Финансовая политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 16:30, курсовая работа

Описание работы

Целью моей курсовой работы является узнать, что представляет собой финансовая политика.
Задачами курсовой работы являются:
1. Рассмотреть сущность, цели и задачи финансовой политики государства
2. Рассмотреть типы финансовой политики
3. Рассмотреть направления финансовой политики
4. Рассмотреть финансовый механизм

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………….3
1. Экономическое содержание финансовой политики государства ………….4
1.1 Сущность, цели и задачи финансовой политики государства ……………4
1.2 Типы финансовой политики ………………………………………………...6
2. Направления финансовой политики ………………………………………...8
2.1 Бюджетная политика …………………………………………………………9
2.2 Налоговая политика ………………………………………………………...15
2.3 Таможенная политика ………………………………………………………18
2.4 Денежно-кредитная политика ……………………………………………...23
3. Финансовый механизм ………………………………………………………30
3.1. Финансовый механизм. Его виды на макро- и микроуровне…………… 30
3.2. Механизм реализации финансовой политики ……………………………32
Заключение ………………………………………………………………………41
Список используемой литературы…………………………………………….. 44

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 254.50 Кб (Скачать файл)


Министерство образования и  науки Российской Федерации

Негосударственное образовательное  учреждение

Высшего профессионального образования

Камский институт гуманитарных и инженерных технологий

Кафедра финансов и кредита

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине «Финансы»

на тему «Финансовая политика»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:                      студент гр. ДФ-86 М. Т. Валиев

 

Руководитель:                К.э.н., доцент Н.Л. Каток

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ижевск 2011

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3

1. Экономическое содержание финансовой политики государства ………….4

1.1 Сущность, цели и  задачи финансовой политики государства ……………4

1.2 Типы финансовой  политики ………………………………………………...6

2. Направления финансовой  политики  ………………………………………...8

2.1 Бюджетная политика …………………………………………………………9

2.2 Налоговая политика ………………………………………………………...15

2.3 Таможенная политика ………………………………………………………18

2.4 Денежно-кредитная  политика ……………………………………………...23

3.  Финансовый механизм ………………………………………………………30

3.1. Финансовый механизм. Его виды на макро- и микроуровне…………… 30

3.2. Механизм реализации финансовой политики ……………………………32

Заключение ………………………………………………………………………41

Список используемой литературы…………………………………………….. 44

Введение

Государство в  процессе своего функционирования осуществляет политическую деятельность в различных сферах общественной жизни. Объектом этой деятельности выступают экономика в целом, а также отдельные составные элементы: цена, денежное обращение, финансы, кредит, валютные отношения и т.п.

Финансовая политика - составная часть экономической политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов.

В то же время  финансовая политика - относительно самостоятельная  сфера деятельности государства, важнейшее  средство реализации политики государства  в любой области общественной деятельности.

Оценка результатов  финансовой политики государства основывается на ее соответствии интересам общества и большинства его социальных групп, а также на достигнутых  результатах, вытекающих из поставленных целей и задач.

Актуальность моей темы заключается в том, что от эффективности проведения финансовой политики зависят темпы спада или роста промышленного производства, уровни безработицы, инфляции и доходов населения, а значит, и уровень развития страны в целом.

Целью моей курсовой работы является узнать, что представляет собой финансовая политика.

Задачами курсовой работы являются:

1. Рассмотреть сущность, цели и задачи финансовой политики государства

2. Рассмотреть типы финансовой политики

3. Рассмотреть направления финансовой политики

4. Рассмотреть финансовый механизм

1. Экономическое содержание финансовой  политики государства

1.1 Сущность, цели и задачи финансовой  политики государства

 

Финансовая политика является составной частью экономической  политики и представляет собой совокупность мероприятий по разработке общей концепции основных направлений, целей и главных задач использования финансовых ресурсов. Практически она реализуется через систему разработанных на определенный период времени государственных мероприятий по мобилизации части финансовых ресурсов общества в бюджет и их эффективному использованию для выполнения государством своих функций.

