Финансовая политика в области малого предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 18:24, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы: исследовать особенности финансовой политики государства в сфере поддержки малого бизнеса и ее эффективность.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть теоретические основы финансовой политики государства в сфере поддержки малого бизнеса.
Проанализировать финансовую политику государства в сфере поддержки малого бизнеса и ее эффективность в России.
На основе выявленных проблем, перспектив и необходимой коррекции разработать предложения по оптимизации эффективности финансовой поддержки малого бизнеса в России на современном этапе экономического развития государства.

Содержание работы

Введение
3
1 Малое предпринимательство и его место в экономике
5
1.1 Общая характеристика малого предпринимательства
5
1.2 Значение малого предпринимательства в экономике государства и необходимость его поддержки
9
2 Финансовая политика государства в сфере поддержки малого предпринимательства
12
2.1 Основные направления государственного финансирования малого предпринимательства в России
12
2.2 Основные проблемы и перспективы финансовой политики России в поддержке малого предпринимательства
19
Заключение
31
Список использованных источников и литературы
34

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ +++.doc

— 210.00 Кб (Скачать файл)

Сектор малого бизнеса  наиболее динамично осваивает новые виды продукции и рыночные «ниши», способствует приближению производства товаров и услуг к потребителю, развивается в отраслях, непривлекательных для крупного бизнеса. Важными особенностями малого предпринимательства являются широкое использование небольших местных источников сырья, способность к ускоренному освоению инвестиций и высокая оборачиваемость оборотных средств. Еще одной характерной чертой этого сектора является активная инновационная деятельность, способствующая ускорению развития различных отраслей экономики. Малые предприятия формируют конкурентную среду, создают альтернативу на рынке труда, организуют миллионы новых рабочих мест.

Развитие мелкого и  среднего производства создает благоприятные  условия для оздоровления экономики, поскольку развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места; расширяется потребительский сектор. Кроме того, развитие МП ведет к насыщению рынка товарами и услугами, к повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов.

Вместе с тем МП присущи: быстрая реакция на требования рынка; высокий уровень специализации; возможность мобилизации ресурсов на перспективных направлениях.3

Так малый бизнес играет в экономике любой страны довольно большую роль. Он является неотъемлемой частью социально-экономической системы страны, обеспечивая стабильность рыночных отношений, втягивая большую часть граждан страны в эту систему отношений путем открытия ими собственного дела, обеспечивая высокую эффективность производства путем глубокой специализации и кооперации производства, что благоприятно сказывается на экономическом росте национальной экономики.

Малый бизнес присутствует во всех сферах и областях экономики. Сегодня преимущества малого бизнеса по сравнению с другими секторами экономики в России выражены намного ярче, чем недостатки. В этом заключается специфика малого предпринимательства – пробуждаться в период общего экономического спада, решая многие экономические и социальные проблемы. Функционирование малых предприятий демонстрирует хорошую адаптацию к внешним условиям, своим развитием укрепляя рыночные отношения. В силу своей гибкости и скорости принятия решений малым предприятиям легче проконтролировать производственный процесс и быстро переналадить его в связи с изменениями спроса на рынке. Им присущи высокая маневренность производства по сравнению с крупными предприятиями, чуткое реагирование на спрос потребителей, способность к быстрому внедрению новой техники и технологий, более эффективное использование производственных мощностей. Развитие малого бизнеса создает благоприятные условия для оздоровления экономики, развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, расширяется потребительский сектор. Развитие малого бизнеса ведет к насыщению рынка товарами и услугами, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов. Он является надежным источником бюджетных поступлений, доля просроченной задолженности малых предприятий местным и федеральному бюджету ниже, чем у других предприятий.

В настоящее время в создании малых предприятий большую заинтересованность проявляют крупные компании. Они поручают мелкому бизнесу вести отдельные виды производства, устанавливать тесные связи с рынком, проводить различные научные разработки. Роль малых предприятий в инновационном предпринимательстве очень велика.

Вследствие большого значения малых предприятий для  социального и экономического положения  в стране, в большинстве стран  разрабатываются законы, направленные на помощь в развитии малых предприятий.

