Финансовая политика в области малого предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 18:24, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы: исследовать особенности финансовой политики государства в сфере поддержки малого бизнеса и ее эффективность.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть теоретические основы финансовой политики государства в сфере поддержки малого бизнеса.
Проанализировать финансовую политику государства в сфере поддержки малого бизнеса и ее эффективность в России.
На основе выявленных проблем, перспектив и необходимой коррекции разработать предложения по оптимизации эффективности финансовой поддержки малого бизнеса в России на современном этапе экономического развития государства.

Содержание работы

Введение
3
1 Малое предпринимательство и его место в экономике
5
1.1 Общая характеристика малого предпринимательства
5
1.2 Значение малого предпринимательства в экономике государства и необходимость его поддержки
9
2 Финансовая политика государства в сфере поддержки малого предпринимательства
12
2.1 Основные направления государственного финансирования малого предпринимательства в России
12
2.2 Основные проблемы и перспективы финансовой политики России в поддержке малого предпринимательства
19
Заключение
31
Список использованных источников и литературы
34

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ +++.doc

— 210.00 Кб (Скачать файл)

Для данной категории  необходимо создать систему гарантийных механизмов с участием государства, региональной и муниципальной властей. Определенная часть риска должна ложиться и на банки. Это создаст возможность поддержать развитие предпринимателя, вывести его на уровень, когда он сможет и без поддержки государства идти за кредитом в банк, как обычный участник рынка.

К третьей категории (устойчиво  работающие) можно отнести тех  предпринимателей, у которых есть и стабильный бизнес, и ликвидный  залог, и своя кредитная история. Они могут легко получить кредит в коммерческом банке и под инвестиционную программу, и под оборотные средства. В этом случае государственная поддержка малого предприятия должна быть направлена на помощь в выходе на внешние рынки и на стимулирование экспорта продукции. При вступлении в ВТО следует ожидать, что на рынок хлынет продукция малых предприятий Европы, Америки и Китая. Предприниматели неизбежно столкнутся с тем, что конкурентное преимущество, которое есть у них сейчас — наличие дешевой рабочей силы, - исчезнет. Если государство в этой ситуации не создаст новые механизмы поддержки, есть опасность массового свертывания мелких производств.

Государственная поддержка  малого предпринимательства не означает, что государство создает тепличные условия этому сектору экономики или участнику рынка.

Целенаправленная государственная  политика, стимулирующая финансовые структуры вкладывать средства в  малый бизнес, может способствовать интенсивному росту и развитию малого предпринимательства. Развитие государственных  и муниципальных механизмов финансовой поддержки малого бизнеса должно идти по пути обеспечения доступа малого предпринимательства к источникам финансирования. К основным направлениям развития этих механизмов относятся:

  • Бюджетная поддержка малого предпринимательства через реализацию федеральной и региональных программ государственной поддержки малого предпринимательства;
  • Разработка и реализация программ кредитных гарантий (распределение инвестиционных рисков между государством и частным капиталом);
  • Развитие и внедрение высокодинамичной и экономически эффективной системы микрофинансорования;
  • Внедрение в сфере малого бизнеса типовых схем финансового, возвратного, оперативного лизинга и «лизинга под ключ»;
  • Субсидирование процентной ставки коммерческим организациям по кредитам и займам, выдаваемым субъектам малого предпринимательства;
  • Обеспечение возможности для малых предприятий участвовать в выполнении государственных и муниципальных заказов;

Разработанные с учетом категорий предпринимателей механизмы  ресурсной (правовой, финансово-кредитной, имущественной и иной) поддержки малого предпринимательства должны быть обобщены и прописаны в программах государственной поддержки малого предпринимательства на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.9

 

2.2 Основные проблемы  и перспективы финансовой политики России в поддержке малого предпринимательства

 

Сложившаяся в России система государственной финансовой поддержки малого бизнеса содержит практически полный комплекс мероприятий, направлений, форм и методов, используемых в развитых странах. Однако исследования финансового состояния отечественных субъектов малого предпринимательства показывают, что результативность работы этих государственных механизмов очень низкая. Поэтому приоритетными задачами в этой области являются выявление и устранение причин, блокирующих реализацию государственных финансовых программ по поддержке малых предприятий, разработка и внедрение их качественных изменений при максимальном использовании наиболее действенных механизмов. Повышение эффективности системы государственной финансовой поддержки малого бизнеса следует рассматривать как актуальное направление экономических реформ в России.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона «О государственной поддержке  малого предпринимательства в Российской Федерации» льготное кредитование признается важной формой государственной финансовой поддержки малых предприятий. Однако, несмотря на имеющееся законодательное оформление и определенную работу, которая проводится и на федеральном, и на региональном уровнях, объемы государственной поддержки настолько малы, что не позволяют говорить о том, что резервы работы соответствующих российских государственных органов исчерпаны, а малый бизнес в полной мере проявил свои возможности.

