Финансирование здравоохранения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2013 в 21:52, дипломная работа

Описание работы

Цель данного проекта – изучение теоретических основ и практических аспектов финансирования медицинских учреждений в условиях перехода на одноканальное финансирование здравоохранения.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы финансирования системы здравоохранения;
- определить модели финансирования здравоохранения;

Файлы: 1 файл

1.doc

— 503.50 Кб (Скачать файл)

Расходные обязательства  между бюджетами, с одной стороны, и системой ОМС, с другой, разграничены по:

      - видам медицинской помощи –  «базовые» виды медицинской помощи включены в ТПОМС, в то время как отдельные виды помощи отнесены к обязательствам бюджетов;

     - видам лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) – отнесение финансирования отдельных ЛПУ к обязательствам бюджетов или ОМС отчасти обусловлено оказываемыми ими видами помощи, отчасти – другими причинами (например, фельдшерско-акушерские пункты оказывают «базовые» медицинском помощи  и тем не менее не включены в ТПОМС);

      - категориям получателей помощи – граждане, по каким-либо причинам не  застрахованные в системе ОМС, получают  экстренную и неотложную медицинскую помощь за счет средств бюджетов;

    - статьям бюджетной классификации – часть затрат учреждений, работающих в системе ОМС, не включается в тарифы ОМС, а финансируется за счет бюджетов.

Таким образом, каждая страна имеет специфическую систему финансирования здравоохранения. Это связано с национальным менталитетом с конкретными условиями становления и эволюции данного общества.

В соответствии с типом систем финансирования по форме их распределения (по характеру  взаимодействия с медицинскими организациями) можно выделить два основных типа систем:

  • интеграционную модель;
  • контрактную модель.

Интеграционная  модель предполагает слияние функций  финансирования, управления и оказания медицинской помощи. Имущество медицинских  организаций принадлежит государству  или органам местной власти. В Российском здравоохранении подавляющая часть медицинских организаций имеет статус государственных или муниципальных лечебно-профилактических учреждений и напрямую управляется органом управления здравоохранением, который одновременно является финансирующей стороной.

Органы управления не только определяют общую стратегию  и приоритеты развития отрасли, но и  регламентируют основные стороны деятельности медицинских учреждений: определяют их мощность (например, число больничных коек, амбулаторных приемов), принимают решение о перераспределении ресурсов между отдельными учреждениями, назначают руководителей и прочее. В такой модели права медицинских учреждений ограничены.

Теоретически  интеграционная модель экономических  отношений обеспечивает высокую степень управляемости системой. На практике для этого требуется множество условий, главные из которых – это высокий уровень планирования и готовность медиков работать в рамках командной системы.

Недостатки  модели – это отсутствие возможности  для маневра ресурсами, бюрократизация отношений, слабая ориентация на потребительский спрос, отсутствие экономической мотивации медиков.

Поэтому интеграционную модель экономических отношений  стали преобразовывать в контрактную  модель на основе разделения функций  финансирования и оказания медицинской помощи.

Контрактная модель строится на экономических, а не на административных отношениях между  финансирующей стороной и медиками. Основой этих отношений является разделение функций финансирования и оказания медицинской помощи. Контрактная модель предполагает выбор гражданами медицинской организации и врача. Утверждается принцип «деньги следуют за пациентом». Практически этот принцип может осуществляться двумя способами.

Первый способ - пациент самостоятельно или по направлению медиков выбирает медицинскую организацию и врача, участвующих в программе государственных гарантий, и получает необходимую медицинскую помощь в пределах объема и условий, определяемых этой программой. Финансирующая сторона оплачивает полученную медицинскую помощь, предварительно оценивая ее обоснованность, качественные характеристики и конечные результаты. В реальной жизни выбор места получения медицинской помощи зависит от организации оказания медицинской помощи. В многоуровневой системе выбор пациента чаще всего определяется решениями медиков более низкого звена первичной медико-санитарной помощи.

Второй способ - заключение договоров с теми медицинскими организациями, у которых более высокие показатели деятельности и которые пользуются наибольшим спросом у врачей и населения. В этом случае управляющее воздействие финансирующей стороны намного сильнее. Она анализирует сложившиеся маршруты пациентов, определяет их рациональность и заключает договоры с наиболее эффективными звеньями на оказание планируемых и согласованных объемов медицинской помощи. Основой принятия решения о выборе медиков является: текущая информация о фактическом потреблении медицинских услуг и база данных о потребительских предпочтениях.

Контрактная модель предполагает дополнительные затраты на осуществление договорных отношений. Чтобы заключить договор с поставщиками медицинских услуг, финансирующая сторона должна провести анализ их деятельности, сформировать планы оказания медицинской помощи, согласовать их с планами медиков, заключить договоры, организовать их мониторинг и оценку.

В странах с  контрактной моделью расходы  выше, по сравнению со странами с  интеграционной моделью. Условие их оправданности – обеспечение  более высоких конечных показателей  деятельности здравоохранения и  экономии ресурсов.

Контрактная модель экономических отношений может  действовать при любой системе  финансирования здравоохранения. Для  этого необходимо соблюдение, как  минимум, двух условий:

       - орган управления здравоохранением отказывается от прямого управления медицинским учреждением и строит отношения с ним на договорной основе.

      - медицинское учреждение обладает хозяйственной самостоятельностью.

