Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2015 в 11:16, курсовая работа
Финансовая политика как часть экономической политики представляет собой совокупность бюджетно-налоговых, иных финансовых инструментов и институтов государственной финансовой власти, обладающих в соответствии с законодательством полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов государства в соответствии со стратегическими и тактическими целями государственной экономической политики. Вне зависимости от уровня развития страны главными стратегическими целями государственной финансовой политики являются создание финансовых условий для социально-экономического развития общества, повышения уровня и качества жизни населения.
Введение 3
1 Теоретические основы финансовой политики 5
1.1 Сущность, понятие и классификации финансовой политики 5
1.2 Финансовая политика государства: понятие, сущность и классификация 8
2 Финансовая политика предприятия 13
2.1 Понятие, структура и тактика финансовой политики предприятия 13
2.2 Основные направления финансовой политики предприятия 15
3 Проблемы и перспективы развития финансовой политики РФ на современном
этапе 22
Заключение 28
Список использованной литературы 31
ПРИЛОЖЕНИЯ
Таблица 1. Основные параметры бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (млрд. рублей)
Показатели |
2013 год |
%% ВВП |
2014 год |
%% ВВП |
2015 год |
%% ВВП |
2016 год |
%% ВВП |
2017 год |
%% ВВП |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
Доходы, всего |
24 399,3 |
36,6 |
26 367,4 |
36,9 |
27 917,6 |
36,7 |
29 770,7 |
36,2 |
31 688,2 |
35,3 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Федеральный бюджет |
13 019,9 |
19,5 |
14 238,8 |
19,9 |
14 923,9 |
19,6 |
15 493,2 |
18,8 |
16 272,7 |
18,1 |
Консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации |
8 161,2 |
12,2 |
8 442,2 |
11,8 |
8 927,8 |
11,7 |
9 441,9 |
11,5 |
10 135,6 |
11,3 |
в том числе доходы без учета межбюджетных трансфертов |
6 673,3 |
10,0 |
7 026,0 |
9,8 |
7 498,8 |
9,9 |
8 092,5 |
9,8 |
8 735,1 |
9,7 |
Бюджеты государственных внебюджетных фондов, всего |
8 093,2 |
12,1 |
8 114,5 |
11,4 |
9 210,1 |
12,1 |
10 085,0 |
12,3 |
10 620,7 |
11,8 |
Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации |
6 388,4 |
9,6 |
6 294,6 |
8,8 |
7 163,8 |
9,4 |
7 761,2 |
9,4 |
8 154,8 |
9,1 |
в том числе доходы без учета межбюджетных трансфертов |
3 541,8 |
5,3 |
3 837,3 |
5,4 |
4 160,5 |
5,5 |
4 556,0 |
5,5 |
4 913,5 |
5,5 |
Бюджет Фонда социального страхования |
603,5 |
0,9 |
579,8 |
0,8 |
592,6 |
0,8 |
615,8 |
0,7 |
666,8 |
0,7 |
в том числе доходы без учета межбюджетных трансфертов |
474,5 |
0,7 |
532,1 |
0,7 |
545,2 |
0,7 |
587,2 |
0,7 |
637,1 |
0,7 |
Бюджеты фондов обязательного медицинского страхования |
1 101,4 |
1,6 |
1 240,1 |
1,7 |
1 453,7 |
1,9 |
1 707,9 |
2,1 |
1 799,1 |
2,0 |
в том числе доходы без учета межбюджетных трансфертов |
689,8 |
1,0 |
733,3 |
1,0 |
789,1 |
1,0 |
1 041,8 |
1,3 |
1 129,7 |
1,3 |
Расходы, всего |
25 264,4 |
37,8 |
27 057,2 |
37,8 |
29 577,0 |
38,9 |
31 282,3 |
38,0 |
33 003,2 |
36,7 |
в том числе: |
|
0,0 |
|
0,0 |
|
0,0 |
|
0,0 |
|
0,0 |
Федеральный бюджет |
13 342,9 |
20,0 |
13 960,1 |
19,5 |
15 252,3 |
20,0 |
15 975,5 |
19,4 |
