Финансирование научно-технического прогресса в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 13:02, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучить механизм финансирования научно-технического прогресса в Российской Федерации и рассмотреть основные направления повышения эффективности государственного финансирования научно-технического прогресса. Достижение этой цели требует постановки следующих задач:
 изучение теоретических основ государственного стимулирования научно-технического прогресса;
 рассмотреть финансирование научно-технического прогресса вРФ;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..2
1. ТЕРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА……...3
1.1 Понятия научно-технического прогресса и научно-технического потенциала…………………………………………………………………3
1.2 Источники финансирования научной, научно-технической и инновационной деятельности…………………………………………….6
2. ФИНАНСИРОВАНИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………………………………………...13
2.1 Бюджетное финансирование научных организаций…………………..13
2.2 Затраты на науку и получатели бюджета………………………………18
2.3 Федеральные целевые программы, связанные с развитием науки и технологий………………………………………………………………..20
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА……………………………………………24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………33

Файлы: 1 файл

Финансирование НТП.docx

— 65.32 Кб (Скачать файл)

Однако для того чтобы  научное учреждение признавалось бюджетным, то есть получателем бюджетных средств (получателем средств соответствующего бюджета), данное учреждение должно согласно статье 162 БК РФ выполнять следующие  полномочия:

    • составлять и исполнять бюджетную смету;
    • принимать и (или) исполнять в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства;
    • обеспечивать результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований;
    • вносить соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств предложения по изменению бюджетной росписи;
    • вести бюджетный учет либо передать на основании соглашения это полномочие иному государственному (муниципальному) учреждению (централизованной бухгалтерии);
    • формировать и представлять бюджетную отчетность соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств;
    • исполнять иные полномочия, установленные БК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

Бюджетное научное учреждение осуществляет операции с получаемыми  бюджетными средствами через лицевые  счета, открытые ему в соответствии с положениями БК РФ, что следует  из пункта 1 статьи 161 БК РФ. Научное  учреждение, финансируемое из бюджета, осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой, основополагающие принципы составления которой закреплены статьей 221 БК РФ. Напомним, что в  силу пункта 1 статьи 221 БК РФ бюджетная  смета бюджетного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении  которого находится бюджетное учреждение, в соответствии с общими требованиями, установленными Приказом Минфина Российской Федерации от 20.11.2007 г. N 112н "Об общих  требованиях к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет бюджетных учреждений".

Заключение и оплата бюджетным  учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся в пределах доведенных ему по кодам классификации расходов соответствующего бюджета лимитов  бюджетных обязательств и с учетом принятых и неисполненных обязательств, о чем сказано в пункте 2 статьи 161 БК РФ.

При нарушении бюджетным  учреждением установленного финансовым органом порядка учета бюджетных  обязательств санкционирование оплаты денежных обязательств бюджетного учреждения приостанавливается в соответствии с порядком, определенным соответствующим  финансовым органом. Порядок учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета, утвержден Приказ Минфина Российской Федерации от 19.09.2008 г. N 98н.

Важно знать, что бюджетным научным учреждениям не предоставляются субсидии и бюджетные кредиты, также они не имеют права получать кредиты (займы).

 

 

    1. Затраты на науку и получатели бюджета

Основная задача государства  в области развития науки это  проведение фундаментальных исследований, которые представляют собой базу для прикладных наук и развития техники  и технологии. Второй задачей государства  в отношении научно-технического прогресса является стимулирование переоснащения предприятий и  организаций современными образцами  техники и развития технологическиемких  отраслей.

В Таблице 1 приведена динамика расходов федерального бюджета на содействие    научно-техническому прогрессу с 2007 по 2010 гг..

 

Таблица 1. – Основные получатели средств федерального бюджета и  объёмы их финансирования с 2007 по 2010 гг..

Получатели бюджетных  средств

2007

2008

2009

2010

Министерство образования  и науки Российской Федерации, тыс. руб.

2 311 819,9

10 933 914,8

10 155 954,4

2 817 401,1

Федеральное агентство по науке и инновациям, тыс. руб.

16 428 247,6

17 998 588,3

25 964 245,1

23 011 079,9

Российская академия наук, тыс. руб.

22 898 702,3

27 901 589,7

37 016 473,3

31 509 730,4

Сибирское отделение РАН, тыс. руб.

13 927 974,3

10 077 105,1

14 122 942,0

13 927 974,3

Уральское отделение Российской академии наук, тыс. руб.

2 386 370,0

2 981 384,4

3 822 474,4

3 700 336,3

Дальневосточное отделение  Российской академии наук, тыс. руб.

3 016 592,7

3 649 399,5

4 791 964,2

4 520 985,0

Российская академия сельскохозяйственных наук, тыс. руб.

3 674 851,7

4 115 263,7

7 166 315,1

6 395 855,2

Российская академия медицинских  наук, тыс. руб.

12 758 163,9

12 476 019,2

19 465 776,9

15 055 206,9

Российская академия архитектуры  и строительных наук, тыс. руб.

121 943,0

133 655,3

221 129,3

192 636,7

Российский фонд фундаментальных  исследований, тыс. руб.

5 340 000,0

6 600 611,9

9 780 973,3

6 000 000,0

Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической  сфере, тыс. руб.

1 335 000,0

1 650 512,1

2 446 382,3

2 401 968,5

Российский гуманитарный научный фонд, тыс. руб.

