Финансовая политика государства: сущность, значение, роль в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 21:00, курсовая работа

Описание работы

Проработка вопроса сущности финансов в нашей стране находится в двояком состоянии. С одной стороны сильны административно-командные взгляды, с другой набирают силу рыночные взгляды на сущность финансов.
Предмет исследования сущности финансов актуален еще тем, что до сих пор не дано четкое представление, что такое финансы, границы их распространения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..........……….…..3
ГЛАВА1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ………………………………………………..….........……………5
1.1 Понятие и сущность финансовой политики……..……...............……..……5
1.2 Классификация финансовой политики…………………................………....7
1.3 Механизм и инструменты финансовой политики……..............…….…….10
ГЛАВА2 РОЛЬ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ
РАЗВИТИИ РФ………………………………..…........……………………….16
2.1 История становления и развития финансовой политики РФ………………………………………………...............……………………….16
2.2 Анализ основных направлений финансовой политики в РФ на современном этапе…………………………….……............…………………...29
2.3 Оценка влияния финансовой политики РФ на современную социально-экономическую ситуацию в стране………………...........…………….……….40
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ В РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ………………………………..………………….......…………………..42
3.1 Проблемы финансовой политики РФ…………...........…..………………...42
3.2 Перспективы финансовой политики РФ…............………………….…......45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………….………………………………………......49
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………........................................……………………........52

Файлы: 1 файл

курсовая финансы.doc

— 96.70 Кб (Скачать файл)

Состав финансовой политики субъектов определяется характером контрагентов и функциональных финансовых инструментов. По этому признаку финансовая политика государства включает следующие направления:

  • бюджетное;
  • налоговое;
  • денежно-финансовое;
  • кредитно-денежное;
  • валютное;
  • инвестиционное;
  • страховое;
  • ценовое.

В составе бюджетной политики приобретают относительную самостоятельность налоговая, инвестиционная и политика бюджетного регулирования.

Налоговая политика определяет выбор состава налогов, размера их ставок, льгот и санкций по каждому виду налогов. Она должна быть направлена на создание приемлемых как для государства, так и для участников рынка условий налогообложения, обеспечивающих улучшение финансового положения реального сектора экономики.

 

Под денежно-финансовой политикой понимают:

  • обеспечение устойчивости денежного обращения через управление эмиссией, регулирование инфляции и курса национальной денежной единицы;
  • управление деятельностью финансового рынка.

В кредитно-денежной политике важное значение имеют эмиссионная, ценовая, валютная, кредитная политика, а в ней, в свою очередь, учетная и инвестиционная политика.

Валютная политика представляет собой совокупность экономических, юридических и организационных форм и методов в области валютных отношений, осуществляемых государством и международными валютно-финансовыми организациями.

Для реализации финансовой политики особую важность имеет инвестиционная деятельность, проводимая государством в виде установления структуры и масштабов инвестиций, направлений их ис­пользования, источников получения с учетом необходимости обновления основных средств и повышения их технического уровня.

Инвестиционная политика на современном этапе предусматривает:

  • повышение роли Бюджета развития РФ как источника финансового обеспечения государственной инвестиционной политики;
  • создание условий для организованного накопления и инвестирования сбережений населения;
  • развитие ипотечного кредитования;
  • привлечение прямых иностранных инвестиций.

Выбор и соотношение принципов в практике налогообложения в значительной степени определяется характером государственного устройства, спецификой конкретной экономической ситуации и другими факторами.

Здесь действует объективное положение: любой выбор принципов должен гарантировать прожиточный минимум для существования и воспроизводства рабочей силы как единственно реальной базы богатства общества и государства.

Современная финансовая политика в значительной степени определяется общими и специфическими особенностями развития, как отдельных стран, так и всего мира. Важнейшие из них в настоящее время следующие:

    1. Повсеместное распространение существующих и потенциальных потребностей людей. Формирование и реализация новых социальных потребностей глобального характера (глобальной власти, мирового лидерства и господства и т.д.).
    2. Устранение противостояния двух противоположных социально-экономических систем и распространение господства многообразия собственности и рыночных отношений.
    3. Усиление дифференциации материальных и социальных возможностей в удовлетворении потребностей отдельных членов общества и стран. За последние 40 лет разрыв в доходах богатых и бедных стран удвоился. В 2000-2001 гг. средние доходы в 20 наиболее развитых странах мира в 37 раз превышали доходы в 20 беднейших странах.
    4. Глобализация социально-экономических отношений общества, выражающаяся в интенсификации развития национального и международного разделения труда, мировой торговли и финансовых отношений при общем снижении темпов эффективности национальной и мировой экономики.
    5. Бурное развитие виртуальной экономики. Объем ежедневных операций только на основных валютных рынках мира достигает 2 трлн. долл., что в десятки раз превышает суточное производство ВВП.
    6. Неравномерность социально-экономического развития сфер экономики, административно-территориальных образований государств, отдельных стран и регионов мира. Ряд стран Востока добились исключительных результатов. За последние 20 лет Китай увеличил ВВП в 20 раз.
    7. Всеобщее обострение конкуренции и борьба за экономическую безопасность субъектов экономических отношений стран и мира.
    8. Особую черту современной финансовой политики представляют собой проникновение и возрастающая роль политики крупного капитала. Наиболее ярко это заметно в странах бывшего социалистического лагеря и, прежде всего, в РФ. Так, согласно данным Центра изучения элит Института социологии РАН, ставленники крупного бизнеса устойчиво наращивают свое присутствие в политической системе. За последние девять лет только в высших органах власти их представительство увеличилось в 7 раз (с 2,3 до 15,7%).

Эти тенденции находятся в тесной связи и зависимости. Их действие объективно приводит к резкому усилению роли финансов, а следовательно, и финансовой политики. Последняя становится главной во всех сферах социально-экономической и духовной деятельности общества. Ею активно занимаются как отдельные члены общества, организации, так и государства, формальные и неформальные структуры.

Отмеченные свойства современного развития общества порождают особенности финансовой политики, которые в целом можно разделить на глобальные и внутренние.

 

К глобальным относятся:

    • отведение финансовой политики в деятельности всех субъектов финансовых отношений первостепенного значения как основы реализации потребностей членов общества;
    • обеспечение стабильности виртуальной экономики, предотвращение всеобщего экономического кризиса;
    • более реальный учет финансовой политики контрагентов, предотвращение реализации интересов силовым путем, обеспечение гибкости;
    • обеспечение комплексной финансовой политики, включающей все аспекты защиты и реализации денежных интересов экономических субъектов как внутри стран, так и в мире.

 

Внутренними являются:

    • обеспечение максимального согласия (компромисса) в удовлетворении финансовых интересов физических и юридических лиц;
    • обеспечение разумной оптимальности доходной политики экономических субъектов, опирающейся на положение о необходимости наличия у каждого индивида прожиточного минимума, это особенно важно для трудоспособного члена общества;
    • рационализация расходной политики экономических субъектов для достижения повсеместной экономии и нормальной жизнедеятельности граждан;
    • обеспечение единства и действенности денежно-кредитной и финансовой политики, стабилизация национальной валюты;
    • оптимизация соотношения потребительских и инвестиционных денежных потоков.

Важно проводить согласованную финансовую, денежно-кредитную и социально-экономическую политику, направленную на интересы широких слоев населения, создающих национальное богатство и обладающих огромным интеллектуальным потенциалом. Преодоление финансового кризиса находится в плоскости макроэкономической стабилизации на базе развития реального сектора экономики, приводящего к расширению налогооблагаемой базы, и укрепления геополитических стратегических позиций России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА2 РОЛЬ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РФ

 

2.1. История становления и развития  финансовой политики РФ

 

Финансы возникли в условиях регулярного товарно-денежного обращения в связи с развитием государства и его потребностями в ресурсах. По своему материальному содержанию финансы государства представляют собой фонды денежных средств. Но финансы — это не сами денежные средства, а отношения между людьми по поводу образования, перераспределения и использования фондов денежных средств. Финансы служат экономическим инструментом распределения валового общественного продукта и национального дохода.

Сущность финансов, закономерности их развития, сфера охватываемых ими товарно-денежных отношений и роль в процессе общественного воспроизводства определяются экономическим строем общества, природой и функциями государства.