Цель государственной поддержки бизнеса - создание равных условий для всех объектов хозяйствования, занятых в сфере бизнеса, а также выравнивание предпринимательских структур по сравнению с другими сферами общественного производства.

Именно государство может сыграть решающую роль в запуске механизмов управления развитием малого бизнеса, и, в первую очередь, в сфере финансового обеспечения деятельности субъектов малого бизнеса.4

 

2 ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА  ГОСУДАРСТВА В СФЕРЕ ПОДДЕРЖКИ  МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

 

2.1 Основные направления государственного финансирования малого предпринимательства

 

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и  среднего предпринимательства в  Российской Федерации» является основополагающим нормативным актом, в котором  даны основные направления государственной поддержки малого бизнеса. Статья 16. Формы, условия и порядок поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства:

1. Поддержка субъектов  малого и среднего предпринимательства  и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, включает в себя финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку таких субъектов и организаций, поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников, поддержку в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность.

2. Условия и порядок  оказания поддержки субъектам  малого и среднего предпринимательства  и организациям, образующим инфраструктуру  поддержки субъектов малого и  среднего предпринимательства, устанавливаются федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

3. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе самостоятельно оказывать иные формы поддержки за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.

Говоря о финансовой поддержке малого бизнеса или, иными словами, о финансовой инфраструктуре для малого бизнеса в России, важно отметить, что она активно развивается, хотя в конце 2008 г. в связи с кризисными явлениями в мировой экономике наблюдается некоторое снижение данной активности. Создаются необходимые институты, разрабатываются государственные программы поддержки малого бизнеса, Сейчас в России развиваются два подхода к реализации финансовой поддержки малого бизнеса - американский и германский. Первый реализует государство, которое оказывает финансовую поддержку непосредственно малому бизнесу, второй - государственный банк и международные финансовые институты, реализующие программы развития малого бизнеса на территории страны и кредитующие непосредственно банки и различные организации, оказывающие услуги малому бизнесу (в основном микрофинансовые организации).

Поддержка малого и среднего бизнеса в 2011 году из федерального бюджета  вырастет на 15% – до 20,8 млрд рублей. Финансовая поддержка субъектов  малого и среднего предпринимательства отнесена к приоритетным расходам кабинета министров. Таким образом, расходы федерального бюджета вырастут на 15% по сравнению с 2010 годом.5 Объем привлеченных в 2010 году средств на государственную поддержку предпринимательства составил из федерального бюджета 272,1 млн. рублей, из бюджета Республики Башкортостан – 109,2 млн. рублей, также из бюджетов муниципальных образований – 35,5 млн. рублей.6

К настоящему времени  уже определились основные направления  работы государства по стимулированию развития малого бизнеса: создание институциональной среды, реализация специальных государственных программ и кредитование малого бизнеса госбанками.

В рамках первого направления, подразумевающего создание необходимой  институциональной среды для  малого бизнеса, преимущественно реализуется государственная политика его поддержки. Она направленная на решение таких задач, как упрощение и ускорение процедуры регистрации юридических лиц, введение трехлетнего моратория на проведение контрольно-надзорных мероприятий в отношении вновь созданных малых предприятий, установление единых правил по всей территории РФ по специальным налоговым режимам (упрощенная система налогообложения и единый налог на вмененный доход).

Второе направление  государственной политики в области малого предпринимательства предусматривает реализацию программ по созданию льготных условий и предоставлению ему непосредственного финансирования. На направление предусматривается выделение. Данное направление предполагает, что региональные администрации подают заявки на получение финансовой помощи под конкретные проекты: создание бизнес-инкубаторов, поддержку экспортоориентированного бизнеса, развитие системы кредитования малого бизнеса и поддержку инновационного бизнеса.

Важным направлением является поддержка субъектов малого предпринимательства, производящих товары, работы, услуги, предназначенные для экспорта. Она предусматривает следующие меры:

• субсидирование процентной ставки по кредитам, полученным в российских кредитных организациях субъектами малого предпринимательства, производящими продукцию на экспорт, в том числе крестьянскими (фермерскими) хозяйствами;

• компенсацию предпринимателю затрат, связанных с оплатой услуг по выполнению обязательных требований законодательства РФ и (или) законодательства страны-экспортера (сертификаты, разрешения, лицензии, удостоверения, стандарты серии ИСО), являющихся необходимыми для экспорта продукции;

• частичную компенсацию на участие в выставочно-ярмарочных мероприятиях за рубежом (субсидирование затрат на аренду выставочных площадей).

