Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 16:30, курсовая работа
Целью моей курсовой работы является узнать, что представляет собой финансовая политика.
Задачами курсовой работы являются:
1. Рассмотреть сущность, цели и задачи финансовой политики государства
2. Рассмотреть типы финансовой политики
3. Рассмотреть направления финансовой политики
4. Рассмотреть финансовый механизм
Введение ………………………………………………………………………….3
1. Экономическое содержание финансовой политики государства ………….4
1.1 Сущность, цели и задачи финансовой политики государства ……………4
1.2 Типы финансовой политики ………………………………………………...6
2. Направления финансовой политики ………………………………………...8
2.1 Бюджетная политика …………………………………………………………9
2.2 Налоговая политика ………………………………………………………...15
2.3 Таможенная политика ………………………………………………………18
2.4 Денежно-кредитная политика ……………………………………………...23
3. Финансовый механизм ………………………………………………………30
3.1. Финансовый механизм. Его виды на макро- и микроуровне…………… 30
3.2. Механизм реализации финансовой политики ……………………………32
Заключение ………………………………………………………………………41
Список используемой литературы…………………………………………….. 44
Таким образом, таргетирование как режим преодоления и обуздания инфляции представляет собой процесс ее поддержания на заданных (планируемых) параметрах снижения. Банк России постепенно совершает переход к режиму таргетирования инфляции. Достаточно жесткие условия, при выполнении которых считалось целесообразным переходить к этому режиму, заставляли развивающиеся страны и страны с переходной экономикой очень нерешительно реализовывать новый режим денежно-кредитной политики. Однако впоследствии выяснилось, что большая часть таких условий на самом деле относится не только и не столько к режиму таргетирования инфляции, но к любому режиму денежно-кредитной политики. Более того, практика показывает, что выполнение жестких технических условий может оказаться менее важным в момент введения режима, чем постоянное улучшение таких условий после перехода к таргетированию инфляции. В таблице 4 проанализировано, насколько данные условия выполнены в Российской Федерации.
Таблица 4 - Выполнение в Российской Федерации условий, желательных для введения режима таргетирования инфляции.
Условие |
Выполнение условия в РФ |
Комментарий |
Институциональная независимость
органов кредитно-денежного |
Выполнено частично |
Банк России обладает автономией, однако регулярно испытывает давление со стороны как исполнительной и законодательной власти |
Высокая квалификация аналитиков и надежная статистика |
Выполнено частично |
Квалификация экспертов
Банка России позволяет осуществлять
достоверное прогнозирование |
Рыночная диверсифицированная структура экономики |
Не выполнено |
Экономическая ситуация в стране в большой степени зависит от цен на сырье, многие цены де-факто не являются свободными, а долларизация экономики хотя и снижается, но все еще остается высокой |
Развитая финансовая система |
Выполнено частично |
Развитие финансовой системы идет быстрыми темпами, однако по сравнению с другими странами с переходной экономикой она все еще недостаточно развита и подвержена значительным рискам |
В то же время большая часть условий, действительно необходимых для успешного перехода к инфляционному таргетированию в нашей стране, выполнена (табл. 5).
Таблица 5 - Выполнение в Российской Федерации условий, необходимых для перехода к режиму таргетирования инфляции.
