Федеральный бюджет РФ: основные тенденции развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 08:33, курсовая работа

Описание работы

Государственное управление, которое осуществляется в соответствии с экономической политикой, избранной властью, играет ведущую, определяющую роль в формировании и развитии бюджетной сферы любого современного общества. Финансовый механизм – финансовая система общества, является одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное управление. Главным звеном этой системы является федеральный бюджет. Именно с помощью финансовой системы государство образует, централизованные фонды денежных средств и воздействует на формирование децентрализованных фондов, предоставляя государственным органам возможность успешно выполнять возложенные на них функции.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..……..……. 3
1 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ………………………………………....……...… 5
1.1 Понятие и сущность федерального бюджета………………….……….……... 5
1.2 Роль федерального бюджета в финансовых планах страны..………...……… 8
1.3 Классификация федерального бюджета………………...………..……………. 10
2 ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА … 24
2.1 Анализ федерального бюджета 2009 – 2011 гг………………………...……... 24
2.2 Дефицит федерального бюджета и способы его покрытия………...…….…... 39
2.3 Бюджетное послание президента на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 гг…………………………………...……………………………..…...….. 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………….………………………………….…… 67
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………….……………..….. 69

Файлы: 1 файл

Курсовая финансы.docx

— 123.51 Кб (Скачать файл)

В процессе составления основного  финансового плана государства 
Федеральный бюджет материализуется – воплощается в централизованный фонд денежных средств государства. В нем концентрируются денежные ресурсы предприятий, организаций и населения в виде налогов, сборов и других поступлений на общегосударственные нужды. Они образуют доходы бюджета, которые и направляются на финансирование экономических и социальных программ, других намечаемых мероприятий. На этой стадии бюджет может быть охарактеризован уже как основной централизованный фонд денежных средств государства.

Однако форма и материальное воплощение – лишь внешние признаки 
Федерального бюджета, глубинную суть составляют экономические отношения. В процессе перераспределения национального дохода, образования доходов и расходов бюджета возникают определенные финансовые отношения между участниками данного процесса. Их специфика обусловлена экономической природой бюджета, его формой, материальным содержанием и особым общественным назначением.

Федеральный бюджет как экономическая  категория характеризует совокупность объективных денежных отношений, возникающих  при образовании, расходовании и  использовании основного централизованного  фонда денежных средств государства. Для их прогнозирования разрабатывается  основной финансовый план, который  выполняется в процессе аккумуляции  части национального дохода, его  перераспределения на общегосударственные  нужды.

Поэтому при раскрытии понятия  «Федеральный бюджет» целесообразно  отразить одновременно три его важнейшие  характеристики: форму, материальное содержание и экономическую природу – сущность. Так, Федеральный бюджет – основной финансовый план государства, отражающий экономические отношения по поводу формирования, распределения и использования централизованного фонда денежных средств.

 

 

    1. Классификация федерального бюджета РФ

 

 

1. Бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используемой для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

2. Определение принципов назначения, структуры кодов бюджетной классификации Российской Федерации, а также присвоение кодов составным частям бюджетной классификации Российской Федерации, которые в соответствии с настоящим Кодексом являются едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществляются Министерством финансов Российской Федерации [10].

Бюджетная классификация  Российской Федерации включает:

  • классификацию доходов бюджетов Российской Федерации;
  • функциональную классификацию расходов бюджетов Российской Федерации;
  • экономическую классификацию расходов бюджетов Российской Федерации;
  • классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации;
  • классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;
  • классификацию видов государственных внутренних долгов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
  • классификацию видов государственного внешнего долга Российской Федерации и государственных внешних активов Российской Федерации;
  • ведомственную классификацию расходов федерального бюджета [11].

Доходы Федерального бюджета

Доходы федерального бюджета  — это денежные средства, поступающие  в безвозмездном порядке в  соответствии с бюджетным и налоговым  законодательством Российской Федерации  в распоряжение федеральных органов  государственной власти РФ.

Через федеральный бюджет осуществляется процесс распределения и перераспределения  внутреннего валового продукта и  созданного национального дохода страны между отраслями народного хозяйства, регионами и социальными слоями населения. На федеральный бюджет возложено  финансирование общегосударственных  органов власти и управления, мероприятий, связанных с обеспечением обороноспособности государства, развитием науки, подготовкой  высококвалифицированных специалистов.

Средства федерального бюджета  составляют главный источник финансирования структурной перестройки экономики, конверсии предприятий военно-промышленного  комплекса, развития перспективных  направлений в сфере производства, пионерного освоения новых территориально-производственных комплексов.  

В доходы федерального бюджета зачисляются:

  • собственные налоговые доходы федерального бюджета, за исключением налоговых доходов, передаваемых в виде регулирующих доходов бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
  • собственные неналоговые доходы;
  • остаток средств на конец предыдущего года;
  • доходы от бюджетных фондов;
  • прочие доходы.

