Финансирование здравоохранения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2013 в 21:52, дипломная работа

Описание работы

Цель данного проекта – изучение теоретических основ и практических аспектов финансирования медицинских учреждений в условиях перехода на одноканальное финансирование здравоохранения.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы финансирования системы здравоохранения;
- определить модели финансирования здравоохранения;

Файлы: 1 файл

1.doc

— 503.50 Кб (Скачать файл)

Условия и порядок  оказания бесплатной медицинской помощи определяется Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации по согласованию с ФФОМС.

Базовая программа  государственных гарантий включает в себя:

  • перечень видов медицинской помощи, предоставляемой населению бесплатно в рамках Программы государственных гарантий;
  • базовую программу ОМС;
  • нормативные показатели объема медицинской помощи, оказываемой населению бесплатно в рамках Программы государственных гарантий;
  • подушевой норматив, используемый для финансирования здравоохранения с целью покрытия всех затрат, связанных с оказанием бесплатной медицинской помощи в соответствии с гарантированными нормативными показателями ее объема.

Финансирование  Программы государственных гарантий осуществляется из следующих источников:

    • из средств бюджетов здравоохранения всех уровней;
    • из средств фондов ОМС;
    • из других источников поступления средств в здравоохранение.

Нормативные показатели объемов медицинской помощи, оказываемой  населению бесплатно в рамках Программы государственных гарантий, используются в качестве основы для формирования расходной части федерального, региональных и местных бюджетов здравоохранения, а также федерального и территориальных фондов ОМС.

Используя базовую  программу государственных гарантий, региональные органы управления создают и затем утверждают территориальные программы государственных гарантий.

Территориальные программы государственных гарантий могут включать дополнительные виды и объемы бесплатной медицинской  помощи, которые должны финансироваться  субъектами Российской Федерации за свой счет и с учетом своих финансовых ресурсов.

Ежегодные соглашения между Министерством здравоохранения  Российской Федерации, Федеральным  фондом обязательного медицинского страхования и региональными  органами управления используются в  качестве механизма выравнивания условий финансирования вышеназванных программ.

Министерство  здравоохранения Российской Федерации  и Федеральный фонд обязательного  медицинского страхования по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации, разработали и утвердили «Методические рекомендации по порядку формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью».

В рамках Программ государственных гарантий разрабатываются подушевые нормативы финансирования здравоохранения, которые определяются как показатели затрат, рассчитываемые на одного человека и используемые для того, чтобы показать распределение финансовых ресурсов здравоохранения, полученных из всех источников, необходимых для финансирования расходов на оказание бесплатной медицинской помощи населению.

В рамках территориальных  программ государственных гарантий органы управления субъектов Российской Федерации формируют подушевые  нормативы, принимая во внимание нормативы стоимости всех видов бесплатной медицинской помощи, рассчитанные ими в соответствии с федеральными методическими рекомендациями по порядку формирования  и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью.

Региональные  органы управления ежегодно формируют  территориальные программы государственных  гарантий, в которых имеются следующие  разделы:

  • перечень видов и объемов бесплатной медицинской помощи, предоставляемой населению в рамках Программы государственных гарантий и финансируемой за счет средств бюджетов здравоохранения всех уровней;
  • перечень видов и объемов бесплатной медицинской помощи, предоставляемой населению в рамках Программы государственных гарантий и финансируемой за счет средств бюджетов ОМС;
  • перечень лечебно-профилактических учреждений, финансируемых за счет средств бюджета здравоохранения;
  • перечень лечебно-профилактических учреждений, финансируемых за счет средств фондов ОМС;
  • рассчитанный итоговый объем медицинских услуг, оказываемых в рамках территориальной программы государственных гарантий и итоговая стоимость программы;
  • виды и объем бесплатной медицинской помощи, предоставляемой муниципальными лечебно-профилактическими учреждениями и финансируемой за счет средств бюджета здравоохранения и фондов ОМС, и в рамках муниципальной части территориальной программы государственных гарантий;
  • план реализации «государственного и муниципального заказов»;
  • перечень наиболее важных лекарственных средств, предметов медицинского назначения и материалов, используемых в рамках Программы государственных гарантий;
  • условия и порядок оказания бесплатной медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации;
  • итоговая стоимость утвержденной территориальной программы государственных гарантий, включая территориальную программу ОМС.