Условие |
Выполнение условия в РФ |
Комментарий |
Сравнительно большой размер экономики |
Выполнено |
Экономика нашей страны в настоящее время стабильно развивается, и ВВП страны сравнительно высок |
Цены определяются внутри страны |
Выполнено |
Хотя экономика РФ в большей степени зависит от внешнеэкономической конъюнктуры, в основном динамика цен определяется внутренними факторами |
Темпы инфляции менее 10 % |
Выполнено |
По итогам 2006 г. Индекс потребительских цен составил 9 % |
Поддержка перехода к режиму таргетирования инфляции в органах государственной власти |
Выполнено |
Задача снижения инфляции является на данный момент приоритетной для правительства страны, и лучше всего для выполнения данной задачи подходит именно режим инфляционного таргетирования |
Органы денежно-кредитного регулирования жестко придерживаются заявленных целей |
Выполнено частично |
Представители Банка
России постоянно заявляют о неизменности
объявленных целевых |
Таким образом, постепенный переход Банка России к режиму инфляционного таргетирования можно считать позитивным фактором. Тем более что во множестве исследований показано, что в странах, вводящих этот режим, наблюдается улучшение макроэкономической динамики как по сравнению с тем периодом, когда они использовали альтернативные режимы денежно-кредитной политики, так и по сравнению с другими странами, применяющими альтернативные режимы. Кроме того, важным результатом перехода к режиму таргетирования инфляции является повышение доверия экономических агентов к проводимой центральными банками денежно-кредитной политике и уменьшение волатильности основных макроэкономических показателей, что снижает вероятность финансового кризиса. В то же время переход к режиму таргетирования инфляции должен сопровождаться отказом от управляемого плавающего курса рубля, что в текущих условиях может стать сложным политическим решением.
Денежный рынок. В последние годы наблюдается существенный рост золотовалютных резервов Российской Федерации.
Основным фактором роста являются рекордные цены на ключевые товары российского экспорта, и прежде всего на нефть. В 2006 г. сокращение резервов (по итогам месяца) наблюдалась лишь в августе, и было обусловлено досрочной выплатой внешнего государственного долга перед Парижским клубом кредиторов в размере более 23 млрд. дол. К концу года объем золотовалютных резервов достиг рекордного для всей истории страны объема - 303,7 млрд. дол. (+66,7% за 2006 г.).
Сегодня Россия занимает третье место в мире по величине золотовалютных резервов, ее опережает только Китай и Индия. Золотовалютные резервы призваны ограничивать развитие инфляционных процессов.
Устойчивость платежного баланса Российской Федерации традиционно поддерживается за счет рекордных объемов экспорта товаров, прежде всего продукции топливно-энергетического комплекса. Одновременно продолжается накопление золотовалютных резервов Банка России. Важнейшим событием 2006 г. стал очень большой положительный чистый приток капитала, который вырос более чем в 13 раз по сравнению с предыдущим годом, по итогам которого был впервые зафиксирован положительный приток капитала в нашу страну.
Дополнительные меры денежно-кредитной политики в Российской Федерации. С 1 октября 2005 г. Банк России повысил норматив отчислений в Фонд обязательного резервирования (ФОР) по долгам российских банков перед зарубежными кредитными организациями с 2 до 3,5%. Таким образом, Банк России пытался уменьшить привлекательность зарубежных займов для банков и снизить повышательное давление на рубль. Впрочем, данная мера не привела к возникновению у банков проблем с ликвидностью, так как одновременно с повышением норматива отчислений в ФОР Банк России увеличил с 0,2 до 0,3 коэффициент усреднения. То есть теперь банки могут изымать в начале месяца и возвращать в конце до 30% своих отчислений в ФОР. В совокупности две описанные меры денежно-кредитной политики, принятые Банком России, практически нейтрализовали друг друга, но свидетельствовали при этом о возможном начале курса на ужесточение денежно-кредитной политики.
Состояние денежно-кредитной политики демонстрирует значительный рост доходов к получению органами денежно-кредитного регулирования, который в том числе связан с началом инвестирования средств Стабилизационного фонда Российской Федерации, созданного в 2003 г. В рамках БС РФ [2,12,25].
3. Финансовый механизм
3.1. Финансовый механизм. Его виды на макро- и микроуровне
Финансовый механизм – совокупность форм, способов, методов, организации финансовых отношений, применяемых обществом или хозяйствующим субъектом в целях обеспечения социально-экономического развития (на макроуровне) или же решение целевых задач и установок конкретного хозяйствующего субъекта.
Финансовый механизм – в зависимости от особенностей деятельности субъектов подразделяется на:
- финансовый механизм государства и муниципальных органов власти (бюджетный механизм, механизм функционирования внебюджетных фондов, механизм муниципального и государственного кредита);
- страховой механизм;
- финансовый механизм организаций или экономических субъектов.