890 000,0

1 100 282,0

1 630 512,2

1 000 000,0


 

Как видно из приведённой  таблицы основное финансирование идет через Российскую академию наук и  её отделения. В 2010 году их общий бюджет составил 75 302 724,8 тыс. руб., это составило 87% от показателя 2009 года.

Всего же в 2010 году федеральный  бюджет на научно-технический прогресс потратил 110 533 174,3 тыс. руб., это около 1,12% от всех расходов федерального бюджета  или около 0,26% от ВВП России.

Как видно из Таблицы 1 затраты  на науку в 2010 году снизились по сравнению  с 2009 годом. В 2011 году в графе расходов «Российская академия наук» предусмотрено лишь 35,2 млрд. рублей, в планах на 2012 и 2013 год – 33,8 и 32,6 млрд. рублей.

Альтернативой финансированию через РАН для учёных является более близкое к западным системам конкурсное финансирование. В качестве основы такой системы организации науки сами ученые видели конкурсные программы, существующие в рамках РАН, а особенно внеакадемические фонды – Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ) и Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ).

Поддержку фондов в открытых письмах в прошлом году выражали 500 докторов наук, а этим летом уже  около 2300 российских ученых.

Но несмотря на поддержку  научного сообщества в 2011 году бюджет РФФИ будет сокращен по сравнению с пиковым 2009 годом в два раза (до 6 млрд. рублей), в 2012 и 2013 году еще в полтора раза (до 4,3 млрд. рублей). Бюджет РГНФ в 2010 году сократится до 1 млрд. рублей, в 2012–2013 годах – до 711 млн. рублей.

 

 

    1. Федеральные целевые программы, связанные с развитием науки и технологий

В настоящее время в  Российской Федерации действуют  следующие целевые программы  по развитию науки и техники:

    • Федеральная космическая программа России на 2006-2015 годы
    • Программа "Развитие российских космодромов на 2006-2015 годы";
    • Программа "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы";
    • Программа "Национальная технологическая база" на 2007-2011 годы;
    • Программа "Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники" на 2008 - 2015 годы.

В Таблице 2 приведены средства выделяемые на Федеральный программы  по годам, для удобства отображения 2006, 2007, 2008 и 2009 года представлены в одном  столбце.

 

Таблица 2. - Бюджетные назначения по ФЦП на год за период с 2006 по 2013 гг..

Программа

2006-2009

2010

2011

2012

2013

Весь период

Федеральная космическая  программа России, млн. руб.

136 267,8

67 036

75 813,4

104 520,1

119 321,3

502 958,6

Развитие российских космодромов, млн. руб.

10 310,36

6 390,4569

9 885,6118

14 385,6118

19 860

60 832,0403

Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса  России, млн. руб.

38 569,129

7 364,0462

21 601

20 500

23 300

111 334,1749

Национальная технологическая  база, млн. руб.

14 242,275

3 110

9 553

3 692

4 400,

34 997,275

Развитие электронной  компонентной базы и радиоэлектроники, млн. руб.

11 144,71

5 400

13 000

25 580

19 420

74 544,705


 

Основная цель Федеральной космической программы России это удовлетворение растущих потребностей государственных структур, регионов и населения страны в космических средствах и услугах на основе расширения и повышения эффективности использования космического пространства для решения стоящих перед Россией задач в экономической, социальной, научной, культурной и других областях деятельности, а также в интересах безопасности страны, расширения международного сотрудничества в области космической деятельности и выполнения международных обязательств Россией в этой области.

Целью программы "Развитие российских космодромов на 2006-2015 годы" является создание на российской территории полнофункциональной наземной инфраструктуры для обеспечения запусков всего спектра перспективных отечественных ракет космического назначения и космические аппараты оборонного назначения на все требуемые высоты и наклонения орбит, а также создание необходимых предпосылок для обеспечения гарантированного независимого доступа и постоянного присутствия Российской Федерации в космосе и проведения ею независимой космической политики.

Основной целью Программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы" является развитие научно-технологического потенциала Российской Федерации для реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации.

Эта цель обусловливает необходимость  решения следующих основных задач:

    • обеспечение ускоренного развития научно-технологического потенциала по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации в соответствии с перечнем критических технологий Российской Федерации;
    • реализация крупных проектов коммерциализации технологий в соответствии с приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники в Российской Федерации;
    • консолидация и концентрация ресурсов на перспективных научно-технологических направлениях на основе расширения применения механизмов государственно-частного партнерства, в том числе за счет заказов частного бизнеса и инновационно-активных компаний на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;
    • обеспечение притока молодых специалистов в сферу исследований и разработок, развитие ведущих научных школ;
    • развитие исследовательской деятельности в высших учебных заведениях;
    • содействие развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, их интеграции в систему научно-технической кооперации;
    • развитие научной приборной базы конкурентоспособных научных организаций, ведущих фундаментальные и прикладные исследования, а также высших учебных заведений;
    • развитие эффективных элементов инфраструктуры инновационной системы.

Программа "Национальная технологическая база" на 2007-2011 годы призвана обеспечить технологическое развития отечественной промышленности на основе создания и внедрения прорывных ресурсосберегающих, экологически безопасных промышленных технологий для производства конкурентоспособной наукоемкой продукции.

Основной целью Программы "Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники" на 2008 - 2015 годы является развитие научно-технического и производственного базиса для разработки и производства конкурентоспособной наукоемкой электронной и радиоэлектронной продукции в целях решения приоритетных задач социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

Информация о работе Финансирование научно-технического прогресса в Российской Федерации