Финансовая политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2012 в 16:14, контрольная работа

Описание работы

Прошедший год показал всю сложность развития экономических событий, хода бюджетного процесса в Российской Федерации. Так, нереальность бюджета на 1994 г., принятого под давлением ряда отраслевых министерств, некоторых департаментов Минфина, а также под влиянием отдельных комитетов и фракций Государственной Думы и Федерального Собрания, во многом руководствовавшихся политическими соображениями, негативно сказалась на его исполнении. Осуществляя сдержанную финансовую политику, Министерство финансов и финансовые органы на местах покрывали расходы лишь в пределах поступления средств, а также кредитов Центрального банка. Несмотря на приложенные усилия, получателям бюджетных средств приходилось работать в условиях сильного дефицита бюджетных ресурсов.

Файлы: 1 файл

курсовая1.doc

— 185.50 Кб (Скачать файл)

      Однако положение не  безнадежно.  При  последовательном  осуществлении

реформ в обоих элементах финансовой политики положение может быть исправлено. Правительством  уже  разработаны  такие  позитивные  проекты,  как   переход исполнения федерального бюджета  на  казначейскую  систему.  Что  сократит  численность органов по контролю  за  использованием  бюджетных  средств,  ввиду  их  объединения  и реорганизации, а также должно повысить эффективность их работы. Это новация разработана с использованием зарубежного опыта и  должна  внести  свой  вклад  в  усиление

влияние политики в области расходов на экономику.  

      Через  органы  федерального  казначейства  финансируются  расходы   62 министерств и ведомств Российской Федерации.

      Сегодня средства бюджета не попадают на счета министерств и  ведомств, а доводятся на основании  их  распоряжений  до  конкретных  получателей  на местах. При  этом  объем  распорядительных  прав  ведомств  не  ущемлен,  а подконтрольность  бюджетных   ресурсов   многократна   возросла.   Передача бюджетных  средств  непосредственно  потребителям  через   казначейства   в регионах практически страхует валютный  рынок  страны  от  резких  выбросов рублевой массы.

      Территории же с началом реальной работы органон  казначейства  получат более упорядоченную и понятную схему финансирования объектов,  мероприятий, программ за счет федерального  бюджета.  Это  положительно  сказывается  на финансово-экономическом и социальном климате регионов.

В итоге можно сказать, что, несмотря на некоторые негативные тенденции

в российской финансовой политике  проводящиеся  реформы  открывают  широкие перспективы  развития  как  государственного,  так   и   частного   сектора экономики.

В на­стоя­щее вре­мя осо­бен­но ост­ро про­яви­лись не­дос­тат­ки фи­нан­со­вой по­ли­ти­ки, сдер­жи­ваю­щие эко­но­ми­че­ское и со­ци­аль­ное раз­ви­тие на­шей стра­ны. К ним от­но­сят­ся: дог­ма­ти­че­ский (не­твор­че­ский) ха­рак­тер фи­нан­со­вой по­ли­ти­ки, ее не­спо­соб­ность бы­ст­ро реа­ги­ро­вать на из­ме­няю­щие­ся ус­ло­вия раз­ви­тия на­ше­го го­су­дар­ст­ва, на­хо­дить нуж­ные спо­со­бы для ре­ше­ния на­зрев­ших за­дач; от­сут­ст­вие стра­те­ги­че­ских кон­цеп­ту­аль­ных раз­ра­бо­ток.

Це­лью кон­цеп­ции фи­нан­со­вой по­ли­ти­ки, раз­ра­бо­тан­ной в со­вре­мен­ных ус­ло­ви­ях, яв­ля­ет­ся дос­ти­же­ние бо­лее вы­со­ко­го уров­ня жиз­ни на­ро­да на ос­но­ве раз­ви­тия хо­зяй­ст­ва, все­мер­но­го по­вы­ше­ния эф­фек­тив­но­сти про­из­вод­ст­ва.

Но­вая фи­нан­со­вая стра­те­гия долж­на быть раз­ра­бо­та­на с уче­том раз­лич­ных форм соб­ст­вен­но­сти, раз­ви­тия ры­ноч­ных от­но­ше­ний, пол­но­прав­но­го функ­цио­ни­ро­ва­ния рын­ка то­ва­ров, ра­бо­чей си­лы, ка­пи­та­лов. Ос­нов­ны­ми ме­то­да­ми фи­нан­со­во­го воз­дей­ст­вия на эко­но­ми­че­скую и со­ци­аль­ную сфе­ры жиз­ни об­ще­ст­ва долж­ны стать: на­ло­го­об­ло­же­ние, ма­нев­ри­ро­ва­ние фи­нан­со­вы­ми ре­сур­са­ми, фи­нан­си­ро­ва­ние, фи­нан­со­вый ры­нок и др. Ми­ро­вой опыт под­твер­жда­ет гиб­кость и эф­фек­тив­ность та­кой прак­ти­ки.

