Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 21:00, курсовая работа
Проработка вопроса сущности финансов в нашей стране находится в двояком состоянии. С одной стороны сильны административно-командные взгляды, с другой набирают силу рыночные взгляды на сущность финансов.
Предмет исследования сущности финансов актуален еще тем, что до сих пор не дано четкое представление, что такое финансы, границы их распространения.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..........……….…..3
ГЛАВА1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ………………………………………………..….........……………5
1.1 Понятие и сущность финансовой политики……..……...............……..……5
1.2 Классификация финансовой политики…………………................………....7
1.3 Механизм и инструменты финансовой политики……..............…….…….10
ГЛАВА2 РОЛЬ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ
РАЗВИТИИ РФ………………………………..…........……………………….16
2.1 История становления и развития финансовой политики РФ………………………………………………...............……………………….16
2.2 Анализ основных направлений финансовой политики в РФ на современном этапе…………………………….……............…………………...29
2.3 Оценка влияния финансовой политики РФ на современную социально-экономическую ситуацию в стране………………...........…………….……….40
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ В РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ………………………………..………………….......…………………..42
3.1 Проблемы финансовой политики РФ…………...........…..………………...42
3.2 Перспективы финансовой политики РФ…............………………….…......45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………….………………………………………......49
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………........................................……………………........52
В целом можно сказать, что проект бюджета до 2014 года включительно может осуществиться лишь при очень благоприятном стечении обстоятельств, но остается надеяться, что у министерства финансов есть проект бюджета и для негативного развития ситуации на мировых финансовых рынках, от которых наша страна, как известно, очень сильно зависит.
Денежно-кредитная политика
Под денежно-кредитной политикой государева понимается комплекс мер направленных на поддержание стабильного развития экономики через регулирование кредитного обращения и денежного рынка. Денежно-кредитная политика – это совокупность мер экономического регулирования денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение высокого экономического роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические процессы.
Основополагающей целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующейся полной занятостью и отсутствием инфляции. Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства, занятости и уровня цен.
Осуществляя денежно-кредитную политику, Центральный банк, воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков, и направляя регулирование на расширение или сокращение кредитования экономики, достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, сбалансированности внутренних экономических процессов. Таким образом, воздействие на кредит позволяет достичь более глубоких стратегических задач развития всего хозяйства в целом.
Нужно отметить, что денежно-кредитная политика осуществляется как косвенными (экономическими), так и прямыми (административными) методами воздействия. Различие между ними состоит в том, что центральный банк либо оказывает косвенное воздействие через ликвидность кредитных учреждений, либо устанавливает лимиты в отношении количественных и качественных параметров деятельности банков.
В ближайшие годы денежно-кредитная политика Банка России будет сосредоточена на последовательном снижении инфляции, а в более отдаленной перспективе – на поддержании стабильно низких темпов роста цен (стабильности цен). Такая политика будет способствовать обеспечению устойчивого экономического роста и повышению благосостояния населения.
В рамках выбранной стратегии ставится задача снизить инфляцию до 4 – 5% в годовом выражении в 2014 году.
В январе-сентябре 2011 года в российской экономике продолжился рост производства. Основным фактором увеличения ВВП явилось повышение внутреннего спроса. Нестабильная ситуация в мировой экономике повлияла на динамику внешнего спроса и российского экспорта. Продолжился чистый отток частного капитала из страны. Динамика макропоказателей характеризовалась разнонаправленными тенденциями. Тем не менее, по итогам периода наметился рост большинства показателей. Прирост ВВП в первом полугодии 2012 года составит около 2%.
Платежный баланс Российской Федерации в январе-сентябре 2011 года испытывал влияние усилившейся нестабильности международных рынков и формировался под воздействием разнонаправленных факторов. В январе-августе 2011 года профицит счета текущих операций покрывал отток частного капитала и оставался достаточным для продолжения накопления международных резервов. В сентябре 2011 года возросший чистый отток капитала обусловил сокращение объема резервных активов. Тоже варьирование инвестиционного капитала продолжилось и в первой половине 2012 года с уклоном все-таки больше в сторону оттока капитала из нашей страны.
