Финансовая система как способ организации финансовых отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 20:16, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть наиболее важные вопросы, касающиеся отдельных звеньев финансовой системы. Цель исследования определяет постановку следующих задач: раскрытие основных составляющих финансовой системы, исследование ее текущего состояния на примере Российской Федерации. Во всех финансовых процессах можно выделить то общее, что их объединяет, – лежащие в основе финансовых операций отношения между различными хозяйствующими субъектами. Эти отношения определяются как финансовые.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 146.50 Кб (Скачать файл)

Мировая  научная  мысль  пришла  к  выводу  о  том,  что  уровень  финансового  развития страны  напрямую  влияет  на  темпы  экономического  роста и  на  ее  позиции  в  мире. В  условиях  глобализации  высокий  уровень  финансового  развития страны  может  быть  достигнут  только  на  основе  собственной  конкурентоспособной финансовой  системы,  наличие  которой  является  одним  из  признаков  великой  державы, важнейшим фактором обеспечения полноценного национального суверенитета. 

Глобализация  означает,  что  ключевым  фактором  национальной  экономической динамики, роста национального богатства и повышения качества жизни населения стала национальная  конкурентоспособность.  Ее  уровень  критичен  для  финансовой  системы страны,  так  как  глобальная  конкуренция в этой  сфере несравнимо  выше,  чем в других секторах мировой экономики. Результатом этого становится  альтернатива:  выбор между высокоразвитой национальной экономикой превращается в выбор между формированием на основе развитого национального финансового рынка финансового центра мирового или регионального  значения,  и  исчезновением  национального  финансового  рынка  как такового.

Исходя  из  этого,  необходимо  определить  целевые  критерии  развития национальной  финансовой  системы.  Учитывая,  что  эффективность  финансовой системы  имеет  как  макроэкономический,  так  и  глобальный  аспекты,  они  должны описываться  как  со  стороны  макроэкономических  параметров,  так  и  со  стороны показателей  глобальной  конкуренции.  Такие  критерии  могут  не  иметь  четко определенных  количественных  показателей,  но  их  определение,  по  крайней  мере,  на качественном  уровне представляется  совершенно необходимым. При  этом установление целей не означает максимизации количественных значений любой ценой. Принципиально важно,  на  наш взгляд,  находиться  в рамках  поступательного тренда  по  каждому из установленных критериев.

В связи с этим положением целесообразно  ориентироваться на: 

1.  Соотношение емкости финансового рынка и емкости экономики: устойчивый долгосрочный рост (т.е. опережающее развитие финансового сектора по сравнению с общеэкономической динамикой).

2.  Доля России на мировом  рынке капитала по показателям  емкости секторов финансового  рынка: устойчивый долгосрочный рост.

3.  Уровень процентных ставок (доступность капитала): устойчивое  долгосрочное снижение, при сохранении  минимально положительного значения  реальных процентных ставок.

4.  Соотношение объема долгосрочных  инвестиций, привлекаемых предприятиями на финансовых рынках, и совокупного объема инвестиций в основной капитал российских предприятий: устойчивый долгосрочный рост.

5.  Соотношение рыночной оценки  активов и финансовых результатов:  максимальная стабильность при  тенденции к росту. 

6.  Курс национальной валюты по отношению к корзине резервных валют: стабильность при тенденции к росту.

Необходимо подчеркнуть, что  определение  этих параметров финансовой  системы  не  означает  их  директивного  планирования.  Одним  из  важнейших  принципов программно-целевого подхода как раз и является индикативность выбранных показателей, которые, прежде всего, используются в качестве ориентиров развития [17, С.89].

Следует  подчеркнуть,  что  предложенная  методология  формирования  программы  развития  финансового  сектора  не  претендует  на  прогнозирование  реального  поведения рынка, – это попытка выстроить план оптимального развития. Задача эта, между тем, к  настоящему  времени  не  только  не  выполнена,  но  и  не  поставлена  на  политическом уровне.

 Существующие  в  настоящее   время «отраслевые»  программы   развития  отдельных сегментов   финансового  рынка  не  обеспечивают  комплексного  и  сбалансированного  развития финансовой системы  в целом. Кроме того, развитие  финансового рынка должно быть  тесно увязано с изменением  ряда  регулятивных  практик и совершенствованием правовых основ предпринимательства и инвестирования.

