Финансовая политика в области малого предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 18:24, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы: исследовать особенности финансовой политики государства в сфере поддержки малого бизнеса и ее эффективность.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть теоретические основы финансовой политики государства в сфере поддержки малого бизнеса.
Проанализировать финансовую политику государства в сфере поддержки малого бизнеса и ее эффективность в России.
На основе выявленных проблем, перспектив и необходимой коррекции разработать предложения по оптимизации эффективности финансовой поддержки малого бизнеса в России на современном этапе экономического развития государства.

Содержание работы

Введение
3
1 Малое предпринимательство и его место в экономике
5
1.1 Общая характеристика малого предпринимательства
5
1.2 Значение малого предпринимательства в экономике государства и необходимость его поддержки
9
2 Финансовая политика государства в сфере поддержки малого предпринимательства
12
2.1 Основные направления государственного финансирования малого предпринимательства в России
12
2.2 Основные проблемы и перспективы финансовой политики России в поддержке малого предпринимательства
19
Заключение
31
Список использованных источников и литературы
34

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ +++.doc

— 210.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ  И ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

НЕФТЕКАМСКИЙ ФИЛИАЛ

 

Экономико-математический факультет    

Кафедра финансового  менеджмента

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Финансы»

на тему «Финансовая политика в области малого предпринимательства»

 

 

Выполнил: студент 3 курса

очной формы обучения

группы Э-31

№ зачетной книжки 08184

Аладышкина Л.И.

 

Научный руководитель:

канд. экон. наук, доц. Салимова Ф.Н.

                                              

                                                                     

 

 

Нефтекамск – 2011

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение                                                                                                        

3

1 Малое предпринимательство  и его место в экономике

5

1.1 Общая характеристика малого предпринимательства

5

1.2 Значение малого  предпринимательства в экономике  государства и необходимость  его поддержки

9

2 Финансовая политика государства в сфере поддержки малого предпринимательства

12

2.1 Основные направления  государственного финансирования  малого предпринимательства в  России

12

2.2 Основные проблемы  и перспективы финансовой политики  России в поддержке малого  предпринимательства

19

Заключение                                                                                                                                                                                                                                                                               

31

Список использованных источников и  литературы                                                                               

34


 

ВВЕДЕНИЕ

 

Мировой опыт свидетельствует, что малое предпринимательство  в цивилизованных формах является важным условием оздоровления не только национальной экономики, но всей общественной жизни государства.

Так малые предприятия  предоставляют возможность реализовывать творческие способности, предприимчивость и инициативу, создавать конкурентную среду. Лишь при наличии большого количества малых предприятий различных форм собственности можно ликвидировать дефицит многих видов продукции, совершенствовать общественные отношения в экономике государства.

Однако процесс становления малого предпринимательства в различных сферах общественной жизни в России идет пока очень трудно и болезненно. Нередко его сущность деформируется, обретает бюрократический или криминальный характер и не только не дает той отдачи, на которую можно рассчитывать, но и порождает новые трудности в хозяйственной и общественной жизни, создает новые хозяйственные и общественные аномалии. На протяжении рыночной трансформации национальной экономики РФ не отработан правовой механизм становления и развития малого бизнеса, не созданы технологии реконструкции и обновления основных фондов этого сектора экономики, нет благоприятного финансово-кредитного и мотивационного фона для внедрения новой техники и инновационной деятельности, научного обеспечения, консультирования, подготовки и повышения квалификации кадров. Также отсутствует приемлемая для России концепция, модель и система мер государственно-правовой поддержки в области становления малого предпринимательства. В целом, решение теоретических и практических проблем в системе цивилизованного регулирования отношений в сфере малого предпринимательства находится пока на этапе становления.

 Актуальность темы данной темы обусловлена необходимостью усиления стимулирующего воздействия государства на эффективность деятельности малых предприятий в РФ путем активизации использования форм и методов финансовой поддержки. Формирование эффективной системы государственной финансовой поддержки малого предпринимательства, учитывающей особенности российской финансово-хозяйственной практики малых предприятий и современные мировые тенденции в этой области, позволит государству создать выгодные условия для функционирования малого бизнеса, что в свою очередь повысит конкурентоспособность и динамичность экономики России.

Цель данной курсовой работы: исследовать особенности финансовой политики государства в сфере поддержки малого бизнеса и ее эффективность.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Рассмотреть теоретические основы финансовой политики государства в сфере поддержки малого бизнеса.
  2. Проанализировать финансовую политику государства в сфере поддержки малого бизнеса и ее эффективность в России.
  3. На основе выявленных проблем, перспектив и необходимой коррекции разработать предложения по оптимизации эффективности финансовой поддержки малого бизнеса в России на современном этапе экономического развития государства.

Объект исследования: финансовая политика государства в  сфере поддержки малого бизнеса  и ее эффективность.

Предмет исследования: проблемы, перспективы и возможности повышения эффективности финансовой политики государства в сфере поддержки малого бизнеса в России.