Сви­де­тель­ст­вом кри­зи­са в об­лас­ти фи­нан­сов вы­сту­па­ют ог­ром­ный де­фи­цит го­су­дар­ст­вен­но­го бюд­же­та; на­рас­таю­щая эмис­сия де­нег и со­пут­ст­вую­щая ей ин­фля­ция; рост внут­рен­не­го и внеш­не­го го­су­дар­ст­вен­но­го дол­га; на­ли­чие боль­шо­го ко­ли­че­ст­ва убы­точ­ных и ма­ло­рен­та­бель­ных пред­при­ятий; зна­чи­тель­ные сум­мы не­про­из­вод­ст­вен­ных рас­хо­дов и по­терь в хо­зяй­ст­ве; рост не­за­вер­шен­но­го строи­тель­ст­ва. Кри­зис­ные яв­ле­ния про­яв­ля­ют­ся как в сфе­ре го­су­дар­ст­вен­ных фи­нан­сов, так и в сфе­ре фи­нан­сов пред­при­ятий и ор­га­ни­за­ций.

На­сущ­ной за­да­чей оз­до­ров­ле­ния эко­но­ми­ки и фи­нан­сов яв­ля­ет­ся упо­ря­до­че­ние де­неж­но­го об­ра­ще­ния; вос­ста­нов­ле­ние дее­спо­соб­но­сти руб­ля.

Боль­шое зна­че­ние для подъ­е­ма эко­но­ми­ки и рас­ши­ре­ния на этой ос­но­ве фи­нан­со­вых воз­мож­но­стей стра­ны име­ет при­вле­че­ние в ее эко­но­ми­ку ино­стран­ных ин­ве­сти­ций. Они мо­гут осу­ще­ст­в­лять­ся в раз­лич­ных фор­мах.

В со­от­вет­ст­вии с кар­ди­наль­ны­ми из­ме­не­ния­ми фи­нан­со­вой по­ли­ти­ки пе­ре­страи­ва­ет­ся фи­нан­со­вый ме­ха­низм. Цель пе­ре­строй­ки фи­нан­со­во­го ме­ха­низ­ма - уси­лить его воз­дей­ст­вие на эф­фек­тив­ность об­ще­ст­вен­но­го про­из­вод­ст­ва на ос­но­ве раз­ви­тия ры­ноч­ных от­но­ше­ний, обес­пе­чить по­вы­ше­ние эф­фек­тив­но­сти ис­поль­зо­ва­ния фи­нан­со­вых ре­сур­сов. В ос­но­ву пе­ре­строй­ки фи­нан­со­во­го ме­ха­низ­ма по­ло­же­ны прин­ци­пи­аль­но но­вые под­хо­ды к ор­га­ни­за­ции фи­нан­со­вых взаи­мо­свя­зей в на­род­ном хо­зяй­ст­ве, обес­пе­чи­ваю­щие все­мер­ное раз­ви­тие хо­зяй­ст­вен­ной ини­циа­ти­вы и от­вет­ст­вен­но­сти пред­при­ятий, ор­га­ни­за­ций, ре­гио­нов стра­ны за ко­неч­ные ре­зуль­та­ты ра­бо­ты.

Ко­рен­ные из­ме­не­ния вне­се­ны в ме­ха­низм го­су­дар­ст­вен­ных фи­нан­сов. Фор­ми­ро­ва­ние до­хо­дов го­су­дар­ст­вен­но­го бюд­же­та пе­ре­ве­де­но на на­ло­го­вую ос­но­ву; прин­ци­пи­аль­но из­ме­ни­лась струк­ту­ра рас­хо­дов бюд­же­та и сис­те­ма бюд­жет­но­го фи­нан­си­ро­ва­ния, при­ня­ты за­ко­ны об от­вет­ст­вен­но­сти за не­це­ле­вое ис­поль­зо­ва­ние средств, вы­де­лен­ных из фе­де­раль­но­го бюд­же­та. Так , со­глас­но пунк­ту 8 “в” По­ло­же­ния о Ми­ни­стер­ст­ве фи­нан­сов Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, ут­вер­жден­но­го по­ста­нов­ле­ни­ем Пра­ви­тель­ст­ва Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции от 19 ав­гу­ста 1994 г. № 984, Ми­ни­стер­ст­ва фи­нан­сов РФ име­ет пра­во взы­ски­вать в ус­та­нов­лен­ном по­ряд­ке с пред­при­ятий, уч­ре­ж­де­ний и ор­га­ни­за­ций сред­ст­ва, вы­де­лен­ные из фе­де­раль­но­го бюд­же­та, ис­поль­зуе­мые не по це­ле­во­му на­зна­че­нию, с на­ло­же­ни­ем на пред­при­ятия, уч­ре­ж­де­ния, ор­га­ни­за­ции, до­пус­тив­шие та­кие на­ру­ше­ния, штра­фа в раз­ме­ре дей­ст­вую­щей став­ки Цен­траль­но­го бан­ка РФ.

