Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 06:57, дипломная работа
Цель данной работы - проведение анализа финансирования и планирования учреждений здравоохранения. Исходя из данной целевой установки в работе основное внимание уделено постановке и решению следующих взаимосвязанных задач:
1. Изложение общих теоретических подходов к вопросу социально - экономического значения расходов на учреждения здравоохранения в условиях рыночной экономики.
Анализ системы планирования и финансирования учреждений здравоохранения (на примере Клинической больницы №1 Государственного учреждения «Южный окружной медицинский центр Министерства здравоохранения Российской Федерации»).
Разработка основных направлений совершенствования планирования и финансирования учреждений здравоохранения.
ВВЕДЕНИЕ
1 МЕСТО И РОЛЬ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕННОМ
ПРОИЗВОДСТВЕ
2 ПЛАНИРОВАНИЕ И ФИНАНСИРОВАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
2.1 Планирование деятельности учреждений здравоохранения
2.2 Финансирование учреждений здравоохранения
2.2.2 Бюджетное финансирование
2.3 Внебюджетное финансирование
2.3.1 Обязательное медицинское страхование
2.3.2 Добровольное медицинское страхование
2.3.3 Платные медицинские услуги
3 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ
УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ КЛИНИЧЕСКОЙ БОЛЬНИЦЫ №1 ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ЮЖНЫЙ ОКРУЖНОЙ МЕДИЦИНСКИЙ ЦЕНТР МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
3.1.Характеристика учреждения
Порядок составления сметы доходов и расходов
3.3 Анализ расходов на текущее содержание и источников их
финансирования
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ПЛАНИРОВАНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Рисунок 3.2 - Основные плановые и фактические показатели сметы расходов за 2009 год
Средняя обеспеченность средствами составила 74,0%. Как видно из таблицы, лимиты бюджетных обязательств утверждены ниже плановых почти по всем статьям. Очень низкая обеспеченность остается по таким статьям как мягкий инвентарь -обеспечение потребности на 6,1%; командировочные расходы- обеспечение на 4,5%;транспортные услуги обеспечение потребности на 9,5%;
По следующим статьям лимиты утверждены в большем объеме:-продукты питания на 52,9 тыс рублей или превышение потребности на 1,8%;-текущий ремонт зданий на 32,7 тыс рублей или превышение потребности на 1,2%; прочие расходы на 1155,9 тыс рублей или обеспечение потребности в 2,86 раза выше запланированного.
За счет превышение финансирования статьи прочие расходы можно было бы покрыть расходы по другим статьям, но это законодательно не предусмотрено и рассматривается как нецелевое использование бюджетных средств.
Таким образом, можно сделать вывод, что обеспеченность бюджетными средствами в 2009 году по сравнению с 2008 годом в среднем увеличилась на 24,1%.
Выросла обеспеченность по таким статьям как оплата труда на 17,9%, медикаменты на 13,9%, продукты питания на 43,7%.
Вероятно, улучшение финансирования связано с реорганизацией Центральной Бассейновой Больницы в Клиническую больницу №1 ГУ «ЮОМЦ Минздрава РФ», согласно приказа Министерства здравоохранения на медицинское обслуживание прикрепили федеральных служащих Министерства юстиции, Министерства по налогам и сборам, Федерального казначейства. Соответственно, можно предположить, что ведомственные расходы на здравоохранение, предусмотренные по этим Министерствам в федеральном бюджете на 2008 год направлялись на расходы по обслуживанию этого контингента.
О нестабильности и непредсказуемости бюджетного планирования говорят такие сравнения: обеспеченность прочих расходов в 2008 году составила 186,1%, а в 2007 году - 9,0%;оплата коммунальных услуг в 2008 году составила 64,3%, в 2007 году -106,4%,текущий ремонт оборудования в 2008 году составил -66,4%, а в 2007 году-101,5%.