16 827,4 |
18,7 |
в том числе расходы без учета межбюджетных трансфертов |
8 874,8 |
13,3 |
10 033,8 |
14,0 |
10 772,0 |
14,2 |
11 390,5 |
13,8 |
12 178,8 |
13,6 |
Консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации |
8 803,1 |
13,2 |
9 299,2 |
13,0 |
9 870,1 |
13,0 |
10 388,1 |
12,6 |
11 041,5 |
12,3 |
в том числе расходы без учета межбюджетных трансфертов |
8 414,0 |
12,6 |
8 816,4 |
12,3 |
9 225,2 |
12,1 |
9 742,8 |
11,8 |
10 368,4 |
11,5 |
Бюджеты государственных внебюджетных фондов, (с территориальным и ФОМС), всего |
7 993,4 |
12,0 |
8 226,0 |
11,5 |
9 598,8 |
12,6 |
10 168,1 |
12,4 |
10 475,1 |
11,7 |
Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации |
6 378,5 |
9,6 |
6 421,0 |
9,0 |
7 558,4 |
9,9 |
7 844,9 |
9,5 |
8 022,5 |
8,9 |
Бюджет Фонда социального страхования |
566,2 |
0,8 |
564,9 |
0,8 |
586,7 |
0,8 |
615,2 |
0,7 |
653,5 |
0,7 |
Бюджеты фондов обязательного медицинского страхования (без учета межбюджетных трансфертов) |
1 030,9 |
1,5 |
1 221,1 |
1,7 |
1 434,7 |
1,9 |
1 688,9 |
2,1 |
1 780,1 |
2,0 |
в том числе | ||||||||||
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (без учета межбюджетных трансфертов в Фонд социального страхования и Территориальные фонды обязательного медицинского страхования) |
3,4 |
0,0 |
46,7 |
0,1 |
0,7 |
0,0 |
0,8 |
0,0 |
0,8 |
0,0 |
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования |
1 027,5 |
1,5 |
1 174,3 |
1,6 |
1 433,9 |
1,9 |
1 688,1 |
2,1 |
1 779,3 |
2,0 |
Дефицит (-) /Профицит (+), всего |
-865,2 |
-1,3 |
-689,8 |
-1,0 |
-1 659,4 |
-2,2 |
-1 511,6 |
-1,8 |
-1 315,0 |
-1,5 |
Таблица 2. Расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по разделам классификации расходов бюджетов
Показатель |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
изменен ия в % к итогу 2017 г. к 2014 г. | ||||
млрд. рублей |
в % к итогу |
млрд. рублей |
в % к итогу |
млрд. рублей |
в % к итогу |
млрд. рублей |
в % к итогу | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Расходы, всего |
27 057,2 |
100,0 |
29 577,0 |
100,0 |
31 282,3 |
100,0 |
33 003,2 |
100,0 |
0 * |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Общегосударственные вопросы |
1 545,8 |
5,7 |
1 655,1 |
5,6 |
1 702,1 |
5,4 |
1 837,8 |
5,6 |
-0,1 * |
Национальная оборона |
2 472,4 |
9,1 |
3 033,3 |
10,3 |
3 341,9 |
10,7 |
3 523,4 |
10,7 |
1,5 * |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
2 172,8 |
8,0 |
2 251,6 |
7,6 |
2 236,7 |
7,1 |
2 096,9 |
6,4 |
-1,7 * |
Национальная экономика |
3 749,3 |
13,9 |
3 767,6 |
12,7 |
3 621,2 |
11,6 |
3 675,6 |
11,1 |
-2,7 * |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
1 014,4 |
3,7 |
1 022,9 |
3,5 |
994,2 |
3,2 |
1 000,7 |
3,0 |
-0,7 * |
Охрана окружающей среды |
77,5 |
0,3 |
71,7 |
0,2 |
73,8 |
0,2 |
70,4 |
0,2 |
-0,1 * |
Образование |
3 085,9 |
11,4 |
3 282,4 |
11,1 |
3 503,9 |
11,2 |
3 748,2 |
11,4 |
0 * |
Культура, кинематография |
430,4 |
1,6 |
478,8 |
1,6 |
541,2 |
1,7 |
606,1 |
1,8 |
0,2 * |
Здравоохранение |
2 547,6 |
9,4 |
2 718,6 |
9,2 |
3 082,9 |
9,9 |
3 386,5 |
10,3 |
0,8 * |
Социальная политика |
9 081,5 |
33,6 |
10 379,6 |
35,1 |
10 800,6 |
34,5 |
11 153,1 |
33,8 |
0,2 * |
Физическая культура и спорт |
242,8 |
0,9 |
268,0 |
0,9 |
272,0 |
