Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 08:33, курсовая работа
Государственное управление, которое осуществляется в соответствии с экономической политикой, избранной властью, играет ведущую, определяющую роль в формировании и развитии бюджетной сферы любого современного общества. Финансовый механизм – финансовая система общества, является одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное управление. Главным звеном этой системы является федеральный бюджет. Именно с помощью финансовой системы государство образует, централизованные фонды денежных средств и воздействует на формирование децентрализованных фондов, предоставляя государственным органам возможность успешно выполнять возложенные на них функции.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..……..……. 3
1 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ………………………………………....……...… 5
1.1 Понятие и сущность федерального бюджета………………….……….……... 5
1.2 Роль федерального бюджета в финансовых планах страны..………...……… 8
1.3 Классификация федерального бюджета………………...………..……………. 10
2 ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА … 24
2.1 Анализ федерального бюджета 2009 – 2011 гг………………………...……... 24
2.2 Дефицит федерального бюджета и способы его покрытия………...…….…... 39
2.3 Бюджетное послание президента на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 гг…………………………………...……………………………..…...….. 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………….………………………………….…… 67
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………….……………..….. 69
Снижение прогнозируемого поступления нефтегазовых доходов в процентах к ВВП в 2011-2013 годах по отношению к 2010 году обусловлено более низкими темпами роста цены на нефть марки «Юралс» и налогооблагаемых объемов экспорта нефтепродуктов по сравнению с темпами роста ВВП, а также снижением курса доллара США по отношению к рублю, налогооблагаемых объемов добычи и экспорта нефти.
Увеличение не нефтегазовых доходов федерального бюджета к ВВП в 2011-2013 годах по отношению к 2010 году связано, в основном, с прогнозируемым увеличением поступлений по налогу на добавленную стоимость и акцизам.
Основная масса
Поступления налога на прибыль организаций в январе-феврале 2010 года составили 10,6 млрд. рублей, что в 2,6 раза меньше, чем в январе-феврале 2009 года.
Уменьшение поступлений в
Поступления единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, в январе-феврале 2010 года составили 23,3 млрд. рублей и по сравнению с январем-февралем 2009 года снизились в 2,9 раза. Снижение поступлений связано с отменой с 01.01.2010 единого социального налога и введением страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.
Налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в январе-феврале 2010 года поступило 283,6 млрд. рублей, что на 13% больше, чем в январе-феврале 2009 года.
Поступления по сводной группе акцизов в федеральный бюджет в январе-феврале 2010 года составили 19,2 млрд. рублей и выросли относительно января-февраля 2009 года в 1,8 раза, что связано с переходом с 01.01.2010 на уплату налога один раз в месяц (не позднее 25 числа месяца, следующего за налоговым периодом) вместо ранее действовавших 2 сроков (не позднее 25 числа месяца, следующего за налоговым периодом, и не позднее 15 числа второго месяца). Таким образом, в январе 2010 года платежи поступили по трем срокам (за ноябрь по сроку 15 января и за декабрь по срокам 25 января и 15 февраля).
Налога на добычу полезных ископаемых в январе-феврале 2010 года поступило 223,8 млрд. рублей, в том числе на добычу нефти – 203,5 млрд. рублей, газа горючего природного – 16,7 млрд. рублей, газового конденсата – 1,5 млрд. рублей.
По сравнению с январем-
Что касается неналоговых доходов, то их совокупный размер составил 326 млрд. руб. Наибольшую долю составляют доходы от внешнеэкономической деятельности - 61%, а также доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности – 31,3%. Остальные неналоговые доходы, а именно платежи при пользовании природными ресурсами, доходы от оказания платных услуг, доходы от продажи материальных и нематериальных активов и прочие доходы в сумме составили 25 млрд. руб. или 7,7% неналоговых доходов в совокупности.
Расходы Федерального бюджета Расходы федерального бюджета – это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению.
Расходы федерального бюджета выполняют функции политического, социального и хозяйственного регулирования. Государственные расходы вызваны самим фактом наличия государства и по своей природе они являются отношениями дополнительной эксплуатации, поскольку основным источником их образования выступают налоги, представляющие вычет из заработков и доходов. Кроме того, государственные расходы служат воспроизводству экономических и социальных отношений, существующих в конкретном государстве в конкретное время, а также в основной своей массе государственные расходы являются непроизводительными, поскольку они являются долей национального дохода, выбывающей из воспроизводственного процесса.
Для уяснения роли и значения многообразных бюджетных расходов их обычно классифицируют по определенным признакам: по роли в воспроизводстве, общественному назначению, отраслям производства и видам деятельности, целевому назначению.
