Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 13:02, курсовая работа
Целью данной работы является изучить механизм финансирования научно-технического прогресса в Российской Федерации и рассмотреть основные направления повышения эффективности государственного финансирования научно-технического прогресса. Достижение этой цели требует постановки следующих задач:
изучение теоретических основ государственного стимулирования научно-технического прогресса;
рассмотреть финансирование научно-технического прогресса вРФ;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..2
1. ТЕРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА……...3
1.1 Понятия научно-технического прогресса и научно-технического потенциала…………………………………………………………………3
1.2 Источники финансирования научной, научно-технической и инновационной деятельности…………………………………………….6
2. ФИНАНСИРОВАНИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………………………………………...13
2.1 Бюджетное финансирование научных организаций…………………..13
2.2 Затраты на науку и получатели бюджета………………………………18
2.3 Федеральные целевые программы, связанные с развитием науки и технологий………………………………………………………………..20
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА……………………………………………24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………33
Однако для того чтобы
научное учреждение признавалось бюджетным,
то есть получателем бюджетных средств
(получателем средств
Бюджетное научное учреждение
осуществляет операции с получаемыми
бюджетными средствами через лицевые
счета, открытые ему в соответствии
с положениями БК РФ, что следует
из пункта 1 статьи 161 БК РФ. Научное
учреждение, финансируемое из бюджета,
осуществляет операции по расходованию
бюджетных средств в
Заключение и оплата бюджетным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся в пределах доведенных ему по кодам классификации расходов соответствующего бюджета лимитов бюджетных обязательств и с учетом принятых и неисполненных обязательств, о чем сказано в пункте 2 статьи 161 БК РФ.
При нарушении бюджетным
учреждением установленного финансовым
органом порядка учета
Важно знать, что бюджетным научным учреждениям не предоставляются субсидии и бюджетные кредиты, также они не имеют права получать кредиты (займы).
Основная задача государства
в области развития науки это
проведение фундаментальных исследований,
которые представляют собой базу
для прикладных наук и развития техники
и технологии. Второй задачей государства
в отношении научно-
В Таблице 1 приведена динамика расходов федерального бюджета на содействие научно-техническому прогрессу с 2007 по 2010 гг..
Таблица 1. – Основные получатели средств федерального бюджета и объёмы их финансирования с 2007 по 2010 гг..
Получатели бюджетных средств |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Министерство образования и науки Российской Федерации, тыс. руб. |
2 311 819,9 |
10 933 914,8 |
10 155 954,4 |
2 817 401,1 |
Федеральное агентство по науке и инновациям, тыс. руб. |
16 428 247,6 |
17 998 588,3 |
25 964 245,1 |
23 011 079,9 |
Российская академия наук, тыс. руб. |
22 898 702,3 |
27 901 589,7 |
37 016 473,3 |
31 509 730,4 |
Сибирское отделение РАН, тыс. руб. |
13 927 974,3 |
10 077 105,1 |
14 122 942,0 |
13 927 974,3 |
Уральское отделение Российской академии наук, тыс. руб. |
2 386 370,0 |
2 981 384,4 |
3 822 474,4 |
3 700 336,3 |
Дальневосточное отделение Российской академии наук, тыс. руб. |
3 016 592,7 |
3 649 399,5 |
4 791 964,2 |
4 520 985,0 |
Российская академия сельскохозяйственных наук, тыс. руб. |
3 674 851,7 |
4 115 263,7 |
7 166 315,1 |
6 395 855,2 |
Российская академия медицинских наук, тыс. руб. |
12 758 163,9 |
12 476 019,2 |
19 465 776,9 |
15 055 206,9 |
Российская академия архитектуры и строительных наук, тыс. руб. |
121 943,0 |
133 655,3 |
221 129,3 |
192 636,7 |
Российский фонд фундаментальных исследований, тыс. руб. |
5 340 000,0 |
6 600 611,9 |
9 780 973,3 |
6 000 000,0 |
Фонд содействия развитию
малых форм предприятий в научно- |
1 335 000,0 |
1 650 512,1 |
2 446 382,3 |
2 401 968,5 |
Российский гуманитарный научный фонд, тыс. руб. |
890 000,0 |
1 100 282,0 |
1 630 512,2 |
1 000 000,0 |
Как видно из приведённой таблицы основное финансирование идет через Российскую академию наук и её отделения. В 2010 году их общий бюджет составил 75 302 724,8 тыс. руб., это составило 87% от показателя 2009 года.
