Финансовая политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2012 в 16:14, контрольная работа

Описание работы

Прошедший год показал всю сложность развития экономических событий, хода бюджетного процесса в Российской Федерации. Так, нереальность бюджета на 1994 г., принятого под давлением ряда отраслевых министерств, некоторых департаментов Минфина, а также под влиянием отдельных комитетов и фракций Государственной Думы и Федерального Собрания, во многом руководствовавшихся политическими соображениями, негативно сказалась на его исполнении. Осуществляя сдержанную финансовую политику, Министерство финансов и финансовые органы на местах покрывали расходы лишь в пределах поступления средств, а также кредитов Центрального банка. Несмотря на приложенные усилия, получателям бюджетных средств приходилось работать в условиях сильного дефицита бюджетных ресурсов.

Файлы: 1 файл

курсовая1.doc

— 185.50 Кб (Скачать файл)

Главной целью финансовой политики на макроуровне является – улучшение благосостояния народа страны, а на микроуровне это улучшение благосостояния собственника.

 

Виды финансовой политики:

В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на следующие виды:

— финансовая стратегия (долгосрочная перспектива);

— финансовая тактика.

А в зависимости от функциональных звеньев финансовая политика включает в себя: бюджетную политику, налоговую политику, страховую политику, ценовую политику, таможенную политику, политику в области социальных расходов, политику в области управления государственным долгом и т.д. В свою оче­редь, финансовая политика государства является лишь средством осуществления его экономической и социальной политики, т.е. вы­полняет вспомогательную роль. Не надо забывать и другие направ­ления государственной политики — национальное, геополитическое, военное. Совокупность этих направлений и определяет финан­совую политику, служащую основным инструментом проведения государственной политики. Финансовая политика России носит спонтанный характер и направлена на максимальную концентра­цию денежных ресурсов в руках государства при постоянном суже­нии базы формирования доходной части бюджета.

А на микроуровне можно выделить: политика формирования и источников ресурсов и доходов, инвестиционная политика, управление оборотным капиталом, налоговое планирование, ценовая политика, управление рисками, валютная политика, кредитная политика.

Результаты финансовой политики выражаются на макроуровне в следующих показателях: объем ВВП и национального дохода, увеличение или уменьшение дохода населения, сбалансированность бюджета, объемы инвестирования, обновление основных фондов, объем государственного долга, уровень инфляции. А на микроуровне это: улучшение или ухудшение имущественного состояния компании, увеличение или уменьшение прибыли (прибыльность компании по всем активам, доходность собственности, прибыль на 1 руб. собственного капитала, рост курсовой стоимости акций, расширение рынков сбыта, соотношение между темпами роста выручки с темпами роста прибыли…)

Типы финансовой политики:

Анализ применявшийся различными государствами финансовой политики  позволяет выделить три ее основных типа:

1)     Классическая ;

2)     Регулирующая;

3)     планово – директивная;

1.      Основное  направление классического типа – невмешательство государства в экономику, сохранение  свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Следствием этого  было ограничение государственных расходов и налогов, обеспечение условий формирования и исполнения сбалансированного бюджета.

2.      В период регулирующей политики происходило вмешательство и регулирование государством циклического развития экономики. Финансовая политика наряду с ее традиционными задачами стала преследовать цель использовать финансовый механизм для регулирования экономики и социальных отношений в целях обеспечения полной занятости населения.

3.      Финансовая политика не связана с отказом от регулирования как ее цели, но ограничивает вмешательство государства в экономику и социальную область. Кроме экономического роста и занятости, государство регулирует денежное обращение, валютный курс, социальные факторы экономики, структурную перестройку хозяйства.

 

 

 

2. Финансовая политика как инструмент регулирования экономики

2.1 Особенность финансовой политики РФ в конце XX в.

В этот период финансовая политика формировалась под влиянием следующих факторов под влиянием следующих факторов

                       начатая в 1990 г. радикализация экономических реформ в сторону создания многоукладной рыночной экономики, опирающейся на свободное предпринимательство;

                       обострение  политической борьбы по вопросу выбора пути трансформации советского общества;

                       непредвиденный многими реформами распад СССР и в силу этого неподготовленность вычленения финансовой системы России из общей финансовой системы СССР;

                       обострение финансового и в целом экономического кризиса в 1991 г. из-за недостаточной эффективности эволюционных мер реформирования ценообразования, внешнеэкономических связей, хозрасчета предприятий. Во всяком случае, реформаторы и общественность ожидали от  этих реформ больше, чем они смогли дать. Считалось, что базовой основой финансовой  и в целом экономической политики являются либерализация цен и внешнеэкономических связей, обеспечение  конвертируемости валюты и приватизация собственности. Именно в эту систему встраивались цели и механизмы реализации финансовой политики.

