Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 18:24, курсовая работа
Цель данной курсовой работы: исследовать особенности финансовой политики государства в сфере поддержки малого бизнеса и ее эффективность.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть теоретические основы финансовой политики государства в сфере поддержки малого бизнеса.
Проанализировать финансовую политику государства в сфере поддержки малого бизнеса и ее эффективность в России.
На основе выявленных проблем, перспектив и необходимой коррекции разработать предложения по оптимизации эффективности финансовой поддержки малого бизнеса в России на современном этапе экономического развития государства.
Введение
3
1 Малое предпринимательство и его место в экономике
5
1.1 Общая характеристика малого предпринимательства
5
1.2 Значение малого предпринимательства в экономике государства и необходимость его поддержки
9
2 Финансовая политика государства в сфере поддержки малого предпринимательства
12
2.1 Основные направления государственного финансирования малого предпринимательства в России
12
2.2 Основные проблемы и перспективы финансовой политики России в поддержке малого предпринимательства
19
Заключение
31
Список использованных источников и литературы
34
Несмотря на серьезность
проблем, связанных с
В сфере малого бизнеса, по-прежнему остро стоит проблема нехватки квалифицированных кадров. На российских предприятиях малого бизнеса работают около 9 млн. чел., или чуть больше 12% всего занятого в стране населения. По данным социологических опросов, свыше 70% молодых предпринимателей считают, что им необходимо приобрести специальные знания в области малого бизнеса. Особенно актуальна задача профессиональной подготовки руководителей таких предприятий.
В условиях кризиса российской экономической, социальной и политической систем одной из центральных проблем является обеспечение занятости населения, что становится повсеместным приоритетом развития малого бизнеса.
Для промышленных городов
на общегосударственном и местном
уровнях целесообразна разработ
Значительна проблема и налогообложения, неадекватной нагрузки на малый бизнес и сложности расчетов по налогам. Необходимо существенно уменьшить налоговую нагрузку на малый бизнес. Это особенно важно для начинающих предпринимателей, в первую очередь в таких видах деятельности, как инновационная, производственная, строительная и ремонтно-строительная, медицинская.
Среди мер налоговой реформы большое значение в эволюции налогообложения малого бизнеса имело принятие глав Налогового кодекса Российской Федерации – статья 18 - специальные режимы налогообложения при применении упрощенной системы для субъектов малого предпринимательства и единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
Принятые в последние годы меры по совершенствованию таких специальных налоговых режимов, позволили в значительной степени снизить налоговую нагрузку на малый бизнес, упрощение налогообложения не только снизило издержки налогоплательщиков на веление налогового и бухгалтерского учета, но и повысило эффективность налогового администрирования. За период 2003 - 2008 гг. количество налогоплательщиков, применяющих указанные специальные налоговые режимы, увеличилось с 2,2 млн. до 4,2 млн., (в том числе организаций с 246 тыс. до 1227 тыс.), или в 1,9 раза, а поступления налогов, уплачиваемых в связи с применением этих налоговых режимов, выросли с 33,8 млрд. руб. до 141,9 млрд. руб., или в 4,2 раза.
Для придания специальным налоговым режимам более целевого, стимулирующего характера следует усовершенствовать критерии, дающие право субъектам предпринимательской деятельности применять указанные режимы, а также уточнить перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых они могут применяться. Использование таких налоговых режимов должно стать возможным исключительно представителями малого предпринимательства.
