Финансовая политика государства: сущность, значение, роль в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 21:00, курсовая работа

Описание работы

Проработка вопроса сущности финансов в нашей стране находится в двояком состоянии. С одной стороны сильны административно-командные взгляды, с другой набирают силу рыночные взгляды на сущность финансов.
Предмет исследования сущности финансов актуален еще тем, что до сих пор не дано четкое представление, что такое финансы, границы их распространения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..........……….…..3
ГЛАВА1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ………………………………………………..….........……………5
1.1 Понятие и сущность финансовой политики……..……...............……..……5
1.2 Классификация финансовой политики…………………................………....7
1.3 Механизм и инструменты финансовой политики……..............…….…….10
ГЛАВА2 РОЛЬ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ
РАЗВИТИИ РФ………………………………..…........……………………….16
2.1 История становления и развития финансовой политики РФ………………………………………………...............……………………….16
2.2 Анализ основных направлений финансовой политики в РФ на современном этапе…………………………….……............…………………...29
2.3 Оценка влияния финансовой политики РФ на современную социально-экономическую ситуацию в стране………………...........…………….……….40
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ В РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ………………………………..………………….......…………………..42
3.1 Проблемы финансовой политики РФ…………...........…..………………...42
3.2 Перспективы финансовой политики РФ…............………………….…......45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………….………………………………………......49
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………........................................……………………........52

Файлы: 1 файл

курсовая финансы.doc

— 96.70 Кб (Скачать файл)

            Уральский государственный экономический университет

 

 

 

 

 

 

 

 КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 по дисциплине: Финансы

 

Тема: Финансовая политика государства: сущность, значение, роль в экономике

 

 

  

 

     

 

 

           Выполнил:

студент группы ЗБД-13

Вуй Татьяна Петровна

Проверил:

                             преподаватель по финансам

                                                    Бойтуш О.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург – 2015 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..........……….…..3

ГЛАВА1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ………………………………………………..….........……………5

1.1 Понятие и сущность финансовой политики……..……...............……..……5

1.2 Классификация финансовой политики…………………................………....7

1.3 Механизм и инструменты финансовой политики……..............…….…….10

ГЛАВА2 РОЛЬ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ

 РАЗВИТИИ РФ………………………………..…........……………………….16

2.1 История становления и развития финансовой политики РФ………………………………………………...............……………………….16

2.2 Анализ основных направлений финансовой политики в РФ на современном этапе…………………………….……............…………………...29

2.3 Оценка влияния финансовой политики РФ на современную социально-экономическую ситуацию в стране………………...........…………….……….40

ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ В РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ………………………………..………………….......…………………..42

3.1 Проблемы финансовой политики РФ…………...........…..………………...42

3.2 Перспективы финансовой политики РФ…............………………….…......45

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………….………………………………………......49

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………........................................……………………........52

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В нашей стране созданы условия для предпринимательской деятельности. Но недостаток экономических знаний и умения применять их на практике тормозит экономические преобразования. Небольшое количество специалистов приводит к тому, что бюджет у нас составляют и принимают люди, имеющие лишь посредственное представление о том, что такое финансы.

Огромную роль в структуре рыночных отношений и в механизме их регулирования со стороны государства играют финансы. Они – неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно важный инструмент реализации государственной политики. Вот почему сегодня как никогда важно хорошо знать природу финансов, глубоко разбираться в особенностях их функционирования, видеть способы наиболее полного их использования в интересах эффективного развития общественного производства. Отсюда следует, что одним из важнейших условий повышения благосостояния граждан и всего государства в целом является повышение экономических знаний, подготовка специалистов имеющих глубокие знания о финансах, их структуре, функциях и умеющих применять эти знания на практике, создание государством благоприятных условий для развития предприятий и малого бизнеса.

Проработка вопроса сущности финансов в нашей стране находится в двояком состоянии. С одной стороны сильны административно-командные взгляды, с другой набирают силу рыночные взгляды на сущность финансов.

Предмет исследования сущности финансов актуален еще тем, что до сих пор не дано четкое представление, что такое финансы, границы их распространения.

Рассмотрение вопросов сущности, классификации, механизма и инструментов финансовой политики, а также ее роли в социально-экономическом развитии РФ, проблем и перспектив на современном этапе, является главной целью данной работы.

