Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 06:57, дипломная работа
Цель данной работы - проведение анализа финансирования и планирования учреждений здравоохранения. Исходя из данной целевой установки в работе основное внимание уделено постановке и решению следующих взаимосвязанных задач:
1. Изложение общих теоретических подходов к вопросу социально - экономического значения расходов на учреждения здравоохранения в условиях рыночной экономики.
Анализ системы планирования и финансирования учреждений здравоохранения (на примере Клинической больницы №1 Государственного учреждения «Южный окружной медицинский центр Министерства здравоохранения Российской Федерации»).
Разработка основных направлений совершенствования планирования и финансирования учреждений здравоохранения.
ВВЕДЕНИЕ
1 МЕСТО И РОЛЬ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕННОМ
ПРОИЗВОДСТВЕ
2 ПЛАНИРОВАНИЕ И ФИНАНСИРОВАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
2.1 Планирование деятельности учреждений здравоохранения
2.2 Финансирование учреждений здравоохранения
2.2.2 Бюджетное финансирование
2.3 Внебюджетное финансирование
2.3.1 Обязательное медицинское страхование
2.3.2 Добровольное медицинское страхование
2.3.3 Платные медицинские услуги
3 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ
УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ КЛИНИЧЕСКОЙ БОЛЬНИЦЫ №1 ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ЮЖНЫЙ ОКРУЖНОЙ МЕДИЦИНСКИЙ ЦЕНТР МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
3.1.Характеристика учреждения
Порядок составления сметы доходов и расходов
3.3 Анализ расходов на текущее содержание и источников их
финансирования
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ПЛАНИРОВАНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
2. Средства обязательного медицинского страхования (далее ОМС);
3. Средства добровольного медицинского страхования (далее ДМС);
4. Средства предприятий;
5. Средства населения за оказанные медицинские услуги;
6. Благотворительная помощь
Источники финансирования учреждений здравоохранения представлены на рисунке 1.2
Рисунок 1. 2 - Источники финансирования учреждений здравоохранения
Все источники финансовых средств разделяются и должны регулироваться соответствующими нормативными актами и положениями.
Правительство Российской Федерации, субъекты Федерации, местная администрация определяют порядок формирования и использования денежных средств.
Модель финансовых потоков в здравоохранении можно представить в соответствии с рисунком 2.2.
Рисунок 2.2 - Модель финансовых потоков учреждения здравоохранения
Бюджетное финансирование в здравоохранении представляет собой основной источник средств некоммерческой медицинской деятельности, осуществляется государством или иным собственником учреждения здравоохранения на основании сметы расходов /13/.
Динамика расходов федерального бюджета на здравоохранение и физическую культуру в 2006 -2008 годах представлена в таблице 1.2 и на рисунке 2.3/14,15,16/.
Для расчетов, приведенных в таблице, использовались показатели валового внутреннего продукта (далее ВВП), который в 2006 году составил 9040,8 млрд рублей, в 2007 году - 10950,0 млрд рублей, а в 2008 году составляет 13050, 0 млрд рублей.
Таблица 1.2 - Динамика расходов федерального бюджета на здравоохранение и физическую культуру за 2006-2008 годы
Раздел федерального бюджета |
2006 год |
2007 год |
2008 год | ||||||
млн рублей |
В процентах |
млн рублей |
В процентах |
Млн рублей |
В процентах | ||||
Фактически исполнено |
ВВП |
Удельный вес |
Ожидаемое исполнение |
ВВП |
Удельный вес |
Утверждено законом |
ВВП |
Удельный вес | |
Расходы , всего В том числе: |
1321903 |
14,6 |
100 |
2106031 |
19,2 |
100 |
2345641 |
17,9 |
100 |
Здравоохранение и физическая культура |
23085,1 |
0,26 |
1,7 |
31469,8 |
0,29 |
1,5 |
39344,8 |
0,3 |
1,7 |
Рисунок 2.3 - Динамика расходов на федерального бюджета на здравоохранение и физическую культуру за 2006-2008 годы
Как видно из таблицы 1.2 расходы на здравоохранение в Российской Федерации, выраженные в процентах к валовому внутреннему продукту, очень низкие и в течение трех лет остаются на одном уровне.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рекомендует на охрану здоровья населения расходовать не менее 6-6,5 % от валового внутреннего продукта . Развитые страны Западной Европы , Япония расходуют на цели здравоохранения 8-10 % валового внутреннего продукта, а Соединенные Штаты Америки - свыше 13% ВВП. Расходы на здравоохранение в США в несколько раз превышают соответствующие расходы на оборону страны/10/.
