Федеральный бюджет РФ: основные тенденции развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 08:33, курсовая работа

Описание работы

Государственное управление, которое осуществляется в соответствии с экономической политикой, избранной властью, играет ведущую, определяющую роль в формировании и развитии бюджетной сферы любого современного общества. Финансовый механизм – финансовая система общества, является одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное управление. Главным звеном этой системы является федеральный бюджет. Именно с помощью финансовой системы государство образует, централизованные фонды денежных средств и воздействует на формирование децентрализованных фондов, предоставляя государственным органам возможность успешно выполнять возложенные на них функции.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..……..……. 3
1 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ………………………………………....……...… 5
1.1 Понятие и сущность федерального бюджета………………….……….……... 5
1.2 Роль федерального бюджета в финансовых планах страны..………...……… 8
1.3 Классификация федерального бюджета………………...………..……………. 10
2 ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА … 24
2.1 Анализ федерального бюджета 2009 – 2011 гг………………………...……... 24
2.2 Дефицит федерального бюджета и способы его покрытия………...…….…... 39
2.3 Бюджетное послание президента на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 гг…………………………………...……………………………..…...….. 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………….………………………………….…… 67
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………….……………..….. 69

Файлы: 1 файл

Курсовая финансы.docx

— 123.51 Кб (Скачать файл)

Снижение прогнозируемого  поступления нефтегазовых доходов  в процентах к ВВП в 2011-2013 годах  по отношению к 2010 году обусловлено  более низкими темпами роста  цены на нефть марки «Юралс» и  налогооблагаемых объемов экспорта нефтепродуктов по сравнению с темпами  роста ВВП, а также снижением  курса доллара США по отношению  к рублю, налогооблагаемых объемов  добычи и экспорта нефти.

Увеличение не нефтегазовых доходов федерального бюджета к ВВП в 2011-2013 годах по отношению к 2010 году связано, в основном, с прогнозируемым увеличением поступлений по налогу на добавленную стоимость и акцизам.

Основная масса администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета обеспечена поступлениями  НДС (49%), налога на добычу полезных ископаемых (39%) и ЕСН (4%).

Поступления налога на прибыль организаций в январе-феврале 2010 года составили 10,6 млрд. рублей, что в 2,6 раза меньше, чем в январе-феврале 2009 года.

Уменьшение поступлений в основном связано со снижением с 1 января 2009 года ставки для зачисления налога в федеральный бюджет с 6,5 до 2%. При  этом, в соответствии с законодательством, ежемесячные авансовые платежи (за исключением платежей по фактически полученной прибыли) в I квартале 2009 года уплачивались по ставке 6,5%.

Поступления единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, в январе-феврале 2010 года составили 23,3 млрд. рублей и по сравнению с январем-февралем 2009 года снизились в 2,9 раза. Снижение поступлений связано с отменой с 01.01.2010 единого социального налога и введением страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.

Налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в январе-феврале 2010 года поступило 283,6 млрд. рублей, что на 13% больше, чем в январе-феврале 2009 года.

Поступления по сводной группе акцизов в федеральный бюджет в январе-феврале 2010 года составили 19,2 млрд. рублей и выросли относительно января-февраля 2009 года в 1,8 раза, что связано с переходом с 01.01.2010 на уплату налога один раз в месяц (не позднее 25 числа месяца, следующего за налоговым периодом) вместо ранее действовавших 2 сроков (не позднее 25 числа месяца, следующего за налоговым периодом, и не позднее 15 числа второго месяца). Таким образом, в январе 2010 года платежи поступили по трем срокам (за ноябрь по сроку 15 января и за декабрь по срокам 25 января и 15 февраля).

Налога на добычу полезных ископаемых в январе-феврале 2010 года поступило 223,8 млрд. рублей, в том числе на добычу нефти – 203,5 млрд. рублей, газа горючего природного – 16,7 млрд. рублей, газового конденсата – 1,5 млрд. рублей.

По сравнению с январем-февралем 2009 года поступления НДПИ выросли  в 2 раза, что обусловлено повышением цены на нефть (с 40,4$ в декабре 2008 года –январе 2009 года до 74,6$ в декабре 2009 года – январе 2010 года, или в 1,8 раза).