Освобождение  цен привело к их многократному росту: в 1992 г. потребительские  цены выросли в 26,1 раза, тогда как авторы идеи либерализации цен  ожидали их роста в 3-4 раза. При таком росте цен ни о какой  устойчивости рубля, доходов бюджета и доходов населения не могло быть речи. Поэтому главной целью финансовой политики становится снижение темпов роста цен и инфляции. Рост цен, несомненно, связан с бюджетным дефицитом, поскольку чрезмерный спрос на деньги ведет к росту цен. Таким образом, становилась задача снизить бюджетный дефицит до 3%, затем в 1999 г.  полностью обеспечить первичный профицит бюджета (доходы бюджета  на 1,5-2% должны быть выше расходов). Ликвидация  бюджетного дефицита потребовала формирования нового подхода к бюджетным расходам, разгрузки бюджета финансирования народного хозяйства. Общая сумма  бюджетных  расходов на экономику сократилась  по сравнению с 80-ми годами в 3-4 раза. Федерализация экономических  отношений, разделение прав и ответственности федерального,  регионального и местного (муниципального) уровней  привели и к  разделению бюджетной системы на три автономных уровня. В результате доля доходов федерального бюджета в общем объеме доходов федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации снизилась с 70% в 1992 г. до 49% в 1996 г., а доля регионов выросла  соответственно с 30до 51%.[1] Возникла новая сфера финансовой политики – межбюджетные отношения, которые требовали нормативного упорядочения. Появились новые инструменты этих отношений – трансферты, субсидии. Наряду с реформированием расходной части была проведена реформа доходной части бюджета. Вместо преимущественно двухканальной системы платежей в бюджет была введена многоканальная система налогов.

Изменился механизм финансирования бюджетного дефицита. Вместо прямого заимствования средств у Центрально банка РФ возникла система государственных краткосрочных обязательств, эти долги государство стало продавать субъектам рынка, нерезидентам и населению. В связи с этим в классификации бюджетных расходов появилась специальная статья – обслуживание внутреннего долга. Децентрализация коснулась и системы управления финансами. Часть финансовых функций наряду с Минфином РФ стали выполнять вновь созданные финансовые учреждения: Государственная налоговая служба (с 1998 г. – Министерство по налогам и сборам), Федеральная служба налоговой полиции, Счетная палата, Государственный таможенный комитет, Федеральная служба по валютному контролю, правления рада внебюджетных фондов (Пенсионный и т.п.). В связи  вертикальной и горизонтальной децентрализацией финансовых ресурсов доля централизованных финансовых ресурсов существенно сократилась, а доля средств у субъектов рынка возросла.

Прежде всего «лишние» деньги появились у коммерческих банков, которые и стали основными покупателями ГКО,- их привлекли высокие дивиденды. По существу, выкупая у государства ГКО и получая при этом 60-70% годовых, при снижении инфляции капиталы многих коммерческих банков в течение года удваивались.

Характеристика финансовой политики будет неполной, если не упомянуть о существенных изменениях валютной политики. Главное из них – децентрализация использования валютной выручки и снижение роли доходов от внешней торговли в формировании бюджета. Более половины валютной выручки остается у субъектов рынка. На формирование курса рубля оказывает влияние не весь объем   валюты, полученной страной, а только ее часть. Отсюда курс валюты  на ММВБ не отражает реального соотношения между спросом и предложением. Между тем он имеет исключительную роль в формировании как доходной, так и расходной части бюджета.

Финансовый кризис 17 августа 1998 г., его причины и последствия .

1)                      отсутствие взаимосвязей целей и индикаторов финансовой политики;

2)                      нарастание внутреннего долга и его неблагоприятная структура, преобладание «коротких» денег;

3)                      неподготовленность в 1996-1997 гг. условий для широкого допуска нерезидентов на рынок ценных бумаг;

4)                      ухудшение в 1997-1998 гг. платежного баланса и его основы – торгового баланса из-за снижения цен на нефть и газ. В феврале 1998 г. произошло резкое падение мировых цен на нефть с 15-16 до 10-11 долл. За баррель. Мировые цены на нефть в 1998 г. Были ниже себестоимости ее добычи и транспортировки из Западной Сибири;

5)                      искусственное сдерживания курса рубля, недооценка необходимости его постепенной девальвации для поощрения экспорта и улучшения платежного баланса страны;

6)                      ошибки в прогнозировании курса рубля;

7)                      отсутствие реальных мер по обеспечению продовольственной безопасности страны, сильная зависимость внутреннего рынка от импорта и  конъюнктуры цен;

8)                      подавляющая часть финансовых ресурсов направляется на потребление, причем небольшой группы олигархов. Финансовая и кредитная системы не имеют надежных механизмов включения денежных средств в инвестиционный процесс. Сбережения н6аселения преимущественно либо конвертируются в доллары и тезаврируются , либо вывозятся за границу. Нелицензируемый вывоз капитала составляет сотни миллионов долларов, что резко сокращает инвестиционные ресурсы роста российской экономики;

9)                      недостаточность золотовалютных резервов для предотвращения системного кризиса. В 1998-1999 гг. эти резервы снизились до 10 млрд. долл., тогда как Китай имеет 315 млрд. долл., Япония – более 200 млрд. долл.;

10)                  кризис ликвидности коммерческих банков, недоверие вкладчиков к коммерческим банкам;

11)                  несвоевременная деноминация рубля, подготовка и реализация которой породили инфляционные ожидания;

12)                  кризис в конце 1997 г. Мировой финансовой системы, неустойчивость мирового фондового рынка в одном из интенсивно развивающихся регионов – в Юго – Восточной  Азии;

13)                  нестабильность политической ситуации, отставка правительства В.С. Черномырдина;

14)                  неподготовленность и непродуманность заявления правительства С.Кириенко о девальвации и дефолте.

