Финансовая система обязательного пенсионного страхования России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 11:20, курсовая работа

Описание работы

Система пенсионного обеспечения России, как и любая форма социально-экономических отношений, переживала определенные этапы своего развития, начиная от введения данного вида социального страхования в российскую систему социального обеспечения населения и его развития до современных форм.

Файлы: 1 файл

1.docx

— 64.67 Кб (Скачать файл)

 

Глава 1. Система обязательного пенсионного  страхования.

1.1. История развития системы пенсионного страхования в РФ.

Система пенсионного  обеспечения России, как и любая  форма социально-экономических отношений, переживала определенные этапы своего развития, начиная от введения данного  вида социального страхования в  российскую систему социального  обеспечения населения и его  развития до современных форм.

До революции 1917 года право на государственное  пенсионное обеспечение в России имели только государственные чиновники. В 20-е годы перечень лиц, имеющих  право на получение пенсии, был  значительно расширен. В 1932 году пенсионное обеспечение по старости охватило рабочих  всех отраслей народного хозяйства  и законодательно были введены пенсионные возраста — 55 лет для женщин и 60 лет  для мужчин. С тех пор эти  границы не менялись. В 1936 году после  принятия Конституции СССР пенсионное обеспечение стало всеобщим для  рабочих и служащих.

В последующие  годы принимались законы о государственных  пенсиях, в результате которых к  середине 60х годов в России (как части бывшего СССР) сложилась государственная система всеобщего пенсионного обеспечения к старости для работающего населения, которая модифицировалась многократно. В связи с постоянной нехваткой трудовых ресурсов в 60х годах в основном принимались законы и постановления о мерах по повышению материальной заинтересованности трудоспособных пенсионеров по старости в продолжении работы после назначения пенсии.

К 80-ым годам XX века пенсионная система  СССР сформировалась к тому виду, который  сохранился до периода демократических  реформ (перенеся отдельные черты  и на современную российскую пенсионную систему). В законодательстве восьмидесятых годов выделяются следующие виды пенсии: по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца на общих и льготных условиях, за выслугу лет.

 Действовавшая в СССР система пенсионного обеспечения функционировала в рамках общей системы социального обеспечения и социального страхования, которая охватывала не только выплаты пенсий и пособий различных видов, но и различные формы социального, медицинского, санаторно-курортного обслуживания трудящихся, содержание и обслуживание престарелых и нетрудоспособных. Средства на пенсионное страхование аккумулировались в Фонде государственного социального страхования, через который образовывались и использовались средства государственного социального страхования. Фонд был консолидирован в государственном бюджете и включался в него по доходам и расходам. Основным источником доходов Фонда государственного социального страхования являлись страховые взносы, уплачиваемые предприятиями, организациями, учреждениями на сумму начисленной заработной платы своих работников. Расходы по уплате страховых взносов хозяйствующих предприятий и организаций включались в себестоимость продукции, работ и услуг, в бюджетных учреждениях – в состав сметных назначений.

Несмотря  на то, что данная пенсионная система  входила составной частью в систему  социального страхования, она не содержит экономических признаков  системы государственного пенсионного  страхования, которые наиболее наглядно выражаются в базовых принципах  государственного пенсионного страхования. В то же время данная система, несмотря на многочисленные экономические недостатки, содержала одно важное преимущество - обеспечивала абсолютно всем категориям граждан минимально необходимый  прожиточный уровень потребления. Поэтому пенсионная система, начиная  с указанного периода и до 1990 г., получила определение как государственное пенсионное обеспечение.

Пенсии по государственному социальному страхованию  представляли собой гарантированные  ежемесячные денежные выплаты, размер которых, как правило, соизмерялся  с прошлым заработком. В зависимости  от события, при наступлении которого предоставлялось пенсионное обеспечение  по социальному страхованию, в законодательстве указанного периода выделяются следующие виды пенсий: по возрасту на общих и льготных условиях, по инвалидности, по случаю потери кормильца на общих и льготных условиях, за выслугу лет.