Уровень инфляции за 2008 год составил 13,3% , а за 2011 6,1%, что говорит о постепенном снижении темпов инфляции, хоть и не во всех сферах экономики.
Реализация денежно-кредитной политики в 2012 году происходит в условиях неопределенности в динамике мировой экономики, обостряемой региональными и межрегиональными финансово-экономическими дисбалансами, сохранения инфляционных рисков и рисков для устойчивости экономического роста в России, обусловливающих необходимость принятия решений, обеспечивающих баланс между ними. Снижение в 2009 – 2011 годах процентных ставок по операциям Банка России и реализованный ранее комплекс антикризисных мер сформировали благоприятные условия для функционирования банковского сектора и относительно устойчивого повышения кредитной активности банков, соответствующего темпам восстановления и развития экономической активности. Это позволило Банку России в текущем году перейти к использованию преимущественно стандартных инструментов денежно-кредитного регулирования в условиях последовательного повышения гибкости курсообразования и усиления роли процентной политики.
Налоговая политика
К настоящему времени в Российской Федерации в целом закончено формирование основ современной налоговой системы государства с рыночной экономикой. Основные параметры устройства российской налоговой системы в настоящее время уже не отражают систему налогов и сборов, унаследованную от советских времен; система базируется на общепринятых в современной мировой практике основных видах налогов с учетом специфики российской экономики. Преобразование налоговой системы России в последние годы осуществлялось в тесной связи с проведением бюджетной реформы и преобразованиями в области бюджетного федерализма.
Следует, однако, отметить, что переходный характер российской экономики характеризуется наличием множества специфических для данного этапа проблем, среди которых можно выделить недостаточный уровень развития базовых институтов (включая институты правоприменения, обеспечения исполнения контрактов, уровень развития судебной системы, защиты прав собственности). В этих условиях проведенная в последние годы налоговая реформа является лишь первым шагом на пути формирования конкурентоспособной налоговой системы, определившим базу для ее построения. На среднесрочную перспективу не запланировано реализации мер в области налоговой политики, которые по своему масштабу будут сопоставимы с глобальной перестройкой налоговой системы, произошедшей с принятием Налогового кодекса в первой половине 2000-х годов или налоговой реформой начала 1990-х годов. Однако проведение институциональных реформ, направленных на повышение конкурентоспособности российской экономики и повышение качества институтов, интеграция России в глобальные процессы, происходящие в мировой экономике, неизбежно требуют внесения изменений в налоговое законодательство. Поэтому эта отрасль законодательства не может считаться окончательно сформированной, а будет вынуждена динамично изменяться вместе с дальнейшим проведением социально-экономических преобразований, включения России в мировые экономические процессы.
Таблица 2. Доходы бюджета расширенного правительства Российской Федерации в 2005 – 2010 гг. (% ВВП)
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 | |
Доходы всего |
39,7% |
39,5% |
39,9% |
38,8% |
35,1% |
35,3% |
Налоговые доходы и платежи |
36,5% |
36,1% |
36,2% |
36,2% |
31,0% |
31,7% |
в том числе |
||||||
Налог на прибыль организаций |
6,2% |
6,2% |
6,5% |
6,1% |
3,3% |
4,0% |
Налог на доходы физических лиц |
3,3% |
3,5% |
3,8% |
4,0% |
4,3% |
4,0% |
Налог на добавленную стоимость |
6,8% |
5,6% |
6,8% |
5,2% |
5,3% |
5,6% |
Акцизы |
1,2% |
1,0% |
0,9% |
0,8% |
0,9% |
1,1% |
Таможенные пошлины |
7,5% |
8,3% |
7,0% |
8,4% |
6,5% |
6,4% |
Налог на добычу полезных ископаемых |
4,2% |
4,3% |
3,6% |
4,1% |
2,7% |
3,2% |
Единый социальный налог и страховые взносы |
5,5% |
5,4% |
