Финансирование здравоохранения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2013 в 21:52, дипломная работа

Описание работы

Цель данного проекта – изучение теоретических основ и практических аспектов финансирования медицинских учреждений в условиях перехода на одноканальное финансирование здравоохранения.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы финансирования системы здравоохранения;
- определить модели финансирования здравоохранения;

Файлы: 1 файл

1.doc

— 503.50 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

 

На сегодняшний  день проблемы финансирования здравоохранения  являются одной из самых острых и  трудноразрешимых задач государства.

Важнейшим элементом  социального и экономического развития общества является медицинское обслуживание населения. Затраты общества на развитие здравоохранения имеют не только социальное, но и экономическое значение. Эффективность здравоохранения как отрасли сферы обслуживания заключается в том, что, оберегая и восстанавливая здоровье человека – главной составной части производительных сил общества, оно тем самым способствует снижению заболеваемости, росту производительности труда, продлению трудоспособного периода трудящихся. Все это в свою очередь содействует росту национального дохода страны и повышению благосостояния народа.

В комплексе  проводимых в настоящее время  социально-экономических реформ важнейшее  место занимает развитие страховой  медицины. Переход на страховую медицину в России является объективной необходимостью, которая обусловлена социальной незащищенностью пациентов и работников отрасли, а также ее недостаточной финансовой обеспеченностью и технической оснащенностью.

Для кардинального  преодоления кризисных явлений  в сфере охраны здоровья необходимо, в первую очередь, осуществить преобразование экономических отношений, а также перевести здравоохранение на путь страховой медицины.

Результативность  функционирования и финансирования системы здравоохранения наиболее достоверно может быть оценена на региональном уровне и, прежде всего, в  отношении лечебно-профилактических учреждений, являющихся объектом финансирования.

Цель данного  проекта – изучение теоретических основ и практических аспектов финансирования медицинских учреждений в условиях перехода на одноканальное финансирование здравоохранения.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

  • рассмотреть теоретические основы финансирования системы здравоохранения;
  • определить модели финансирования здравоохранения;
  • проанализировать финансирование системы здравоохранения на примере «Окружной клинической больницы» ХМАО-ЮГРЫ;
  • выявить проблемы финансирования учреждений здравоохранения на территории Российской Федерации и пути их решения.

Предмет исследования – особенности финансирования системы  здравоохранения.

Объектом исследования в дипломной работе является учреждение здравоохранения ХМАО-ЮГРЫ «Окружная клиническая больница».

В ходе подготовки дипломного исследования были использованы Федеральные 3аконы, нормативно-правовые акты Министерства финансов Российской Федерации, Министерства Здравоохранения и социального развития Российской Федерации, учебные пособия для студентов и преподавателей экономических ВУ3ов, а также статьи периодических изданий и ресурсы сети Internet.

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФинансированиЯ системы здравоохранения

 

 

1.1. Модели финансирования здравоохранения, применяемые в мировой практике

 

 

Здравоохранение — отрасль деятельности государства, целью которой является организация  и обеспечение доступного медицинского обслуживания населения. Система финансирования данной отрасли является важной частью для принятия мер политического, экономического, социального, правового, научного, медицинского, санитарно-гигиенического, противоэпидемического и культурного характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае ухудшения здоровья.

Системы финансирования здравоохранения можно классифицировать по двум признакам:

  • по источнику формирования средств;
  • по форме их распределения.

Источники формирования средств не всегда влияют на формы  их распределения, системы с одним  и тем же источником формирования средств могут иметь разные характеристики распределения.

Источниками финансирования могут являться:

  1. Общие налоговые доходы всех видов и уровней. К ним относятся: налоги на прибыль, налоги на добавленную стоимость, подоходный налог и др. Они поступают в государственный или муниципальный бюджет, а затем распределяются по разным отраслям. Решающую роль при распределении средств имеют сложившиеся бюджетные приоритеты.
  2. Целевые налоговые поступления, к которым относятся налоги, устанавливаемые на определенные товары (чаще всего, на продажу алкоголя и табака). Установленная часть поступлений от сбора этих налогов в целевом порядке направляется на здравоохранение. Этот вид налога не характеризует систему финансирования здравоохранения, поскольку является дополнительным к основному источнику финансирования и его доля в формировании средств здравоохранения незначительна.
  3. Целевой взнос на обязательное медицинское страхование (или налог на заработную плату). Это может быть взнос на обязательное медицинское страхование (РФ), а может быть единый взнос на социальное страхование (единый социальный налог). Взнос на ОМС обычно исчисляется в виде фиксированного процента к фонду оплаты труда.
  4. Личные средства граждан и иные источники. Эти средства не проходят через каналы государственного перераспределения и поступают в медицинские организации в форме прямой оплаты медицинских услуг. Кроме того, это могут быть доходы ЛПУ от аренды, от продажи медицинских технологий и др. В качестве иных источников финансирования могут выступать благотворительные фонды, средства работодателей, направляемые на создание собственной медицинской базы и пожертвования.