В связи с инфляционными процессами плановые потребности больницы постоянно растут. Сравним плановые потребности КБ №1 ГУ «ЮОМЦ Минздрава РФ» в 2007 году и в 2008 году. Данные представлены в таблице 3.7 и на рисунке 3.3
Как видно из представленных данных рост плановых потребностей наблюдается по всем статьям расходов.
В связи с повышением заработной платы работникам бюджетной сферы в 2007 году запланирован рост расходов на оплату труда на 2043,1 тыс рублей,
Таблица 3.7- Рост плановых потребностей КБ №1 ГУ «ЮОМЦ Минздрава РФ»
Наименование показателя |
Код показателя |
2007год |
2008 год |
Абсолютный прирост |
Темп роста |
Темп прироста |
тысячи рублей |
Проценты | |||||
Оплата труда |
110110 |
19139,7 |
21182,8 |
2043,1 |
110,7 |
10,7 |
Начисления на зарплату |
110200 |
7407,06 |
7731,7 |
324,64 |
104,4 |
4,4 |
Медикаменты |
110310 |
3998 |
4243,3 |
245,3 |
106,1 |
6,1 |
Мягкий инвентарь |
110320 |
328,5 |
480,8 |
152,3 |
146,4 |
46,4 |
Продукты питания |
110330 |
2794 |
2891,3 |
97,3 |
103,5 |
3,5 |
Оплата ГСМ |
110340 |
569 |
631,8 |
62,8 |
111,0 |
11,0 |
Прочие расходы |
110350 |
997 |
1200,3 |
203,3 |
120,4 |
20,4 |
Командировки |
110400 |
634,5 |
1166,3 |
531,8 |
183,8 |
83,8 |
Транспортные услуги |
110500 |
280,4 |
336,5 |
56,1 |
120,0 |
20,0 |
Оплата услуг связи |
110600 |
121,8 |
319,8 |
198 |
262,6 |
162,6 |
Оплата коммунальных услуг |
110700 |
2787,5 |
6009,4 |
3221,9 |
215,6 |
115,6 |
Текущий ремонт оборудования |
111020 |
97 |
240 |
143 |
247,4 |
147,4 |
Текущий ремонт зданий |
111030 |
250,2 |
2726,8 |
2476,6 |
1089,8 |
989,8 |
Прочие расходы |
111040 |
402,7 |
621 |
218,3 |
154,2 |
54,2 |
Приобретение оборудования |
240120 |
7226 |
4429,7 |
-2796,3 |
61,3 |
-38,7 |
Капитальный ремонт |
240330 |
6000 |
-6000 |
|||
ИТОГО |
53033,36 |
54211,5 |
1178,14 |
102,2 |
2,2 |
Рисунок 3.3 - Рост потребностей КБ №1 на текущее содержание в 2007-2008 годах
Рост расходов по таким статьям как медикаменты, мягкий инвентарь, продукты, оплата ГСМ отражает рост цен.
Рост расходов на командировочные и транспортные услуги связан с организацией консультативной помощи высококлассных специалистов - сотрудников КБ №1 ГУ «ЮОМЦ Минздрава РФ» вновь присоединенным филиалам в связи с образованием ГУ «ЮОМЦ Минздрава РФ».
Запланированный рост расходов на оплату услуг связи в 2008 году по сравнению с 2007 году на 198,0 тыс рублей связан с организацией телемедицинских консультаций.
В связи с резким повышением тарифов на коммунальные услуги и установкой счетчиков плановые потребности по этой статье расходов в 2008 году увеличились на 3221,6 тыс рублей , темп прироста составил 115,6%.
В связи с износом оборудования в КБ №1 ГУ «ЮОМЦ Минздрава РФ» в среднем на 54,6% возникает потребность в его ремонте, так рост на текущий ремонт оборудования в 2008 году был запланирован на 143 тыс. рублей больше, чем в 2007 году, темп прироста составил 147,4%.
