Финансовая политика предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2015 в 11:16, курсовая работа

Описание работы

Финансовая политика как часть экономической политики представляет собой совокупность бюджетно-налоговых, иных финансовых инструментов и институтов государственной финансовой власти, обладающих в соответствии с законодательством полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов государства в соответствии со стратегическими и тактическими целями государственной экономической политики. Вне зависимости от уровня развития страны главными стратегическими целями государственной финансовой политики являются создание финансовых условий для социально-экономического развития общества, повышения уровня и качества жизни населения.

Содержание работы

Введение 3
1 Теоретические основы финансовой политики 5
1.1 Сущность, понятие и классификации финансовой политики 5
1.2 Финансовая политика государства: понятие, сущность и классификация 8
2 Финансовая политика предприятия 13
2.1 Понятие, структура и тактика финансовой политики предприятия 13
2.2 Основные направления финансовой политики предприятия 15
3 Проблемы и перспективы развития финансовой политики РФ на современном
этапе 22
Заключение 28
Список использованной литературы 31

Файлы: 1 файл

план по финансам — копия.docx

— 95.17 Кб (Скачать файл)

Таблица 1. Совокупный объем средств Резервного фонда, млрд.руб.

Рассмотрение направлений финансовой политики Российской Федерации в среднесрочной перспективе является основополагающим принципом для анализа экономической обстановки в стране и выявления недостатков существующей системы. Правительством РФ подготовлен многовариантный прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу 2013-2015 гг. В таблице 1 приведены основные макроэкономические показатели по одному из пессимистических вариантов развития. В ближайший период государственное регулирование в области цен преследует следующие цели:

    1. Затормозить инфляционный рост цен в результате обесценения денег, устранить диспропорции цен на отдельные виды изделий и услуг.
    2. Достигнуть необходимых соотношений в развитии производства.
    3. Затруднить рост заработной платы, увеличивающейся пропорционально росту цен.
    4. Субсидировать производство, находящееся под контролем государства, защитить отсталые отрасли экономики от иностранной конкуренции (в первую очередь сельское хозяйство), содействовать внешнеэкономической деятельности.
    5. Мобилизовать бюджетные средства, необходимые для проведения социально-экономических мероприятий.

Таблица 1

Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации

Показатели

2013

2014

2015

Цены на нефть Urals (мировые), долл. / барр

97

101

104

Цены на газ (среднеконтрактные, включая страны СНГ), долл./тыс. куб. м

323

316

330

Цены на газ (дальнее зарубежье), долл./тыс.куб.м

362

352

366

Темп роста мировой экономики, мир, %

3,4

3,9

4

Темп роста мировой экономики, США, %

1,8

2,8

2,5

Темп роста мировой экономики, еврозона, %

-0,1

1

1,4

Курс евро (среднегодовой), долларов США за евро

1,25

1,25

1,25

Экспорт нефти, млн. тонн

238

240

242

Экспорт природного газа, млрд. куб. м

204,4

206,5

209,1

Экспорт нефтепродуктов, млн. тонн

134,4

130,1

124,5

Добыча нефти, млн. тонн

510

510

510

Инфляция (ИПЦ) за период, прирост цен %

5,5

4,5

4,5

Курс доллара (среднегодовой), рублей за доллар США

32,4

33

33,7

Индекс реального эффективного обменного курса рубля (дек./дек.), %

100,3

100

99,2

Демографическая ситуация, Численность экономически активного населения, млн. чел.

72,4

72,1

71,7

Индекс потребительских цен, декабрь к декабрю, %

105

104

104

Индекс потребительских цен, в среднем за год, %

107,1

105,4

104,9

Валовой внутренний продукт, млрд. руб.

66 515

73 993

82 937

Валовой внутренний продукт, темп роста, %

103,7

104,3

104,5

Валовой внутренний продукт, индекс-дефлятор ВВП, %

104,7

106,7

107,3

Продукция сельского хозяйства во всех категориях хозяйств, темп роста, %

106,4

102,4

102,8

Продукция сельского хозяйства во всех категориях, индекс-дефлятор ВВП, %

101,8

105,1

104,5

Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования, млрд. руб.