Человечество в процессе эволюции прошло путь от непосредственного товарообмена к товарно-денежным отношениям, всеобщим эквивалентом в которых стали деньги, а государство в развитии своей деятельности по управлению экономическими и социальными процессами стало вести учет доходов и расходов в денежной форме, образуя различные денежные фонды.

Финансы как историческая категория появилась одновременно с государством при расслоении общества на классы. В результате первого крупного деления общества на классы появились рабовладельцы и рабы, а также первое государство — рабовладельческое. Затем в процессе развития общества последовал переход от рабовладельческой общественно-экономической формации к феодальной, что привело к образованию феодальных государств.

В докапиталистических формациях большая часть потребностей государства удовлетворялась путем установления различного рода натуральных повинностей и сборов, а денежное хозяйство было развито только в армии. Основными расходами рабовладельческих и феодальных государств были затраты на ведение войн, содержание двора монарха, государственного аппарата, строительство общественных сооружений (храмов, каналов, дорог и т.д.). Основными же доходами являлись поступления от доменов (государственного имущества; королевский домен - наследственные земельные владения короля) и регалий (монопольное личное право королей и через их пожалование крупных феодалов на получение определенных доходов от отдельных промыслов и торговли некоторыми видами товаров - чеканка монет, рыночные пошлины, штрафы, разработка рудников и т.д.), военные завоевания (добыча), дань с покоренных народов, натуральные и денежные сборы и повинности, пошлины, займы.

С постепенным переходом к капиталистическому способу производства все большее значение стали приобретать денежные доходы и расходы государства, доля же натуральных сборов и повинностей стала резко сокращаться.

На ранних стадиях развития государства разграничения между ресурсами государства и ресурсами монарха не существовало. Монархи распоряжались ресурсами страны как своей собственностью. Лишь в XVI—XVII вв. с выделением государственной казны и полным отделением ее от собственности монарха возникли государственные финансы, государственный бюджет и государственный кредит.

Государственные финансы сразу же стали мощным рычагом первоначального накопления капитала, происходившего в XVI-XVIII вв. Огромные богатства поступали в метрополии из колониальных стран, и они в любой момент могли использоваться как капитал. Государственные займы и налоги широко использовались для создания первых капиталистических предприятий.

Важная роль в создании первоначальных капиталов принадлежала системе протекционизма, позволившей капиталистам устанавливать высокие цены на производимые промышленные изделия и получать высокие прибыли, большая часть которых направлялась на расширение производства.

В Российской империи развитие рыночных отношений во многом сдерживалось крепостным правом. Промышленность Российской империи в виде казенных и малочисленных частных мануфактур, ремесленных производств играла более скромную роль в экономике страны, чем сельское хозяйство. А главное заключалось в том, что на многих из них использовался не наемный труд вольных работников, а труд крепостных. Государство, заинтересованное в сохранении крепостничества, сознательно сдерживало частную капиталистическую предпринимательскую деятельность. Поэтому в России длительное время существовал в основном рынок крепостных крестьян, а не рынок наемной рабочей силы. Все это, естественно, сказывалось на становлении рынка капиталов. И вплоть до отмены крепостного права в 1861 г. экономика России не являлась механизмом пополнения доходной части бюджета.

До второй половины XVIII в. чрезвычайными финансовыми ресурсами для Российского государства и его правительства служили преимущественно реквизиции (принудительное отчуждение) или принудительные займы у монастырей и частных лиц. Принудительный характер кредитных отношений государства с кредиторами казны объяснялся в основном дефицитом свободных капиталов в России, которые могли бы быть добровольно отданы в ссуду правительству.

В эпоху правления Екатерины II (1762-1796 гг.) одной из форм государственного кредита была эмиссия ассигнаций для покрытия дефицита государственного бюджета, которая приводила к развитию инфляционных процессов; существовало также и заимствование кредитных ресурсов из казенных банков. Екатерине II благодаря успешным внешнеполитическим шагам в 1769 г. удалось получить и первый в истории России внешний заем, за которыми последовали и другие, в основном пятипроцентные, внешние займы.

Информация о работе Финансовая политика государства: сущность, значение, роль в экономике