Финансовая политика государства: сущность, значение, роль в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 21:00, курсовая работа

Описание работы

Проработка вопроса сущности финансов в нашей стране находится в двояком состоянии. С одной стороны сильны административно-командные взгляды, с другой набирают силу рыночные взгляды на сущность финансов.
Предмет исследования сущности финансов актуален еще тем, что до сих пор не дано четкое представление, что такое финансы, границы их распространения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..........……….…..3
ГЛАВА1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ………………………………………………..….........……………5
1.1 Понятие и сущность финансовой политики……..……...............……..……5
1.2 Классификация финансовой политики…………………................………....7
1.3 Механизм и инструменты финансовой политики……..............…….…….10
ГЛАВА2 РОЛЬ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ
РАЗВИТИИ РФ………………………………..…........……………………….16
2.1 История становления и развития финансовой политики РФ………………………………………………...............……………………….16
2.2 Анализ основных направлений финансовой политики в РФ на современном этапе…………………………….……............…………………...29
2.3 Оценка влияния финансовой политики РФ на современную социально-экономическую ситуацию в стране………………...........…………….……….40
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ В РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ………………………………..………………….......…………………..42
3.1 Проблемы финансовой политики РФ…………...........…..………………...42
3.2 Перспективы финансовой политики РФ…............………………….…......45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………….………………………………………......49
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………........................................……………………........52

Файлы: 1 файл

курсовая финансы.doc

— 96.70 Кб (Скачать файл)

Саморегулирование — это регулирование экономики самим рыночным механизмом. Рынок определяет и изменяет пропорции, рост цен на отдельные товары вызывает увеличение прибыли при производстве таких товаров и выгодности вложения капиталов в эту отрасль экономики. Приток капиталов резко увеличивает производство товаров, оно превышает спрос, цены на товары падают, прибыль снижается и начинается отток капиталов из отрасли.

Государственное регулирование экономики. Рынок не в состоянии отрегулировать все проблемы, примером может служить Регулирование экономики через финансы самого предприятия. В этом случае предприятие само определяет пропорции между накоплением и потреблением и другие пропорции.

Непосредственное воздействие роли финансовой системы РФ на развитие экономики осуществляется через финансовый механизм, который представляет собой совокупность организационных форм в хозяйстве и состоит из следующих элементов.

Финансовые методы, которые представляют собой приемы или способы воздействия финансовых отношений на экономику. К таким методам относятся инвестирование, налогообложение, диверсификация, хеджирование, лимитирование и другие методы.

Финансовые рычаги, представляющие собой различные способы действия финансовых методов. К ним относятся цена, прибыль, процент, дивиденд, дисконт и т. д. Например, с помощью эффективной политики ценообразования можно решить многие проблемы экономики: стимулирование выпуска новых видов продукции, рост рентабельности производства, регулирование соотношения спроса и предложения и т. п.

Правовое обеспечение, т. е. совокупность законов, указов Президента, постановлений Правительства, приказов министерств и ведомств по финансовым вопросам и т. д.

Нормативное обеспечение — совокупность инструкций, методических указаний, норм и нормативов и т. п.

Информационное обеспечение, которое особенно важно при принятии финансовых решений. Кто владеет финансовой информацией, тот держит ситуацию в своих руках.

Роль финансовой системы РФ включает в себя планирование финансов, организацию выполнения финансовых планов, стимулирование их выполнения и финансовый контроль.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ В РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

 

3.1. Проблемы финансовой политики РФ

 

Усложняющая экономическая и политическая обстановка неизбежно приведет к необходимости роста общественных, главным образом государственных финансов. На рост бюждетн6ых расходов в России будут влиять многие внутренние и внешние факторы. В ближайшее время рост бюджетных расходов будет связан с необходимостью реформирования пенсионной системы страны, реформирования муниципального обслуживания населения, модернизация военно-промышленного комплекса, отечественного авиастроения и автостроения, ускоренного развития инфраструктуры. На рост бюджетных расходов повлияет растущая продовольственная зависимость страны, что вызвано резким снижением уровня сельскохозяйственного производства. Выходом из такой ситуации должен стать рост государственных расходов на создание государственных сельскохозяйственных предприятий, на выдачу из бюджета дотаций сельхозпроизводителям. Фактором роста бюджетных расходов является возрастающее превышение импорта над экспортом. Одной из причин является неконкурентоспособность отечественной продукции, в том числе из-за ее низкого качества. Необходимы крупные инвестиции в модернизацию производств, в разработку новых технологий, в подготовку кадров. Однако предприниматели не имеют достаточно на это средств. Уже в 2008 г. внешний корпоративный долг составил 460 млн. $ и превысил годовой объем российского экспорта товаров. В этих условиях необходим рост бюджетных расходов в национальную экономику, науку, образование, в том числе на создание новых высокотехнологичных государственных предприятий. Рост бюджетных расходов будет сопряжен с увеличивающейся потребностью в нефтепродуктах.

