Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 08:33, курсовая работа
Государственное управление, которое осуществляется в соответствии с экономической политикой, избранной властью, играет ведущую, определяющую роль в формировании и развитии бюджетной сферы любого современного общества. Финансовый механизм – финансовая система общества, является одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное управление. Главным звеном этой системы является федеральный бюджет. Именно с помощью финансовой системы государство образует, централизованные фонды денежных средств и воздействует на формирование децентрализованных фондов, предоставляя государственным органам возможность успешно выполнять возложенные на них функции.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..……..……. 3
1 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ………………………………………....……...… 5
1.1 Понятие и сущность федерального бюджета………………….……….……... 5
1.2 Роль федерального бюджета в финансовых планах страны..………...……… 8
1.3 Классификация федерального бюджета………………...………..……………. 10
2 ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА … 24
2.1 Анализ федерального бюджета 2009 – 2011 гг………………………...……... 24
2.2 Дефицит федерального бюджета и способы его покрытия………...…….…... 39
2.3 Бюджетное послание президента на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 гг…………………………………...……………………………..…...….. 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………….………………………………….…… 67
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………….……………..….. 69
В процессе составления основного
финансового плана государства
Федеральный бюджет материализуется –
воплощается в централизованный фонд
денежных средств государства. В нем концентрируются
денежные ресурсы предприятий, организаций
и населения в виде налогов, сборов и других
поступлений на общегосударственные нужды.
Они образуют доходы бюджета, которые
и направляются на финансирование экономических
и социальных программ, других намечаемых
мероприятий. На этой стадии бюджет может
быть охарактеризован уже как основной
централизованный фонд денежных средств
государства.
Однако форма и материальное
воплощение – лишь внешние признаки
Федерального бюджета, глубинную суть
составляют экономические отношения.
В процессе перераспределения национального
дохода, образования доходов и расходов
бюджета возникают определенные финансовые
отношения между участниками данного
процесса. Их специфика обусловлена экономической
природой бюджета, его формой, материальным
содержанием и особым общественным назначением.
Федеральный бюджет как экономическая
категория характеризует
Поэтому при раскрытии понятия «Федеральный бюджет» целесообразно отразить одновременно три его важнейшие характеристики: форму, материальное содержание и экономическую природу – сущность. Так, Федеральный бюджет – основной финансовый план государства, отражающий экономические отношения по поводу формирования, распределения и использования централизованного фонда денежных средств.
1. Бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используемой для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
2. Определение принципов назначения, структуры кодов бюджетной классификации Российской Федерации, а также присвоение кодов составным частям бюджетной классификации Российской Федерации, которые в соответствии с настоящим Кодексом являются едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществляются Министерством финансов Российской Федерации [10].
Бюджетная классификация Российской Федерации включает:
Доходы Федерального бюджета
Доходы федерального бюджета — это денежные средства, поступающие в безвозмездном порядке в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством Российской Федерации в распоряжение федеральных органов государственной власти РФ.
Через федеральный бюджет осуществляется
процесс распределения и
Средства федерального бюджета
составляют главный источник финансирования
структурной перестройки
В доходы федерального бюджета зачисляются:
К налоговым доходам федерального бюджета относятся:
К неналоговым доходам федерального бюджета относятся:
Неналоговые доходы федерального бюджета формируются в том числе за счет:
К безвозмездным и безвозвратным
перечислениям относятся
На основании статьи 54 Бюджетного
кодекса РФ, в доходах федерального
бюджета обособленно
Главным источником формирования доходов
бюджета является национальный доход,
а в некоторых случаях и
национальное богатство. При перераспределении
национального дохода в бюджет поступает
часть прибыли хозяйствующих
субъектов, заработной платы работников
сферы материального и
Доходы бюджета
1. В зависимости от механизма
поступления доходов в бюджет,
они подразделяются на
2. По социально - экономическому признаку выделяют доходы, поступающие от юридических лиц и от физических лиц;
3. В зависимости от конкретных объектов обложения - взимаемые с имущества или дохода;
4. По признаку источников уплаты
- налоги, уплачиваемые из выручки,
из прибыли, и налоги, относимые
на себестоимость продукции (
5. По конкретным видам прямых
и косвенных налогов (налог
на прибыль предприятий и
Исполнение федерального бюджета по доходам является важной частью процесса исполнения федерального бюджета, поскольку финансирование расходов осуществляется по мере поступления доходов в бюджет. Следовательно, если доходы не поступают в полном объеме, то и расходы не могут быть профинансированы в соответствии с утвержденными бюджетными назначениями.
Таблица 1 – Динамика доходов федерального бюджета млрд. руб.
Показатель |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год | |||
прогноз |
прирост к предыдущему году |
прогноз |
прирост к предыдущему году |
прогноз |
прирост к предыдущему году | ||
Доходы, всего (млрд. рублей) |
7 783,80 |
8 617,80 |
834 |
9 131,70 |
513,9 |
9 983,90 |
852,2 |
в том числе: | |||||||
Нефтегазовые доходы (млрд. рублей) |
3 744,30 |
4 003,00 |
258,7 |
4 088,10 |
85,1 |
4 295,00 |
206,9 |
Ненефтегазовые доходы (млрд. рублей) |
4 039,50 |
4 614,80 |
575,3 |
5 043,60 |
428,8 |
5 688,90 |
645,3 |
Темпы прироста доходов к предыдущему году, % |
- |
- |
10,7 |
- |
6 |
- |
9,3 |
в том числе: | |||||||
Нефтегазовые доходы |
- |
- |
6,9 |
- |
2,1 |
- |
5,1 |
Ненефтегазовые доходы |
- |
- |
14,2 |
- |
9,3 |
- |
12,8 |
Доля в общем объеме доходов, % |
100 |
100 |
- |
100 |
- |
100 |
- |
в том числе: | |||||||
Нефтегазовые доходы |
48,1 |
46,5 |
-1,6 |
44,8 |
-1,7 |
43 |
-1,8 |
Ненефтегазовые доходы |
51,9 |
53,5 |
1,6 |
55,2 |
1,7 |
57 |
1,8 |
Информация о работе Федеральный бюджет РФ: основные тенденции развития