Финансовая система как способ организации финансовых отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 20:16, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть наиболее важные вопросы, касающиеся отдельных звеньев финансовой системы. Цель исследования определяет постановку следующих задач: раскрытие основных составляющих финансовой системы, исследование ее текущего состояния на примере Российской Федерации. Во всех финансовых процессах можно выделить то общее, что их объединяет, – лежащие в основе финансовых операций отношения между различными хозяйствующими субъектами. Эти отношения определяются как финансовые.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 146.50 Кб (Скачать файл)

Фонд страхования обеспечивает возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствует их предупреждению.

Финансы предприятий различной  формы собственности, являясь основой  единой финансовой системы страны, обслуживают процесс создания и распределения общественного продукта и национального дохода. От состояния финансов предприятий зависит обеспеченность централизованных денежных фондов финансовыми ресурсами.

При этом активное использование финансов предприятий в процессе производства и реализации продукции не исключает участия в этом процессе бюджета, банковского кредита, страхования. В условиях рынка предприятия самостоятельно распределяют выручку, формируют и используют фонды производственного и социального назначения, изыскивают необходимые им средства для расширения производства продукции, используя кредитные ресурсы и возможности финансового рынка.

Основными принципами построения финансовой системы государства являются принципы демократического централизма  и фискального федерализма. Первый характерен для плановой экономики и состоит в сосредоточении в руках высшей государственной власти права на мобилизацию и использование преобладающей части финансовых средств национальной экономики. Принцип фискального федерализма означает распределение функций между отдельными звеньями финансовой системы. Правительство призвано обеспечивать общенациональные цели (оборону, космос, внешние государственные отношения). Источником их финансирования является государственный бюджет. Местные органы власти осуществляют финансирование деятельности школ, жилищного строительства, охрану общественного порядка и т.д.

Мероприятия государства по аккумуляции  финансовых ресурсов, их распределению  и использованию составляют финансовую политику. Она включает фискальную политику, т.е. деятельность государства в области регулирования государственных расходов и налогообложения, и бюджетную политику, направленную на регулирование бюджета. Финансовая политика осуществляется с помощью различных финансовых инструментов: субсидий, дотаций, трансфертов, налогов, таможенных пошлин.

Направление финансовой политики зависит  от экономического состояния страны. Общей тенденцией сегодня является повышение роли правительства в  регулировании национальной экономики через финансовую систему. Это связано с ростом расходов на поддержание уровня доходов, на программы по социальному обеспечению и т.д.

 

1.3. Функции финансов

 

Финансы обладают следующими функциями:

- распределительная (распределяет  созданный продукт; с помощью этой функции создаются фонды);

- перераспределительная (перераспределение  созданного продукта, т.е. вторичное  распределение между членами  общества);

- регулирующая (финансы могут, как  стимулировать производство, так  и угнетать его);

- контрольная (благодаря финансам общество имеет возможность наблюдать все финансовые потоки в государстве для того, чтобы вовремя повлиять на тот или иной товары)[18, С.24].

Распределительная функция. Стадия распределения  начинается с распределения новой  стоимости и заканчивается формированием первичных доходов (заработная плата, прибыль). Стадия перераспределения - многоступенчатый этап, на котором формируется общегосударственные фонды: госбюджет, внебюджетные фонды, страховые, банковские фонды и фонды предприятий. Распределительная функция - объективное свойство категории финансов осуществлять распределение стоимости созданного продукта в денежном выражении.

Перераспределительная стадия отличается от распределительной тем, что на этой стадии перераспределяются ранее  созданные доходы.

Контрольная функция. Осуществлением соблюдения пропорций в распределительном  процессе занимается контрольная функция  финансов. В связи с развитием  рыночных отношений кроме бюджетных  отношений появились внебюджетные. Часть средств на проведение социально - культурных мероприятий идет через внебюджетные фонды. Таким образом, считается, что мы сокращаем бюджет, но при этом увеличивается нагрузка на предприятия, которые производят отчисления.

 Появились новые моменты в теории финансов. Одним из них является стимулирующая функция финансов.

Также финансы обладают некоторыми признаками:

- финансы носят денежный характер, однако бывают ситуации, когда  в финансовой системе вращаются  и натуральные товары;

- финансовые отношения носят  распределительный характер;

- финансовые отношения всегда  связаны с формированием денежных  доходов и накоплений, которые  принимают форму финансовых ресурсов;

Взаимосвязь финансов с другими  экономическими категориями.

В первую очередь важно знать  взаимосвязь финансов с такими экономическими категориями как цена, заработная плата, кредит. А также, в какой последовательности эти категории вступают в распределительный процесс.

Цена. Именно она первой вступает в  распределительный процесс и  определяет первичные пропорции  в нем. Колебания цены вокруг стоимости создают поле деятельности для финансов.

В цене заключены все структурные  части стоимости, которые далее  распределяются и получают свои экономические  формы в виде финансовых ресурсов и фондов.

Зарплата. Следом за ценой, внутри финансового распределения, начинает функционировать заработная плата. Финансы создают условия для нормирования фонда заработной платы и других фондов оплаты труда. Эти категории создают предпосылки для воспроизводства рабочей силы; во взаимодействии стимулируют воспроизводственный процесс.