Не  менее  важным  условием  эффективности  программ  развития  финансового сектора является обеспечение  оптимальной последовательности принимаемых мер. 

 Мировой  опыт  развития  финансовых  рынков  в  последние  15 – 20  лет свидетельствует   о  наличии  единой  тенденции   в  области  модернизации  институтов государственного  регулирования   и  надзора  на  финансовом  рынке,  заключающейся  в переходе к мегарегулированию.

В  Российской  Федерации  общемировой  тренд  к  мегарегулированию, обусловленный  ростом  системных  рисков  финансовой  системы,  часто воспринимается упрощенно –  как  переход функций  регулирования  всех  сегментов финансового  рынка  к мегарегулятору (специально  созданному,  либо  сформированному  на  основе  какого-либо уже существующего органа). Специфическая проблема России в данном случае состоит в одновременном  сосуществовании  необходимости  внедрения  мегарегулирования  и невозможности  сделать  это  в  рамках  имеющейся  регулятивной  среды.  Необходимость внедрения  мегарегулирования  обусловлена  ростом  системных  рисков  вследствие интеграции  финансового  рынка  России,  создающей  комфортные  условия для «мгновенной»  трансляции  рисков  между различными  секторами финансового рынка,  а также для чрезвычайно интенсивной концентрации  рисков  в рамках  отдельных финансовых институтов.

Попытки создания мегарегулятора в  России, предпринимавшиеся в течение 2004 – 2007  годов,  выявили  серьезные  препятствия  для  этого.  Главными  из  них  в  настоящее время являются: необходимость  внесения  существенных  законодательных  изменений,  в  том числе в конституционные законы; отсутствие единых подходов,  закрепленных в нормативных актах, к надзору и контролю  на  различных  сегментах  финансового  рынка,  а  также  единых стандартов  регулирования (правоустановления)  к  одинаковым  операциям финансовых институтов различных типов; дефицит  государственных  ресурсов  для  обеспечения  эффективной  работы мегарегулятора.

Юридическая  природа  функций  мегарегулятора  не  соответствует  ни  одной  из существующих  в  российском  праве  организационно-правовых  форм,  включая  и государственную корпорацию. Адекватную правовую форму российского мегарегулятора еще предстоит создать.

Мировой  опыт  показывает,  что  межсекторальный  надзор  на  финансовом  рынке является чрезвычайно затратным, что не позволяет в большинстве  случаев финансировать его  только  за  счет  средств  государственного  бюджета.  В  мировой  практике  в большинстве  случаев  применяется  комбинирование  различных  способов  экономии средств и увеличения объема их привлечения на цели надзора. Во-первых, задействуются средства  самих  регулируемых (объектов надзора), поэтому  в  ряде  случаев при  создании мегарегуляторов  в  их  состав  были  включены  и  саморегулируемые  организации.  Во-вторых, происходит отказ от «тотального» надзора за счет применения тактики надзора за «узловыми  точками»,  индуцирующими  максимальные  объемы  системных рисков.  В-третьих, используются средства национального банка.

По нашему мнению, для усиления межсекторального регулирования и  надзора на финансовом  рынке  необходимо  усилить  роль  Совета  по  финансовым  рынкам  при Президенте  РФ.  Только  при  условии  координации  регулятивной  и  надзорной деятельности на финансовом рынке министерств и ведомств Правительства РФ,  с одной стороны,  и  Центрального  Банка,  с  другой  стороны,  возможно  достижение  их эффективного взаимодействия. В роли такого координатора может успешно выступить в настоящее  время  только  Совет  по  финансовым  рынкам  при  Президенте  РФ.  Ему  же должна принадлежать ведущая роль в разработке, а затем в контроле за реализацией программ структурной модернизации финансовой системы в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Из всего выше изложенного  можно сделать следующие вывод, что финансы объективно необходимы, так как обусловлены потребностями  общественного развития. Государство может, учитывая объективную необходимость финансовых отношений разрабатывать различные формы их использования: вводить или отменять различные виды платежей, изменять формы использования финансовых ресурсов и т.д. Государство не может создавать то, что объективно не подготовлено ходом общественного развития. Оно устанавливает только формы проявления объективно назревших экономических отношений. Без финансов невозможно обеспечить индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономически, стимулировать быстрейшее внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности.