 

Немалую роль в росте бюджетных расходов играют внешнеполитические и внешнеэкономические факторы. Для этого, чтобы уйти от чрезмерной зависимости от состояния зарубежной экономики, надо инвестировать средства бюджета и частных компаний в российскую экономику в проекты государственного сектора, финансировать научные исследования, разрабатывать новые технологии, создавать мощные государственные корпорации, которые позволяют выйти со своей продукцией на международные рынки. Все перечисленные проблемы, национальные проекты невозможно решить и реализовать без долгосрочной финансовой политики, достаточно крепкой финансовой базы государства, а это, в свою очередь связано с выбором вариантов экономической стратегии и финансовой политики государства. Учитывая экономическое, социальное и демографическое состояние нашего государства и влияние внешнеэкономических и политических факторов, возможны два сценария дальнейшего развития страны. Первый сценарий связан с приоритетами развития либеральной экономики и предпринимательства, сохранением накопленных у государства финансовых резервов и слабым влиянием государства на экономические процессы в стране. Но реализация такого сценария приведет к медленному развитию страны, низким темпам роста экономики, удлинению сроков решения социальных проблем, дальнейшему отставанию нашего государства. Второй сценарий предполагает формирование смешанной экономики, значительное использование государственных финансовых резервов, развитие государственного сектора экономики, усиление влияния государства в экономической и социальной сфере, и на этой основе станет возможным экономический рывок. Выбор этих сценариев сопряжен с принятием двух принципиально отличных направлений финансовой политики государства - централизацией и децентрализацией финансовых ресурсов, создаваемых в стране. Централизация финансовых ресурсов связана с их концентрацией в руках государства и использованием их наиболее важных направлений в конкретный исторический период для решения жизненно-важных задач. При централизации общество выигрывает во времени. А в экономике - это действенный фактор. Децентрализация приводит к рассредоточению средств по многим денежным фондам, владельцы которых имеют свои интересы, не всегда совпадающие с интересом общества. Средства распыляются. Необходимы политическая воля, административные усилия для их объединения на реализацию общественных задач. Как результат - проигрыш во времени, экономические, социальные, политические потери. В экстремальные периоды истории это может привести к гибели государства. В настоящее время в России из-за смены общественного и экономического строя еще не достигнуты многие экономические и социальные показатели. Усугубляет ситуацию действие внешних негативных факторов. Следовательно, перед страной вновь стоит проблема усиления централизации финансовых ресурсов, создаваемых в государстве. На основании данных сводного финансового баланса России финансовые ресурсы, созданные в стране, в настоящее время распределяются в следующей пропорции: примерно 30 % остаются в распоряжении субъектов хозяйствования в виде прибыли и амортизационных отчислений, 10 % направляются в государственные внебюджетные социальные фонды и 60 % направляются в консолидированный бюджет страны, т. е. в федеральный, региональные и местные бюджеты России.

Восстановление экономического потенциала страны, решение социальных и демографических проблем - длительный процесс. Поэтому переход к смешанной экономике и изменение финансовой политики, переход к централизации финансовых ресурсов в государстве также должны быть рассчитаны на длительный период. Для реализации новой финансовой политики потребуются новые методы управления общественными финансами. Основой методов такой политики должно стать долгосрочное финансовое планирование, т.е. составление долгосрочного финансового плана страны как минимум до 2020 г. В таком плане должны быть определены параметры финансовых ресурсов, необходимых для реализации программы экономического и социального развития страны на этот период, их координация, основные направления использования для решения таких приоритетных задач, как создание современного промышленного и оборонного потенциала, финансирование создания и развития инфраструктуры, развитие научного потенциала страны, модернизация в сферах, связанных с качеством человеческого капитала (образование, здравоохранение, пенсионная система, социальная поддержка населения). Подготовка такого плана потребует разработки и внедрения в практику финансового планирования на государственном уровне новых экономико-математических моделей, внесение изменений в информационно-статистическую базу, в подготовку кадров специалистов и т.д.

 

3.2. Перспективы финансовой политики РФ

 

Процесс преобразований в нашей стране продолжается. В среднесрочной перспективе должны быть созданы условия для роста благосостояния граждан, сокращения масштабов бедности, поддержания устойчиво высоких темпов экономического роста на базе повышения качества человеческого капитала, развития конкуренции и повышения эффективности государственного управления.

Основные социально-экономические реформы будут направлены на повышение:

  • качества жизни граждан через проведение реформ образования, здравоохранения, а также обеспечение населения доступным жильем;
  • конкурентоспособности российских компаний, в том числе путем создания среды для добросовестной конкуренции, технического регулирования и развития финансовых рынков;
  • эффективности государственного управления через проведение административной реформы, совершенствование управления государственным имуществом, бюджетной реформы.