В связи с тем, что зданию поликлиники в 2008 году исполнилось 67 лет, а зданию стационара 10 лет, в 2008 году было запланировано расходов на текущий ремонт зданий на 2476,6 тыс рублей , темп прироста 989,8%.
Таким образом, можно сделать вывод, что планирование деятельности КБ № 1 ГУ «ЮОМЦ Минздрава РФ» ведется в соответствии с четким соблюдением законодательства, нормами и нормативами, установленными для учреждений здравоохранения, каждая статья расходов подтверждена обоснованиями и расчетами, при планировании сметы расходов на последующий год учитывается индекс-дефлятор.
В связи с тем, что некоторые статьи расходов по лимитам бюджетных обязательств финансируются выше запланированных, а другие значительно ниже разрешить руководителю самостоятельно выбирать и определять направления расходов. Бюджетное финансирование ГУ «ЮОМЦ Минздрава РФ» ведется в соответствии с порядком, установленным Бюджетным Кодексом Российской Федерации/20/.
Министерство финансов Российской Федерации составляет сводную бюджетную роспись по главным распорядителям бюджетных средств, утверждает порядок ее исполнения и доводит годовой объем бюджетных ассигнований и лимиты бюджетных обязательств до Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Министерство здравоохранения Российской Федерации на основе установленных им объемов бюджетных ассигнований, уведомляет ГУ «ЮОМЦ Минздрава РФ» о лимитах бюджетных обязательств После получения уведомления о бюджетных ассигнованиях ГУ «ЮОМЦ Минздрава РФ» пересчитывает смету расходов в соответствии с установленными лимитами и представляет на утверждение в Министерство здравоохранения РФ.
Отделение Федерального казначейства Пролетарского района осуществляет расходование бюджетных средств после проверки соответствия принятых денежных обязательств лимитам бюджетных обязательств и поступившему на его лицевой счет финансированию .
ГУ «ЮОМЦ Минздрава РФ» является главным распорядителем бюджетных средств по отношению к своим филиалам и распределяет бюджетные средства между ними согласно утвержденной смете расходов по каждому филиалу.
Схема доведения средств федерального бюджета до ГУ «ЮОМЦ Минздрава РФ» и его филиалов представлена на рисунке 3.4.
Метод сметного финансирования удобен органам Федерального Казначейства. Он дает возможность проконтролировать направления их использования и быть уверенным, что выделенные средства не направлены, к примеру, на оплату труда или приобретение дорогостоящего оборудования в ущерб другим необходимым видам расходов. Сметное финансирование обладает серьезными изъянами с точки зрения обеспечения эффективного использования ресурсов Главный его недостаток связан с тем, что выделение средств осуществляется без увязки с результатами работы их получателей. Сметное финансирование не создает у учреждения стимулов к более рациональному использованию ресурсов и воспроизводит затратный тип хозяйствования.
Рисунок 3.4 - Схема доведения бюджетных средств до ГУ «ЮОМЦ Минздрава РФ» и его филиалов
В связи с тем, что бюджетное финансирование покрывает потребности ГУ «ЮОМЦ Минздрава РФ» в среднем на 60%. Учреждение вынуждено привлекать иные источники финансирования.
Источники финансирования ГУ «ЮОМЦ Минздрава РФ» представлены на рисунке 3.5
Рисунок 3.5 - Источники финансирования ГУ «ЮОМЦ Минздрава РФ»
Данные по финансированию КБ №1 ГУ «ЮОМЦ Минздрава РФ» в 2005-2007 годах представлены в таблице 3.8 и на рисунке 3.6
Как видно из таблицы основным источником финансирования КБ №1 ГУ «ЮОМЦ Минздрава РФ» является федеральный бюджет. В течение трех лет удельный вес бюджетных ассигнований в финансировании больницы составляет в среднем 74,6%.
Доля внебюджетных источников в финансировании КБ №1 ГУ «ЮОМЦ Минздрава РФ» составляет в среднем 25,4%.