Программы государственных  гарантий исходя из имеющихся финансовых возможностей и потребностей в медицинских  услугах регламентируют объемы медицинской  помощи и затраты на ее оказание.

Размеры и структура  медицинской помощи задаются утвержденными  на федеральном уровне нормативами  объемов бесплатной медицинской  помощи в расчете на 1000 человек. Эти  нормативы могут быть уточнены в  регионах с учетом их демографической  структуры населения, потребностей в медицинских услугах, уровня медицинского состояния территории и т.д.

Единицами объемов  медицинских услуг приняты: в  больницах – койко-день, в амбулаторно-клинических  – врачебное посещение, вызов  скорой медицинской помощи.

В объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации Программы государственных гарантий, зависит и от величины денежных затрат на единицу объема медицинских услуг.

В Программах устанавливаются  следующие нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинских услуг:

  • стоимость одного дня лечения в больнице;
  • стоимость одного посещения в поликлинике;
  • стоимость одного вызова скорой медицинской помощи;
  • стоимость одного койко-дня.

Финансовые  нормативы рассчитываются с учетом: результатов анализа расходования бюджетных средств за предыдущий период; индексов-дефляторов на планируемый период; территориальных коэффициентов удорожания, установленных Минэкономразвития РФ.

Планирование  государственных гарантий в здравоохранении  осуществляется на федеральном, региональном, муниципальном уровнях и в медицинских учреждениях.

На федеральном  уровне разрабатывается Программа  государственных гарантий и методика формирования и обоснования Программы  государственных гарантий. При этом определяется:

  • виды медицинской помощи и заболевания, включенные в Программу государственных гарантий;
  • минимально гарантируемые объемы медицинской помощи;
  • нормативы финансовых затрат на единицу объемов медицинской помощи.

На региональном уровне разрабатывается Территориальная  программа государственных гарантий обеспечения населения бесплатной медицинской помощью. При этом устанавливаются территориальные нормативы медицинской помощи и территориальные нормативы финансовых затрат на единицу медицинских услуг.

На муниципальном  уровне формируется муниципальный заказ, обеспечивающий реализацию Программы государственных гарантий в муниципальном образовании. На основе объемов медицинской помощи, реализуемых субъектом РФ с учетом нормативов финансовых затрат, а также предложений медицинских учреждений формируется финансовый план оказания медицинской помощи населению в медицинских учреждениях  муниципального образования, а также заказ на получение жителями медицинской помощи за пределами территории проживания.

Сформированный  муниципальный заказ согласовывается  в органах управления субъекта РФ. Если после признания его параметров субъектом РФ в муниципальном образовании имеются дополнительные ресурсы, то муниципальный заказ может быть увеличен сверх территориальной программы государственных гарантий.

На уровне медицинских учреждений разрабатываются предложения по использованию их мощностей для реализации муниципального заказа. Согласованные показатели муниципальных заказов служат основой для формирования бюджетных заявок муниципальным бюджетам и системе ОМС.

В настоящее время в литературе рассматривается три основных типа финансирования здравоохранения, но в классическом виде не встречаются ни в одной стране. В каждой стране есть индивидуальная модель обеспечения нужд здравоохранения, в которой сочетаются элементы разных типов. В России бюджетное обеспечение превалирует над финансированием за счет системы ОМС, но в последние годы наблюдается четкая тенденция перемещения роли обязательного медицинского страхования на ведущие позиции.

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФинансированиЯ учреждения здравоохранения на примере «окружнОЙ клиническОЙ больницЫ» ХМАО-ЮгрЫ

 

 

2.1. Система обязательного  медицинского страхования на  территории Ханты-Мансийского автономного округа

 

 

Система ОМС  в округе построена в соответствии с федеральным законодательством. К субъектам обязательного медицинского страхования осуществляющим деятельность в ХМАО относятся:

  • Окружной фонд обязательного медицинского страхования;
  • 3 страхов<span class="dash041e_0441_043d_043e_0432_043d_043e_0439_0020_0442_0435_043a_0441_0442__Cha

Информация о работе Финансирование здравоохранения