К налоговым доходам  федерального бюджета относятся:

  • федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством Российской Федерации, а пропорции их распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год;
  • таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;
  • государственная пошлина в соответствии с законодательством Российской Федерации;

К неналоговым доходам  федерального бюджета относятся:

  • доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности, доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении» органов государственной власти Российской Федерации;
  • доходы от продажи имущества, находящегося в государственной собственности, — в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами и другими нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации;
  • часть прибыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, — в размерах, устанавливаемых Правительством Российской Федерации;
  • прибыль Банка России — по нормативам, установленным федеральными законами;
  • доходы от внешнеэкономической деятельности;
  • доходы от реализации государственных запасов и резервов.

Неналоговые доходы федерального бюджета  формируются в том числе за счет:

  • доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности (за исключением доходов от использования имущества, находящегося в оперативном управлении автономных учреждений), доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти РФ, - после уплаты налогов и сборов;
  • части прибыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;
  • сборов за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
  • прочих лицензионных сборов;
  • таможенных пошлин и таможенных сборов;
  • платы за использование лесов в части минимального размера арендной платы и минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений;
  • платы за пользование водными объектами;
  • платы за пользование водными биологическими ресурсами по межправительственным соглашениям;
  • платы за негативное воздействие на окружающую среду;
  • консульских сборов;
  • патентных пошлин;
  • платежей за предоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделок с ним;
  • прибыль Банка России, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;
  • доходы от внешнеэкономической деятельности;

К безвозмездным и безвозвратным  перечислениям относятся перечисления в виде:

  • финансовой помощи из бюджетов других уровней в форме дотаций и субсидий;
  • субвенций из Федерального фонда компенсаций и (или) из региональных фондов компенсаций;
  • субвенций из местных бюджетов бюджетам других уровней;
  • иных безвозмездных и безвозвратных перечислений между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;
  • безвозмездных и безвозвратных перечислений из бюджетов государственных и (или) территориальных государственных внебюджетных фондов;
  • безвозмездных и безвозвратных перечислений от физических лиц и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольных пожертвований.

На основании статьи 54 Бюджетного кодекса РФ, в доходах федерального бюджета обособленно учитываются  доходы федеральных целевых бюджетных  фондов. Они учитываются по ставкам, установленным налоговым законодательством  РФ, и распределяются между федеральными целевыми бюджетными фондами и территориальными целевыми бюджетными фондами по нормативам, определенным федеральным законом  о федеральном бюджете на очередной  финансовый год.

Главным источником формирования доходов  бюджета является национальный доход, а в некоторых случаях и  национальное богатство. При перераспределении  национального дохода в бюджет поступает  часть прибыли хозяйствующих  субъектов, заработной платы работников сферы материального и нематериального  производства, доходов работников, работающих по найму, ренты собственников  земли.

Доходы бюджета классифицируются не только по методам взимания и  формам их мобилизации  - на налоговые и неналоговые, но и по другим признакам, в частности:

1. В зависимости от механизма  поступления доходов в бюджет, они подразделяются на собственные  и регулирующие.

2. По социально - экономическому  признаку выделяют доходы, поступающие  от юридических лиц и от  физических лиц;

3. В зависимости от конкретных  объектов обложения - взимаемые  с имущества или дохода;

4. По признаку источников уплаты - налоги, уплачиваемые из выручки,  из прибыли, и налоги, относимые  на себестоимость продукции (работ,  услуг);

5. По конкретным видам прямых  и косвенных налогов (налог  на прибыль предприятий и организаций,  подоходный налог с физических  лиц, акцизы, НДС, таможенные пошлины  и т.д.).

Исполнение федерального бюджета  по доходам является важной частью процесса исполнения федерального бюджета, поскольку финансирование расходов осуществляется по мере поступления  доходов в бюджет. Следовательно, если доходы не поступают в полном объеме, то и расходы не могут  быть профинансированы в соответствии с утвержденными бюджетными назначениями.

Таблица 1 – Динамика доходов федерального бюджета млрд. руб.

Показатель

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год

прогноз

прирост к предыдущему году

прогноз

прирост к предыдущему году

прогноз

прирост к предыдущему году

Доходы, всего (млрд. рублей)

7 783,80

8 617,80

834

9 131,70

513,9

9 983,90

852,2

в том числе:

Нефтегазовые доходы

(млрд. рублей)

3 744,30

4 003,00

258,7

4 088,10

85,1

4 295,00

206,9

Ненефтегазовые доходы

(млрд. рублей)

4 039,50

4 614,80

575,3

5 043,60

428,8

5 688,90

645,3

Темпы прироста доходов к предыдущему  году, %

-

-

10,7

-

6

-

9,3

в том числе:

Нефтегазовые доходы

-

-

6,9

-

2,1

-

5,1

Ненефтегазовые доходы

-

-

14,2

-

9,3

-

12,8

Доля в общем объеме доходов, %

100

100

-

100

-

100

-

в том числе:

Нефтегазовые доходы

48,1

46,5

-1,6

44,8

-1,7

43

-1,8

Ненефтегазовые доходы

51,9

53,5

1,6

55,2

1,7

57

1,8

Информация о работе Федеральный бюджет РФ: основные тенденции развития