Данные приведены в таблице 2.2 и на рисунке 2.4
Таблица 2.2 - Общие расходы на здравоохранение к ВВП в зарубежных странах в 2007-2009 годах В процентах
Страна |
2007 |
2008 |
2009 |
США |
12,9 |
13,0 |
13,0 |
Германия |
10,6 |
10,7 |
10,6 |
Франция |
9,3 |
9,4 |
9,5 |
Великобритания |
6,8 |
7,1 |
7,3 |
Чехия |
7,1 |
7,2 |
7,2 |
Венгрия |
6,9 |
6,8 |
6,8 |
Рисунок 2.4 - Расходы на здравоохранение в развитых странах и России в 2008 году
Из приведенных данных видно, что общие расходы на здравоохранение в процентах к ВВП в развитых странах и даже в странах с переходной экономикой значительно выше, чем в Российской Федерации.
Проектом Федерального закона «О здравоохранении в Российской Федерации», который был принят в первом чтении еще в 1999 году, предусматриваются расходы на здравоохранении в размере не менее 5% от ВВП. Вероятно, в связи с тем, что нет реальной финансовой базы для исполнения этого закона, он не принят до сих пор, хотя основополагающие законодательные акты в области здравоохранения уже не отражают реалий современной действительности.
Структура расходов на здравоохранение согласно приложения 7 к Федеральному закону «О федеральном бюджете на 2008 год» /16/ определена следующим образом, данные представлены в таблице 2.3 и на рисунке 2.5
Таблица 2.3 - Структура расходов на здравоохранение в 2008 году
В тысячах рублей
Наименование расходов |
Сумма |
Здравоохранение ВСЕГО В том числе: |
31738026,2 |
Государственное управление и местное самоуправление, международная деятельность |
569203,7 |
Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу |
563223,1 |
Государственные капитальные вложения |
750700,0 |
Образование |
4422192,4 |
Больницы, родильные дома, клиники, Госпитали ,поликлиники, амбулатории |
7487418,2 |
Санатории |
1277735,0 |
Целевые расходы на оказание Дорогостоящих видов медицинской помощи Гражданам Российской Федерации |
2 996 614,5 |
Федеральные целевые программы |
2193750,0 |
Санитарно-эпидемиологический контроль |
5106436,1 |
Прочие расходы |
6370753,2 |
Ход обсуждения и принятия федерального бюджета России на 2008 год показал, что при всей сложности решаемых бюджетной политикой проблем социальная сфера обозначена приоритетной. Подчеркнуты гарантии осуществления запланированных социальных расходов независимо от изменения внешних и внутренних условий формирования доходов бюджета 2008 год /17/.
Рисунок 2.5 - Структура расходов федерального бюджета на здравоохранение в 2008 году
Государственные расходы федерального бюджета на здравоохранение в 2008 году в приоритетном порядке будут направляться на мероприятия по улучшению репродуктивного здоровья, охрану материнства и детства, снижение уровня управляемых инфекций за счет вакцинации населения, и в первую очередь детей, стабилизацию социально обусловленных заболеваний.
На реализацию государственной политики в здравоохранении направлены федеральные программы: «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера», включающая подпрограммы «Неотложные меры борьбы с туберкулезом в России», «Сахарный диабет», «Вакцинопрофилактика», «Анти- Вич/СПИД», «Дети России», в том числе подпрограмма «Безопасное материнство»; «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту»; «Профилактика и лечение артериальной гипертонии в Российской Федерации». В условиях недостаточного финансирования здравоохранения все большее значение приобретает реализация целевых программ в области охраны здоровья населения. Программно-целевое управление позволяет не только концентрировать ресурсы на приоритетных направлениях, но и осуществлять комплексный подход к решению наиболее актуальных проблем в здравоохранении на основе межотраслевого взаимодействия.
Федеральные программы в области здравоохранения стимулируют участие органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в решении насущных проблем охраны здоровья населения на своих территориях на основе софинансирования или принятия и реализации собственных аналогичных программ. Механизм участия территориальных органов власти в медицинских целевых программах может реализовываться в рамках трехсторонних соглашений между Министерством здравоохранения Российской Федерации, Федеральным Фондом обязательного медицинского страхования и органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В связи с этим можно говорить о стимулирующим характере федеральных целевых программ, способных привлечь дополнительные финансовые и материальные ресурсы для достижения особо значимых целей в области охраны здоровья населения/18/В статье «Федеральный бюджет: итоги и задачи»/19/ министр финансов Российской Федерации А. Л. Кудрин отмечает, что прежде всего бюджет 2008 года характеризует социальная направленность. В 2008 году было проведено финансовое обеспечение дальнейшего повышения зарплат работников здравоохранения, а также переход от единой тарифной сетки к отраслевой системе оплаты труда. В 2007 году средний оклад врача увеличился на 90%, медсестры - на 84%.В 2008 году зарплата медицинских работников увеличилась на 8,2%.