Ни в одной  стране не существует в чистом виде бюджетной, страховой или частной  системы финансирования. Системы  финансирования здравоохранения основаны на доминирующем источнике финансирования.

Исторически сложились  три основные системы финансирования здравоохранения:

  1. Бюджетная система, в данном случае финансирование производится за счет средств государственного бюджета. В таких системах государство является собственником значительной части медицинских учреждений. При функционировании данной системы происходит формирование доминирующей ответственности государства за состояние и развитие национального здравоохранения.
  2. Страховое  здравоохранение, которое основано на формировании и использовании целевых фондов, источником которых являются обязательные страховые взносы работодателей, и предполагает сохранение солидарной ответственности страхователей и государства за состояние и развитие здравоохранение. В системах ОМС участие государства принимает более мягкие регулирующие формы, а медицинские организации не всегда принадлежат государству. Тем не менее, системы ОМС также являются государственными системами финансирования, поскольку: во-первых, взносы работодателей и работников носят обязательный характер и принимают форму особого налога на заработную плату, во-вторых, поступления от взносов являются хотя и обособленной, но все же частью государственных финансов, поэтому они контролируются государством, в-третьих, государство регулирует многие элементы этой системы – ставки взносов, цены на медицинские услуги, договорные отношения между страховщиком и медицинской организацией, размер гарантируемого объема медицинских услуг и т.д.
  3. Частная платная система, при которой оплата любой медицинской услуги осуществляется за счет средств пациента в полном объеме. В этом случае инструментом развития национального здравоохранения выступает конкурентная среда.

Среди стран  с развитой рыночной экономикой достаточно высокий уровень бюджетного финансирования характерен для Дании, Финляндии, Швеции и даже Великобритании.

Наибольшую  часть медицинских услуг в  Великобритании предоставляет Национальная система здравоохранения (НСЗ). Подавляющая  часть ее финансовых ресурсов (84%) и  по сей день поступает из бюджетов всех уровней. Дополнительным источником являются взносы на социальное страхование, исчисляемое в виде процента от фонда оплаты труда. Но в отличие от российской практики, целевым этот взнос назвать трудно, так как он «растворяется» в общей системе социальных налогов и распределяется в зависимости от сложившихся приоритетов их распределения на нужды пенсионного обеспечения, страхования по безработице, здравоохранения и пр. Кроме того, часть средств, поступающих по линии социального налога и выделяемых на нужды здравоохранения, поступает под прямой контроль министерства здравоохранения, сливаясь с бюджетными поступлениями. На долю этого взноса приходится 12% поступлений НСЗ.

Примерно 4% средств  НСЗ формируется  из соплатежей населения, когда пациент вносит установленный процент от общей стоимости посещения или госпитализаций и обращений к специалистам (в основном, за выписку и оплату части стоимости лекарств в аптеках).[32, с.69]

В целом, положительными чертами бюджетной системы здравоохранения  является приемлемость медицинской  помощи, высокая доступность, возможность  проведения масштабных мероприятий (вакцинация, профилактика).

Финансирование  здравоохранения за счет доминирующих страховых взносов осуществляется в такой стране, как Германия, где 85% населения охвачено обязательным медицинским страхованием. [32, с.68]

Финансирование здравоохранения Германии складывается из: обязательных страховых взносов - 75%, налогов – 10%, премий по добровольному страхованию – 10%, платных услуг – 5%. Обязательному медицинскому страхованию подлежат все лица наемного труда, крестьяне, студенты, безработные, дети до 18 лет (до 23 лет при нетрудоспособности, до 25 лет – если они продолжают школьное или профессиональное образование или проходят год добровольной социальной службы). Пенсионеры и члены семьи страхуются при определенных размерах месячного дохода.