Создание развитой инфраструктуры поддержки и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства  имеет важнейшее значение для  успешного функционирования. Отсутствие системного подхода к формированию на федеральном и региональном уровнях  благоприятных условий для развития деятельности малых предприятий привели к тому, что на сегодня элементы инфраструктуры не объединились в целостную, ориентированную на рынок систему, а по отдельности не дали комплексного эффекта.

В условиях экономического кризиса и трансформационных преобразований, направленных на его устранение, особую актуальность и значимость приобрели вопросы бюджетного регулирования и поддержки среднего и малого бизнеса  в России. В тех странах, где  государство уделяет поддержке малого бизнеса пристальное внимание, он сыграл свою значимую роль. Так, во Франции, Великобритании, Бельгии, Германии, Канаде, Испании малый бизнес способствовал созданию среднего класса, в Израиле и США-преодолению застойных явлений в экономике, в Мексике, Канаде, Сингапуре, Японии - созданию новых рынков, в Китае, Польше, Чехии, Венгрии, Словакии - последовательному проведению реформ. Вместе с тем статистические наблюдения свидетельствуют о том, что роль малого бизнеса в основных параметрах развития нашей страны значительно ниже, чем за рубежом. Так, по числу малых предприятий Россия отстает от США в 93 раза, от Японии в 7,7 раза, от Италии в 4,7 раза; по доле вклада малых предприятий в ВВП – от Франции 5,6 раза, от США в 4,7 раза, по доле занятых в малом бизнесе – от Японии в 8,1 раза, от Италии в 7,6 раза, от США и Франции в 5,6 раза. Представленная картина дает возможность утверждать, что в России государственная поддержка осуществляется не всегда целенаправленно и потому недостаточно эффективна.10

В этих условиях к концу 2008 г. ряд отечественных экономистов, особенно в банковской сфере снова объявили, что государству поддерживать необходимо только эффективно работающие малые предприятия. Так, выступая на заседании Совета руководителей Торгово-промышленных палат Московской области 11 февраля 2009 г., председатель правления ОАО «Москомбанк»         Ю. Караваев провозгласил, что общая задача и бизнеса, и власти - поддерживать эффективный бизнес, который платит налоги, создаёт рабочие места, пополняет бюджеты всех уровней. «Эффективный бизнес будет расти, а неэффективный умирать, какую бы государственную поддержку ему ни оказывали».

Между тем, заметим, что  в условиях кризиса даже эффективно работающие предприятия могут дать сбой. Такой подход, предлагаемый          Ю. Караваевым, иногда возможен, но только в условиях стабильно функционирующей экономики, причем стабильной в течение относительно длительного периода. В современных же российских условиях ориентация только на эффективно работающие малые предприятия может окончательно развалить сектор малого бизнеса.

Между тем анализируя результаты 2009 г., следует отметить, что разрабатываемые планы по поддержке малого бизнеса в РФ, в качестве финансовой поддержки  малого бизнеса в условиях мирового финансового кризиса, пока ориентированы абстрактно на весь данный сектор. При этом совершенно не учитываются социально-организационные различия в среде малых предприятий. Например, помощь предприятиям, созданным представителями социально-уязвимых групп населения (инвалидами, женщинами, молодежи), мелким фирмам, экспортирующим свою продукцию, инновационному бизнесу в условиях кризиса должна быть более конкретной, точечно целенаправленной. Таким предприятиям должны предоставляться специфические налоговые льготы, а, возможно, и льготные кредиты на инвестиции в основные фонды, на модернизацию оборудования, устанавливаться ускоренные амортизационные списания и т.п.

Для обеспечения поступательного развития рыночных реформ необходимо увеличить занятость в российском малом бизнесе минимум до 30 млн. чел., доведя число действующих малых предприятий до 2-3 млн. Это позволит создать реальную конкурентную базу, оптимизировать структуру экономики государства, значительно повысить жизненный уровень населения, обеспечить финансовую и социально-экономическую стабильность в обществе.

По информационным данным Росстата, на начало июля 2009 г. численность  малых предприятий в России за время кризиса сократилась на   20,7 %. Наибольшие абсолютные потери малый бизнес претерпел в наиболее популярных для него видах деятельности: на 17 200 сократилось число малых предприятий, занимающихся операциями с недвижимостью, на 15 600 - в торговле, ремонте автотранспорта, бытовых изделий и предметов личного пользования, на 6400 - в обработке, на 6200 - в строительстве. Следует отметить, что, по данным социологических опросов, в числе причин, по которым закрываются многие малые предприятия в России, респондентами были названы: неблагоприятная экономическая среда и другие причины экономического характера - 65%; собственные ошибки предпринимателей, низкая их квалификация - 51%; необъективные действия властей - 35%; монополизация рынков крупными компаниями - 22%.

Начиная со второго квартала 2009 г. малый бизнес в России стал понемногу оживляться. Так, число  малых предприятий возросло на 100, численность замешенных рабочих мест - на 62 200, оборот увеличился на 12,7%, а капитальные инвестиции — на 57,5%. Предприниматели отмечают снижение задолженности перед поставщиками и банками. Свыше 20% респондентов отмечают уменьшение количества проверок со стороны государственных контрольных органов. Однако налоговые органы увеличили количество противоправных действий против малых предприятий: 33 % респондентов отмечают небольшое, а 23,8% - существенное увеличение давления на свой бизнес со стороны налоговиков. Значительно реже на пути малого предпринимательства встречаются противоправные действия криминальных структур (4,5% опрошенных) и попытки захвата их собственности рейдерскими группировками - 22,6% респондентов.