5,6% |
5,5% |
5,9% |
5,2% |
Прочие налоги и сборы* |
1,9% |
1,9% |
2,0% |
1,9% |
2,2% |
2,2% |
* налоги на совокупный
доход, налоги на имущество, платежи
за пользование природными |
Таблица 3. Доходы бюджета расширенного правительства от налогообложения добычи нефти и экспорта нефти и нефтепродуктов в 2005 – 2010 гг. (% ВВП)
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 | |
Налоговые доходы и платежи |
36,5% |
36,1% |
36,2% |
36,2% |
31,0% |
31,7% |
Доходы от налогов и пошлин, связанных с обложением нефти и нефтепродуктов |
9,2% |
10,0% |
8,1% |
9,7% |
6,0% |
8,3% |
из них: |
||||||
НДПИ на нефть |
3,7% |
3,9% |
3,2% |
3,8% |
2,1% |
2,8% |
Акцизы на нефтепродукты |
0,6% |
0,5% |
0,4% |
0,3% |
0,3% |
0,4% |
Вывозные таможенные пошлины на нефть |
4,0% |
4,5% |
3,5% |
4,3% |
2,7% |
3,8% |
Вывозные таможенные пошлины на нефтепродукты |
0,9% |
1,2% |
1,0% |
1,3% |
0,9% |
1,4% |
Доходы от налогов и прочих платежей, не связанных с обложением нефти и нефтепродуктов |
27,2% |
26,2% |
28,1% |
26,5% |
25,0% |
23,4% |
Если проанализировать структуру налоговых доходов бюджета с 2005 по 2010 годы, представленную в таблицах 2 и 3, то удельный вес налоговых доходов и платежей в общей структуре доходов постепенно приближается к своему оптимальному значению для российской экономики в 30-25% от ВВП.
Динамика доходов от налогообложения добычи нефти и экспорта нефти и нефтепродуктов в процентном отношении к ВВП также понижается, что говорит о более разумном использовании денежных ресурсов государством. Также, при дальнейшем росте ВВП страны и относительном снижении доли налогов, эта ситуация положительно скажется на экономике в целом.
Далее внесение изменений в законодательство о налогах и сборах планируется по следующим направлениям.
1) Налоговое
стимулирование инновационной
2) Мониторинг эффективности налоговых льгот.
3) Акцизное налогообложение.
4) Совершенствование
налогообложения при операциях
с ценными бумагами и
5) Налог прибыль организаций.
6) Налогообложение природных ресурсов.
7) Совершенствование
налогообложения в рамках
8) Введение налога на недвижимость.
9) Налоговое администрирование.
В числе прочего будет снижен максимальный тариф страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 34 до 30 процентов, взимаемый с выплат в пользу физических лиц в размере до установленной предельной величины в 512 тыс. рублей в 2012 году и до 567 тыс. рублей в 2013 году, а также для данной категории плательщиков будет установлен тариф страховых взносов с сумм превышения предельной величины базы для начисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 10 процентов.
В части налогообложения акцизами в плановом периоде периодическая индексация ставок акциза будет осуществляться с учетом реально складывающейся экономической ситуации, при этом повышение акцизов на алкогольную, спиртосодержащую и табачную продукцию будет производиться опережающими темпами по сравнению с уровнем инфляции.
В целом налоговая политика Российской Федерации продолжает совершенствоваться и происходит ее координация с социально-экономическими преобразованиями в иных областях.
2.3. Оценка влияния финансовой политики РФ на современную социально-экономическую ситуацию в стране
Роль финансовой системы РФ - финансовое регулирование экономических и социальных процессов — второе направление воздействия финансов на развитие экономики. Регулирование экономики — это изменение темпов роста отдельных структурных подразделений для перестройки производства в соответствии с изменившимися потребностями общества. Регулирование экономики осуществляется через перераспределение финансовых ресурсов: достаточно выделить финансовые ресурсы и темпы развития отрасли или региона ускоряются, и наоборот, прекращение финансирования может задушить любое производство. Различают три вида регулирования экономики.
Информация о работе Финансовая политика государства: сущность, значение, роль в экономике