Уплате взносов  подлежат и застрахованные, и работодатели. Взносы платятся пропорционально доходам (6,78% от заработной платы для тех  и других). Вместе с тем, лица, имеющие  доход, превышающий 75% граничной величины годового трудового дохода, свободны от взносов по обязательному страхованию с суммы превышения. Это немаловажно, учитывая сумму взноса.

За правильное начисление взносов, при поддержке  больничных касс, отвечает работодатель, который производит вычет доли работников из заработной платы и вместе с долей работодателя, вместе с взносами по пенсионному страхованию и страхованию по безработице в форме общего взноса по социальному страхованию переводит в больничную кассу.

Застрахованные  по больничному страхованию имеют  право на отчисление на укрепление здоровья, профилактику и раннее диагностирование болезней, по болезни, уходу за тяжелобольными, беременности и материнству. Кроме этого, выплачиваются также средства на похороны и транспортные расходы. [32, с.69 ]

И, наконец, система  финансирования за счет средств домохозяйств характерна, прежде всего, для США, где частное страхование формирует более 32% ресурсов здравоохранения, а непосредственные платежи за медицинскую помощь со стороны домохозяйств составляют еще 23% от общего объема финансовых ресурсов здравоохранения. [32, с.69 ]

 При этом  развитие системы финансирования  здравоохранения в США обеспечивается, с одной стороны, динамичным  ростом величины валового национального  продукта, с другой – увеличением  доли расходов на здравоохранение в составе этого валового продукта.  За  последние 50 лет здесь ВНП увеличился в 18 раз, и доля затрат на медицинское обслуживание - с 4,4% до 19% ВНП. Вместе с тем, функционирование системы здравоохранения США сопровождается и негативными моментами. Таковыми являются, прежде всего, ограниченный доступ различных слоев населения к медицинскому обслуживанию и стимулирование роста стоимости медицинских услуг гонорарным методом оплаты за услугу. [32, с.69 ] На сегодняшний день люди, имеющие страховку либо финансовые ресурсы, получают самое лучшее в мире медицинское обслуживание, в то время как наиболее нуждающиеся в нем – бедные слои населения, хронические больные, семьи с одним родителем – не получают даже основного лечения.

Несмотря на все отрицательные стороны американской системы здравоохранения, следует признать, что медицинское обслуживание (если оно доступно) в США самое лучшее в мире. Средняя продолжительность жизни в США увеличилась с 1960 г. на пять лет, американские больницы и врачи применяют самое совершенное медицинское оборудование и технологии. Более того, больше половины финансирования мировых медицинских исследований осуществляется в США, и, как следствие, большая часть Нобелевских премий после Второй мировой войны была получена именно американцами.

В настоящее  время в России действует бюджетно-страховая  модель финансирования учреждений здравоохранения.

Действующее российское законодательство (Закон РФ «О медицинском  страховании граждан в Российской Федерации»)  предусматривает, что  бесплатная медицинская помощь населению предоставляется за счет двух источников – бюджетов всех уровней и системы ОМС. В целях обеспечения единой системы планирования финансовых ресурсов бюджетов всех уровней и средств ОМС, в 1998 г. Правительством РФ была утверждена Программа государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи. На основе Программы и методических рекомендаций по порядку формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи органы исполнительной власти субъектов РФ разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (ТПГГ).

ТПГГ подразделяет медицинскую помощь по источникам финансирования  на три группы: медицинскую помощь, предоставляемую за счет бюджетов субъекта РФ;  медицинскую помощь по территориальной программе ОМС (ТПОМС), финансируемую за счет средств системы ОМС; медицинскую помощь в федеральных клиниках, предоставляемую за счет средств федерального бюджета.  Последняя категория определена достаточно четко – это специализированная (в том числе дорогостоящая) амбулаторно-поликлиническая и стационарная помощь, оказываемая в федеральных медицинских учреждениях по квотам Министерства здравоохранения и социального развития РФ. Однако в большинстве случаев сводный расчет стоимости ТПГГ и сведения о реализации ТПГГ не содержат информации ни об объемах, ни о финансовом обеспечении медицинской помощи в федеральных клиниках, что не позволяет оценить вклад медицинской помощи, предоставляемой за счет средств федерального бюджета, в реализацию ТПГГ.  Наибольший интерес представляет разграничение расходных обязательств между консолидированным бюджетом региона и системой ОМС.

Информация о работе Финансирование здравоохранения