Безусловно, введение специальных
режимов налогообложения
В 2011 году увеличилась налоговая нагрузка на малый бизнес, предприниматели, применяющие УСН и плательщики ЕНВД с 2011 г. применяют ставку 34 % (отчисления в Пенсионный Фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования).11
Таблица 2 – Ставки взносов для предпринимателей, применяющих УСН и плательщиков ЕНВД, %
Фонды |
2009-2010 г.г. |
2011 г. |
Изменение |
ФСС |
0 |
2,9 |
+ 2,9 |
ФФОМС |
0 |
2,1 |
+ 2,1 |
ТФОМС |
0 |
3,0 |
+ 3,0 |
ПФ |
14,0 |
26,0 |
+ 12,0 |
Итого |
14,0 |
34,0 |
+ 20,0 |
Из таблицы видно, что взносы в ФСС увеличились на 2,9 %, в ФФОМС - на 2,1 %, в ТФОМС - на 3,0 %, в ПФ – на 12,0 %, итого взносы составляют 34 %, что на 20,0 % больше, чем в предыдущие годы. Рассматриваемая реформа вряд ли существенно пополнит бюджет. Надо сделать так, чтобы предпринимателю было выгодно развивать свое производство, а не вытаскивать деньги из бизнеса. Более эффективно совершенствование российской налоговой системы. Она сегодня неудовлетворительно выполняет фискальную функцию и почти не выполняет стимулирующую, распределительную, социальную функции. Она не способствует развитию малого бизнеса, росту благосостояния и снижению социального расслоения среди населения. Российская система налогообложения позволяет легко уклоняться от уплаты налогов и даже провоцирует на это. 12
Угнетающе действует на предпринимательскую активность постоянно реформируемая налоговая система. Крайне негативное влияние на конкурентоспособность продукции оказывают платежи и сборы, исчисляемые с выручки от реализации товаров и услуг. Поэтому весьма важны разумные изменения в законодательстве, которые заложили бы четкие и стабильные рамки для текущей деятельности, а главное для хозяйственного планирования субъектов малого предпринимательства. Не менее важно добиться, чтобы заложенные в них нормы на практике выполнялись всеми и одинаково.
Необходимо сформулировать и долгосрочную концепцию государственной поддержки малого предпринимательства. В качестве ближайших задач здесь стоят: разработка механизмов привлечения частных кредитов в регионах под гарантии специально создаваемых гарантийных фондов (агентств), создание центров финансового лизинга, а также отработка механизма упрощенного налогообложения и обложения по вмененному доходу. Все это должно способствовать устранению барьеров доступа потенциальных предпринимателей к заемному капиталу для открытия и расширения бизнеса, облегчить управление и учет на вновь создаваемых предприятиях.
Кроме того, отнюдь не только мерами непосредственно экономической политики ограничивается роль государства в формировании благоприятной среды для развития малого бизнеса. Прежде всего, государство должно научиться видеть в малом предпринимательстве и ассоциациях, его представляющих, равного и достойного партнера.13
Далее, необходимо дать простор самоорганизации малого предпринимательства в области кредитования и страхования, осуществления других финансовых услуг, которые оно не может получить по тем или иным причинам ни от государства, ни от с уществующих ныне институгов финансового рынка. Общества взаимного кредитования и страхования, возникающие на местах и в ряде регионов, имеют достаточный положительный опыт.
В рамках традиционной системы налогообложения первые 2-3 года предпринимательской деятельности целесообразно освобождать малые предприятия, а также индивидуальных предпринимателей от уплаты налога на имущество. По налогу на доходы физических лиц необходимо расширить перечень затрат относимых к профессиональным вычетам индивидуальных предпринимателей. Целесообразно принимать к учету в составе расходов индивидуального предпринимателя, уменьшающих его налоговую базу по налогу на доходы физических лиц, затраты на приобретение в собственность земельного участка, на котором расположены строения, используемые для осуществления предпринимательской деятельности.
Таким образом, отметим, для того чтобы предприятия малого бизнеса смогли занять подобающее им место в экономике России, существенно увеличить долю объемов производства в ВВП, требуется комплексный социально-экономический подход, широкое использование всей гаммы инструментов бюджетно-налогового регулирования, консолидация усилий по поддержке его развития со стороны органов государственной власти и местного самоуправления.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В мировой практике считается нормой государственное поощрение малого бизнеса в интересах общества и государства. При этом задача государства состоит в том, чтобы создать правовые и экономические условия для их выживания, способности расти и саморазвиваться в условиях рынка.
