Финансирование научно-технического прогресса в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 13:02, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучить механизм финансирования научно-технического прогресса в Российской Федерации и рассмотреть основные направления повышения эффективности государственного финансирования научно-технического прогресса. Достижение этой цели требует постановки следующих задач:
 изучение теоретических основ государственного стимулирования научно-технического прогресса;
 рассмотреть финансирование научно-технического прогресса вРФ;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..2
1. ТЕРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА……...3
1.1 Понятия научно-технического прогресса и научно-технического потенциала…………………………………………………………………3
1.2 Источники финансирования научной, научно-технической и инновационной деятельности…………………………………………….6
2. ФИНАНСИРОВАНИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………………………………………...13
2.1 Бюджетное финансирование научных организаций…………………..13
2.2 Затраты на науку и получатели бюджета………………………………18
2.3 Федеральные целевые программы, связанные с развитием науки и технологий………………………………………………………………..20
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА……………………………………………24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………33

Файлы: 1 файл

Финансирование НТП.docx

— 65.32 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..2

  1. ТЕРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА……...3
    1. Понятия научно-технического прогресса и научно-технического потенциала…………………………………………………………………3
    2. Источники финансирования научной, научно-технической и инновационной деятельности…………………………………………….6
  2. ФИНАНСИРОВАНИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………………………………………...13
    1. Бюджетное финансирование научных организаций…………………..13
    2. Затраты на науку и получатели бюджета………………………………18
    3. Федеральные целевые программы, связанные с развитием науки и технологий………………………………………………………………..20 
  3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА……………………………………………24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Научно-технический прогресс, признанный во всем мире в качестве важнейшего фактора экономического развития, все чаще и в западной, и в отечественной литературе связывается с понятием инновационного процесса. Это, как справедливо отметил  американский экономист Джеймс Брайт, единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и управление. Он состоит в получении новшества  и простирается от зарождения идеи до ее коммерческой реализации, охватывая, таким образом, весь комплекс отношений: производства, обмена, потребления.

Поскольку на одном энтузиазме долго двигать науку невозможно, то встаёт вопрос об эффективном финансировании научной деятельности, что и обуславливает  актуальность данной темы.

Целью данной работы является изучить механизм финансирования научно-технического прогресса в Российской Федерации и рассмотреть основные направления повышения эффективности государственного финансирования научно-технического прогресса. Достижение этой цели требует постановки следующих задач:

    • изучение теоретических основ государственного стимулирования научно-технического прогресса;
    • рассмотреть финансирование научно-технического прогресса вРФ;
    • наметить направления повышения эффективности государственного финансирования научно-технического прогресса.

Объектом исследования является научно-технический прогресс.

Предметом исследования является финансирование научно-технического прогресса в РФ.

Информационную базу исследования составляет информация из периодической печати, сети Internet, учебники специалистов в области финансов.

 

  1. ТЕРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА
    1. Понятия научно-технического прогресса и научно-технического потенциала

Научно-технический прогресс – это непрерывный и сложный  процесс открытия и использования  новейших знаний и достижений в хозяйственной  жизни. В итоге научно-технический прогресс происходит развитие и улучшение всех частей производительных сил: средств и предметов труда, рабочей силы, технологии, организации и управления созданием.

Непосредственным результатом  научно-технического прогресса являются инновации либо нововведения. Это конфигурации техники и технологии, в которых реализуются научные знания.

Научно-технический прогресс в стране во многом зависит от научно-технического потенциала страны.

Научно-технический потенциал  – это обобщенная характеристика уровня развития науки, инженерного  дела, техники в стране, возможностей и ресурсов, которыми располагает  общество для решения научно-технических  проблем.

Научно-технический потенциал  страны создается усилиями как национально-технических  организаций, так и мировых достижений науки и техники. Анализ и оценка научно-технический потенциала позволяют сделать выводы об уровне экономического развития страны и её отраслей, степени её научно-технической самостоятельности, возможностях экономического и научно-технического сотрудничества.

Научно-технический потенциал  включает:

    • материально-техническую базу;
    • научные кадры;
    • информационную составляющую;
    • организационно-управленческую структуру.

Материально-техническая  база – это совокупность средств  научно-исследовательского труда, включая  научные организации, научное оборудование и установки, экспериментальные  заводы, цехи и лаборатории, вычислительные центры и т.д. На уровне отрасли, фирмы  или компании речь идет, как правило, о материально-технической базе прикладных научно-исследовательских  и опытно-конструкторских работ (НИОКР). Их цель – быстрое и эффективное  воплощение научных идей в конкретные технические и технологические  новшества.

Средства труда в сфере  научно-технического прогресса можно  разделить на четыре группы.

Первая включает научные  приборы, оборудование и измерительную  аппаратуру, служащие для получения  новой научной информации (специфические  средства научного труда, которые изготавливаются  в индивидуальном или мелкосерийном  порядке применительно к задачам  конкретных исследований и отличаются быстрыми сроками морального износа).

Ко второй группе относятся  электронно-вычислительные машины, которые  используются для полунатурного  моделирования объектов систем, автоматизированного  конструирования, планирования экспериментов  и регистрации их результатов, поиска информации, частных инженерных и  планово-экономических расчетов, управление ходом научно-производственного  цикла.

Третья группа – опытно-производственное оборудование, играющее особую роль в  процессе разработок и освоение нововведений. От аналогичного производственного  оборудования оно отличается универсальным  характером, меньшими масштабами установок, использованием специальных измерительных  систем и т.д.

В четвертую группу входят средства механизации исследований и разработок (копировальные, множительные, вычислительные устройства, оргтехника и т.д.), которые служат для снижения трудоемкости научно-вспомогательных работ, интенсификации научно-производственного цикла. Кроме того, научно-технические организации располагают зданиями, сооружениями, передаточными устройствами, транспортными средствами, инвентарем и т.д.