0,9 |
268,6 |
0,8 |
-0,1 * |
Средства массовой информации |
113,2 |
0,4 |
94,6 |
0,3 |
89,3 |
0,3 |
102,2 |
0,3 |
-0,1 * |
Обслуживание государственного и муниципального долга |
523,6 |
1,9 |
552,7 |
1,9 |
623,2 |
2,0 |
692,4 |
2,1 |
0,2 * |
Условно-утвержденные расходы федерального бюджета |
|
0,0 |
|
0,0 |
399,4 |
1,3 |
841,4 |
2,5 |
2,5 * |
Таблица 3. Динамика доходов федерального бюджета (млрд. рублей)
Показатель |
2014 год Закон 201-ФЗ |
2015 год |
2016 год |
2017 год (проект) | ||
Закон 349-ФЗ |
Проект |
Закон 349-ФЗ |
Проект | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Доходы, всего |
14 238,8 |
14 564,9 |
14 923,9 |
15 905,7 |
15 493,2 |
16 272,7 |
в %% ВВП |
19,9 |
18,3 |
19,6 |
18,3 |
18,8 |
18,1 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
Нефтегазовые доходы |
7 480,2 |
6 818,6 |
7 520,6 |
6 843,1 |
7 516,1 |
7 590,9 |
в %% ВВП |
10,5 |
8,6 |
9,9 |
7,9 |
9,1 |
8,4 |
Ненефтегазовые доходы |
6 758,6 |
7 746,3 |
7 403,3 |
9 062,6 |
7 977,1 |
8 681,8 |
в %% ВВП |
9,5 |
9,7 |
9,7 |
10,4 |
9,7 |
9,7 |
Доля в общем объеме доходов, % |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
Нефтегазовые доходы |
52,5 |
46,8 |
50,4 |
43,0 |
48,5 |
46,6 |
Ненефтегазовые доходы |
47,5 |
53,2 |
49,6 |
57,0 |
51,5 |
53,4 |
Темпы прироста доходов в номинальном выражении к предыдущему году, % |
109,4 |
102,3 |
104,8 |
109,2 |
103,8 |
105,0 |
Таблица 4. Изменение доходной базы федерального бюджета в связи с изменением законодательства Российской Федерации (млрд. рублей)
№ |
Наименование |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Изменение законодательства - всего |
138,4 |
65,3 |
116,7 |
|
%% ВВП |
0,2 |
0,1 |
0,1 |
|
в том числе: |
|
|
|
1. |
индексация специфических ставок акцизов: |
-7,9 |
-22,5 |
74,0 |
1.1 |
на табачную продукцию (увеличение ставки с 1 января 2015 г. с 1 250 рублей до 1 300 рублей за 1 тыс. штук; с 1 января 2016 г. с 1 600 рублей до 1 650 рублей и установление с 1 января 2017 г. ставки в размере 1 900 рублей за 1 тыс. штук) |
16,0 |
15,7 |
94,4 |
1.2 |
на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9% (снижение ставки за 1 литр безводного этилового спирта с 1 января 2015 г. с 600 рублей до 500 рублей, с 1 января 2016 г. с 660 до 500 рублей и установление с 1 января 2017 г. ставки в размере 523 рублей) |
-16,2 |
-26,7 |
-23,0 |
1.3 |
на нефтепродукты (установление ставок с 1 января 2017 г. на автомобильный бензин 5 класса в размере 9 928 рублей за 1 тонну, на дизельное топливо 5 класса - 6 239 рублей за 1 тонну, на масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей - 10 000,0 рублей за 1 тонну, на прямогонный бензин - 15 325 рублей за 1 тонну) |
|
|
7,9 |
1.4 |
на автомобили легковые и спирт этиловый из всех видов сырья |
|
|
1,5 |
1.5 |
на табачную и алкогольную продукцию, нефтепродукты, автомобили легковые, пиво и вина, ввозимые на территорию Российской Федерации |
-7,7 |
-11,5 |
-6,8 |
2. |
дополнительные доходы федерального бюджета в виде дивидендов от ОАО «Роснефтегаз» в результате продажи акций ОАО «НК «Роснефть» |
100,0 |
|
|
3. |
взимание акциза на газ природный, экспортируемый в Турцию по газопроводу «Голубой поток» (статья 6 протокола от 27 ноября 1999 г. к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики о поставках российского природного газа в Турецкую Республику через акваторию Черного моря) |