Всего же в 2010 году федеральный бюджет на научно-технический прогресс потратил 110 533 174,3 тыс. руб., это около 1,12% от всех расходов федерального бюджета или около 0,26% от ВВП России.
Как видно из Таблицы 1 затраты на науку в 2010 году снизились по сравнению с 2009 годом. В 2011 году в графе расходов «Российская академия наук» предусмотрено лишь 35,2 млрд. рублей, в планах на 2012 и 2013 год – 33,8 и 32,6 млрд. рублей.
Альтернативой финансированию через РАН для учёных является более близкое к западным системам конкурсное финансирование. В качестве основы такой системы организации науки сами ученые видели конкурсные программы, существующие в рамках РАН, а особенно внеакадемические фонды – Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ) и Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ).
Поддержку фондов в открытых письмах в прошлом году выражали 500 докторов наук, а этим летом уже около 2300 российских ученых.
Но несмотря на поддержку научного сообщества в 2011 году бюджет РФФИ будет сокращен по сравнению с пиковым 2009 годом в два раза (до 6 млрд. рублей), в 2012 и 2013 году еще в полтора раза (до 4,3 млрд. рублей). Бюджет РГНФ в 2010 году сократится до 1 млрд. рублей, в 2012–2013 годах – до 711 млн. рублей.
В настоящее время в Российской Федерации действуют следующие целевые программы по развитию науки и техники:
В Таблице 2 приведены средства выделяемые на Федеральный программы по годам, для удобства отображения 2006, 2007, 2008 и 2009 года представлены в одном столбце.
Таблица 2. - Бюджетные назначения по ФЦП на год за период с 2006 по 2013 гг..
Программа |
2006-2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
Весь период |
Федеральная космическая программа России, млн. руб. |
136 267,8 |
67 036 |
75 813,4 |
104 520,1 |
119 321,3 |
502 958,6 |
Развитие российских космодромов, млн. руб. |
10 310,36 |
6 390,4569 |
9 885,6118 |
14 385,6118 |
19 860 |
60 832,0403 |
Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России, млн. руб. |
38 569,129 |
7 364,0462 |
21 601 |
20 500 |
23 300 |
111 334,1749 |
Национальная технологическая база, млн. руб. |
14 242,275 |
3 110 |
9 553 |
3 692 |
4 400, |
34 997,275 |
Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники, млн. руб. |
11 144,71 |
5 400 |
13 000 |
25 580 |
19 420 |
74 544,705 |
Основная цель Федеральной космической программы России это удовлетворение растущих потребностей государственных структур, регионов и населения страны в космических средствах и услугах на основе расширения и повышения эффективности использования космического пространства для решения стоящих перед Россией задач в экономической, социальной, научной, культурной и других областях деятельности, а также в интересах безопасности страны, расширения международного сотрудничества в области космической деятельности и выполнения международных обязательств Россией в этой области.
Целью программы "Развитие российских космодромов на 2006-2015 годы" является создание на российской территории полнофункциональной наземной инфраструктуры для обеспечения запусков всего спектра перспективных отечественных ракет космического назначения и космические аппараты оборонного назначения на все требуемые высоты и наклонения орбит, а также создание необходимых предпосылок для обеспечения гарантированного независимого доступа и постоянного присутствия Российской Федерации в космосе и проведения ею независимой космической политики.
Основной целью Программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы" является развитие научно-технологического потенциала Российской Федерации для реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации.
Эта цель обусловливает необходимость решения следующих основных задач:
Программа "Национальная технологическая база" на 2007-2011 годы призвана обеспечить технологическое развития отечественной промышленности на основе создания и внедрения прорывных ресурсосберегающих, экологически безопасных промышленных технологий для производства конкурентоспособной наукоемкой продукции.
Основной целью Программы "Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники" на 2008 - 2015 годы является развитие научно-технического и производственного базиса для разработки и производства конкурентоспособной наукоемкой электронной и радиоэлектронной продукции в целях решения приоритетных задач социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
Информация о работе Финансирование научно-технического прогресса в Российской Федерации