Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 08:33, курсовая работа
Государственное управление, которое осуществляется в соответствии с экономической политикой, избранной властью, играет ведущую, определяющую роль в формировании и развитии бюджетной сферы любого современного общества. Финансовый механизм – финансовая система общества, является одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное управление. Главным звеном этой системы является федеральный бюджет. Именно с помощью финансовой системы государство образует, централизованные фонды денежных средств и воздействует на формирование децентрализованных фондов, предоставляя государственным органам возможность успешно выполнять возложенные на них функции.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..……..……. 3
1 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ………………………………………....……...… 5
1.1 Понятие и сущность федерального бюджета………………….……….……... 5
1.2 Роль федерального бюджета в финансовых планах страны..………...……… 8
1.3 Классификация федерального бюджета………………...………..……………. 10
2 ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА … 24
2.1 Анализ федерального бюджета 2009 – 2011 гг………………………...……... 24
2.2 Дефицит федерального бюджета и способы его покрытия………...…….…... 39
2.3 Бюджетное послание президента на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 гг…………………………………...……………………………..…...….. 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………….………………………………….…… 67
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………….……………..….. 69
По мнению Счетной палаты,
темпы роста и параметры
Прогнозируемое уменьшение
инфляции не решает задачу, поставленную
Президентом Российской Федерации,
по снижению уровня инфляции до 3 - 4 % в
год, решение которой необходимо
для стимулирования инвестиций в
отечественную экономику и
На фоне снижения уровня инфляции в прогнозе заложен ускоренный рост цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий, существенное ослабление обменного курса рубля по отношению к доллару США, что может создать определенные риски по обеспечению прогнозируемого уровня инфляции, финансирования запланированных расходных обязательств федерального бюджета и потребовать от Правительства Российской Федерации и Банка России дополнительных мер финансового регулирования.
Анализ проекта основных
направлений денежно-кредитной
Прогнозируемый рост стоимостных
объемов импорта товаров при
стабилизации объемов экспорта товаров
приведет к сокращению сальдо внешней
торговли в 2011 году к оценке 2008 года
в 10,9 раз, что может создать риски
для устойчивого социально-
В Бюджетном послании поставлена задача реализации принципа достоверности экономического прогнозирования, существенного повышения надежности и расширения горизонта прогноза социально-экономического развития, указано на необходимость минимизировать внесение поправок в утвержденные бюджеты.
Однако достоверность и надежность прогноза основных макроэкономических показателей остается на низком уровне. Так, отклонения данных уточненного прогноза от первоначального по 2008 году составляют: по объему ВВП – 25,9 %, темпу его роста – 1,7 процентного пункта, уровню инфляции – 4,8 процентного пункта; по 2009 году – 29,7 %, 0,7 процентного пункта, 2 процентных пункта; по 2010 году – 32 %, 0,4 процентного пункта, 1 процентный пункт соответственно. Это оказывает существенное влияние на стабильность и качество бюджетного планирования.
В утвержденный федеральный
бюджет на 2008 – 2010 годы 4 раза вносились
изменения, причем в двух случаях (марте
и июле 2008 года) корректировались его
основные характеристики. В результате
доходы по сравнению с первоначально
утвержденными параметрами в 2008
году увеличены на 34,9 %, в 2009 году –
на 27,5 %, в 2010 году – на 28,6 %, расходы
– на 6,9 %, 17,4 %, 19 % соответственно, объем
профицита превысил установленный
в 2008 году в 26,2 раза, в 2009 году – в 53 раза,
а в 2010 году бездефицитный бюджет
изменен на профицитный с объемом
734,98 млрд. рублей. В свою очередь, параметры
основных характеристик законопроекта
превышают скорректированные
В условиях формирования федерального бюджета на трехлетний период и реализации принципов бюджетного планирования, ориентированного на результат, прогноз должен с большой степенью точности и надежности определять исходные условия для разработки проекта федерального бюджета, иметь целевой характер, то есть отражать результаты реализации поставленных целей и задач в среднесрочной перспективе.
Правительству Российской Федерации
необходимо ускорить разработку и утверждение
долгосрочной бюджетной стратегии
на период до 2023 года, концепции долгосрочного
социально-экономического развития до
2020 года, а также федерального закона
«О государственном
В Бюджетном послании отмечено,
что нынешняя структура российской
экономики еще не отвечает современным
требованиям динамично
Сравнительный анализ структуры расходов бюджетных систем Российской Федерации и стран «Группы семи» показывает, что доля расходов на образование и социальную защиту в общем объеме расходов бюджетной системы Российской Федерации ниже, чем в большинстве стран, а на здравоохранение – ниже всех развитых стран. При этом на 2009 – 2011 годы предусматривается снижение доли бюджетных расходов на здравоохранение и образование в общем объеме расходов бюджетной системы Российской Федерации.
Низкой остается в России доля бюджетных расходов на защиту окружающей среды, которая существенно меньше аналогичного показателя в экономически развитых странах. Вместе с тем на высоком уровне сохраняется доля расходов на жилищно-коммунальное хозяйство.