41,7 |
38,9 |
38,9 |
4. |
открытие лицевых счетов в органах Федерального казначейства юридическим лицам (таким как федеральные государственные унитарные предприятия, государственные корпорации, акционерные общества, федеральные автономные учреждения) для учета движения находящихся в их распоряжении средств, перечисляемых из федерального бюджета по отдельным основаниям, с привлечением временно свободных остатков средств вышеуказанных юридических лиц и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на единый счет федерального бюджета |
20,0 |
40,0 |
40,0 |
5. |
дополнительные поступления таможенных пошлин в результате снижения стоимостной нормы беспошлинного ввоза товаров до 150 евро и весовой нормы беспошлинного ввоза товаров до 10 килограммов в отношении товаров, ввозимых физическими лицами в международных почтовых отправлениях и товаров, доставляемых физическим лицам перевозчиками («интернет-торговля») |
20,0 |
20,0 |
20,0 |
6. |
индексация размера государственной пошлины и установление норматива зачисления в федеральный бюджет государственной пошлины за совершение федеральными органами исполнительной власти юридически значимых действий в случае подачи заявления и (или) документов, необходимых для их совершения, в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в размере 50% |
17,5 |
17,3 |
16,9 |
7. |
отказ от предоставления вычетов НДС при осуществлении юридическими лицами инвестиций за счет взносов в уставные капиталы из бюджета |
15,6 |
13,4 |
13,6 |
8. |
изъятие прибыли Центрального банка Российской Федерации по нормативу 75% |
|
27,0 |
27,0 |
9. |
одновременная индексация ставок водного налога и платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности |
2,8 |
7,2 |
12,9 |
10. |
индексация ставок платы за использование лесов |
0,8 |
0,8 |
0,8 |
11. |
изменение распределения вывозных таможенных пошлин, в связи с подписанием Протокола между Правительствами Российской Федерации и Республики Белоруссия о внесении изменений в Соглашение о порядке уплаты и зачисления вывозных таможенных пошлин при вывозе с территории Республики Беларусь за пределы таможенной территории Таможенного союза нефти и нефтепродуктов |
-55,5 |
-57,0 |
-58,3 |
12. |
получение доходов в натуральной форме (природный газ) от реализации соглашения о разделе продукции по проекту «Сахалин-2», причитающихся Российской Федерации в счет регулярных платежей за добычу полезных ископаемых для поставок природного газа потребителям, расположенным на территории Дальневосточного федерального округа |
-16,6 |
-19,8 |
-24,6 |
13. |
снижение средневзвешенных ставок импортного тарифа (в 2017 году с 6,61% до 6,18% в соответствии с основными направлениями таможенно-тарифной политики на 2015-2017 годов) |
|
|
-44,5 |
Таблица 5. Структура и динамика расходов федерального бюджета по разделам классификации расходов бюджетов
|
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год | |||||||
Закон 201-ФЗ (млрд. рублей) |
%% к общему объему |
проект (млрд. рублей) |
%% к предыдущему году |
%% к общему объему |
проект (млрд. рублей) |
%% к предыдущему году |