В условиях трансформационных преобразований в России стимулирование развития сектора малого предпринимательства должно стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей устранение кризисных явлений в экономике и формирование высокоразвитой рыночной экономики. В выступлении Президента российской Федерации Д.А. Медведева на заседании президиума Госсовета в г. Тобольске 27 марта 2008 г. было отмечено, что "малый бизнес - это база для развития предпринимательской активности и основа расширения среднего класса, который к 2020 г. должен составить в России до 60 - 70 %. Дмитрий Медведев призвал малые предприятия активнее включаться в проблемные сферы современной экономики России: промышленность, строительство, ЖКХ, а самим производителям заняться повышением рабочей ответственности. Важно также отметить что, по мнению президента, без участия малого бизнеса в России невозможно построить инновационную экономику.

В долгосрочной перспективе  вклад малого и среднего бизнеса  в развитие экономики России будет  увеличиваться. Малый бизнес должен заявлять о себе не только  в традиционных отраслях, но и в высокотехнологических сферах – машиностроении, науке, телекоммуникации. Для сохранения и развития потенциала малого бизнеса необходимо создание для предпринимательства максимально благоприятной среды. Данный подход заложен в антикризисном плане и в долгосрочной стратегии работы Правительства до 2012 г. Это отмечалось в выступлении Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина на пленарном заседании Форума по малому и среднему бизнесу, состоявшемся в Москве 22 апреля 2009 г.

Отдельные меры антикризисного плана по поддержке малого бизнеса  уже реализованы во-первых, регионы получили право устанавливать пониженную ставку при применении упрощенного режима налогообложения; во-вторых, в 2009 г. значительно увеличился объем финансовой помощи малому бизнесу. По линии кредитной программы Банка развития на поддержку малого и среднего бизнеса направлено до 30 млрд. руб., за счет средств федерального бюджета - еще 10,5 млрд. руб.; в-третьих, отменены избыточные полномочия органов внутренних дел по контролю за предпринимательской активностью, принят закон о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении госконтроля, который ввел серьезные ограничения на многочисленные проверки.

Правительством Российской Федерации подготовлены также дополнительные меры по оказанию поддержки малому бизнесу в условиях трансформационных преобразований. Так, в настоящее время могут переходить на упрощенную систему налогообложения только те предприятия, доходы которых не превышают 45 млн. руб в год. В антикризисном плане правительством предлагается увеличить этот порог до 60 млн. руб., но без последующей индексации. Данная мера послужит частичной компенсацией издержек бизнеса, связанных с переходом начиная с 2011 г, от ЕСН к страховым принципам и увеличению ставки. В 2009 г. был введен уведомительный порядок начала собственного дела представителями малого бизнеса, отменены требования об обязательном применении кассовой техники для плательщиков единого налога, а также сокращены требования о сертификации продукции. На 2010 г. в соответствии с приоритетами правительства Минэкономразвития РФ выделило 7 основных приоритетов, в числе которых поддержка малого бизнеса.

В то же время необходимо отметить, что на пути экономического развития малого бизнеса в России имеется множество проблем. Кризисные  явления в экономике усугубляют эти проблемы. Важнейшие из них: недостаточность начального капитала и собственных оборотных средств, трудности с получением банковских кредитов, сложности с получением помещений и высокая арендная ставка, давление со стороны чиновников, нехватка квалифицированных кадров – менеджеров, бухгалтеров, рабочей силы, высокое налоговое бремя и другие причины.

Исследования, проведенные  Общероссийской общественной организацией поддержки малого и среднего бизнеса  «Опора России» совместно с Национальным институтом системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП) в регионах России, показывают, что региональные власти не уделяют должного внимания развитию малого бизнеса,  и это является одной из основных причин его отставания в России по сравнению с развитыми странами. Более того, сектор малого бизнеса сталкивается с многочисленными проблемами, препятствующими его  эффективному развитию.

Основные проблемы развития малого и среднего предпринимательства  в России по результатам исследований, проведенных в регионах страны Общероссийской общественной организацией поддержки  малого и среднего бизнеса, демонстрируют данные таблицы.

 

Таблица 1 - Основные проблемы развития малого бизнеса в РФ (по данным на июнь 2009 г.), %

п/п

Проблемы

%

1

Причины экономического характера

       Из них:

42

       спад производства  на продукцию

40

       дефицит финансовых ресурсов

28

       высокая налоговая  нагрузка

12

       неплатежи со  стороны покупателей

12

       инфляция

8

2

Собственные ошибки предпринимателей, низкий уровень квалификации

26

3

Необъективные действия властей

18

4

Монополизация рынка крупными компаниями

14

Информация о работе Финансовая политика в области малого предпринимательства