Предметы труда в сфере  научно-технического прогресса составляют всего несколько процентов общего объема потребляемых в народном хозяйстве  материальных ресурсов. Для них характерны особые требования к качеству материалов, многообразие номенклатуры, быстрые  темпы морального старения, небольшой  объем партии поставок, неравномерность  спроса, большая доля непредвиденных заказов, потребность в изделиях специального назначения, имеющих ограниченное применение.

Информационная составляющая в научно-техническом потенциале играет особую роль. В качестве специфического предмета труда здесь выступает  информация об итогах предшествующих исследований, разработок и освоение нововведений. Ее носителями являются тематические карты о начатых  и отчеты о законченных исследованиях и разработках, публикации и диссертации, содержащие новые теории, гипотезы, рекомендации, описания, формулы, схемы, чертежи и т.д..

По характеру материальных носителей можно выделить следующие  виды информации:

    • нормативно-техническую документацию – технические  задания, рекомендации, методики, нормативы, стандарты и технические условия, патенты;
    • научные отсчеты – ими чаще всего заканчиваются фундаментальные исследования;
    • образцы нововведений – технологические процессы, режимы и регламенты, лабораторные и опытные образцы;
    • проектно-конструкторскую документацию – комплекты рабочих чертежей;
    • публикации и диссертации.

Для сотрудников, занятых  в научно-производственном цикле, главный  источник информации – техническая  документация, эксперименты, командировки и экспедиции, индивидуальное общение  с коллегами. Наиболее важными проблемами здесь является широкое использование  принципа обратной связи между потребителями  информации и элементами системы, осуществляющей ее выдачу (изучение информационных потребностей), объединение функций научно-технической  информации и планового регулирования. При этом органы информации не просто констатируют и передают ее, часто  без конкретного адреса, а изучают  новые идеи и решения, предварительно анализируют и выбирают направления  развития, составляют программу действий, анализируют состояние связанных  с этой программой элементов производства, подготавливают предложения о заданиях соответствующим службам.

Организационно-управленческая структура научной сферы –  это структура научно-исследовательских  организаций и ее гибкость, т.е. возможность  быстрого формирования научно-исследовательских  групп для решения срочных  задач; система управления научными исследованиями в масштабах компании или страны.

 

 

    1. Источники финансирования научной, научно-технической и инновационной деятельности

Рассмотрение финансового  аспекта обеспечения научной, научно-технической  и инновационной деятельности обусловливает  необходимость классификации источников ее финансирования. При этом многозвенность цикла “наука – производство”, охватывающего фундаментальные, прикладные исследования, опытно-конструкторские  разработки, проектирование, капитальное  строительство, технологическую подготовку производства и др. разнообразие видов  финансирования инновационной деятельности. Среди них необходимо выделить следующие:

1) Ассигнования из государственного  бюджета, в первую очередь на  важнейшие перспективные теоретические  исследования в области общественных, естественных и технических наук, на работы по межотраслевым  научно-техническим проблемам, имеющим  общегосударственное значение и  на создание принципиально новой  техники и технологии, революционизирующих  общественное производство.

2) Централизованные средства  на уровне концернов, ассоциаций  и других добровольных объединений  предприятий и организаций, внебюджетные  централизованные фонды и т.д.

3) Собственные средства  промышленных предприятий и объединений.  Они образуются за счет, определяемых  ими самостоятельно отчислений  от части прибыли, остающейся  распоряжении предприятий и, а  также амортизационных отчислений, предназначенных для полного  восстановления основных доходов.  В качестве дополнительных источников  используется выручка от реализации  неиспользуемого оборудования и  другие поступления. За счет  этих средств осуществляются:

    • затраты на проведение НИОКР, включая затраты на приобретение лицензий, оборудования, прибор и других товарно-материальных ценностей;
    • затраты по содержанию новых и совершенствование применяемых технологий, а также на повышение качества продукции, связанное с проведением НИОКР, созданием новых видов сырья, материалов, переоснащением производства;
    • затраты на работы по подготовке и освоению производства новых видов продукции и технологических процессов;
    • затраты по модернизации оборудования;
    • затраты на финансирования строительства новых объектов, расширение, техническое перевооружение, реконструкцию действующего производства, приобретение оборудования и других средств производства и др.

4) Собственные средства  научных организаций – фонды  научно-технического и социального  развития (ФНТСР). Они образуются  за счет тех же источников  и используются на те же  цели, что и в предыдущем случае. При этом их использование  на нужды НИОКР возможно несколькими способами: во-первых, на основе финансирования создания научно-технической продукции на договорной основе со сторонними научными организациями (включая академические и вузовские); во – вторых, путем использования на финансирование собственных поисковых исследований, работ по созданию научного раздела и других инициативных работ. Впоследствии их результаты можно либо продавать напрямую по договорам заинтересовавшимся покупателям, либо использовать в интересах заказчиков по договорам на создание научно-технической продукции. Очевидно, приступая к разработке новшества за свой счет и рассчитывая его высокую продажную цену, научная организация подвергает себя риску. О риске здесь можно говорить в двояком смысле. Во-первых, имея в виду классическое понимание научного, риска связанное с возможностью недостижения заранее запланированных результатов. Во-вторых, рискованным является само проведение инициативной разработки, поскольку она не имеет заказчика и может остаться невостребованной. Однако в рыночных условиях в науке, где велика неопределенность конечного результата, если он обещает быть новаторскими, риск должен иметь место, причем как в первом, так и во втором его понимании.

Информация о работе Финансирование научно-технического прогресса в Российской Федерации