Государственная финансовая политика это часть более общей  государственной политики.

Главным субъектом  проводимой политики является государство. Оно проводит:

- разработку научно обоснованной концепции развития финансовой политики на основе экономических законов;

-   определяет основные направления использования финансовых ресурсов на будущее;

- разрабатывает конкретные меры, направленные на достижение поставленных целей.

Основу финансовой политики составляют стратегические направления, которые определяют долгосрочную, среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны.

Финансовая  стратегия - долговременный курс финансовой политики, рассчитанной на длительную перспективу, предусматривающий решение крупномасштабных задач.

Финансовая  тактика – совокупность конкретных практических мер, способов и приемов реализации выбранной финансовой стратегии. Она направлена на решение задач определенного этапа в развитии страны и обеспечении текущих потребностей в финансовых ресурсах. При выработке финансовой политики следует исходить из конкретных особенностей исторического развития общества. Она должна учитывать особенности внутренней и международной обстановки, реальные экономические и финансовые возможности страны. Одновременно с этим государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. Они связаны с основными проблемами, стоящими перед государством в области мобилизации и эффективного использования финансовых ресурсов, регулирования экономических и социальных процессов и стимулирования передовых направлений развития производительных сил, отдельных территорий и отраслей экономики. Все эти мероприятия тесно взаимосвязаны и взаимозависимы.

Задачи финансовой политики:

- обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;

- установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;

- организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;

- выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;

- создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами.

Целью финансовой политики является наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения насущных потребностей развития общества [5].

 

1.2 Типы финансовой  политики

 

Развитие государства  связано с изменением финансовой политики. Использование того или  иного типа финансовой политики определяется особенностями текущего этапа развития экономики и социальной сферы, интересами правящих партий и социальных групп и господствующими теоретическими концепциями, влияющими на экономический и политический курс государства. Все это обеспечивает сохранение и развитие существующей в данном государстве системы общественных отношений.

Новейшая история знает  три основных типа финансовой политики: классическую, планово-директивную, регулирующую. В основе каждой из них лежат соответствующие  экономические теории.

1. Классическая

До конца 20-х годов  текущего столетия основным типом финансовой политики большинства стран был классический ее вариант. Такая финансовая политика была основана на трудах классиков политэкономии А. Смита и Д. Рикардо и их последователей.

Основное ее направление:

- невмешательство государства в экономику;

- сохранение свободной конкуренции;

-использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов.

Следствием этого было ограничение государственных расходов и налогов, обеспечение условий  для формирования и исполнения равновесного (сбалансированного) бюджета.

2. Планово-директивная  теория

В качестве основополагающей выдвигала систему директивных  планово-распределительных функций  государства на основе жесткого исполнения плановых показателей развития экономики. Перераспределение денежных ресурсов в системе государственных финансов и государственных предприятий происходило в пропорциях, строго определенных планом. Это предусматривало жесткую централизацию, и перераспределение через государственный бюджет значительной части финансовых ресурсов, создаваемых в экономике. Система была ориентирована на внутренние финансовые ресурсы страны без участия международного движения капитала.

3. Регулирующая  теория

В ее основу вначале  была положена экономическая теория английского экономиста Дж. Кейнса (1883-1946) и его последователей. Они исходили из необходимости вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики. Финансовая политика наряду с ее традиционными задачами стала преследовать цель использовать финансовый механизм для регулирования экономики и социальных отношений в целях обеспечения полной занятости населения. Основными инструментами вмешательства в экономику становятся государственные расходы, за счет которых формируется дополнительный спрос. Поэтому государственные расходы обеспечивают рост предпринимательской деятельности, увеличение национального дохода и способствуют ликвидации безработицы путем финансирования создания новых рабочих мест [11].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Направления финансовой политики

 

Для осуществления финансовой политики применяются бюджетно-налоговые и другие финансовые инструменты, и институты, наделенные соответствующими законодательными полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов и регулированию денежных потоков. Как составная часть экономической политики, финансовая политика должна быть направлена на обеспечение экономического роста и социального развития.