Что касается неналоговых доходов, то их совокупный размер составил 326 млрд. руб. Наибольшую долю составляют доходы от внешнеэкономической деятельности - 61%, а также доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности – 31,3%. Остальные неналоговые доходы, а именно платежи при пользовании природными ресурсами, доходы от оказания платных услуг, доходы от продажи материальных и нематериальных активов и прочие доходы в сумме составили 25 млрд. руб. или 7,7% неналоговых доходов в совокупности.

Расходы Федерального бюджета       Расходы федерального бюджета – это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению.

Расходы федерального бюджета выполняют  функции политического, социального  и хозяйственного регулирования. Государственные  расходы вызваны самим фактом наличия государства и по своей  природе они являются отношениями  дополнительной эксплуатации, поскольку  основным источником их образования  выступают налоги, представляющие вычет  из заработков и доходов. Кроме того, государственные расходы служат воспроизводству экономических  и социальных отношений, существующих в конкретном государстве в конкретное время, а также в основной своей массе государственные расходы являются непроизводительными, поскольку они являются долей национального дохода, выбывающей из воспроизводственного процесса.

Для уяснения роли и значения многообразных  бюджетных расходов их обычно классифицируют по определенным признакам: по роли в  воспроизводстве, общественному назначению, отраслям производства и видам деятельности, целевому назначению.

Расходы федерального бюджета классифицируют:

1) по экономической роли  в процессе воспроизводства —  на затраты, связанные с финансированием  материального производства и  содержанием непроизводственной сферы;

2) по функциональному  назначению — на затраты на  содержание аппарата управления, финансирование народного хозяйства,  социально-культурных мероприятий,  обороны страны, правоохранительную  деятельность, фундаментальные исследования  и др.

В составе расходов бюджета  в зависимости от их экономического содержания выделяют текущие расходы  и капитальные расходы.

3) расходы на создание государственных резервов (затраты на формирование и обслуживание страховых и резервных фондов).

С помощью этих расходов государство  получает инструменты регулирования  распределением денежных средств между  материальным производством и непроизводственной сферой в соответствии с экономическими и социальными потребностями  общества, и, кроме того, государство  как субъект экономики при  помощи данного инструмента может  воздействовать на стоимостную структуру  общественного производства, достигать  прогрессивных сдвигов в народнохозяйственных пропорциях, стимулировать развитие принципиально новых отраслей экономики, влиять на ускорение научно-технического прогресса. Таким образом, бюджетные  расходы, в силу своего перераспределительного характера, способны играть важную роль в государственном регулировании экономики и социальных процессов.

Капитальные расходы  бюджета — часть расходов бюджета, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность. Сюда включаются статьи расходов, предназначенных для инвестиций (капитальных вложений) на воспроизводство основных фондов, их капитальный ремонт.

Текущие расходы бюджета  — часть расходов бюджета, обеспечивающая текущее функционирование органов  государственной власти, бюджетных  учреждений, состоящих на бюджетном финансировании из федерального бюджета, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее финансирование.

В соответствии с действующим  в Российской Федерации законодательством  исключительно из федерального бюджета  финансируются следующие виды расходов:

  • обеспечение деятельности Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов;
  • функционирование федеральной судебной системы;
  • осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах (финансовое обеспечение реализации межгосударственных соглашений и соглашений с международными финансовыми организациями, международного культурного, научного и информационного сотрудничества федеральных органов исполнительной власти, взносы Российской Федерации в международные организации, другие расходы в области международного сотрудничества);
  • национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;
  • фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
  • государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;
  • государственная поддержка атомной энергетики;
  • ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;
  • исследование и использование космического пространства;
  • содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти Российской Федерации;
  • формирование федеральной собственности;
  • обслуживание и погашение государственного долга Российской Федерации;
  • компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета;
  • пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;
  • проведение выборов и референдумов Российской Федерации;
  • федеральная инвестиционная программа;
  • обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней;
  • обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;
  • финансовая поддержка субъектов Российской Федерации;
  • официальный статистический учет и др.

Кроме того, средства федерального бюджета  используются для финансирования мероприятий  регионального и местного значения, включаемых в целевые региональные и местные программы.