Курсовая работа состоит из введения, вопросов раскрывающие суть рассматриваемой темы, заключения и списка используемых источников.

фонд государственные финансы денежные средства

 

 

ГЛАВА1 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ

 

Финансы (от лат. financia — наличность, доход) — это совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

 

1.1. Понятие и сущность финансовой политики

 

Финансы – историческая категория. Они появились одновременно с возникновением государства при расслоении общества на классы. Термин finansia возник в XIII – XV вв. в торговых городах Италии и обозначал любой денежный платеж. В дальнейшем термин получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством по поводу образования государственных фондов денежных средств. Таким образом, данный термин отражал, во-первых, денежные отношения между двумя субъектами, т.е. деньги выступали материальной основой существования и функционирования финансов (где нет денег, не может быть и финансов); во-вторых, субъекты обладали разными правами в процессе этих отношений: один из них (государство) обладал особыми полномочиями; в-третьих, в процессе этих отношений формировался общегосударственный фонд денежных средств – бюджет (следовательно, можно сказать, что эти отношения носили фондовый характер); в-четвертых, регулярное поступление средств в бюджет не могло быть обеспечено без придания налогам, сборам и другим платежам государственно-принудительного характера, что достигалось посредством правовой нормотворческой деятельности государства, создания соответствующего фискального аппарата.

 

Выделяют следующие предпосылки финансов:

Первая предпосылка. В Центральной Европе в результате первых буржуазных революций хотя и сохранились монархические режимы, но власть монархов была значительно урезана, и, самое главное, произошло отторжение главы государства (монарха) от казны. Возник общегосударственный фонд денежных средств – бюджет, которым глава государства не мог единолично распоряжаться.

Вторая предпосылка. Формирование и использование бюджета стало носить системный характер, т.е. возникли системы государственных доходов и расходов с определенным составом, структурой и законодательным закреплением.

Третья предпосылка. Налоги в денежной форме приобрели преимущественный характер, тогда как ранее доходы государства формировались главным образом за счет натуральных податей и трудовых повинностей.

Таким образом, финансы выражают определенную сферу производственных отношений и относятся к базисной категории. Государство активно воздействует на финансы в зависимости от политического устройства, основных задач, текущих условий и других причин. Через свою финансовую политику государство может влиять на экономику, оказывая на нее как положительное, так и отрицательное влияние. Так как, несомненно, финансы являются исторической категорией (имеют стадии возникновения), то можно выделить два основных этапа развития финансов.

Вначале – неразвитая форма финансов, когда основная масса денежных средств расходовалась на военные цели, и финансы практически не оказывали воздействия на экономику. Другой характерной чертой этого периода была узость финансовой системы, так как она состояла из одного звена – бюджетного, и количество финансовых отношений было ограниченно. Все они были связанны с формированием и использованием бюджета.

По мере развития товарно-денежных отношений возникала необходимость в новых общегосударственных фондах денежных средств и соответственно новых группах денежных отношений по поводу их формирования и использования.

В настоящее время независимо от политического устройства и уровня экономического устройства того или иного государства финансы вступили в новую стадию своего развития. Это обусловлено многозвенностью финансовых систем, высокой степенью воздействия на экономику, большим разнообразием финансовых отношений.

Наряду с традиционными государственными финансами значительное развитие получили местные финансы, внебюджетные специальные правительственные фонды, финансы государственных предприятий. Возникли совершенно новые сферы финансовых отношений, такие как финансы межгосударственных сообществ.

 

1.2. Классификация финансовой политики

 

В финансовой литературе, посвященной финансовой политике, приводят несколько ее классификаций.

Финансовую политику рассматривают как внутреннюю и внешнюю.

Внутренняя финансовая политика воздействует на финансовые отношения и финансовые процессы, которые происходят внутри предприятия. А внешняя, соответственно, - на финансовую деятельность предприятия за пределами внутренней среды предприятия, т. е. во внешней среде.

Следующим критерием классификации принято рассматривать ориентацию финансовой политики. Конструктивной считается финансовая политика, которая имеет своей целью развитие и совершенствование финансовых отношений, а также их позитивный результат. Деструктивная финансовая политика имеет негативные, разрушительные цели для ее объекта.