Финансовый кризис 1998 г. Показал, что управление экономикой на основе 3-5 индикаторов (темпы инфляции, бюджетный дефицит, денежная масса – М2, курс рубля, золотовалютные резервы) оказалось неспособным обеспечить ее устойчивость. Более того, эти показатели создавали иллюзию постепенного выздоровления экономики. Это обусловлено, во-первых, отсутствием практически приемлемой системы индикаторов. Недооценивалась роль таких индикаторов, как внутренний и внешний долг, структура внутреннего долга, объем неплатежей, их отношение к ВВП, доля импорта в товарообороте в размере 50-70%, превышающая разумные пределы (25-30%). Во-вторых, не учитывались такие показатели, как  фондоотдача, производительность труда, капиталоемкость, занятость. Между тем в рыночной экономике они служат важнейшим индикатором эффективности использования ресурсов, степени ее конкурентоспособности. В-третьих, в системе применения индикаторов предпочтение отдавалось темпам инфляции, в то время как роль курса рубля, состояние золотовалютных резервов недооценивалось. Считалось, что снижение темпов инфляции, сдерживание роста индикатора – М2 сами по себе способны обеспечить приемлемую динамику курса рубля, оградить реальный сектор и население от его возможного обвала. На самом деле оказалось, что курс рубля является более синтетическим и сложным индикатором, чем темп инфляции, он зависит от большего числа факторов, весьма чувствителен к политической ситуации, поведению экспортеров и инвесторов, доверию к правительству, к банковской системе.

Достаточно привести  несколько примеров, подтверждающих эту мысль. Темп инфляции в 1997 г. существенно снизился и на 1998 г. прогнозировался на уровне 0,8% в месяц, несмотря на это, экспортеры и инвесторы предпочитали оставлять свои средства в оффшорных зонах. Бегство капитала, исчисляемое, по нашим расчетам, за 1992-1998 гг. 198-254 млрд. долл., сокращало предложение валюты, поступившей на ММВБ, что могло не сказаться на снижении курса рубля.

Другой пример. Инфляция в 1995-1997 гг. снижалась, и до середины 1997 г. золотовалютные резервы увеличились с 1,5 млрд. до 25 млрд. долл.. С середины 1997 г. золотовалютные резервы начали сокращаться, а инфляция продолжала снижаться почти вплоть до обвала курса рубля. Финансовый кризис показал, что курс рубля находится под сильным влиянием структуры внешнего долга и механизма его финансирования. Краткосрочный характер долговых обязательств, скоротечная либерализация фондового рынка, допуск нерезидентов на рынок ГКО в 1997 г. оказали решающее влияние на дестабилизацию курса отечественной валюты.

Крайняя степень не5устойчивости рубля, особенно в период обострения кризиса, связана также с тем, что ЦБ и вся банковская система в достаточной степени не вырабатывали надежных механизмов контроля за предложением валюты. Нет точных данных о каналах и источниках поступления валюты. Механизм распределения валютной выручки, начинавшийся формироваться в середине 80-х годов, в современном виде сложился в рамках общей концепции либерализации. Он носит компромиссный характер, способствует утечке валюты за границу, дает неполную информацию о предложении валюты. По экспертным оценкам, на валютный рынок поступает намного меньше валютной выручки, чем предусмотрено нормативом в 50% (до 1998 г.) и на 75% (1998-2001 гг.).

Кризис показал, что обвал курса рубля явился своего рода детонатором взрыва всей системы цен. О том, что стратегия снижения курса рубля влияет на цены, известно. Также известно из новейшей отечественной истории, что шоковая либерализация цен в 1991-1993 гг. привела к резкому снижению курса рубля. Но в российских условиях 1998 г. цены оказались особенно чувствительны к падению курса рубля. Связано с тем, что российская экономика была односторонне ориентирована на импорт и на протяжении 1992-1998 гг. его наращивала, в результате чего доля импорта в товарообороте оказалась в 2-3 раза выше, чем предельные значения этого индикатора во многих странах мира (25-30%). При снижении курса рубля для финансирования импорта требуется больший объем рублей. Для того чтобы иметь рубли, продавцы и посредники импортной продукции вынуждены повышать цены. Между этими величинами существует жесткие технологические связи, как в производстве любой продукции между ее отдельными компонентами.

Информация о работе Финансовая политика