В 2007 году на здравоохранение в федеральном бюджете отводилось 1,6 копеек с 1 рубля, а в бюджетах регионов - 14 копеек. Таким образом, основное бремя социальных расходов ложится на плечи территорий, что обусловливает необходимость формирования полноценной доходной базы бюджетов субъектов Российской Федерации /17/.Рассмотрим динамику расходов на здравоохранение и физическую культуру из бюджета Ростовской области за 2006-2008 годы/21,22,23/ Данные представлены в таблице 2.4 и на рисунке 2.6
Таблица 2.4 - Динамика расходов на здравоохранение и физическую культуру из бюджета Ростовской области за 2006-2008 годы В тысячах рублей
Расходы бюджета |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
Здравоохранение и физическая культура |
956634,1 |
726752,2 |
818579,3 |
Рисунок 2.6 - Динамика расходов на здравоохранение и физическую культуру из бюджета Ростовской области за 2006-2008 годы
Из представленных данных видно, что наибольший объем ассигнований на здравоохранение и физическую культуру был произведен в 2006 году, в 2007 году объем уменьшился на 229881,9 тысяч рублей или на 24%. В 2008 году запланированный объем ассигнований по сравнению с 2007 году увеличился на 91827,1 тысяч рублей или на 12,6%.
Можно сделать вывод о нестабильности выделения ассигнований на здравоохранение и физическую культуру из областного бюджета, вероятно, это связано с тем, что в областном бюджете на 2006 год были предусмотрены дотации и субвенции из федерального бюджета в сумме 5017,2 тысяч рублей, оплата отдельных льгот, установленных законодательством в сумме 56564,0 тысяч рублей, осуществление специальных программ в сумме 36270,0 тысяч рублей. В областном бюджете на 2007 год и на 2008 год эти статьи не предусмотрены.
Несмотря на это, запланированный темп роста расходов на здравоохранение и физическую культуру в 2008 году по сравнению с 2007 году составит 112,6%. Это говорит о том, что областной бюджет на 2008 год за счет отмены льгот и без дотаций из федерального бюджета смог запланировать ассигнования на здравоохранение и физическую культуру за счет собственных источников. Структура расходов бюджета Ростовской области на здравоохранение 2008 году/23/ представлена в таблице 2.5 и на рисунке 2.7.
Таблица 2.5 - Структура расходов бюджета Ростовской области на 2008 год В тысячах рублей
Наименование расходов |
Сумма |
Больницы, роддома, поликлиники,госпитали |
132517,9 |
Дома ребенка |
12464,7 |
Станции переливания крови |
22334, 7 |
Санатории |
10715, 5 |
Целевые расходы на оказание дорогостоящей медицинской помощи |
28923, 7 |
Прочие расходы |
419622, 8 |
Рисунок 2.7 - Структура расходов бюджета Ростовской области на здравоохранение в 2008 году
В Ежегодном послании Федеральному Собранию/24/ Президент РФ В.В. Путин отметил, что бюджетный процесс нуждается в дальнейшем совершенствовании. Среди основных проблем было указано на отсутствие четкого разграничения расходных полномочий и доходных источников между уровнями бюджетной системы.
Исполнительная и законодательная власть должны осуществить рационализацию расходов бюджета, сократить неэффективные государственные (муниципальные) обязательства и расходы, создать действенную систему управления государственными расходами.
Для этого необходимо провести работу, в частности, по следующим направлениям.
1. Продолжить упорядочение системы социальных льгот и выплат, предусмотрев при этом замену большинства категориальных льгот адресными формами социальной поддержки населения, а также ликвидацию ведомственных льгот.
2. Необходимо создать систему планирования и мониторинга социально-экономической результативности бюджетных расходов с помощью качественных и количественных индикаторов - как в отношении бюджетов всех уровней, так и в отношении конкретных бюджетополучателей.
2.3 Внебюджетное финансирование
2.3.1 Обязательное медицинское страхование
Активный поиск и внедрение в систему здравоохранения новых форм управления, планирования и финансирования пока еще не устранил недостатков финансового обеспечения здравоохранения, но, как и в большинстве зарубежных стран, создал определенные предпосылки для решения этой задачи. Они основаны на системе страхования.
В России, как и во многих развитых странах, таких как Франция, Германия, Италия и др., финансирование имеет смешанный бюджетно - страховой характер, при котором за счет бюджета оплачиваются целевые программы, капитальные затраты и вложения и некоторые другие. Финансирование основной части медицинской помощи трудоспособного населения осуществляется с помощью медицинского страхования.
В период перехода к рыночной экономике поиск эффективных механизмов для улучшения деятельности службы охраны здоровья населения привел прежде всего к необходимости поиска путей альтернативных и дополнительных путей ее финансирования./25/
В 1991 году был принят закон Российской Федерации «О медицинском страховании граждан»/26/,который определил правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения в Российской Федерации.
Согласно статьи 1 Закона медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья.
Цель медицинского страхования - гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия.