Финансирование здравоохранения РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 06:57, дипломная работа

Описание работы

Цель данной работы - проведение анализа финансирования и планирования учреждений здравоохранения. Исходя из данной целевой установки в работе основное внимание уделено постановке и решению следующих взаимосвязанных задач:
1. Изложение общих теоретических подходов к вопросу социально - экономического значения расходов на учреждения здравоохранения в условиях рыночной экономики.
Анализ системы планирования и финансирования учреждений здравоохранения (на примере Клинической больницы №1 Государственного учреждения «Южный окружной медицинский центр Министерства здравоохранения Российской Федерации»).
Разработка основных направлений совершенствования планирования и финансирования учреждений здравоохранения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1 МЕСТО И РОЛЬ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕННОМ
ПРОИЗВОДСТВЕ
2 ПЛАНИРОВАНИЕ И ФИНАНСИРОВАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
2.1 Планирование деятельности учреждений здравоохранения
2.2 Финансирование учреждений здравоохранения
2.2.2 Бюджетное финансирование
2.3 Внебюджетное финансирование
2.3.1 Обязательное медицинское страхование
2.3.2 Добровольное медицинское страхование
2.3.3 Платные медицинские услуги
3 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ
УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ КЛИНИЧЕСКОЙ БОЛЬНИЦЫ №1 ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ЮЖНЫЙ ОКРУЖНОЙ МЕДИЦИНСКИЙ ЦЕНТР МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
3.1.Характеристика учреждения
Порядок составления сметы доходов и расходов
3.3 Анализ расходов на текущее содержание и источников их
финансирования
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ПЛАНИРОВАНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

194643.rtf

— 3.18 Мб (Скачать файл)

Цель разработки Территориальных Программ:

- создание единого механизма реализации конституционных прав граждан Российской Федерации по получению бесплатной медицинской помощи гарантированного объема и качества за счет всех источников финансирования;

- обеспечение сбалансированности обязательств государства по предоставлению населению бесплатной медицинской помощи и выделяемых для этого финансовых средств;

- повышение эффективности использования имеющихся ресурсов здравоохранения.

В качестве нормативов объемов стационарной медицинской помощи Программой установлены следующие показатели:

 Средний норматив койко - дней на 1000 жителей. Показатель представляет собой сумму произведений показателей уровня госпитализации на 1000 населения по профильным отделениям на соответствующие показатели средней длительности пребывания больного в профильном отделении стационара и определяется по формуле:

 

 i i i

 n к/д = SUM (Уг х Тдл ), (1,2)

 

где Уг - уровень госпитализации по профильным отделениям;

 Тдл - длительность пребывания больного в профильном отделении.

Согласно Постановлению Правительства от 24 июля 2001 года N 550

в среднем по Российской Федерации /12/ при реализации Программы средний норматив койко-дня устанавливается в размере 2812,5 койко-дней на 1000 жителей, уровень госпитализации Уг = 196,0 на 1000 жителей; средняя длительность пребывания 1-го больного в стационаре Тдл = 14,3 дня.

 При расчетах нормативов по Российской Федерации было принято следующее соотношение взрослых и детей в структуре населения: 22% (коэффициент 0,22) - дети; 78% (коэффициент 0,78) - взрослые.

Распределение норматива койко - дней по уровням оказания медицинской помощи (клиническому, городскому, районному) проводится на основе критериев, принятых в системе лицензирования учреждений и распределения их по категориям, т.е. к клиническому уровню относятся учреждения областного, республиканского и федерального уровней с высокой степенью фондооснащенности и специализации медицинской помощи.

Особенностью нормативов, распределенных по уровням оказания медицинской помощи, состоит в их ресурсоорганизующей и ресурсосберегающей роли. Именно такой подход позволит рационально распределить не только коечный фонд по иерархическим уровням организации медицинской помощи, но и сбалансировать необходимые финансовые поступления в учреждения разного уровня путем умножения стоимости койко - дня по каждому профилю на планируемое число койко - дней по данному профилю.

 Средние показатели числа койко - дней госпитализации подлежат коррекции

 с учетом заболеваемости и демографического состава населения субъекта Федерации.

В качестве норматива объема амбулаторно - поликлинической помощи установлено количество посещений "Vi" на 1000 жителей в год. В нормативе учитывается помощь, оказываемая территориальными поликлиниками, стоматологическими поликлиниками, специализированными поликлиниками, специализированными диспансерами, диагностическими центрами.

Средний норматив устанавливается 9198 посещений в год на 1000 жителей и подлежит коррекции с учетом заболеваемости и демографического состава субъекта Федерации.

Нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи включают все статьи расходов согласно бюджетной классификации и скорректированы по индексу - дефлятору к ВВП на 1999 - 2009 годы.

- норматив затрат на один койко - день в стационаре Sкд = 262,9 рублей;

- норматив затрат на одно посещение амбулаторно - поликлинического учреждения Sv = 44,9 рублей;

-средняя стоимость одного вызова скорой медицинской помощи - 408,1 рублей.

Для расчета данных по профилям отделений и специальностей необходимо полученные средние стоимости перемножить на относительные коэффициенты стоимости одного койко - дня (Rki) и одного посещения (Rvi), которые будут повышать или понижать средний Базовый уровень стоимости одного койко-дня и одного врачебного посещения в зависимости от профиля отделения и уровня оказания медицинской помощи (клинического, городского, районного).

Территориальные нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, обеспечивающих реализацию государственных, муниципальных медицинских услуг (далее - территориальные нормативы финансовых затрат), должны обеспечивать покрытие всех затрат медицинских учреждений по всем статьям расходов на оказание гарантированных объемов бесплатной медицинской помощи из всех источников финансирования, предоставляемой в порядке и на условиях Территориальной программы. При расчете территориальных нормативов финансовых затрат учитывается реальность обеспечения нормативной загрузки действующей сети амбулаторно - поликлинических и стационарных учреждений в соответствии с рекомендуемыми Минздравом России нормами нагрузки учреждений, адаптированными к местным условиям.

Проводится коррекция средних нормативов стоимости койко - дня и врачебного посещения путем умножения их на поясные и региональные индексы, которые приводятся по данным Минэкономики России, используемым при прогнозировании социально - экономического развития Российской Федерации на расчетный период.

 Структура расходов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи является ориентировочной, ненормативной и должна корректироваться на местах в зависимости от социально - экономического состояния субъекта Российской Федерации, уровня цен и т.п.

Примерная структура финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи на 2008 год приведена в таблице 1.2 .

 

Таблица 1.2 - Примерная структура финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи на 2008 год

 В процентах

Наименование статей расходов бюджетов РФ

Затраты на скорую медпомощь

(один вызов)

Затраты на амбулаторно-поликлиническую помощь

(одно посещение)

Затраты на стационарную помощь (один койко-день)

(1посещение)

Затраты на диагностические услуги

В поликлинике

В стационаре

Оплата труда

 34,0

 41,1

 13,1

 10,0

 11,0

Начисления на оплату труда

 13,1

 15,8

 5,0

 3,0

 4,0

Медикаменты и перевязочные средства

 2,6

 10,2

 25,5

 51,0

 48,0

Продукты питания

 -

 -

 12,3

 -

 -

Мягкий инвентарь и обмундирование

 0,8

 0,3

 1,7

 2,0

 1,0

Оплата коммунальных услуг

 16,7

 21,8

 17,0

 5,0

 6,0

Приобретение оборудования и предметов длительного пользования

 27,0

 2,5

 18,3

 23,0

 20,0

Капитальный ремонт

 5,8

 8,3

 7,1

 6,0

 10,0

ВСЕГО

 100,0

 100,0

100,0

100,0

100,0


 Свободный расчет стоимости Территориальной программы

проводится по формуле:

 

 i i i i

Стпг = SUM /(Вс/п* Sвс/п) + (nк/д*Sк/д)+(V*S)+(Дс*Sд/с)//1000*N + затраты на (2.2)

 

 другие виды медпомощи

 и АУП системы ОМС

 

Где С тпг - стоимость территориальной программы государственных гарантий;

В с/п - норматив числа вызовов скорой медицинской помощи на 1000 жителей;

Sвс/п - расчетный территориальный норматив финансовых затрат

на один вызов скорой медицинской помощи;

 i

n к/д - норматив числа койко/дней на 1000 жителей;

Sк/д - расчетный территориальный норматив финансовых затрат на

один койко-день;

Vi - норматив числа посещений на 1000 жителей;

Sv - расчетный территориальный норматив финансовых затрат на

одно врачебное посещение;

Дс - норматив числа дней лечения в дневных стационарах;

Sд/с - расчетный территориальный норматив финансовых затрат на

один день пребывания в дневном стационаре;

N - среднегодовая численность населения по прогнозу Министерства экономики Российской Федерации (соответственно субъекта Российской Федерации) на расчетный период.