С помощью финансов формируется  множество фондов, а с помощью  заработной платы - фонд заработной платы  и премиальный фонд. Они составляют фонд оплаты труда. Кредит. Фонды банков формируются на стадии перераспределения, т.е. кредит завершает распределительный процесс. Кредитные ресурсы формируются в результате того, что появляется несоответствие в наличии собственных средств и их потребностью. Кредит дополняет финансовые ресурсы и позволяет происходить процессу расширенного воспроизводства.

Особенности финансов:

- средства банка выдают на  определенный срок; на определенных  условиях и при условии возвратности;

- средства при финансировании  выдаются на определенные цели; бесплатно безвозвратно.

С помощью кредита происходит перераспределение финансовых ресурсов между предприятиями, организациями и гражданами.

Финансы, могут влиять на все стадии воспроизводства и процесс в  целом. Объективные предпосылки  влияния связаны с двумя обстоятельствами:

- финансы функционируют во всех  сферах общественного производства (производстве, обращении, потреблении)

- финансы обладают потенциальным  свойством быть катализатором  процессов экономики, что вытекает  из распределительной функции.  Распределение начинается в сфере  материального производства.

Экономический инструмент - это экономическая  категория, воплощенная в конкретных формах проявления и сознательно  используемая обществом для достижения конкретных целей.

Финансы влияют двояко:

- количественно (характеризуется  пропорциями распределительного процесса);

- качественно (характеризуется  воздействием финансов на материальные  интересы субъектов хозяйствования).

Экономический стимул - инструмент, который  увязан с материальными интересами субъектов хозяйствования. Сознательное использование финансов в общественном производстве приводит к результатам, в которых проявляется активная роль финансов в общественном производстве в условиях рынка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Финансовая система, ее роль в экономике государства

2.1. Структура финансовой  системы Российской Федерации

 

Финансовая система как фирма  организации денежных отношений  может быть подразделена на три взаимосвязанные  подсистемы, обеспечивающие формирование и использование финансовых ресурсов соответственно:

  • У хозяйствующих субъектов
  • У населения
  • У государства и органов местного самоуправления

В каждой из выделенных подсистем  используются специфические формы  и методы образования и использования  финансовых ресурсов; каждая из них  имеет собственное функциональное назначение и соответствующий финансовый механизм, ориентированный на достижение собственных целей каждого из субъектов экономических отношений.

Существует различия, как в функциональном назначении указанных подсистем, так  и в методах, способах формирования и использования финансовых ресурсов делают целесообразным выделение обособленных систем финансовых отношений:

  1. Финансы организации (хозяйствующих субъектов);
  2. Публичные финансы (государственные и муниципальные финансы);
  3. Финансы домашних хозяйств (домохозяйств).

Эти подсистемы, в свою очередь, подразделяются на отдельные звенья (частные подсистемы) в зависимости от механизма формирования и использования денежных фондов у конкретных экономических субъектов. Состав и классификация финансовой системы России по сферам, подсистемами звеньям приведены на схеме 1.1. (отметим, что возможны и другие представления финансовой системы с обособлением тех или иных её компонентов).

Основой финансовой системы являются децентрализованные финансы, поскольку именно в этой сфере формируется преобладающая доля финансовых ресурсов государства. Часть этих ресурсов перераспределяется в соответствии с нормами финансового права и доходы бюджетов всех уровней и во внебюджетные фонды. При этом значительная часть указанных средств в дальнейшем направляется на финансирование бюджетных организаций; коммерческих организаций в виде субвенций, субсидий, а также возвращается населению в форме социальных трансфертов (пенсий, пособий, стипендий и т.п.).

Среди децентрализованных финансов ключевое место принадлежит финансам коммерческих организаций. Здесь  создаются материальные блага, производятся товары, оказываются услуги, формируется прибыль, являющаяся главным источником  производственного и социального развития общества.

Финансы домохозяйств играют значительную роль как в формировании централизованных финансов посредством налоговых платежей, так и в формировании платежеспособного спроса станы. Чем больше доходы населения, тем выше его спрос на различные виды материальных и нематериальных благ и тем большие возможности для развития экономики, социальной сферы.

Финансы некоммерческих организаций  имеют свою специфику, связанную  с формированием доходов, порядком их использования, владением имуществом и т.п.

Централизованные  финансы представлены бюджетной системой, а также государственным и муниципальным кредитом. В Бюджетном кодексе РФ бюджетная система определена как совокупность бюджетов  всех уровней и бюджетов государственных внебюджетных фондов, которая регулируется нормами права и основывается на экономических отношениях. Финансовые ресурсы бюджетной системы находятся в государственной собственности или собственности органов местного самоуправления (муниципальной собственности). Функционирование бюджетной системы России регламентируется Бюджетным кодексом РФ[6, С.325].

Федеральное устройство России включает три уровня управления:

  • Федеральный уровень
  • Уровень субъектов Федерации
  • Местный уровень (органов местного самоуправления).

Каждый из них предполагает наличие  собственных представительных (законодательных) и исполнительных органов власти, а также наличие собственного бюджета. Бюджеты являются финансовой основой управления государственных и муниципальных органов власти.

Бюджетная система Российской Федерации  также включает три уровня:

  • Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
  • Бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты) и бюджеты региональных (территориальных) государственных внебюджетных фондов;
  • Бюджеты органов местного самоуправления (местные, муниципальные бюджеты)[3, С.64].

Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и принимаются в форме федеральных законов. Бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов утверждают в форме законов субъектов РФ. Местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в соответствии с правовыми актами представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.

Информация о работе Финансовая система как способ организации финансовых отношений