Чем больше степень  независимости сторон, тем шире возможности  осуществления контрактной модели. В бюджетной системе трудней обеспечить эту независимость, поскольку чаще всего основная часть медицинских учреждений принадлежит государству. В системе ОМС потенциал реализации контрактной модели в принципе выше. Но и в этой системе не снимается вопрос об обеспечении реальной хозяйственной самостоятельности государственных и муниципальных ЛПУ.

В Российской Федерации  принята бюджетно-страховая модель финансового обеспечения национальной системы здравоохранения. Данная модель подразумевает, что основными источниками финансирования являются сразу две системы: система обязательного медицинского страхования и система бюджетного финансирования.

 

 

1.2. Общая характеристика  системы обязательного медицинского

страхования

 

 

Новый подход к  финансированию медицинских учреждений в Российской Федерации связан с принятием Закона РСФСР «О медицинском страховании граждан в РСФСР», который был принят в 1991 г. С 1991 года по настоящее время в этот Закон были внесены некоторые изменения.

Обязательное  медицинское страхование, проводимое в России, приобрело черты социального страхования, так как порядок его проведения установлен государственным законодательством, и при этом действует принцип социальной справедливости: богатый платит за бедного. В данном случае это означает, что средства от налогоплательщиков распределяются по нормативно-душевому принципу: на пенсионеров и детей больше, на взрослых меньше.

Обязательное  медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования. Система призвана обеспечить охрану здоровья и получение необходимой медицинской помощи в случае заболевания. В России ОМС является всеобщим для населения. Это означает обеспечение всем гражданам равных гарантированных возможностей получения медицинской, лекарственной и профилактической помощи в размерах, устанавливаемых базовой федеральной и территориальными программами ОМС.

Система обязательного  медицинского страхования создана  с целью обеспечения конституционных  прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи, закрепленных в статье 41 Конституции Российской Федерации.

Медицинское страхование - форма социальной защиты интересов  населения в охране здоровья с  целью гарантировать гражданам  при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия. [4 ]

Обязательное  медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности  в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.

Основная цель ОМС состоит в сборе, сохранении страховых взносов и предоставлении за счет этих взносов, собранных в федеральном и территориальных внебюджетных фондах, медицинской помощи всем категориям граждан на законодательно установленных условиях и в гарантированных размерах.

Согласно Закону РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» субъектами ОМС являются гражданин, страхователь, страховая медицинская организация, медицинское учреждение. При страховании неработающих граждан в качестве страхователей выступают государственные органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления. Страхователями для работающих граждан являются работодатели — предприятия, организации, учреждения, физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Страховщиками являются юридические лица — страховые медицинские организации (СМО), имеющие государственную лицензию на осуществление ОМС.

Страхователями  являются плательщики страховых  взносов в фонд обязательного  медицинского страхования:

- Все хозяйствующие субъекты независимо от формы собственности и организационно-правовых форм деятельности, в том числе крестьянские (фермерские) хозяйства, родовые семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйства;

- Индивидуальные предприниматели;

- Граждане, занимающиеся в установленном порядке частной практикой (деятельностью), - адвокаты, врачи, нотариусы, детективы;

- Граждане, использующие труд наемных работников;

- Лица творческих профессий, не объединенные в творческие союзы.

От уплаты страховых  взносов на обязательное медицинское  страхование освобождены общественные организации инвалидов и находящиеся  в их собственности предприятия, объединения, созданные для осуществления  уставных целей этих организаций.  

В качестве медицинских учреждений в системе ОМС выступают лечебно-профилактические учреждения (поликлиники, больницы, медицинские центры), научно-исследовательские медицинские институты, другие медицинские учреждения, имеющие лицензии на оказание медицинской помощи по программам ОМС, а также прошедшие аккредитацию и получившие соответствующий сертификат. Медицинские учреждения, осуществляющие свою деятельность на основании договоров со страховыми медицинскими организациями, получают соответствующую плату за оказание застрахованным медицинской помощи и иных услуг.

Медицинскую помощь в системе медицинского страхования  оказывают медицинские учреждения с любой формой собственности. Они  являются самостоятельно хозяйствующими субъектами и строят свою деятельность на основе договоров со страховыми медицинскими организациями.

Медицинские учреждения, выполняющие программы медицинского страхования, имеют право оказывать  медицинскую помощь и вне системы  медицинского страхования.

Статьей 4 Закона N 1499-1 установлено, что медицинская  помощь в системе ОМС оказывается на основании договора на предоставление лечебно-профилактической помощи, представленного соглашением, по которому медицинское учреждение обязуется предоставлять застрахованному контингенту медицинскую помощь определенного объема и качества в конкретные сроки в рамках программ медицинского страхования.

Тарифы на медицинские  услуги при обязательном медицинском  страховании определяются соглашением  между страховыми медицинскими организациями, Советами Министров республик в  составе Российской Федерации, органами государственного управления автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, местной администрацией и профессиональными медицинскими ассоциациями. Тарифы должны обеспечивать рентабельность медицинских учреждений и современный уровень медицинской помощи.

Застрахованными лицами являются физические лица, в  пользу которых заключен договор  ОМС.

  Каждый гражданин,  в отношении которого заключен  договор медицинского страхования  или который заключил такой договор самостоятельно, получает на руки страховой медицинский полис. Форма страхового медицинского полиса и инструкция по его ведению утверждаются Правительством Российской Федерации. В полисе указываются: фамилия, имя, отчество, пол, возраст, место работы, социальное положение, адрес застрахованного, а также срок действия договора.

Информация о работе Финансирование здравоохранения