Финансовая политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 16:30, курсовая работа

Описание работы

Целью моей курсовой работы является узнать, что представляет собой финансовая политика.
Задачами курсовой работы являются:
1. Рассмотреть сущность, цели и задачи финансовой политики государства
2. Рассмотреть типы финансовой политики
3. Рассмотреть направления финансовой политики
4. Рассмотреть финансовый механизм

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………….3
1. Экономическое содержание финансовой политики государства ………….4
1.1 Сущность, цели и задачи финансовой политики государства ……………4
1.2 Типы финансовой политики ………………………………………………...6
2. Направления финансовой политики ………………………………………...8
2.1 Бюджетная политика …………………………………………………………9
2.2 Налоговая политика ………………………………………………………...15
2.3 Таможенная политика ………………………………………………………18
2.4 Денежно-кредитная политика ……………………………………………...23
3. Финансовый механизм ………………………………………………………30
3.1. Финансовый механизм. Его виды на макро- и микроуровне…………… 30
3.2. Механизм реализации финансовой политики ……………………………32
Заключение ………………………………………………………………………41
Список используемой литературы…………………………………………….. 44

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 254.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, таргетирование как режим преодоления и обуздания инфляции представляет собой процесс ее поддержания на заданных (планируемых) параметрах снижения. Банк России постепенно совершает переход к режиму таргетирования инфляции. Достаточно жесткие условия, при выполнении которых считалось целесообразным переходить к этому режиму, заставляли развивающиеся страны и страны с переходной экономикой очень нерешительно реализовывать новый режим денежно-кредитной политики. Однако впоследствии выяснилось, что большая часть таких условий на самом деле относится не только и не столько к режиму таргетирования инфляции, но к любому режиму денежно-кредитной политики. Более того, практика показывает, что выполнение жестких технических условий может оказаться менее важным в момент введения режима, чем постоянное улучшение таких условий после перехода к таргетированию инфляции. В таблице 4 проанализировано, насколько данные условия выполнены в Российской Федерации.

 

Таблица 4 - Выполнение в Российской Федерации условий, желательных для введения режима таргетирования инфляции.

Условие

Выполнение условия  в РФ

Комментарий

Институциональная независимость  органов кредитно-денежного регулирования

Выполнено частично

Банк России обладает автономией, однако регулярно испытывает давление со стороны как исполнительной и законодательной власти

Высокая квалификация аналитиков и надежная статистика

Выполнено частично

Квалификация экспертов  Банка России позволяет осуществлять достоверное прогнозирование инфляции, однако всей достоверной статистики, необходимой для прогнозирования, на настоящий момент нет

Рыночная диверсифицированная  структура экономики

Не выполнено

Экономическая ситуация в стране в большой степени  зависит от цен на сырье, многие цены де-факто не являются свободными, а  долларизация экономики хотя и снижается, но все еще остается высокой

Развитая финансовая система

Выполнено частично

Развитие финансовой системы идет быстрыми темпами, однако по сравнению с другими странами с переходной экономикой она все  еще недостаточно развита и подвержена значительным рискам


 

В то же время большая  часть условий, действительно необходимых  для успешного перехода к инфляционному  таргетированию в нашей стране, выполнена (табл. 5).

Таблица 5 - Выполнение в Российской Федерации условий, необходимых для перехода к режиму таргетирования инфляции.

Условие

Выполнение условия  в РФ

Комментарий

Сравнительно большой  размер экономики

Выполнено

Экономика нашей страны в настоящее время стабильно  развивается, и ВВП страны сравнительно высок

Цены определяются внутри страны

Выполнено

Хотя экономика РФ в большей степени зависит от внешнеэкономической конъюнктуры, в основном динамика цен определяется внутренними факторами

Темпы инфляции менее 10 %

Выполнено

По итогам 2006 г. Индекс потребительских цен составил 9 %

Поддержка перехода к  режиму таргетирования инфляции в органах государственной власти

Выполнено

Задача снижения инфляции является на данный момент приоритетной для правительства страны, и лучше  всего для выполнения данной задачи подходит именно режим инфляционного  таргетирования