14 054

16 128

18 527

Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования, темп роста, %

107,2

107,3

107,9

Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования, индекс-дефлятор ВВП, %

107,2

107

106,5

Оборот розничной торговли, млрд. руб.

24 014

26 652

29 515

Оборот розничной торговли, темп роста, %

105,4

105,8

105,8

Оборот розничной торговли, индекс-дефлятор ВВП, %

106,7

104,9

104,6

Объем платных услуг населению, млрд. руб.

6 776

7 730

8 828

Объем платных услуг населению, темп роста, %

104,7

105,6

105,9

Объем платных услуг населению, индекс-дефлятор ВВП, %

108,7

108

107,8

Прибыль по всем видам деятельности, млрд. руб.

12 705

14 115

16 470

Прибыль прибыльных организаций для целей бухгалтерского учета, млрд. руб.

14 400,00

16 000,00

18 585,00

Амортизация, млрд. руб.

4 039,00

4 637,00

5 323,00

Амортизация для целей налогообложения, млрд. руб.

2 216,00

2 349,00

2 491,00

Среднегодовая стоимость амортизируемого имущества, млрд. руб.

68 405,00

78 526,00

90 147,00

Фонд заработной платы, всего, млрд. руб.

16 482,00

18 295,00

20 269,00

Номинально начисленная среднемесячная заработная плата на одного работника, руб.

29 782,00

33 112,00

36 767,00

Реальная заработная плата (в % к пред. году), %

103,7

105,5

105,9

Средний размер трудовой пенсии (среднегодовой), руб.

10 313,00

11 307,00

12 367,00

Реальные располагаемые доходы населения (в % к пред. году), %

103,7

105,2

105,3

Уровень безработицы к ЭАН, %

5,9

5,9

5,9

Средний размер трудовой пенсии (среднегодовой), в % к пред. году, %

110,9

109,6

109,4

Прожиточный минимум в среднем на душу населения (в среднем за год) с учетом изменений потребительской корзины,

7 501,00

7 906,00

8 293,00

Темп роста мировой экономики, Китай, %

7,9

7,7

7,7

Добыча газа, млрд. куб. м

691

700

706


В качестве важнейших составляющих финансовой политики государства выступают денежно-кредитная, бюджетная, налоговая, и таможенная политика.

Денежно-кредитная (монетарная) политика — это политика государства, воздействующая на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема производства. Осуществляет монетарную политику Центральный банк.

Воздействие на макроэкономические процессы (инфляцию, экономический рост, безработицу) осуществляется посредством денежно-кредитного регулирования.

Обычно денежно-кредитная политика ЦБ направлена на достижение и сохранение финансовой стабилизации, в первую очередь укрепление курса национальной валюты и обеспечение устойчивости платежного баланса страны.

Бюджетная политика Российской Федерации основывается на Бюджетном кодексе, других законодательных актах, определяющих форму бюджетного устройства страны и регламентирующих весь бюджетный процесс. Собственно, бюджетная политика выражается в структуре расходной части бюджета, в распределении расходов между бюджетами разных уровней, в источниках и способах покрытия бюджетного дефицита, в формах и методах управления государственным долгом. От характера решения этих вопросов зависит социально-экономическая направленность бюджетной политики, тип построения модели бюджетного федерализма в государствах с федеративным устройством.

Налоговая политика находит свое воплощение в построении той или иной налоговой системы. Налоговые системы в развитых странах мира характеризуются разнообразием видов налогов и объектов налогообложения, а также характером взаимоотношений налогоплательщиков с налоговыми органами. Тем не менее, мировой практикой выработаны определенные принципы и подходы к построению налоговой системы, выявлены негативные последствия введения определенных налогов, систем налогообложения.

Таможенная политика представляет собой симбиоз налоговой и ценовой политики, ограничивая или расширяя доступ на внутренний рынок товаров и услуг и поощряя либо сдерживая экспорт и импорт товаров и услуг из страны. Таким образом, таможенная политика во многом предопределяет распределительные процессы не только между хозяйствующими субъектами и государством, но и между хозяйствующими субъектами, а также отраслями, регионами. Таможенная политика России в настоящее время во многом зависит от бюджетной политики, направленной на увеличение сбора таможенных пошлин и платежей.

