Финансирование научно-технического прогресса в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 13:02, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучить механизм финансирования научно-технического прогресса в Российской Федерации и рассмотреть основные направления повышения эффективности государственного финансирования научно-технического прогресса. Достижение этой цели требует постановки следующих задач:
 изучение теоретических основ государственного стимулирования научно-технического прогресса;
 рассмотреть финансирование научно-технического прогресса вРФ;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..2
1. ТЕРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА……...3
1.1 Понятия научно-технического прогресса и научно-технического потенциала…………………………………………………………………3
1.2 Источники финансирования научной, научно-технической и инновационной деятельности…………………………………………….6
2. ФИНАНСИРОВАНИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………………………………………...13
2.1 Бюджетное финансирование научных организаций…………………..13
2.2 Затраты на науку и получатели бюджета………………………………18
2.3 Федеральные целевые программы, связанные с развитием науки и технологий………………………………………………………………..20
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА……………………………………………24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………33

Файлы: 1 файл

Финансирование НТП.docx

— 65.32 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА

Как ужу говорилось в предыдущей главе реальной альтернативой существующей системы распределения финансовых ресурсов между учёными является система грантов, причем это выглядит особенно привлекательно в свете перехода к формированию расходной части федерального  бюджета по системе госпрограмм. Положительный опыт в подобной практике есть.

В июне Министерство образования  и науки объявило беспрецедентный  по масштабам финансирования конкурс, который должен был привлечь в  Россию ведущих ученых - как уехавших из страны отечественных, так и зарубежных. В ходе конкурса планировалось отобрать заявки 80 ученых, которые смогли бы организовать в вузах по всей стране лаборатории мирового уровня. Максимальный размер трехгодичного гранта составляет 150 миллионов рублей, что очень  много даже по западным меркам.

Научное сообщество весьма бурно отреагировало на амбициозные  планы МОН, и зачастую реакция  ученых была далека от безоговорочного  одобрения. Недоверие специалистов вызвали сразу несколько моментов в организации конкурса, но основных претензий было три.

Во-первых, ученых смущали  чрезвычайно сжатые сроки подачи заявок на грант – найти подходящий вуз, договориться с ним и подготовить  необходимые документы нужно  было всего за месяц.

Второй момент, вызвавший  немало критических отзывов –  это отсутствие на момент объявления о конкурсе состава экспертных советов, которые должны были рассматривать  поданные заявки и выбирать победителей.

Третья претензия, вытекающая из первых двух: при том, что процедура конкурса не отработана и все приходится делать в спешке, решение раздать все гранты за один раз выглядело как минимум не очень разумным.

Список тех, кто получит  мегагранты, как их прозвали ученые, Совет по грантам под руководством министра образования и науки  Андрея Фурсенко должен был огласить первого ноября. Однако 29 октября  представителей прессы неожиданно пригласили в министерство, где только что  закончилось итоговое совещание  по программе – как объяснил представитель  пресс-службы МОН, организаторы программы  решили сообщить ее итоги сразу, чтобы  за выходные "не поползли ненужные слухи".

Решение Совета по грантам  оказалось весьма неожиданным - его  члены все-таки остановились не на 80-ти, а только на 40 победителях, в число  которых вошли те ученые, заявки которых одобрило больше половины членов Совета. По словам Фурсенко, круглая  цифра 40 появилась случайно - просто именно столько человек получили одобрение от необходимого числа  членов Совета.

Оставшиеся 40 грантов будут  распределены в ходе второго этапа  конкурса, объявление о котором должно появиться в начале ноября.

Планируется, что прием заявок стартует уже в 2010 году, а финансирование победителям второго этапа будет выделяться со второй половины 2011 года. Более того, он не исключил, что, по сравнению с первым этапом, время подачи заявок на втором этапе будет увеличено.

Отбирать заявки участников "второй волны" будут те же эксперты. Впрочем, Андрей Фурсенко уточнил, что  составы советов могут быть расширены. Подать заявку на второй этап конкурса смогут любые ученые, кроме тех, кто  победил на первом этапе, а исследователи, чьи заявки уже рассматривались, смогут попросить о проведении анонимной  экспертизы. Как заметил Литвак, такая практика позволит снизить  теоретически возможную предвзятость по отношению к таким ученым.

Андрей Фурсенко рассказал, что, по его ощущениям, на втором этапе  конкурса "заявок будет больше, и  они будут более сильными". Объявление итогов "первой волны", по мнению министра, должно убедить  сомневающихся в том, что "конкурс мегагрантов" - это серьезная и заслуживающая доверия инициатива.