Органы денежно-кредитного регулирования жестко придерживаются заявленных целей

Выполнено частично

Представители Банка  России постоянно заявляют о неизменности объявленных целевых ориентиров. Однако заявленные целевые ориентиры  достигаются далеко не всегда


 

Таким образом, постепенный  переход Банка России к режиму инфляционного таргетирования можно  считать позитивным фактором. Тем  более что во множестве исследований показано, что в странах, вводящих этот режим, наблюдается улучшение  макроэкономической динамики как по сравнению с тем периодом, когда они использовали альтернативные режимы денежно-кредитной политики, так и по сравнению с другими странами, применяющими альтернативные режимы. Кроме того, важным результатом перехода к режиму таргетирования инфляции является повышение доверия экономических агентов к проводимой центральными банками денежно-кредитной политике и уменьшение волатильности основных макроэкономических показателей, что снижает вероятность финансового кризиса. В то же время переход к режиму таргетирования инфляции должен сопровождаться отказом от управляемого плавающего курса рубля, что в текущих условиях может стать сложным политическим решением.

Денежный рынок. В последние годы наблюдается существенный рост золотовалютных резервов Российской Федерации.

Основным фактором роста  являются рекордные цены на ключевые товары российского экспорта, и прежде всего на нефть. В 2006 г. сокращение резервов (по итогам месяца) наблюдалась лишь в августе, и было обусловлено  досрочной выплатой внешнего государственного долга перед Парижским клубом кредиторов в размере более 23 млрд. дол. К концу года объем золотовалютных резервов достиг рекордного для всей истории страны объема - 303,7 млрд. дол. (+66,7% за 2006 г.).

Сегодня Россия занимает третье место в мире по величине золотовалютных резервов, ее опережает только Китай и Индия. Золотовалютные резервы призваны ограничивать развитие инфляционных процессов.

Устойчивость платежного баланса Российской Федерации традиционно  поддерживается за счет рекордных объемов экспорта товаров, прежде всего продукции топливно-энергетического комплекса. Одновременно продолжается накопление золотовалютных резервов Банка России. Важнейшим событием 2006 г. стал очень большой положительный чистый приток капитала, который вырос более чем в 13 раз по сравнению с предыдущим годом, по итогам которого был впервые зафиксирован положительный приток капитала в нашу страну.

Дополнительные меры денежно-кредитной политики в Российской Федерации. С 1 октября 2005 г. Банк России повысил норматив отчислений в Фонд обязательного резервирования (ФОР) по долгам российских банков перед зарубежными кредитными организациями с 2 до 3,5%. Таким образом, Банк России пытался уменьшить привлекательность зарубежных займов для банков и снизить повышательное давление на рубль. Впрочем, данная мера не привела к возникновению у банков проблем с ликвидностью, так как одновременно с повышением норматива отчислений в ФОР Банк России увеличил с 0,2 до 0,3 коэффициент усреднения. То есть теперь банки могут изымать в начале месяца и возвращать в конце до 30% своих отчислений в ФОР. В совокупности две описанные меры денежно-кредитной политики, принятые Банком России, практически нейтрализовали друг друга, но свидетельствовали при этом о возможном начале курса на ужесточение денежно-кредитной политики.

Состояние денежно-кредитной  политики демонстрирует значительный рост доходов к получению органами денежно-кредитного регулирования, который  в том числе связан с началом  инвестирования средств Стабилизационного  фонда Российской Федерации, созданного в 2003 г. В рамках БС РФ [2,12,25].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Финансовый механизм

3.1. Финансовый механизм. Его виды на макро- и микроуровне

 

Финансовый механизм – совокупность форм, способов, методов, организации  финансовых отношений, применяемых обществом или хозяйствующим субъектом в целях обеспечения социально-экономического развития (на макроуровне)  или же решение целевых задач и установок конкретного хозяйствующего субъекта.

Финансовый механизм – в зависимости  от особенностей деятельности субъектов подразделяется на:

- финансовый механизм государства и муниципальных органов власти (бюджетный механизм, механизм функционирования внебюджетных фондов, механизм муниципального и государственного кредита);

- страховой механизм;

- финансовый механизм организаций или экономических субъектов.