Про­цесс пе­ре­строй­ки фи­нан­со­во­го ме­ха­низ­ма со­про­во­ж­да­ет­ся соз­да­ни­ем со­от­вет­ст­вую­щей ба­зы. В по­след­ние го­ды Вер­хов­ный Со­вет Рос­сии при­нял ряд за­ко­нов, соз­даю­щих пра­во­вую ос­но­ву фи­нан­со­вой дея­тель­но­сти. К ним от­но­сят­ся: За­ко­ны о пред­при­яти­ях и пред­при­ни­ма­тель­ской дея­тель­но­сти, о на­ло­гах с пред­при­ятий и гра­ж­дан, об ино­стран­ных ин­ве­сти­ци­ях, о го­су­дар­ст­вен­ной на­ло­го­вой служ­бе и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Финансовая политика на современном этапе

3.1 Механизм реализации финансовой политики

Финансовая политика в России противоположна кейнсианской идеологии, которую на практике использует большинство высокоразвитых стран, гибко сочетающих ее рекомендации с принципиальными положениями монетаризма и рыночной либерализации. Типология кейнсианской политики не отрицает, а интегрирует и консолидирует в едином механизме "настройки" рыночных параметров и финансовых инструментов регулирующую роль рынка с сильной финансовой политикой государства, возрастающей централизацией бюджетных ресурсов на цели инновационного экономического роста, социального финансирования.

В России директивно проводится политика сокращения финансового потенциала государства, и вся перспектива экономического роста отдается "на откуп" частному бизнесу без должного учета его возможностей и присущих ему в России органических недостатков, связанных с исторической незрелостью, незавершенностью рыночной трансформации, криминализацией. Не решена и проблема инфраструктурных монополий, которые не показывают высокой эффективности, перераспределяют экономические ресурсы в пользу монопольного сектора и душат конкурентный сектор национальной экономики.

Жесткая ограничительная бюджетная политика проводится в отношении как федерального бюджета, так и региональных и местных бюджетов, самостоятельность которых, несмотря на все усилия по разграничению полномочий, сужается, в том числе и посредством установления и требований исполнения федеральных стандартов.

Российскую финансовую политику необоснованно подводить и под монетаризм в его "милтоновском" понимании. Между российской денежно-кредитной политикой и в целом финансовой политикой есть, конечно, нечто общее с идеями известного американского профессора, идеолога монетаризма М. Фридмэна, однако в существенных чертах она отходит от современного западного монетаризма.

В рамках директивной либерально-монетаристской политики не удается эффективно сочетать политику ограничения инфляции и политику экономического роста, поскольку главные факторы инфляции в переходной экономике - неконтролируемое формирование затрат и доходов хозяйствующих субъектов и отсутствие конкуренции во многих секторах рынка, в том числе и на потребительском рынке, в сфере услуг. В России лишь с помощью открытости внутреннего рынка для импортных товаров удается сбалансировать товарное предложение и денежный спрос, причем за счет вытеснения с платежеспособного рынка отечественного производства. Политика ограничения бюджетных расходов и денежной массы порождает отрицательные последствия и для социальной сферы.

Таким образом, в России проводится специфический тип финансовой политики, характеризующийся жестким принудительным воздействием государства на сферу денежного обращения, государственные расходы и доходы бюджетных отраслей и учреждений. В отношении частного сектора реализуется политика либерализации, что, однако, не должно было бы противопоставляться государству, особенно в условиях глобализации мировой экономики и финансовых процессов.

Эффективность финансовой политики характеризуется критериями, которые выражают степень реализации стратегической (главной) целевой функции этой политики с учетом ее типологии и фактора времени. Оценка зависит от того, кто является ее главным творцом, с каких позиций она оценивается.

Критерием эффективности финансовой политики должна стать степень реализации целей и задач, обозначенных в президентском послании Федеральному Собранию РФ: как минимум удвоение ВВП до 2010 г.; создание современной сильной российской экономики и эффективного государства; преодоление бедности. Эти цели преломляются в системе настройки финансовых инструментов, направленности и росте потенциала бюджетных потоков, возрастающем использовании ресурсов страны в решении задач развития социально-трудовой сферы. Социальные критерии эффективности финансовой политики так же приоритетны, как и обеспечение эффективного баланса финансовых потоков от сферы производства товаров и услуг к бюджетной системе (налоги) и от бюджетной системы к отраслям национальной экономики (возврат части ресурсов на восстановление и развитие доходообразующих отраслей). Бюджетная система - это посреднический механизм, обеспечивающий интересы развития производственно-трудовой сферы, социальной сферы и сектора домашних хозяйств (населения).