 

 

 

  1. финансовая политики предприятия

2.1 Понятие, СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА финансовой политики предприятия

Предприятия, являясь хозяйствующими субъектами, располагают собственными финансовыми ресурсами и вправе определять свою финансовую политику.

Финансовая политика предприятия — это совокупность методов управления финансовыми ресурсами предприятия, направленных на формирование, рациональное и эффективное использование финансовых ресурсов. 
Предприятия должны на деле стать подлинно устойчивыми в финансовом отношении, эффективно действующими по законам рынка хозяйствующими структурами.

Целью разработки финансовой политики предприятия является построение эффективной системы управления финансами, направленной на достижение стратегических и тактических целей предприятия.

В составе финансовой политики выделяют финансовую стратегию и тактику. Финансовая стратегия - это финансовый курс, рассчитанный на долгосрочную перспективу и предполагающий решение крупномасштабных задач развития предприятия. В процессе ее разработки прогнозируют основные тенденции развития финансов, формируют концепцию их использования, намечают принципы финансовых отношений с государством (налоговую политику) и партнерами. Стратегия предполагает выбор альтернативных путей развития предприятия. При этом используются прогнозы, опыт, интуиция специалистов для мобилизации финансовых ресурсов на достижение поставленной цели. С позиции стратегии формирования конкретной цели и задачи производственной и финансовой деятельности принимают оперативные управленческие решения. 
Стратегическими задачами при разработке финансовой политики на предприятии являются:

    1. оптимизация структуры капитала и обеспечение финансовой устойчивости предприятия;
    2. максимизация прибыли;
    3. достижение прозрачности (не секретности) финансово-экономической деятельности предприятия;
    4. обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия;
    5. использование предприятием рыночных механизмов привлечения финансовых средств (коммерческие кредиты, бюджетные кредиты на возвратной основе, выпуск ценных 
      бумаг и др.)

При разработке эффективной системы управления постоянно возникают проблемы единства таких противоречивых целей, как развитие производства и поддержание достаточно высокой ликвидности предприятия.

Финансовая тактика определяет способы и пути решения локальных задач конкретного этапа развития предприятия путем своевременного изменения финансовых связей, перераспределения денежных ресурсов между отдельными видами расходов. Если финансовая стратегия относительно стабильна, финансовая тактика должна отличаться гибкостью, обеспечивая быстрое реагирование на изменения рыночной конъюнктуры (спроса и предложения на ресурсы, товары и услуги). Стратегический и тактический аспекты финансовой политики тесно взаимосвязаны: правильный выбор стратегии создает благоприятные возможности для решения тактических задач. Тактические финансовые задачи индивидуальны для каждого предприятия. Они вытекают из стратегических задач, налоговой политики, возможностей использования прибыли предприятия на развитие производства. Разработка финансовой политики предприятия осуществляется на основе Методических рекомендаций по разработке финансовой политики предприятия, утвержденных приказом Министерства экономики Российской Федерации от 1 октября 1997 г. № 118.

Указанные рекомендации были разработаны во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 28 августа 1977 г. № 1081. 
Согласно этому документу к основным направлениям разработки финансовой политики предприятия относятся:

    1. анализ финансово-экономического состояния;
    2. разработка учетной и налоговой политики;
    3. разработка кредитной политики;
    4. управление оборотными средствами, кредиторской и дебиторской задолженностью;
    5. управление издержками (затратами) и выбор амортизационной политики;
    6. дивидендная политика.

Более подробно о них рассмотрим в следующей главе.

2.2 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ

К основным направлениям разработки финансовой политики предприятия относятся:

    1. анализ финансово-экономического состояния;
    2. разработка учетной и налоговой политики;
    3. разработка кредитной политики;
    4. управление оборотными средствами, кредиторской и дебиторской задолженностью;
    5. управление издержками (затратами) и выбор амортизационной политики;
    6. дивидендная политика.