В общей сложности на конкурс  было подано 507 заявок от ученых совместно  со 179 вузами. Меньше половины заявителей - 219 человек - являются гражданами Российской Федерации, хотя 73 из них сейчас работают за пределами России. Десять авторов  заявок - граждане СНГ, 169 - обладатели паспортов  других государств, а 37 имеют двойное  гражданство.

Каждую из поданных заявок рассматривали четыре эксперта в  соответствующей области, причем двое из них были гражданами России, а  двое – иностранцами. Всего для  участия в программе был приглашен 971 эксперт (335 из России и 636 из других стран). По итогам работы экспертных советов  Совет по грантам отобрал "лонглист" из 114 заявок, из которых в пятницу, 29 октября, были выбраны 40 победителей.

Состав российских экспертов  формировался на основе предложений  Российского фонда фундаментальных  исследований. Для привлечения международных  экспертов были задействованы такие  организации, как Американская ассоциация университетов, Ассоциация европейских  университетов, Европейская комиссия, Ассоциация университетов и институтов высшего образования Германии (HRK German Rectors' Conference), Ассоциация университетов  Фландрии (Associatie K.U. Leuven), Международное  бюро Федерального Министерства образования  ФРГ (German Aerospace Center (DLR), Американский благотворительный  фонд поддержки информатизации образования  и науки, Национальный научный фонд (США) и другие.

Как рассказали члены грантового совета, основное внимание уделялось, во-первых, содержанию заявки - то есть сути будущего исследовательского проекта, во-вторых, тому, насколько этот проект возможно реализовать в выбранном вузе, и в-третьих, насколько реальны перспективы воплощения проекта в технологии и его внедрения в промышленное производство. Как несколько раз отмечали члены Совета по грантам, последний критерий был одним из самых важных, хотя в список победителей попали и чисто фундаментальные проекты.

Другая возможность для  увеличения объёмов финансирования и увеличения эффективности этого  финансирования это сотрудничество с частным капиталом.

Если не считать новых  кредитных возможностей, то принципиально  новые формы финансирования инновационной  деятельности, мобилизация средств  для инвестирования в обновление производства связывается в настоящее  время с выпуском акций и иных ценных бумаг, а также другими  видами кооперированного финансирования инноваций.

При этом следует отличать:

    1. выпуск ценных бумаг (облигаций, нот, векселей) уже существующими государственными предприятиями и организациями, не имеющий их статуса, предпринимаемый для простого привлечения дополнительных средств в фонды развития соответствующих предприятий и организаций;
    2. распространение акций вновь образуемых акционерных обществ, а также их дополнительную эмиссию в порядке увеличения акционерного капитала, уставного фонда этих обществ. Такое объединение средств на техническое развитие позволяет физическим и юридическим лицам, входящим в подобные общества, получить право на управление в форме количества голосов в собрании акционеров, правлении общества, решающих вопросы распределения общего имущества большинством голосов;
    3. реализацию специальных серий ценных бумаг под будущую продукцию или часть будущих прибылей по высокотехнологичным, наукоемким инвестиционным проектам, вновь строящиеся, либо реконструируемые согласно этим проектам предприятия;
    4. кооперирование средств на инновационные проекты посредством формирования консорциумов и совместных предприятий;
    5. совместное финансирование инноваций с опосредованием его инвестиционной деятельности банков;
    6. привлечение рискового (венчурного) капитала.

Применительно к государственным  предприятиям первое из перечисленных  направлений реализуется на следующих  условиях:

    • другим предприятиям и организациям реализуются ценных бумаги, называемые “акциями предприятия”, членом собственного трудового коллектива продаются “акции трудового коллектива”;
    • “акции предприятия” приобретаются за счет средств развития или других свободных средств;
    • “акции трудового коллектива” выпускаются из иных средств (взносов) работников предприятия, включая возможность внести подобные взносы за счет не начисленных к оплат премиальных сумм из фонда материального поощрения;
    • выручка от реализации обоих этих видов акций за вычетом комиссионного вознаграждения распространяющему их банку направляется в фонд развития предприятия (организации);
    • по указанным акциям предусмотрен изначально устанавливаемый твердый процент дивидендов по отношению к номинальной стоимости акций;
    • дивиденды по “акциям предприятия” выплачиваются из фонда развития, по “акциям трудового коллектива” – из фонда материального поощрения соответствующего периода;
    • возврат реализованных акций акционерных обществ к финансированию инновационной деятельности может иметь место в трех случаях:
      1. если создание акционерного общества является формой создания предприятия, планирующего организацию нового производства и формируемого также заново;
      2. если на нужды технического развития посредством выпуска дополнительных акций мобилизует сторонние средства уже существующее акционерное общество;
      3. если при преобразовании государственного предприятия в акционерное общество его акции вынуждаются на сумму большую, чем необходимо для выпуска у государства соответствующих основных фондов, тогда разницу между этими суммами будет представлять собой акции средства от реализации которых пойдут не в госбюджет, а в фонды общества.