По территориальному делению механизм государственных и муниципальных  финансов подразделяется на:

- финансовый механизм федерации;

- финансовый механизм субъекта федерации;

- финансовый механизм местных органов власти.

По воздействию финансовый механизм подразделяется на:

- механизм мобилизации финансовых ресурсов;

- механизм финансирования и инвестирования финансовых ресурсов;

- механизм финансовых стимулов и санкций.

Если рассматривать финансовый механизм на макроуровне, то он подразделяется на:

- директивный;

- регулирующий.

Директивный финансовый механизм –  разделение для тех финансовых отношений, в которых  непосредственно участвует  государство или если эти отношения  имеют большое значение для государства. (Т.е. формирование бюджета, его налоговые и неналоговые доходы, бюджетное финансирование, государственный кредит, государственные унитарные предприятия. И имеющие важное значение для государства: формирование финансового рынка, банковской сферы и др.).

Регулирующий финансовый механизм – определяет основные правила игры в конкретном сегменте финансовых отношений, где прямо не затрагиваются интересы государства [7].

В финансовом механизме на уровне хозяйствующего субъекта существует 2 подхода организации финансовых отношений:

- финансовые методы – способы воздействия финансовых отношений на хозяйственные процессы (финансовое прогнозирование, планирование, налогообложение, ценообразование…);

- финансовые рычаги (инструменты), к ним относят прибыль, дисконтирование, ценные бумаги, денежные средства;

- нормативное и правовое обеспечение финансовых отношений, к ним относятся законодательные акты, указы, постановления, инструкции, методические указания, устав предприятия;

- информационное обеспечение, к ним относятся бухгалтерская и финансовая отчетность организации, сообщения финансовых органов (статистика, банковская статистика, биржи) и т.д., в т.ч. конфеденциальные источники.

В условиях рыночной экономики предприятия  начинают использовать модель финансового  механизма, который основан на формировании прибыли с учетов факторов риска. Реализация этой модели осуществляется с помощью левиреджей (рычагов):

- операционный (производственный), оценивает уровень производственного риска предприятия

- финансовый рычаг, связанный с привлечением заёмного капитала и оказывает влияние на величину чистой прибыли, он оценивает финансовый риск связанный с деятельностью компании [17].

В совокупности эти 2 рычага мультиплицируются  и позволяют оценить совокупный риск, генерируемый этим предприятием.

Для разработки финансового механизма  необходимо финансовое право: совокупность правовых норм, регулирующих денежные отношения, возникающие в процессе формирования, распределения и использования  денежных средств, необходимых для  целей и задач государства и хозяйствующих субъектов. Страховой механизм нацелен на организацию страховой защиты имущественных интересов, уменьшение неблагоприятных последствий наступающих в жизни людей или деятельности организаций.   

 

3.2. Механизм реализации финансовой политики

Исходя из задач, поставленных перед  финансовой политики ведущие экономисты разделяют последнюю на три вида: политика экономического роста, политика стабилизации и политика ограничения  деловой активности.

Под первой, то есть политикой экономического роста понимают систему финансовых мер, направленных на увеличение фактических объемов валового национального продукта и повышение уровня занятости. Данная стимулирующая финансовая политика включает:

- рост государственных расходов;

- снижение налогового бремени.

Другими словами, если в настоящее  время имеется сбалансированный бюджет, финансовая  политика должна двигаться в направлении бюджетного дефицита в период спада или депрессии.

Если же правительство использует меры фискальной политики  и  политики государственных расходов, пытаясь удержать объем выпуска продукции на его типичном для рассматриваемой страны уровне и поддержать стабильность цен, то считается, что государством проводится политика стабилизации. Например, политика экономического роста может проводиться государством и в период, когда свойственный стране объем производства уже превышен и производство стремится к его потенциальному уровню, в то время как стабилизационная политика таких целей преследовать не имеет права.

В свою очередь политика ограничения деловой активности, напротив направлена на уменьшение реального объема ВНП по сравнению с его потенциальным уровнем и применяется правительством в период подъема или бума с целью избежания кризиса перепроизводства, и инфляции возникающей вместе с избыточным спросом.

Сдерживающая политика подразумевает:

- уменьшение правительственных расходов;

Информация о работе Финансовая политика