По согласованию с региональными  и местными органами власти совместно  за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных  бюджетов финансируются следующие виды расходов:

  • государственная поддержка отраслей промышленности, строительства и строительной индустрии, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов;
  • обеспечение правоохранительной деятельности;   
  • обеспечение противопожарной безопасности;
  • научно-исследовательские,    опытно-конструкторские    и проектно – изыскательские работы, обеспечивающие научно-технический прогресс;
  • обеспечение социальной защиты населения;
  • обеспечение охраны окружающей природной среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов, обеспечение гидрометеорологической деятельности;
  • обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба;
  • развитие рыночной инфраструктуры;
  • обеспечение развития федеративных и национальных отношений;
  • обеспечение деятельности избирательных комиссий субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • обеспечение деятельности средств массовой информации;
  • финансовая помощь другим бюджетам;
  • прочие расходы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Структура расходов и их динамика представлена в таблице – 2.

 

 

 

Таблица – 2 Функциональная структура расходов о федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов

 

Наименование

2008 (закон)

2009

2010

2011

млрд.руб.

%

млрд.руб.

%

млрд.руб.

%

Всего

7 021,90

9 024,70

28,5

10320,3

14,3

11317,7

9,7

Общегосударственные вопросы

870,3

1317,4

41,4

1236,8

-6,1

1203,9

-2,7

Национальная оборона

1016,7

1277,5

25,7

1390,7

8,9

1480,5

6,5

Национальная безопасность

827,2

1085,9

31,3

1198,3

10,4

1266,1

5,7

Национальная экономика

771,3

1039,4

34,8

1181,2

13,6

1384,8

17,2

ЖКХ

64

107,7

68,2

118,3

9,8

110,3

-6,4

Охрана окружающей среды

9,9

13,8

39,7

17,7

6,3

15,1

2,6

Образование

336,1

423,1

25,9

468,8

10,8

484,9

3,4

Культура, СМИ

93,7

113,9

21,6

114,4

0,4

114,4

0

Здравоохранение и спорт

230

365,8

59,1

379,4

3,7

382,2

0,8

Социальная политика

275,6

297,7

8

338,6

13,7

307,9

-9,1

Межбюджетные трансферты

2527,3

2982

18

3621,1

21,4

4001,7

10,5


 

Продолжится реализация приоритетных национальных проектов:

  • «Образование»  – объем расходов в 2009 году – 30,9 млрд. руб., в 2010 году – 7,9 млрд. руб. и в 2011 году – 7,9 млрд. руб.;
  • «Здоровье» – в 2009 году – 111,9 млрд. руб., в 2010 году – 105,9 млрд. руб. и в 2011 году 109,3 – млрд. руб.;
  • «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» – в 2009 году – 91,2 млрд. руб., в 2010 году – 69,1 млрд. руб., в 2011 году – 10,6 млрд. руб.
  • Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельхозпродуктов, сырья и продовольствия: на 2009 год –120 млрд. руб.; на 2010 год –140 млрд. руб. и 2011 год – 146 млрд. руб.

Как мы видим, по многим ключевым позициям прогнозируется рост. Бюджет 2009 г. назван социальным бюджетом, в  виду больших расходов на социальную сферу. Однако нужно заметить, что прогнозы социально-экономического развития и сам бюджет начинали разрабатываться без учета влияния мирового финансового кризиса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

 

    1. Анализ Федерального бюджета за период 2009-2011 гг

Несомненными достоинствами  законопроекта являются практическая реализация принципов среднесрочного бюджетного планирования, концентрация бюджетных расходов на приоритетных направлениях, повышение устойчивости бюджетной системы Российской Федерации.         Макроэкономические условия разработки прогноза социально-экономического развития на 2009 год и на период до 2011 года (далее – прогноз) характеризуются некоторым замедлением темпов прироста экономики с 6,7 % в 2009 году до 6,2 % в 2011 году при достаточно благоприятной конъюнктуре мировых рынков для основных товаров российского экспорта, прежде всего цены на нефть марки «Юралс» (с 95 до 88 долларов США за баррель), на фоне постепенного снижения уровня потребительских цен (декабрь к декабрю) с 8,5 % до 6,8 % и существенного ослабления обменного курса рубля по отношению к доллару США с 24,7 до 27,3 рубля за доллар США.

В целом за 2001 - 2010 годы реальный объем ВВП увеличится в 1,9 раза, что  не позволяет решить задачу удвоения ВВП за десять лет, поставленную Президентом  Российской Федерации.

Информация о работе Федеральный бюджет РФ: основные тенденции развития