В соответствии с этим финансовая политика призвана создать благоприятные условия  для активизации предпринимательской  деятельности. Большое внимание уделяется определению рациональных форм изъятия доходов предприятий в пользу государства, а также доли участия населения в формировании финансовых ресурсов. Важное значение придаётся повышению эффективности использования финансовых ресурсов путём их распределения между сферами общественного производства, а также их концентрации на главных направлениях экономического и социального развития.

В процессе проведения финансовой политики особенно важно  требование обеспечения ее взаимосвязи с другими составными частями экономической политики.

Финансовая  политика в ее широком понимании  включает (Схема 1):

- бюджетную политику;

- налоговую политику;

- денежно-кредитную политику;

- таможенную политику.

 

 

 

 

Схема 1 – Структура  финансовой политики

 



 



 

 

 

 

 

 

 

2.1 Бюджетная политика

 

В странах рыночной экономики  уже в течение нескольких столетий экономисты акцентируют внимание на роли бюджетной политики в перераспределении доходов и ресурсов, т.е. в выполнении перераспределительной функции государственных финансов. В ХХ в. шло быстрое увеличение доли расходов расширенного правительства в валовом внутреннем продукте практически во всех странах рыночной экономики (табл. 1).

Таблица 1 - Доля расходов расширенного правительства в ВВП, %

Страна

Год

1913

1938

1950

1973

2003

Великобритания

13,3

28,8

34,2

41,5

39,7

Германия

17,7

42,4

30,4

42,0

47,6

США

8,0

19,8

21,4

31,1

30,1

Франция

8,9

23,2

27,6

38,8

52,4

Япония

14,2

30,3

19,8

22,9

38,1


 

Кроме того, до конца XIX в. при обсуждении ключевых финансовых проблем доминировало представление о наличии пределов налогообложения как основного фактора доходов государства. Эту парадигму впервые поставил под сомнение в 70-х гг. того же столетия А. Вагнер, сформулировав гипотезу о нарастании по мере экономического развития доли перераспределяемых государством доходов в объеме экономической деятельности. Резкое расширение возможностей современного государства на фоне роста благосостояния позволило радикально увеличить долю государственных изъятий в валовом внутреннем продукте в течение всего ХХ столетия. В конце этого столетия представление о безграничности возможностей наращивания государственной нагрузки на экономику стало общепринятым в финансовой литературе. Но уже в 70-е гг. ХХ в. стали высказываться мысли о сокращении этого давления. Превалирующие позиции эти идеи заняли после краха коммунистического режима в социалистических странах. Динамику их развития прогнозировать достаточно сложно, но, учитывая преобладание в парадигме российской ментальности идеи крепкой государственности, бюджетная политика по-прежнему будет играть значительную роль в национальной экономике. Исторический экскурс позволяет понять, что именно с помощью бюджетной политики решаются проблемы макроэкономической политики и стабилизации в условиях ХХ и ХХI вв.

Современная макроэкономическая теория исходит из того, что бюджетная  политика как направление финансовой деятельности оказывает серьезное  воздействие на изменения объемов  производства, занятости и цен. Как  направление деятельности государства и элемент экономической политики она регулирует финансовые потоки между секторами национальной экономики, формирует государственные и муниципальные фонды денежных ресурсов и обеспечивает решение социально-экономических задач по предоставлению коллективных и индивидуальных благ в виде товаров и услуг за счет ресурсов бюджетов всех уровней бюджетной системы и государственных внебюджетных фондов. Идеи влияния бюджетной политики на экономическую активность достаточно обоснованно разработаны Дж.М. Кейнсом. Он предложил активно использовать государственный механизм для смягчения колебаний деловой активности и обосновал систему дефицитного бюджетного финансирования в условиях циклического или структурного дефицита государственного бюджета.

Информация о работе Финансовая политика