При наличии достаточных финансовых возможностей в Территориальных фондах обязательного медицинского страхования субъектов Российской Федерации (далее - ТФОМС) предлагаемый вариант расчетов Территориальной программы может быть расширен. Для определения реалистичности Программы и ожидаемых объемов финансирования следует провести анализ фактически сложившейся ситуации по данным статистических и финансовых отчетов и сравнить их с расчетной программой. Сопоставление позволит выявить расхождения (дефицит или избыток) по отдельным группам показателей и максимально сбалансировать потребности и возможности в финансировании Программы за счет "собственных" финансовых источников.

При планировании деятельности учреждений здравоохранения на микроуровне используются следующие формулы, отраженные в таблице 2.2

 

Таблица 2.2 - Формулы, используемые для планирования деятельности учреждений здравоохранения

Наименование показателя

 Формула

 Составляющие

Среднегодовое количество коек

Кcр = К н + (К к - К н ) n/12,

Где Кср - среднегодовое количество коек;

Кн - количество коек на начало года;

Кк -количество коек на конец года;

 n - число месяцев функционирования вновь развернутых коек.

Количество койко-дней

Ккд = Чк * Кср,

Где Ккд -количество койко-дней;

Чк - число дней функционирования койки в год;

Кср - среднегодовое количество коек.  

Годовой фонд заработной платы

ФЗПг = Кср * ЗПк,

Где ФЗПг - годовой фонд заработной платы,

ЗП - средняя заработная плата на одну койку в год.

Расходы на медикаменты

Рм = Nр * Ккд,

Где Рм - расходы на медикаменты в стационарах;

Nр - норма расходов на медикаменты;

Ккд - количество койко-дней.

 

Расходы на канцелярские и хозяйственных нужды

Ск = Nр * Кср,

Где Ск - сумма канцелярских и хозяйственных расходов,

Nр - норма расходов на одну койку в год.

Кср - среднегодовое количество коек.  

Расходы на мягкий инвентарь

Рми = Рднк + Рдк,

Где Рми - расходы на мягкий инвентарь;

Рднк - расходы на дооборудование новых коек; Рдк -расходы на оборудование прежних коек.

Расчет прироста коек

Пк = Кк - Кн,

Где Пк - прирост коек за год;

 
   

Кк - количество коек на конец года;

Кн - количество коек на начало года.

 

Расходы на дооборудование новых коек

Рднк = Пк * Nднк,

Где Рднк - расходы на дооборудование новых коек,

 Nднк - норма расходов на дооборудование одной койки.


 

 

Далее определяется свод всех расходов:

 

 Ср = ФЗП + Нфзп + Срм + Срк + Срп +Сми, (2.3)

 

Где Ср - общая сумма расходов,

ФЗП - фонд заработной платы и административно - управленческого персонала;

Нфзп - начисления на фонд заработной платы;

Срм - общая сумма расходов на медикаменты;

Срх - сумма хозяйственных и канцелярских расходов;

Срп - сумма расходов на питание;

Сми - сумма расходов на мягкий инвентарь.

Итог сметы - свод затрат по всем статьям расходов.

При составлении сметы медицинского учреждения используются материалы экономического анализа исполнения смет за предшествующие один - три года. Выводы по материалам анализа позволяют уточнить размеры отдельных расходов, некоторые расчетные нормы, выявить динамику показателей и установить влияние различных факторов на отклонение по статьям сметы расходов. При условии инфляционного роста размер показателей может корректироваться на коэффициент инфляционных ожиданий по согласованию с вышестоящими органами управления здравоохранением./6/. Исходя из вышеизложенного отметим следующее:

- нормативная база, используемая для планирования деятельности учреждений здравоохранения в современных условиях, унаследована от командно-административной системы управления здравоохранением;

- старые стоимостные нормативы не пересматривались много лет и механически корректируются с помощью индексов - дефляторов, причем рассчитанных для экономики в целом;

- потребности в финансировании, рассчитанные вышеуказанным способом даже на основе несовершенной нормативной базы, оказываются существенно выше тех финансовых ресурсов, которые выделяются Министерству здравоохранения Российской Федерации и корректируются им в сторону уменьшения; Сметное планирование воспроизводит затратный тип хозяйствования и не создает у учреждения стимулов к более рациональному использованию ресурсов.

 

2.2 Финансирование учреждений здравоохранения

 

2.2.2 Бюджетное финансирование

Самой большой проблемой здравоохранения в современных условиях является - финансирование. Основной сложностью является не расчет потребности в финансировании, а нахождение средств на существование и умение просуществовать на выделенные средства. В современной России сложилась бюджетно-страховая система финансирования здравоохранения.

К источникам финансирования относятся:

1. Средства федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, местного самоуправления;

Информация о работе Финансирование здравоохранения РФ