Значение анализа финансово-экономического состояния предприятия трудно переоценить, поскольку именно он является той базой, на которой строится разработка финансовой политики предприятия. На основе данных итогового анализа финансово-экономического состояния осуществляется выработка почти всех направлений финансовой политики предприятия, и от того, насколько качественно он проведен, зависит эффективность принимаемых управленческих решений. Качество самого финансового анализа зависит от применяемой методики, достоверности данных бухгалтерской отчетности, а также от компетентности лица, принимающего управленческое решение в области финансовой политики. Основными компонентами финансово-экономического анализа деятельности предприятия являются:

  1. - анализ бухгалтерской отчетности;
  2. - горизонтальный анализ;
  3. - вертикальный анализ;
  4. - трендовый анализ;
  5. - расчет финансовых коэффициентов.

Анализ бухгалтерской отчетности представляет собой изучение абсолютных показателей, представленных в бухгалтерской отчетности.

Горизонтальный анализ состоит в сравнении показателей бухгалтерской отчетности с показателями предыдущих периодов.

Вертикальный анализ проводится в целях выявления удельного веса отдельных статей отчетности в общем, итоговом показателе и последующего сравнения результата с данными предыдущего периода.

Трендовый анализ основан на расчете относительных отклонений показателей отчетности за ряд лет от уровня базисного года.

Учетная политика. На основании проведенного анализа финансово-экономического состояния необходимо просчитать варианты тех или иных положений учетной политики, поскольку от принятых в этой части решений напрямую зависит количество и суммы перечисляемых налогов в бюджет и внебюджетные фонды, структура баланса, значения ряда ключевых финансово – экономических показателей. При определении учетной политики у предприятия существует выбор, который касается, главным образом, методов списания сырья и материалов в производство, вариантов списания малоценных и быстроизнашивающихся предметов, методов оценки незавершенного производства, возможности применения ускоренной амортизации, вариантов формирования ремонтных и страховых фондов и т.д. Наибольший эффект оптимизация учетной политики дает на этапе маркетинговых исследований конкретных видов продукции, освоения их производства, а также планирования новых производств и участков, технологических схем и создания новых структур.

Налоговая политика. В целях повышения ликвидности бухгалтерского баланса и уровня платежеспособности предприятия целесообразна разработка вариантов налоговых схем. Наибольший эффект разработки налоговых схем можно получить при планировании новых технологических схем и создании новых структур. Т.е. фактически нужно рассчитать несколько вариантов налоговых планов.

В целях выработки кредитной политики предприятия рекомендуется провести анализ структуры пассива баланса и уровень соотношения собственных и заемных средств. На основании этих данных предприятие решает вопрос о достаточности собственных оборотных средств либо об их недостатке. В последнем случае принимается решение о привлечении заемных средств, просчитывается эффективность различных вариантов. В отдельных случаях предприятию целесообразно брать кредиты и при достаточности собственных средств, так как рентабельность собственного капитала повышается в результате того, что эффект от вложения средств может быть значительно выше, чем процентная ставка. Принимая решение о привлечении заемных средств, предприятию целесообразно составить план их возврата, рассчитать за период кредита процентную ставку и определить суммы процентов по данному кредитному договору, а также источники их выплаты с учетом порядка и условий налогообложения прибыли. Следует также учитывать порядок налогообложения курсовых разниц в том случае, если кредит взят в валюте. Предприятию может быть выгодно взять вексельный кредит, при этом следует сравнить процентные ставки по векселю и кредиту. Финансовым службам рекомендуется учитывать все возможные выгоды и затраты по привлечению финансовых ресурсов как через систему кредитования, так и через инструменты рынка ценных бумаг, а также разработать схему обеспечения их погашения с учетом всех возможных источников получения предприятием средств. Финансовой службе предприятия рекомендуется: рассчитать потребность в заемных средствах (при ее отсутствии - возможную выгоду от их привлечения); правильно выбрать кредитную организацию (учитывая наличие лицензии, размер процентной ставки, способы ее расчета - сложным процентом или простым процентом, сроки погашения, формы выдачи, репутацию на рынке ценных бумаг и т.д.); составить план погашения заемных средств и расчет процентной суммы с учетом особенностей налогообложения прибыли.

Информация о работе Финансовая политика предприятия