Подобное возможно при различии в интересах личных (групповых) и интересах предприятия. Нередко реализация личных интересов целенаправленно ведет к прекращению деятельности предприятия.

Иногда личные интересы, являясь недальновидными, привносят деструктивные компоненты в деятельность предприятия, приводят к его кризису и окончанию существования. То есть в данном случае деструктивная финансовая политика не является умышленной, а становится следствием допущенных ошибок при принятии управленческих решений.

Известна еще одна классификация финансовой политики, а именно по степени законности. Различают законную (проводимую в рамках законодательства) и противозаконную (криминальную) финансовые политики. Однако необходимо отметить, что не всегда деструктивная политика является противозаконной.

В современной теории финансов формулирование финансовой политики по основным направлениям финансовой деятельности рассматривают как один из основных этапов процесса принятия долгосрочных стратегических финансовых решений. По мнению доктора экономических наук, профессора И.А.Бланка, финансовая политика представляет собой «форму реализации финансовой философии и главной финансовой стратегии предприятия в разрезе наиболее важных аспектов финансовой деятельности». Таким образом, финансовая политика предприятия направлена на реализацию финансовой стратегии. Финансовая политика разрабатывается на конкретный этап или весь период реализации стратегии. Она направлена на решение конкретных стратегических задач.

В учебнике под редакцией Е. И. Шохина выделяется долгосрочная и краткосрочная финансовая политика.

Долгосрочная финансовая политика включает управление структурой капитала, дивидендную политику, финансовое планирование и прогнозирование, бюджетирование.

Формирование политики в отношении структуры капитала включает выбор между риском и доходностью, которые возникают в результате выбора долгосрочных источников финансирования. Традиционно первый этап - обоснование величины заемного капитала (или величины финансовой рычага). На следующем этапе определяются конкретные источники финансирования по собственному и заемному капиталу.

Дивидендная политика, как и управление структурой капитала, оказывает существенное влияние на положение на рынке капитала, в частности на динамику цены ее акций. Дивиденды представляют собой денежный доход акционеров и в определенной степени сигнализируют о том, что фирма, в акции которой они вложили свои деньги, работает успешно. Дивиденды начисляются с определенной периодичностью и в создании инвестора связываются, как правило, с заработанной фирмой прибылью. В этом контексте упрощенную схему распределения прибыли отчетного периода можно представить следующим образом: часть прибыли выплачивается в виде дивидендов, оставшаяся часть реинвестируется в активы компании. Не изъятая собственниками часть прибыли является внутренним источником финансирования компании, поэтому очевидно, что дивидендная политика существенно влияет на размер привлекаемых внешних источников финансирования.

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Механизм и инструменты финансовой политики

 

Финансовая политика каждого субъекта в целом носит индивидуальный характер, но осуществляется в его тесной связи с другими субъектами, поскольку их объединяет один объект. Все это предполагает, несмотря на различие субъектов, идентичность основных положений механизма финансовой политики.

Среди основных задач финансовой политики выделяют следующие:

  • создание условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;
  • установление рационального распределения и использования финансовых ресурсов;
  • организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;
  • выработка финансового механизма и его совершенствование в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;
  • создание эффективной системы управления финансами.

 

Механизм финансовой политики складывается из этапов:

  • определения материальных интересов;
  • определения и классификации контрагентов;
  • определения целей, характера и принципов;
  • разработки ее системы;
  • реализации.

 

Финансовая политика субъекта экономических отношений формируется путем выработки концепций развития финансовой системы, составления целевых финансовых программ, определения эффективных направлений действия финансового механизма. Для реализации финансовой политики разрабатываются стратегия и тактика.

 

Финансовая стратегия определяет общее направление использования средств для достижения поставленной цели. Она направлена на выработку финансовых концепций и программ, решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы.

Финансовая тактика охватывает систему частных связей и отношений для достижения поставленной цели, т.е. она направлена на решение задач конкретного этапа в определенных условиях развития общества.

По длительности действия финансовая политика подразделяется на текущую и долговременную.

Текущая политика ведется повседневно и зависит от складывающейся конъюнктуры. Долговременная финансовая политика действует продолжительный период и меняется только при радикальных преобразованиях.

Информация о работе Финансовая политика государства: сущность, значение, роль в экономике