Расходы федерального бюджета классифицируют:
1) по экономической роли
в процессе воспроизводства —
на затраты, связанные с
2) по функциональному
назначению — на затраты на
содержание аппарата
В составе расходов бюджета в зависимости от их экономического содержания выделяют текущие расходы и капитальные расходы.
3) расходы на создание государственных резервов (затраты на формирование и обслуживание страховых и резервных фондов).
С помощью этих расходов государство
получает инструменты регулирования
распределением денежных средств между
материальным производством и
Капитальные расходы бюджета — часть расходов бюджета, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность. Сюда включаются статьи расходов, предназначенных для инвестиций (капитальных вложений) на воспроизводство основных фондов, их капитальный ремонт.
Текущие расходы бюджета — часть расходов бюджета, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, бюджетных учреждений, состоящих на бюджетном финансировании из федерального бюджета, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее финансирование.
В соответствии с действующим в Российской Федерации законодательством исключительно из федерального бюджета финансируются следующие виды расходов:
Кроме того, средства федерального бюджета используются для финансирования мероприятий регионального и местного значения, включаемых в целевые региональные и местные программы.
По согласованию с региональными и местными органами власти совместно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов финансируются следующие виды расходов:
Таблица – 2 Функциональная структура расходов о федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов
Наименование |
2008 (закон) |
2009 |
2010 |
2011 | |||
млрд.руб. |
% |
млрд.руб. |
% |
млрд.руб. |
% | ||
Всего |
7 021,90 |
9 024,70 |
28,5 |
10320,3 |
14,3 |
11317,7 |
9,7 |
Общегосударственные вопросы |
870,3 |
1317,4 |
41,4 |
1236,8 |
-6,1 |
1203,9 |
-2,7 |
Национальная оборона |
1016,7 |
1277,5 |
25,7 |
1390,7 |
8,9 |
1480,5 |
6,5 |
Национальная безопасность |
827,2 |
1085,9 |
31,3 |
1198,3 |
10,4 |
1266,1 |
5,7 |
Национальная экономика |
771,3 |
1039,4 |
34,8 |
1181,2 |
13,6 |
1384,8 |
17,2 |
ЖКХ |
64 |
107,7 |
68,2 |
118,3 |
9,8 |
110,3 |
-6,4 |
Охрана окружающей среды |
9,9 |
13,8 |
39,7 |
17,7 |
6,3 |
15,1 |
2,6 |
Образование |
336,1 |
423,1 |
25,9 |
468,8 |
10,8 |
484,9 |
3,4 |
Культура, СМИ |
93,7 |
113,9 |
21,6 |
114,4 |
0,4 |
114,4 |
0 |
Здравоохранение и спорт |
230 |
365,8 |
59,1 |
379,4 |
3,7 |
382,2 |
0,8 |
Социальная политика |
275,6 |
297,7 |
8 |
338,6 |
13,7 |
307,9 |
-9,1 |
Межбюджетные трансферты |
2527,3 |
2982 |
18 |
3621,1 |
21,4 |
4001,7 |
10,5 |
Продолжится реализация приоритетных национальных проектов:
Как мы видим, по многим ключевым позициям прогнозируется рост. Бюджет 2009 г. назван социальным бюджетом, в виду больших расходов на социальную сферу. Однако нужно заметить, что прогнозы социально-экономического развития и сам бюджет начинали разрабатываться без учета влияния мирового финансового кризиса.
|
Несомненными достоинствами законопроекта являются практическая реализация принципов среднесрочного бюджетного планирования, концентрация бюджетных расходов на приоритетных направлениях, повышение устойчивости бюджетной системы Российской Федерации. Макроэкономические условия разработки прогноза социально-экономического развития на 2009 год и на период до 2011 года (далее – прогноз) характеризуются некоторым замедлением темпов прироста экономики с 6,7 % в 2009 году до 6,2 % в 2011 году при достаточно благоприятной конъюнктуре мировых рынков для основных товаров российского экспорта, прежде всего цены на нефть марки «Юралс» (с 95 до 88 долларов США за баррель), на фоне постепенного снижения уровня потребительских цен (декабрь к декабрю) с 8,5 % до 6,8 % и существенного ослабления обменного курса рубля по отношению к доллару США с 24,7 до 27,3 рубля за доллар США.
В целом за 2001 - 2010 годы реальный объем ВВП увеличится в 1,9 раза, что не позволяет решить задачу удвоения ВВП за десять лет, поставленную Президентом Российской Федерации.
Информация о работе Федеральный бюджет РФ: основные тенденции развития