Одним из приоритетных направлений деятельности по повышению уровня жизни населения будет обеспечение доступа широких слоев населения к качественному жилью, для чего предполагается создать эффективно действующий рынок жилья на основе ипотечного кредитования и других форм финансирования жилищного строительства, обеспечить комплексность застройки, включая инженерно-коммунальную и социальную инфраструктуру.

В целях модернизации российской системы образования планируется введение новых государственных образовательных стандартов, профильного обучения в старшей школе, переход к двухуровневой системе высшего профессионального образования. Необходимо сформировать систему мониторинга и прогнозирования потребностей рынка труда в специалистах. Важной задачей является развитие систем непрерывного и дополнительного профессионального образования, обучения и переобучения военнослужащих, в том числе на базе гражданских вузов.

Для обеспечения доступности и повышения качества медицинской помощи населению, укрепления финансовой базы здравоохранения и усиления государственного контроля за целевым и рациональным использованием средств предстоит разработать и внедрить систему стандартов медицинских услуг, а также единую методику формирования тарифов на медицинские, в том числе профилактические, услуги.

В сфере развития финансовых рынков необходимо совершенствование законодательства Российской Федерации, обеспечивающего защиту прав инвесторов, дальнейшее развитие системы внутреннего корпоративного управления, использование международных стандартов финансовой отчетности. Приоритетными задачами в данной сфере являются повышение устойчивости и инвестиционной привлекательности российских банков, повышение уровня доверия вкладчиков, усиление защиты их интересов.

Важными направлениями в сфере развития малого предпринимательства станут реструктуризация действующей системы государственной поддержки малого предпринимательства, совершенствование налогового законодательства Российской Федерации в части налогообложения субъектов малого предпринимательства.

Основным направлением в области поддержки территориального развития будет являться развитие и укрепление института местного самоуправления, реализация принципов бюджетного федерализма.

Эта задача будет реализовываться через четкое распределение средств федерального бюджета, выделяемых в целях стимулирования социально-экономических реформ на территориальном уровне в общем объеме финансовой поддержки территорий, развитие механизмов мониторинга территориального развития.

Административная реформа направлена на сокращение административного вмешательства государства в экономику, разграничение функций и полномочий исполнительной власти, повышение прозрачности системы государственного управления. В рамках проведения административной реформы будет принят типовой регламент, устанавливающий порядок взаимодействия между федеральными министерствами и находящимися в их ведении федеральными службами и федеральными агентствами, а также административные регламенты федеральных органов исполнительной власти, определяющие порядок осуществления ими своих полномочий.

Совершенствование системы управления государственным имуществом предполагает поэтапное сокращение его избыточной части, не обеспечивающей выполнения государственных функций. В федеральной собственности в основном останется имущество, запрещенное к приватизации, а также стратегические предприятия и акционерные общества, обеспечивающие выпуск продукции стратегического назначения для обеспечения национальной безопасности.

Условием решения этих задач является экономический рост.

Ускорение темпов экономического роста будет происходить на основе взвешенной макроэкономической политики, базирующейся на следующих принципах:

  • последовательное снижение уровня инфляции;
  • проведение сбалансированной денежно-кредитной политики, обеспечивающей переход к полной конвертируемости рубля без его чрезмерного укрепления;
  • содействие повышению конкурентоспособности российских компаний, укрепление их позиций на внутреннем и внешнем рынках;
  • поддержание сбалансированного федерального бюджета при дальнейшем снижении налоговой нагрузки на экономику и существенном повышении эффективности его расходов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что финансы являются неотъемлемой частью денежных отношений и играют огромную роль в формировании, распределении и использовании централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций, задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства. Также можно сказать, что финансы объективно необходимы, так как обусловлены потребностями общественного развития. Государство может, учитывая объективную необходимость финансовых отношений разрабатывать различные формы их использования: вводить или отменять различные виды платежей, изменять формы использования финансовых ресурсов и т.д. Государство не может создавать то, что объективно не подготовлено ходом общественного развития. Оно устанавливает только формы проявления объективно назревших экономических отношений. Без финансов невозможно обеспечить индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономически, стимулировать быстрейшее внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности.

Проблема выбора путей реализации финансовой политики во все времена была и будет ключевой в функционировании любого государства, в том числе на уровне его субъектов. При этом набор решений должен предполагать скоординированные действия по всем направлениям финансовой политики: антимонопольной, банковской (кредитной), бюджетной, валютной, налоговой, страховой, таможенной и фондовой.

Информация о работе Финансовая политика государства: сущность, значение, роль в экономике