% % к общему объему |
проект (млрд. рублей) |
%% к предыдущему году |
%% к общему объему | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
Всего |
13 960,1 |
100,0 |
15 252,3 |
109,3 |
100,0 |
15 975,5 |
104,7 |
100,0 |
16 827,4 |
105,3 |
100,0 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Общегосударственные вопросы |
1 013,9 |
7,3 |
1 105,5 |
109,0 |
7,2 |
1 134,3 |
102,6 |
7,1 |
1 250,5 |
110,2 |
7,4 |
Национальная оборона |
2 470,6 |
17,7 |
3 031,3 |
122,7 |
19,9 |
3 339,8 |
110,2 |
20,9 |
3 521,0 |
105,4 |
20,9 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
2 065,7 |
14,8 |
2 140,9 |
103,6 |
14,0 |
2 122,4 |
99,1 |
13,3 |
1 980,3 |
93,3 |
11,8 |
Национальная экономика |
2 219,0 |
15,9 |
2 205,5 |
99,4 |
14,5 |
1 996,9 |
90,5 |
12,5 |
2 038,9 |
102,1 |
12,1 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
123,3 |
0,9 |
122,6 |
99,5 |
0,8 |
79,3 |
64,6 |
0,5 |
73,9 |
93,2 |
0,4 |
Охрана окружающей среды |
54,5 |
0,4 |
49,0 |
89,8 |
0,3 |
51,6 |
105,3 |
0,3 |
48,6 |
94,3 |
0,3 |
Образование |
640,2 |
4,6 |
610,5 |
95,4 |
4,0 |
623,1 |
102,1 |
3,9 |
652,0 |
104,6 |
3,9 |
Культура, кинематография |
97,9 |
0,7 |
95,9 |
98,0 |
0,6 |
96,7 |
100,8 |
0,6 |
88,4 |
91,4 |
0,5 |
Здравоохранение |
480,8 |
3,4 |
391,0 |
81,3 |
2,6 |
396,5 |
101,4 |
2,5 |
386,3 |
97,4 |
2,3 |
Социальная политика |
3 506,4 |
25,1 |
4 168,3 |
118,9 |
27,3 |
4 344,7 |
104,2 |
27,2 |
4 456,8 |
102,6 |
26,5 |
Физическая культура и спорт |
77,3 |
0,6 |
102,9 |
133,2 |
0,7 |
97,4 |
94,6 |
0,6 |
95,6 |
98,1 |
0,6 |
Средства массовой информации |
72,7 |
0,5 |
54,0 |
74,3 |
0,4 |
48,6 |
90,0 |
0,3 |
61,3 |
126,3 |
0,4 |
Обслуживание государственного и муниципального долга |
432,4 |
3,1 |
459,7 |
106,3 |
3,0 |
529,2 |
115,1 |
3,3 |
594,3 |
112,3 |
3,5 |
Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований |
705,4 |
5,1 |
715,2 |
101,4 |
4,7 |
715,4 |
100,0 |
4,5 |
738,1 |
103,2 |
4,4 |
Условно-утвержденные расходы |
- |
- |
- |
- |
- |
399,4 |
|
2,5 |
841,4 |
|
5,0 |
Таблица 6. Расходы федерального бюджета по разделам классификации %% ВВП
Показатель |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
ВВП, млрд. рублей |
71 493,0 |
76 077,0 |
82 303,0 |
89 834,0 |
расходы, всего |
19,5 |
20,0 |
19,4 |
18,7 |
в том числе: |
|
|
|
|
общегосударственные вопросы |
1,4 |
1,5 |
1,4 |
1,4 |
национальная оборона |
3,5 |
4,0 |
4,1 |
3,9 |
национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
2,9 |
2,8 |
2,6 |
2,2 |
национальная экономика |
3,1 |
2,9 |
2,4 |
2,3 |
жилищно-коммунальное хозяйство |
0,2 |
0,2 |
0,1 |
0,1 |
охрана окружающей среды |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
образование |
0,9 |
0,8 |
0,8 |
0,7 |
культура и кинематография |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
здравоохранение |
0,7 |
0,5 |
0,5 |
0,4 |
социальная политика |
4,9 |
5,5 |
5,3 |
5,0 |
физическая культура и спорт |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
средства массовой информации |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
обслуживание государственного и муниципального долга |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
0,7 |
Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований |
1,0 |
0,9 |
0,9 |
0,8 |