 

1 МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ЕГО МЕСТО В ЭКОНОМИКЕ

 

1.1 Общая характеристика малого предпринимательства

 

Малое предпринимательство (малый бизнес) — это совокупность независимых мелких и средних предприятий, выступающих как экономические субъекты рынка. Эти предприятия не входят в состав монополистических объединений и занимают по отношению к ним в хозяйственном отношении подчиненное или зависимое положение.1

Размеры предприятий  зависят от специфики отраслей, их технологических особенностей, от действия эффекта масштабности. Есть отрасли, связанные с высокой капиталоемкостью и значительными объемами производства, и отрасли, для которых не требуются  предприятия больших размеров, а напротив, именно малые оказываются для них более предпочтительными.

Для современной экономики  характерна сложная комбинация различных  по масштабам производств - крупных  с тенденцией к монопольным структурам и небольших, складывающихся под влиянием многих факторов.

С одной стороны, устойчивой тенденцией научно-технического прогресса  является концентрация производства. Именно крупные фирмы располагают  большими материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами, квалифицированными кадрами. Они способны вести крупномасштабные научно-технические разработки, которые и определяют важнейшие технологические сдвиги.

С другой стороны, в последнее  время выявился небывалый рост малого и среднего предпринимательства, особенно в сферах, где пока не требуется значительных капиталов, больших объемов оборудования и кооперации множества работников.

Эффективное функционирование малых форм производства определяется рядом их преимуществ по сравнению  с крупным производством: близость к местным рынкам и приспособление к запросам клиентуры; производство малыми партиями, что невыгодно крупным фирмам; исключение лишних звеньев управления и т.д. Малому производству способствуют дифференциация и индивидуализация спроса в сфере производственного и личного потребления.

Признаки, являющиеся общепризнанными  при качественной характеристике МП:

  • Самостоятельность предприятия
  • Способность к достижению индивидуальных, особых результатов
  • Соединение предпринимателя, инвестора и управляющего в одном лице
  • Личность предпринимателя накладывает существенный отпечаток на облик предприятия, в особенности его связи оказывают решающее влияние на успех предприятия
  • Преобладает тактическое мышление и стратегия краткосрочных решений и действий
  • Деятельность ограничена - регионально или определенными размерами рынка.2

Особенно показательно слияние трех функций - предпринимателя, инвестора и управляющего в одном  лице. Это объединение трех единиц персонала - одна из самых заметных характерных черт малых и средних  предприятий, обеспечивающая преимущества, которые при разделении этих функций утрачиваются.

Качественные критерии обладают одним недостатком: их трудно измерить. Поэтому исследователи, юристы, статистики используют при разграничении  малых, средних и крупных предприятий  количественные критерии, которые легче поддаются измерению. Как правило, наиболее общими критериальными показателями, на основе которых субъекты хозяйственной деятельности относятся к субъектам МП является численность персонала (занятых работников), размер уставного капитала, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода). По данным Мирового банка, общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам МП, превышает 50. Наиболее часто применяемыми критериями являются следующие: средняя численность занятых на предприятии работников, ежегодный оборот, полученный предприятием, как правило, за год, и величина активов. Но во всех развитых странах первым критерием отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства является численность работающих.

В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в нашей стране статус малого предприятия могут получить те организации, деятельность которых соответствует следующим критериям:

  1. для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25%, доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25% (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ - бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования);
  2. средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

а)   от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;

б)  до 100 включительно для малых предприятий;

в) среди малых предприятий  выделяются микропредприятия - до 15 человек;

3) выручка от реализации  товаров (работ, услуг) без учета  налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

Постановлением Правительства  Российской Федерации от 22 июля 2008 года № 556 «О предельных значениях выручки  от реализации товаров (работ, услуг) для  каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» указанные предельные значения определены следующим образом:

1) для микропредприятий  – 60 млн. рублей;

2) для малых предприятий  – 400 млн. рублей.

Под субъектами МП понимаются также  физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Таким образом, важно оценить значимость развития МП, способного коренным образом  и без существенных капитальных  вложений расширить производство многих товаров и услуг, решить проблему занятости, ускорить научно-технический  прогресс.

 

1.2 Значение  малого предпринимательства в экономике государства и необходимость его поддержки

 

В России с начала проведения экономических реформ в 1990-е годы значительное распространение получил  такой тип хозяйственной структуры, как малое предприятие. Стремление каждого гражданина улучшить свое материальное положение, стремление полнее проявить себя как личность рождает массовое явление в форме развития малого бизнеса.

Малое предпринимательство  — сектор бизнеса, во многом определяющий темпы экономического роста, состояния занятости населения, структуру и качество валового национального продукта.

Хотя «лицо» любого развитого  государства составляют крупные  предприятия и корпорации, а наличие  мощной экономической силы - крупного капитала - во многом определяет уровень научно-технического и производственного потенциала, подлинной основой жизни стран с рыночной экономикой являются малые предприятия как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни. Существенная роль малого предпринимательства определяется тем, что в этом секторе экономики действует подавляющее большинство предприятий, сосредоточена большая часть экономически активного населения и производится примерно половина валового внутреннего продукта.

Информация о работе Финансовая политика в области малого предпринимательства