Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 13:02, курсовая работа
Целью данной работы является изучить механизм финансирования научно-технического прогресса в Российской Федерации и рассмотреть основные направления повышения эффективности государственного финансирования научно-технического прогресса. Достижение этой цели требует постановки следующих задач:
изучение теоретических основ государственного стимулирования научно-технического прогресса;
рассмотреть финансирование научно-технического прогресса вРФ;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..2
1. ТЕРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА……...3
1.1 Понятия научно-технического прогресса и научно-технического потенциала…………………………………………………………………3
1.2 Источники финансирования научной, научно-технической и инновационной деятельности…………………………………………….6
2. ФИНАНСИРОВАНИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………………………………………...13
2.1 Бюджетное финансирование научных организаций…………………..13
2.2 Затраты на науку и получатели бюджета………………………………18
2.3 Федеральные целевые программы, связанные с развитием науки и технологий………………………………………………………………..20
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА……………………………………………24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………33
Заинтересованности
Риск, обусловленный возможностью
отсутствия спроса на инициативную продукцию,
можно также снизить
Следует отметить, что формирующиеся рыночные отношения в науке и научном обслуживании призваны способствовать становлению подобных отношений между наукой и производством, основанных на оплате конкретных результатов завершенной работы.
Обеспечение реальности искаженного
подхода к самофинансированию научных
организаций связано с
5) Банковские кредиты.
Ежедневно их значение в
В условиях рыночной экономики
должно получить развитие и кредитование
незавершенного производства НИОКР. Это
связано с тем, что логика рыночных
отношений в научно-
Вопрос об источниках финансирования текущих затрат в настоящее время выходит на передний план. Его решение связано в первую очередь с поиском наиболее рационального соотношения между собственными средствами и заемными банковскими кредитами. В каждой организации это соотношение может быть различным в зависимости от объема собственных средств, потребность в которых зависит от длительности выполнения НИОКР, размера затрат на них и характера их нарастания, порядка расчетов с заказчиками за выполняемые работы, условий банковского кредитования на покрытие затрат в незавершенном производстве и др. При этом следует учитывать платный характер кредитов и стремится к более равномерной сдаче законченных работ в течение года с тем, чтобы обеспечить нормальный кругооборот средств и не допускать их длительного замораживания в незавершенном производстве.
Еще одно направление кредитования связано с необходимостью организации в стране венчурного финансирования, направленного на реализацию рисковых проектов, обещающих быструю окупаемость. Важная роль здесь принадлежит коммерческим банкам, в том числе инновационным. Механизм поддержки ими инициативных рисковых НИОКР, по которым ожидается высокая эффективность, основывается на том, что банк становится полноправным участником его создания, беря на себя экспертизу проекта, финансирование, поиск заинтересованных предприятий, которые возьмутся осваивать нововведение, а затем после его успешной реализации, банк в течение ряда лет участвует в доходах, намного превышающих обычную ставку ссудного процента. В случае же коммерческой неудачи проекта затраченные средства банк не возвращает.
Финансовая поддержка
из различных источников исследований
и разработок, особенно связанных
с повышенным риском, обусловливает
необходимость создания специализированных
страховых фондов, которые способствовали
бы повышению экономической и
правовой защиты исполнителей и заказчиков
научно-технической продукции. К
ним, к примеру, можно отнести
инвестиционное страховое общество
“Наука”, призванное стимулировать
перспективные НИОКР, а также
компенсировать возможный ущерб
участников работ в форме “страховки”.
Кроме него действуют уже сотни
государственных и
6) Средства, полученные в
результате эмиссии и
Ценные бумаги, используемые на финансовом рынке, распадаются на две большие разновидности:
Критерий такого разделения
обусловливает классификацию
7) Отдельные статьи
Одним из документов задающих вектор развития отечественной науки является «Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 г.», утвержденной Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике. Разработчиком Стратегии является Министерство образования и науки Российской Федерации.
Стратегия в области развития науки и инноваций реализуется в три этапа, первый из которых приходился на 2006 - 2007 гг., второй - на 2008 - 2010 гг. Третий этап Стратегии будет реализовываться в период с 2011 по 2015 гг.