По территориальному делению механизм
государственных и
- финансовый механизм федерации;
- финансовый механизм субъекта федерации;
- финансовый механизм местных органов власти.
По воздействию финансовый механизм подразделяется на:
- механизм мобилизации финансовых ресурсов;
- механизм финансирования и инвестирования финансовых ресурсов;
- механизм финансовых стимулов и санкций.
Если рассматривать финансовый механизм на макроуровне, то он подразделяется на:
- директивный;
- регулирующий.
Директивный финансовый механизм – разделение для тех финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство или если эти отношения имеют большое значение для государства. (Т.е. формирование бюджета, его налоговые и неналоговые доходы, бюджетное финансирование, государственный кредит, государственные унитарные предприятия. И имеющие важное значение для государства: формирование финансового рынка, банковской сферы и др.).
Регулирующий финансовый механизм – определяет основные правила игры в конкретном сегменте финансовых отношений, где прямо не затрагиваются интересы государства [7].
В финансовом механизме на уровне хозяйствующего субъекта существует 2 подхода организации финансовых отношений:
- финансовые методы – способы воздействия финансовых отношений на хозяйственные процессы (финансовое прогнозирование, планирование, налогообложение, ценообразование…);
- финансовые рычаги (инструменты), к ним относят прибыль, дисконтирование, ценные бумаги, денежные средства;
- нормативное и правовое обеспечение финансовых отношений, к ним относятся законодательные акты, указы, постановления, инструкции, методические указания, устав предприятия;
- информационное обеспечение, к ним относятся бухгалтерская и финансовая отчетность организации, сообщения финансовых органов (статистика, банковская статистика, биржи) и т.д., в т.ч. конфеденциальные источники.
В условиях рыночной экономики предприятия начинают использовать модель финансового механизма, который основан на формировании прибыли с учетов факторов риска. Реализация этой модели осуществляется с помощью левиреджей (рычагов):
- операционный (производственный), оценивает уровень производственного риска предприятия
- финансовый рычаг, связанный с привлечением заёмного капитала и оказывает влияние на величину чистой прибыли, он оценивает финансовый риск связанный с деятельностью компании [17].
В совокупности эти 2 рычага мультиплицируются и позволяют оценить совокупный риск, генерируемый этим предприятием.
Для разработки финансового механизма необходимо финансовое право: совокупность правовых норм, регулирующих денежные отношения, возникающие в процессе формирования, распределения и использования денежных средств, необходимых для целей и задач государства и хозяйствующих субъектов. Страховой механизм нацелен на организацию страховой защиты имущественных интересов, уменьшение неблагоприятных последствий наступающих в жизни людей или деятельности организаций.
3.2. Механизм реализации финансовой политики
Исходя из задач, поставленных перед финансовой политики ведущие экономисты разделяют последнюю на три вида: политика экономического роста, политика стабилизации и политика ограничения деловой активности.
Под первой, то есть политикой экономического роста понимают систему финансовых мер, направленных на увеличение фактических объемов валового национального продукта и повышение уровня занятости. Данная стимулирующая финансовая политика включает:
- рост государственных расходов;
- снижение налогового бремени.
Другими словами, если в настоящее
время имеется сбалансированный
бюджет, финансовая политика должна
двигаться в направлении
Если же правительство использует меры фискальной политики и политики государственных расходов, пытаясь удержать объем выпуска продукции на его типичном для рассматриваемой страны уровне и поддержать стабильность цен, то считается, что государством проводится политика стабилизации. Например, политика экономического роста может проводиться государством и в период, когда свойственный стране объем производства уже превышен и производство стремится к его потенциальному уровню, в то время как стабилизационная политика таких целей преследовать не имеет права.
В свою очередь политика ограничения деловой активности, напротив направлена на уменьшение реального объема ВНП по сравнению с его потенциальным уровнем и применяется правительством в период подъема или бума с целью избежания кризиса перепроизводства, и инфляции возникающей вместе с избыточным спросом.
Сдерживающая политика подразумевает:
- уменьшение правительственных расходов;