Продажа акций оформляется  договором, в котором конкретизируются условия передачи мощностей, долговых обязательств по срокам и номенклатуре поставок продукции, работам, услугам. Такое расширительное трактования  оплаты приобретения акций объясняется  тем, что частой главной проблемой  предприятия в настоящее время  является не отсутствие финансовых ресурсов, а затруднения всех реализации, отоваривании. Это особенно важно при финансировании и вообще осуществлении сложных  инновационных проектов в АО, создаваемых  в наукоемких высокотехнологичных  отраслях. Что же касается ограничений  для акционеров – физических лиц, то они проистекают из принципиальных основ социалистической экономики, не допускавшей появления частнокапиталистической  собственности, субъектами которой  могли бы выступить акционеры  АО – физические лица, поскольку  им было бы разрешено получить доход (дивиденды) именно и только с вложенного капитала, даже без собственного трудового  участия.

Выпуск акций, хотя и менее  оперативная финансовая операция по сравнению с неденежным кредитом, мобилизацией финансовых ресурсов для  предприятия, которое имеет инновационные планы, но не обладает необходимыми источниками самофинансирования и не имеет возможности ждать, пока накопит средства в своем фонде развития. Сравнительно малая рискованность выпуска акций объясняется тем, что акция – это лишь право на получение дивидендов с прибыли (если она будет и если из нее будут выделены средства на дивиденды), это не долговое обязательство, которое надо погашать по его номинальной или другой стоимости. Продать акцию акционер может, но потребовать выкупа предприятием, выпустившим акцию, не может.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Государственное регулирование  и стимулирование научно-технического прогресса осуществлялось и осуществляется в настоящее время во всех странах  мира, в том числе и в развитых странах. Не может быть создана эффективная  научно-техническая база без активной регулирующей роли государства.

Научно-технический прогресс - использование передовых достижений науки и техники, технологии в  хозяйстве, в производстве с целью  повышения эффективности и качества производственных процессов, лучшего  удовлетворения потребности людей. Термин широко использовался в советской  экономической науке наряду с  близким к нему по значению "научно-техническая  революция". В современной экономической  теории научные достижения, используемые в экономике и технике, чаще называют инновациями.

Огромную роль в государственном  стимулировании научно-технического прогресса  играют законы, позволяющие регламентировать поведение хозяйствующих субъектов.

В настоящее время финансирование научно-технического прогресса в России в основном осуществляется через соответствующие ведомства или ФЦП. Так же есть опыт проведения конкурсов для получения грантов. В связи с переходом к новому принципу формирования расходной части бюджета такой способ распределения финансов может стать основным, за это же выступает и значительная часть научного сообщества.

На наш взгляд наиболее гибкой и эффективной схемой финансирования науки будет состоящая из следующих  элементов:

  1. базовое бюджетное финансирование (только для научных учреждений государственного сектора);
  2. конкурсное (контрактное) бюджетное финансирование (его могут иметь группы ученых, соответственно научные учреждения, как государственного, так и коммерческого секторов науки);
  3. бюджетное финансирование по федеральным целевым программам - по приоритетным направлениям развития науки (для научных учреждений как государственного, так и коммерческого секторов);
  4. грантовое бюджетное финансирование (по линии бюджетных - федеральных фондов; его могут иметь группы ученых, работающих в научных учреждениях как государственного, так и коммерческого секторов);
  5. грантовое внебюджетное финансирование (финансирование по линии внебюджетных фондов - для любых научных учреждений);
  6. средства, получаемые учреждениями на договорной основе за выполнение заказов (хоздоговорные средства), которые могут иметь учреждения и государственного и коммерческого секторов.

Информация о работе Финансирование научно-технического прогресса в Российской Федерации