В странах с развитой рыночной экономикой системы финансовой поддержки малого бизнеса развиваются уже десятилетия и представляют собой большой комплекс эффективных программ, включающий мероприятия по оказанию помощи малым предприятиям в течение всего срока их функционирования. В результате проведения такой политики в развитых странах предприятия малого бизнеса производят до 70% ВВП, а также являются основными работодателями для населения (до 2/3 занятых). Вклад этого сектора в экономику России значительно скромнее: доля малых и средних фирм в ВВП России составляет около 16%, а в общей численности занятых - чуть более 10%.
Хотя сложившаяся в России система государственной финансовой поддержки малого бизнеса содержит практически полный комплекс мероприятий, направлений, форм и методов, используемых в развитых странах. Однако исследования финансового состояния отечественных субъектов малого предпринимательства показывают, что результативность работы этих государственных механизмов очень низкая, т.е. неэффективная. Поэтому приоритетными задачами в этой области являются выявление и устранение причин, блокирующих реализацию государственных финансовых программ по поддержке малых предприятий, разработка и внедрение их качественных изменений при максимальном использовании наиболее действенных механизмов. Повышение эффективности системы государственной финансовой поддержки малого бизнеса следует рассматривать как актуальное направление экономических реформ в России.
В условиях мирового финансового кризиса для малых предприятий РФ характерны такие слабости как чрезмерная зависимость от внешней среды, неустойчивость, особенно к финансовым потрясениям, недостаток ресурсов, сложности со сбытом продукции и т.п.
При разработке мер государственной поддержки малого бизнеса в России в условиях мирового финансового кризиса в 2011 г. необходимо учитывать и специфические российские черты малого бизнеса. При этом эффективные меры по содействию малым предприятиям, осуществляемые на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, должны не дублироваться, а органично дополнять друг друга.
В период мирового кризиса Правительство РФ возлагает особые надежды на малый бизнес в первую очередь как один из главных факторов экономического роста - потому что малый бизнес быстро адаптируется к изменяющимся условиям рынка, социально ориентирован, создает новые рабочие места. Поэтому РФ необходимо срочно выработать эффективную программную поддержки малого бизнеса, основой данной программы должны стать:
- меры в области снижения налоговой нагрузки;
- меры в области имущественной поддержки;
- меры в области
увеличения финансовой
Механизмами обеспечения доступа малого предпринимательства к источникам финансирования являются: развитие лизинга современного технологического, коммуникационного, офисного оборудования, имущественных комплексов, транспортных средств, включая вторичный рынок, для обновления производственной базы малых предприятий; развитие и внедрение системы микрофинансирования субъектов малого предпринимательства. При реализации программ финансовой поддержки малого бизнеса выяснилось, что в регионах отсутствуют объекты недвижимости, пригодные для создания бизнес-инкубаторов недвижимость находится либо в частной, либо в муниципальной собственности. Другая проблема была связана с тем, что в региональных бюджетах не всегда предусмотрены средства на софинансирование проектов поддержки малого бизнеса (реализация механизмов финансовой поддержки малого предпринимательства осуществляется при софинансировании бюджетами субъектов Российской Федерации (от 30 до 70% в зависимости от уровня экономического развития субъекта РФ)).
Переход российской экономики на траекторию динамичного роста требует изменения пропорций в её секторах. Малый бизнес должен занимать более серьезные позиции, придавая на макроуровне недостающие российской экономике характеристики. Это необходимо, так как малый бизнес способен при относительно небольших инвестициях стать хорошим «мотором» на микроуровне, который в сжатые сроки способен изменить институциональную и структурную несбалансированность на макроуровне. Поэтому приоритетными задачами проводимой сегодня налоговой реформы, как одной из форм финансовой государственной поддержки малого бизнеса становятся упрощение налогообложения, последовательное снижение налогового бремени. Налоговая система призвана стать гарантом стабильности развития деловой активности хозяйствующих субъектов. Государству необходимо в настоящее время на деле поддержать малый бизнес. Это придаст новый импульс инвестиционной активности, усилит мотивацию роста доходов и отказа от теневых операций, будет стимулировать инновационную деятельность и развитие высоких технологий.
Информация о работе Финансовая политика в области малого предпринимательства