Таблица 3.8 - Источники финансирования КБ №1 ГУ «ЮОМЦ Минздрава РФ» в 2006-2008 годах
Источник финансирования |
2006 |
Удельный вес |
2007 |
Удельный вес |
2008 |
Удельный вес |
Тыс рубли |
проценты |
тыс рубли |
Проценты |
Тыс рубли |
проценты | |
Бюджетные средства |
22090 |
74,5 |
26450,2 |
72,9 |
40121,7 |
75,1 |
ДМС |
5733,1 |
19,3 |
7423,2 |
20,4 |
8379,6 |
16,0 |
Договоры с предприятиями |
624,2 |
2,1 |
1152,4 |
3,2 |
1683,1 |
3,2 |
Платные медицинские услуги |
145,9 |
0,5 |
43 |
0,1 |
1262,9 |
2,4 |
Благотворительная помощь |
1065,8 |
3,6 |
1230,7 |
3,4 |
2000,1 |
3,8 |
ВСЕГО |
29659 |
100,00 |
36299,5 |
100 |
53447,4 |
100 |
Рисунок 3.6 - Структура финансирования КБ №1 ГУ «ЮОМЦ Минздрава РФ» в 2008 году
Динамика обеспеченности финансовыми ресурсами КБ №1 ГУ «ЮОМЦ Минздрава РФ» представлена на рисунке 3.7.
Рисунок 3.7 - Динамика поступлений финансовых ресурсов КБ №1 ГУ «ЮОМЦ Минздрава РФ»
Сравним финансовые поступления в 2008 году по сравнению с 2007 годом.
Данные представлены в таблице 3.9
В 2008 г. бюджетные поступления увеличились на 13671,5 тыс рублей по отношению к 2007 году темп прироста составил 51,7%. Это связано с тем, что в 2007 году Центральная бассейновая больница Азово-Волго-Донского водного бассейна в связи с реорганизацией стала КБ №1 ГУ «ЮОМЦ Минздрава РФ».
Таблица 3.9 - Финансирование КБ №1 «ГУ ЮОМЦ Минздрава РФ»
в 2007-2008 годах
Показатели |
2007 |
2008 |
Абсолютный прирост |
Темп роста |
Темп прироста |
Тыс рублей |
Проценты | ||||
Бюджетные поступления |
26450 |
40121,7 |
13671,7 |
151,7 |
51,7 |
ДМС |
7423,2 |
8379,6 |
956,4 |
112,9 |
12,9 |
Договоры с предприятиями |
1152,4 |
1683,1 |
530,7 |
146,1 |
46,1 |
Платные медуслуги |
43 |
1262,9 |
1219,9 |
2937,0 |
2837,0 |
Благотворительная помощь и др. |
1230,7 |
2006,7 |
771 |
162,6 |
6 |
ИТОГО |
36299,3 |
53449 |
17149,7 |
147,2 |
47,2 |
Удельный вес внебюджетных источников в общем объеме финансирования составляет 24,4%., наибольший объем из которых принадлежит перечислениям от страховых компаний по договорам на добровольное медицинское страхование.
В 2008 г. КБ №1 ГУ «ЮОМЦ Минздрава РФ» работала с 23 страховыми компаниями. В 2008 г. по сравнению с 2007 г. поступления увеличились на 956,4 тыс. рублей, темп прироста по отношению к 2007 г. составил 12,88%.
Эти данные говорят о развитии страхового рынка в Ростове-на-Дону, заинтересованности предприятий в заключении договоров на добровольное медицинское страхование.
В 2008 г. с КБ №1 ГУ «ЮОМЦ Минздрава РФ» заключили договоры на возмездное оказание медицинских услуг 104 организации. Среди которых крупные перерабатывающие предприятия, строительные, фармацевтические фирмы, банки. В 2008 г. по отношению к 2007 г. платежи увеличились на 530,7 тыс. рублей или на 31,5%.