свое распоряжение определенную часть перераспределяемого национального дохода, которая направляется на строго определенные цели в зависимости от разграничения функций между уровнями управления.

Федеральный бюджет и бюджеты государственных  внебюджетных фондов Российской Федерации  предназначены для исполнения расходных  обязательств Российской Федерации.

Использование федеральными органами государственной власти иных форм образования  и расходования денежных средств, предназначенных  для исполнения расходных обязательств Российской Федерации, не допускается.

Федеральный бюджет и свод консолидированных  бюджетов субъектов Российской Федерации (без учета межбюджетных трансфертов  между этими бюджетами) образуют консолидированный бюджет Российской Федерации. [9]

Основными функциями бюджета  являются:

  1. Перераспределение национального дохода и ВВП;
  2. Государственное регулирование и стимулирование экономики;
  3. Финансовое обеспечение социальной политики;
  4. Контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.

Федеральный бюджет – основное орудие перераспределения национального  дохода и ВВП. Через этот бюджет перераспределяется около 30% ВВП. Бюджет широко используется для межотраслевого и территориального перераспределения финансовых ресурсов с учетом требований наиболее рационального  размещения производительных сил, подъема  экономики и культуры на всей территории России, включая республики, края, области.        Через расходы и налоги бюджет выступает важным инструментом регулирования и стимулирования экономики и инвестиций, повышения эффективности производства. Государственная поддержка оказывается передовым отраслям хозяйства – авиастроению, космическим программам, атомной промышленности, энергомашиностроению и некоторым другим. Такая поддержка связана также с реализацией высокоэффективных и быстроокупаемых проектов. Для регулирования экономики должна активно использоваться налоговая политика путем применения соответствующего налогового механизма.

Большое значение имеет социальная направленность бюджетных средств. В социальной политике приоритеты –  поддержка наименее защищенных слоев  населения (пенсионеров, инвалидов, студентов, малообеспеченных семей), а также  функционирование учреждений здравоохранения, образования и культуры. Бюджет оказывает  наибольшее воздействие на отрасли  хозяйства и учреждения непроизводственной сферы в процессе финансового  планирования. Будучи основным финансовым планом образования и использования  государственного фонда денежных средств, бюджет связан со всеми предприятиями  и организациями. Государственный  бюджет выполняет функцию организатора распределительных процессов. Хотя через бюджет перераспределяется не весь чистый доход, создаваемый на предприятиях различных форм собственности сферы  материального производства, он влияет на размеры накоплений, определение  оптимальной структуры доходов  по финансовым планам предприятий и  отраслей хозяйства.

Некоторые авторы, например, Романовский М.В., выделяют еще две функции. Образование бюджетного фонда. Эту функцию выполняют бюджетные доходы, включающие: налоги с доходов хозяйствующих субъектов, займы, доходы от государственной собственности (предприятий), доходы от эмиссии бумажных денег. Структура бюджетных доходов непостоянна, она зависит от конкретных экономических условий развития данной страны. Изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения, связанные с экономическими процессами. Так, например, изменение соотношения между налогами и займами в сторону увеличения доли последних отражает явный спад производства, изменение соотношения между потреблением и накоплением. Вторая функция – использование бюджетного фонда – принадлежит конкретным целевым бюджетным расходам. Государство, выступая как совокупный хозяйствующий субъект, учитывает экономические интересы всех других участников воспроизводственного процесса, в связи с чем бюджетные расходы охватывают всю экономику. Структура бюджетных расходов подвержена еще более частым изменениям, чем структура бюджетных доходов. Изменение соотношения между расходами на военные и социальные нужды в пользу первых отчетливо свидетельствует о тенденции спада экономического производства. 

 

 

    1. Роль федерального бюджета в финансовых планах страны

 

По своей внешней форме Федеральный  бюджет является основным финансовым планом государства, определяющим его  доходы, расходы, движение решающей части  централизованных финансовых ресурсов на конкретный период (как правило, на год). Признание бюджета основным финансовым планом определяет его важное место в перераспределении национального  дохода, главенствующее положение в  системе финансовых планов, а также  особую роль в общественном воспроизводстве. Так, через Федеральный бюджет перераспределяется половина (иногда и больше) национального  дохода, около всех денежных средств. Это позволяет государству не только удовлетворять общегосударственные  потребности, но и активно влиять на всю жизнь общества, обеспечивать выполнение программы экономического и социального развития страны.

Федеральный бюджет доминирует в общей  системе финансовых планов, так как  отражает часть финансовых ресурсов всех субъектов и звеньев хозяйства, регламентирует на текущий период их финансовые взаимоотношения с государством. Не случайно в финансовых планах предприятий, фирм, их вышестоящих организаций  прогнозируются платежи в бюджет и ассигнования из бюджета. Еще более точно увязаны финансовые планы (сметы) учреждений непроизводственной сферы с основным финансовым планом государства, поскольку бюджетные ресурсы являются основным источником финансирования их расходов. Определенная связь существует между бюджетом и планами банков, других кредитных учреждений, которые, являясь плательщиками налогов, планируют налоговые платежи, а в качестве ресурсов кредитования – временно свободные средства бюджета.

Информация о работе Федеральный бюджет РФ: основные тенденции развития