Объем доходов федерального бюджета законопроектом увеличивается в 2011 году на 43,2 % по сравнению с законодательно утвержденным показателем на 2008 год (далее – 2008 год), при этом их доля в ВВП снижается с 21,2 % в 2008 году до 19 % в 2011 году. Доля доходов без учета нефтегазовых доходов в общем объеме прогнозируемых доходов федерального бюджета увеличивается с 52,6 % в 2008 году до 63,9 % в 2011 году, в ВВП – с 11,2 % до 12,1 %, а доля нефтегазовых доходов снижается до 36,1 % и 6,9 % соответственно. Таким образом, Правительством Российской Федерации прогнозируется снижение зависимости доходной части федерального бюджета от доходов от уплаты ряда налогов и сборов на нефть, газ и нефтепродукты.
Основную долю доходов федерального бюджета в 2011 году по-прежнему будут составлять доходы от уплаты НДС – 35 % (25,7 % в 2008 году), таможенных пошлин - 33,4 % (38,5 %), НДПИ – 11,5 % (16,3 %), налога на прибыль организаций – 7,3 % (7,2 %).
Доходы федерального бюджета
от уплаты налога на прибыль организаций,
НДС, акцизов, вывозных таможенных пошлин
требуют дополнительного
Неналоговые доходы в 2011 году
по сравнению с 2008 годом увеличиваются
на 24,1 % за счет увеличения доходов от
внешнеэкономической
Потенциальным резервом увеличения доходов федерального бюджета в 2009 - 2011 годах могли бы стать дополнительные доходы, полученные в результате активизации работы по сокращению совокупной задолженности по федеральным налогам и сборам и таможенным платежам, санкциям и пеням в бюджетную систему Российской Федерации, которая на 1 июля 2008 года (без ЕСН и задолженности ликвидированных и признанных банкротом организаций) составила 904,8 млрд. рублей, или 2,1 % ВВП.
В целях реализации задач
Бюджетного послания Правительству
Российской Федерации целесообразно
ускорить внесение изменений в налоговое
законодательство в части совершенствования
налогового контроля за использованием
трансфертных цен, введения налога на
недвижимость, формирования института
консолидированной налоговой
Объем расходов в проекте федерального бюджета предусмотрено увеличить в 2011 году по сравнению с 2008 годом на 4 295,8 млрд. рублей, или на 61,2 %, при этом их доля в ВВП увеличивается с 16,6 % в 2008 году до 16,7 % в 2011 году.
Расходы федерального бюджета
на 2009 - 2011 годы сформированы исходя из
необходимости финансового
Законопроектом
Темпы прироста непроцентных расходов в 2009 - 2011 годах снижаются в номинальном и особенно в реальном выражении. Начиная с 2010 года темпы роста непроцентных расходов в реальном выражении предусматриваются ниже темпов роста экономики (ВВП). Так, если в 2009 году по сравнению с предыдущим годом темпы прироста в номинальном выражении составят 128,6 % (в реальном – 117,4 %), в 2010 году – 114,3 % (106 %), в 2011 году - 109,2 % (101,3 %).
В 2011 году наибольший прирост непроцентных расходов по сравнению с 2008 годом (более 50 %) предусматривается по разделам «Национальная экономика», «Жилищно-коммунальное хозяйство», «Здравоохранение, физическая культура и спорт», «Межбюджетные трансферты», «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность», «Охрана окружающей среды».
Более чем на 40 % предусматривается прирост расходов федерального бюджета по разделам «Национальная оборона» и «Образование».
Ниже среднего уровня предусматривается увеличение расходов по разделам «Общегосударственные вопросы» (на 29,8 %), «Культура, кинематография и средства массовой информации» (на 22,1 %), «Социальная политика» (на 11,7 %).
Следует повысить прозрачность
расходов федерального бюджета, направляемых
на восстановление производственной и
социальной инфраструктуры Южной Осетии.
По мнению Счетной палаты, целесообразно
поручить Правительству Российской
Федерации разработать и
Структура непроцентных расходов федерального бюджета в разрезе разделов классификации расходов бюджетной системы Российской Федерации остается достаточно стабильной.
Характерно дальнейшее увеличение доли межбюджетных трансфертов: в 2008 году – 36,9 %, в 2011 году – 38,3 %. Увеличилась доля блока национальной экономики и инфраструктуры: в 2008 году – 12,4 %, в 2011 году – 14,5 %. Снижается доля расходов «силового блока»: в 2008 году – 26,9 %, в 2011 году – 26,3 % и социального блока: в 2008 году – 13,7 %, в 2011 году – 12,3 %.
В материалах к законопроекту
представлены отдельные действующие
и принимаемые расходные
В Бюджетном послании обращено
внимание на важность эффективного расходования
бюджетных средств за счет перехода
к финансовому обеспечению
Не сформирована система
мониторинга эффективности
Таким образом, формирование
расходов федерального бюджета на 2009
- 2011 годы осуществлено в условиях отсутствия
критериев эффективности и
В ведомственной структуре
законопроекта бюджетные
Счетная палата полагает неприемлемым
установление в данном законопроекте
и в аналогичных проектах законов
указанных отрицательных
В связи с изложенным Счетная
палата полагает необходимым при
рассмотрении законопроекта в
Соответствующие замечания Счетной палаты имеются и по Федеральному закону «О федеральном бюджете на 2008 год и плановый период 2009 - 2010 годов» в части расходов федерального бюджета на 2008 год.
<p class="Normal" style=" margin-bottom: 0pt;Информация о работе Федеральный бюджет РФ: основные тенденции развития