За тенденцией сокращения государственных доходов и расходов следует свертывание программ поддержки новых отраслей, выравнивания социально-экономического развития регионов, наступление на реальные доходы населения. Из источников их формирования изымаются социальные трансферты, а в расходы населения включаются новые затраты, связанные с так называемой политикой модернизации бюджетной сферы и структурными реформами в российской экономике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Значение финансовой политики

В лю­бом об­ще­ст­ве го­су­дар­ст­во ис­поль­зу­ет фи­нан­сы для осу­ще­ст­в­ле­ния сво­их функ­ций и за­дач, дос­ти­же­ния оп­ре­де­лен­ных це­лей. Важ­ную роль в реа­ли­за­ции по­став­лен­ных це­лей иг­ра­ет фи­нан­со­вая по­ли­ти­ка.

В за­ви­си­мо­сти от дли­тель­но­сти пе­рио­да и ха­рак­те­ра ре­шае­мых за­дач фи­нан­со­вая по­ли­ти­ка под­раз­де­ля­ет­ся на фи­нан­со­вую стра­те­гию и фи­нан­со­вую так­ти­ку.

Фи­нан­со­вая стра­те­гия - дол­го­вре­мен­ный курс фи­нан­со­вой по­ли­ти­ки, рас­счи­тан­ный на пер­спек­ти­ву и пре­ду­смат­ри­ваю­щий ре­ше­ние круп­но­мас­штаб­ных за­дач, оп­ре­де­лен­ных эко­но­ми­че­ской и со­ци­аль­ной стра­те­ги­ей. В про­цес­се ее раз­ра­бот­ки про­гно­зи­ру­ют­ся ос­нов­ные тен­ден­ции раз­ви­тия фи­нан­сов, фор­ми­ру­ют­ся кон­цеп­ции их ис­поль­зо­ва­ния, на­ме­ча­ют­ся прин­ци­пы ор­га­ни­за­ции фи­нан­со­вых от­но­ше­ний. Вы­бор дол­го­вре­мен­ных це­лей и со­став­ле­ние це­ле­вых про­грамм в фи­нан­со­вой по­ли­ти­ке не­об­хо­ди­мы для кон­цен­тра­ции фи­нан­со­вых ре­сур­сов на глав­ных на­прав­ле­ни­ях эко­но­ми­че­ско­го и со­ци­аль­но­го раз­ви­тия.

Фи­нан­со­вая так­ти­ка на­прав­ле­на на ре­ше­ние за­дач кон­крет­но­го эта­па раз­ви­тия об­ще­ст­ва пу­тем свое­вре­мен­но­го из­ме­не­ния спо­со­бов ор­га­ни­за­ции фи­нан­со­вых свя­зей, пе­ре­груп­пи­ров­ки фи­нан­со­вых ре­сур­сов.

Стра­те­гия и так­ти­ка фи­нан­со­вой по­ли­ти­ки взаи­мо­свя­за­ны. Стра­те­гия соз­да­ет бла­го­при­ят­ные ус­ло­вия для ре­ше­ния так­ти­че­ских за­дач. Так­ти­ка, вы­яв­ляя ре­шаю­щие уча­ст­ки и уз­ло­вые про­бле­мы раз­ви­тия эко­но­ми­ки и со­ци­аль­ной сфе­ры, пу­тем свое­вре­мен­но­го из­ме­не­ния спо­со­бов, форм ор­га­ни­за­ции фи­нан­со­вых свя­зей, по­зво­ля­ет в бо­лее сжа­тые сро­ки с наи­мень­ши­ми по­те­ря­ми и за­тра­та­ми ре­шать за­да­чи, на­ме­чае­мые фи­нан­со­вой стра­те­ги­ей.

При вы­ра­бот­ке фи­нан­со­вой по­ли­ти­ки сле­ду­ет ис­хо­дить из кон­крет­ных ис­то­ри­че­ских ус­ло­вий. Они долж­ны учи­ты­вать спе­ци­фи­ку ка­ж­до­го эта­па раз­ви­тия об­ще­ст­ва, осо­бен­но­сти как внут­рен­ней, так и ме­ж­ду­на­род­ной об­ста­нов­ки, ре­аль­ные эко­но­ми­че­ские и фи­нан­со­вые воз­мож­но­сти го­су­дар­ст­ва.

Учет осо­бен­но­стей мо­мен­та пред­по­ла­га­ет так­же тща­тель­ное изу­че­ние опы­та пред­ше­ст­вую­ще­го хо­зяй­ст­вен­но­го и фи­нан­со­во­го строи­тель­ст­ва, но­вых тен­ден­ций и про­грес­сив­ных яв­ле­ний, ми­ро­во­го опы­та.

Информация о работе Финансовая политика