Предполагается, что в  среднесрочной перспективе названные  меры обеспечат двукратный рост объема валовой выручки малых предприятий-участников программы и повышение на 30% доли субъектов малого предпринимательства в общем объеме экспорта.

Развитие системы кредитования субъектов малого бизнеса предусматривает  субсидирование части процентной ставки по кредитам, полученным в банках организациями  потребительской кооперации, кредитными потребительскими кооперативами граждан, сельскохозяйственными кредитными потребительскими кооперативами для реализации программ предоставления займов членами кооперативов.

Создание и развитие финансовой инфраструктуры поддержки  малых инновационных предприятий  подразумевают предоставление субсидий бюджетам субъектов РФ в целях создания региональных венчурных фондов для осуществления прямых инвестиций в малые инновационные компании. Это в свою очередь должно привести к увеличению объема частных инвестиций в малые инновационные предприятия и росту доли малых предприятий в научно-технической сфере. Субъекты РФ, получившие подобную субсидию, принимают на себя ряд обязательств, гарантирующих целевое использование средств.

В настоящее время  в Правительстве РФ рассматриваются вопросы, связанные с созданием нескольких особых экономических зон с льготным налогообложением, для развития малого и среднего бизнеса и привлечения инвестиций. В настоящее время в России создано 13 особых экономических зон трех типов: две ОЭЗ промышленно-производственного типа - в Липецкой области и Республике Татарстан; четыре ОЭЗ технико-внедренческого типа - в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и Томске; семь туристско-рекреационных особых экономических зон - в Алтайском, Краснодарском и Ставропольском краях. Калининградской и Иркутской областях, в Республике Алтай и Республике Бурятия.7

Третьим направлением государственной  поддержки малого бизнеса является кредитование малого бизнеса крупными госбанками.

При определении форм и методов доступа предпринимателей к финансовым ресурсам необходимо обеспечить дифференцированный подход, учитывая разные категории предпринимателей.

Первая категория —  это начинающие предприниматели. Для того чтобы предпринимагель этой категории мог открыть свой бизнес, государством должна быть выстроена инфрастуктура по обучению, правовому сопровождению, консалтингу и информационному обеспечению. С учетом мирового опыта и в реальных условиях дефицита финансовых ресурсов государство должно создать условия, которые с привлечением федерального и муниципального имущества могут формировать преимущественно инновационные бизнесы, которые потом передаются предпринимателям в «лизинг под клнюч» на длительный срок. В этом случае не требуется обеспечения со стороны предпринимателей.

Микрофинансирование должно быть обращено к потребностям владельцев индивидуальных, семейных бизнесов, постоянно  нуждающихся в доступе к финансовым ресурсам, но не имеющих возможности  пользоваться услугами банков и других кредитных организаций, не заинтересованных в работе с мелкими заемщиками.

Микрофинансирование способствует решению как минимум трех задач:

  • увеличение количества предпринимателей без образования юридического лица;
  • рост налоговых поступлений;
  • наличие кредитной истории для дальнейшего развития субъектов малого предпринимательства через банковский сектор.8

Субсидирование процентной ставки по кредитам, выдаваемых субъектам  малого предпринимательства, также  создает условия для удешевления кредитных ресурсов, направляемых на развитие малого бизнеса, содействие вовлечению средств частных интересов в развитие малых предприятий.

Кредитование субъектов  малого предпринимательства должно осуществляться па льготных условиях с компенсацией разницы части процентных ставок за счет бюджетных средств через систему фондов поддержки малого предпринимательства. При этом кредитные организации, осуществляющие кредитование субъектов малого предпринимательства на благоприятных условиях, должны пользоваться льготами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Вторая категория предпринимателей (развивающиеся) - это те, которые уже создали функционирующие бизнесы. Но им нужна помощь для расширения модернизации. Для этого требуются дополнительные кредитные ресурсы.

Информация о работе Финансовая политика в области малого предпринимательства