Финансы выражают экономические  общественные отношения. Это неотъемлемый элемент общественного воспроизводства на всех уровнях хозяйствования. Финансовая система есть совокупность финансовых отношений, связанных с распределением и перераспределением общественного продукта.

Как показал проведенный в работе анализ основных параметров действующей в настоящее время в Российской Федерации финансовой системы, по своим основным характеристикам она вполне соответствует общепринятым в экономической науке и мировой практике представлениям: финансовая система Российской Федерации — это совокупность органов и институтов (звеньев), которые связаны с аккумуляцией, перераспределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

В ходе проведенной работы были достигнуты поставленные передо мной задачи: даны определения финансов, финансовой системы, их сущности и их функций; освещена структура финансовой системы Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

  1. Афанасьев М. Модернизация государственных финансов России / М. Афанасьев,  И. Криворогов // Вопросы экономики. – 2006. - №9. – С. 103 – 111.
  2. Барулин С.В. Сущность финансов: новые реалии / С.В. Барулин, Т.М. Ковалева // Финансы и кредит. – 2004. - №5.
  3. Бюджетная система России: учеб. для вузов / под ред. Г.Б. Поляка. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2007. – 703 с.
  4. Галицкая С.В. Деньги. Кредит. Финансы: учебник / С.В. Галицкая – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 496 с.
  5. Глущенко В.В. Факторы развития современных финансов / В.В.Глущенко, И.И.Глущенко.- М.: Рук. деп. в ВИНИТИ № 3067-В97 от 15.10. 2004г.
  6. Годин А.Н. Бюджетная система Российской Федерации: учеб. для вузов /           А.Н. Годин, В.П. Горегляд, И.В. Подпорина. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Дашков и К., 2007. – 565 с.
  7. Голикова Ю.С. Банк России: организация деятельности: в 2-х т. / Ю.С. Голикова, М.А. Хохленкова. - М., 2008. – 412 с.
  8. Государственные и муниципальные финансы: учеб. пособие для вузов / Г.Б. Поляк и др.; под ред. Г.Б. Поляка. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2007. – 319 с.
  9. Занадворов В.С. Экономическая теория государственных финансов: учеб. пособие для вузов / В.С. Занадворов, М.Г. Колосницына; ГУ-ВШЭ. – М., 2006. – 391 с.
  10. Ковалев В.В. Финансовый анализ / В.В. Ковалёв. - М. 2004. – 512 с.
  11. Нешитой А.С. Финансы: учебник / А.С. Нешитой. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и К., 2006. – 510 с.
  12. Организация деятельности Центрального Банка: учеб. пособие / под ред.             Г.Н. Белоглазовой, Н.А. Савинской. - СПб.: изд. СПбГУЭФ, 2007. – 348 с.
  13. Семенюта О.Г. Деньги, кредит, банки в РФ: учеб. пособие / О.Г. Семенюта. - М: Контур, 2008. – 215 с.
  14. Финансы: учеб. пособие / под ред. А.М. Ковалёвой. – 5-е изд., перераб. и доп.- М.: Финансы и статистика, 2006.- 415с.
  15. Финансы: учебник / под ред. А.И. Архипова, И.А. Погосова. – М.: Проспект, 2007. – 627с.
  16. Финансы: учебник / С.А. Белозёров и др.; под ред. В.В. Ковалёва. – М.: Проспект, 2006. – 640с.
  17. Финансы и кредит: учеб. пособие. / под ред. A.M. Ковалевой. - М.: Финансы и статистика, 2005. – 354 с.
  18. Финансы и кредит: рабочая программа / под ред. Смородиной М.И.- М., 2006. -      62 с.
  19. Конституция Российской Федерации. – М., 1993.
  20. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145 - ФЗ с изменениями и дополнениями.
  21. http://www.ach.gov.ru/
  22. http://www.consultant.ru/
  23. http://www.customs.ru/
  24. http://www.gks.ru/
  25. http://www.kfm.ru/
  26. http://www.minfin.ru/
  27. http://www.fcsm.ru/
  28. http://www.cbr.ru/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Финансовая система как способ организации финансовых отношений