Одним из целевых индикаторов реализации Стратегии является устойчивый рост внутренних затрат на исследования и разработки: до 2,0% ВВП в 2010 г. и до 2,5% в 2015 г., при этом увеличивается доля внебюджетных средств во внутренних затратах на исследования и разработки - до 60% в 2010 г. и до 70% в 2015 г.
Определены два основных сценария бюджетного финансирования:
Первый сценарий (пороговый или минимально допустимый) основан на минимально допустимых объемах финансирования научных исследований и экспериментальных разработок гражданского назначения. Сверх этих объемов учтены минимально необходимые расходы на поддержку инновационной инфраструктуры. Данный сценарий рассматривается как возможный только в случае критически неблагоприятных макроэкономических условий развития российской экономики и является нижним пределом финансирования Стратегии в области науки и инноваций.
Второй сценарий (рациональный) сочетает в себе разумную консервативность в увеличении бюджетных расходов по реализации Стратегии (по данному сценарию объем расходов из федерального бюджета на 2006 - 2015 гг. больше минимально допустимого объема по первому сценарию на 32%) и ресурсную обеспеченность сбалансированного решения, по крайней мере, ключевых задач данной Стратегии.
Помимо средств федерального
бюджета, финансирование мероприятий
Стратегии в области развития
науки и инноваций
Общая сумма расходов на реализации Стратегии в области развития науки и инноваций (2006 - 2015 годы) в соответствии с рациональным сценарием составляет в ценах текущих лет 4 053,5 млрд. руб., в т.ч.:
При этом не учитываются
самостоятельно производимые субъектами
Российской Федерации и хозяйствующими
субъектами расходы на науку и
инновации, не связанные непосредственно
с софинансированием
По определению, данному
в современном экономическом
словаре, бюджетное
Научной организацией признается
юридическое лицо независимо от организационно-правовой
формы и формы собственности,
а также общественное объединение
научных работников, осуществляющее
в качестве основной научную и (или)
научно-техническую
Вопросам финансирования научной и (или) научно-технической деятельности посвящена статья 15 Закона N 127-ФЗ. В ней указано, что финансовое обеспечение научной и (или) научно-технической деятельности основывается на его целевой организации и множественности источников финансирования.
Фундаментальные научные
исследования финансируются преимущественно
за счет средств федерального бюджета.
Органы государственной власти субъектов
Российской Федерации вправе в соответствии
с законами субъектов Российской
Федерации финансировать
Финансирование научной
и (или) научно-технической
Юридические лица создаются в форме коммерческих и некоммерческих организаций, и если коммерческие организации в качестве основной цели своей деятельности преследуют извлечение прибыли, то некоммерческие организации не имеют в качестве цели деятельности извлечение прибыли и полученную прибыль между участниками не распределяют.
Некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера признается учреждением. Учреждение, согласно статье 120 ГК РФ, может быть создано гражданином или юридическим лицом, так называемое частное учреждение, либо Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием, соответственно, такие учреждения являются государственными и муниципальными.
Государственные или муниципальные
учреждения могут быть бюджетными или
автономными. Бюджетное учреждение
представляет собой государственное
(муниципальное) учреждение, финансовое
обеспечение выполнения функций
которого в том числе по оказанию
государственных (муниципальных) услуг
физическим и юридическим лицам
в соответствии с государственным
(муниципальным) заданием, осуществляется
за счет средств соответствующего бюджета
на основе бюджетной сметы. Данное определение
содержит статья 6 Бюджетного кодекса
Российской Федерации от 31.07.1998 г. N 145-ФЗ.
При этом бюджетной сметой называется
документ, устанавливающий в соответствии
с классификацией расходов бюджетов
лимиты бюджетных обязательств бюджетного
учреждения, а лимитом бюджетных
обязательств - объем прав в денежном
выражении на принятие бюджетным
учреждением бюджетных
Информация о работе Финансирование научно-технического прогресса в Российской Федерации