Развитие  пенсионной системы до периода радикальных  рыночных реформ 1990 года свидетельствует  о накоплении в ней большого числа  экономических и социальных проблем, которые могли быть решены только путем кардинальных перемен всей пенсионной системы на базе формирования и укрепления страховых принципов  с учетом требований включения бюджета  ПФР в бюджетно-финансовую систему  страны. Предполагалось, что с проведением  пенсионной реформы должен быть решен  основной вопрос социальной политики государства - стабилизация и значительный подъем материального положения  пенсионеров, а также резкое сокращение численности малообеспеченных граждан. В этих целях в 1990 году принят Закон  СССР "О пенсионном обеспечении  граждан СССР". Однако изменение  государственного устройства страны повлекло за собой уже через полгода  после утверждения упомянутого  закона принятие самостоятельного Закона РФ "О государственных пенсиях  в Российской Федерации" (с последующими многочисленными изменениями и  дополнениями), который в то же время  привнес значительные отличия в  правовые основания функционирования пенсионной системы. Российский пенсионный закон 1990 года, по существу, стал первым законом, в котором пенсионное страхование  выделено в полностью автономную систему, последовательно и достаточно четко проведены в жизнь общепризнанные принципы обязательного государственного пенсионного страхования.

Пенсионный  фонд РФ образован 22 декабря 1990 года посредством  выделения из Фонда государственного социального страхования СССР. Учредителем  Пенсионного фонда РФ являлся  Верховный Совет РСФСР. Пенсионный фонд РФ подконтролен и подотчетен Государственной Думе Российской Федерации, которая утверждает и годовой бюджет Пенсионного фонда РФ, и отчет о его исполнении1.

В Российской Федерации право и гарантии пенсионного  обеспечения установлены Конституцией РФ: “Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную  жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается  гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная  поддержка семьи, материнства, отцовства  и детства, инвалидов и пожилых  граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные  пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты”2. “Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность”3.

Таким образом  сложилась  система государственного пенсионного страхования основана на солидарно-распределительных принципах, что позволило ей быть более приспособленной  к новым условиям по сравнению  с социалистической системой пенсионного  обеспечения.

Однако время  показало, что данная система пенсионного  страхования далеко не идеальна. Крайне неблагоприятная макроэкономическая ситуация наряду с социальной неоправданностью основных позиций пенсионной реформы  не позволили ей полностью адаптироваться к современным условиям и стать  автономной от государственного бюджета.

Главным принципом  государственного регулирования пенсий в жестких финансовых условиях являлась попытка предотвращения падения  среднего уровня пенсии ниже прожиточного минимума пенсионера.

В период 1992-1994 годов Президентом Российской Федерации  был издан ряд указов, регулирующих данные вопросы: от 24.07.1992 № 799 "О компенсационных  выплатах пенсионерам"; от 27.10.1993 № 1766 "О компенсационных выплатах. Пенсионерам в связи с ростом стоимости жизни"; от 10.12.1993 № 2121 "О  повышении ранее назначенных  трудовых пенсий"; от 03.08.1994 № 1584 "Об индексации государственных пенсий в Российской Федерации с 1 августа 1994 года и источниках ее финансирования". Одним из сложнейших вопросов пенсионного  обеспечения этого периода был  вопрос, связанный с максимальной пенсией.

В 1996 году был принят Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" (далее Закон об индивидуальном (персонифицированном) учете). Данный закон устанавливал правовую основу и принципы организации индивидуального учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства о государственном пенсионном обеспечении в части трудовых пенсий.

Новый этап пенсионной реформы начался в  России в 2002 году. Основная цель - достижение долгосрочной финансовой сбалансированности пенсионной системы, повышение уровня пенсионного обеспечения граждан и формирование стабильного источника для дополнительных доходов в социальную систему. Суть пенсионной реформы состоит в постепенном переходе от чисто распределительной системы к распределительно-накопительной системе пенсионного обеспечения.

Необходимость в пенсионной реформе возникла из-за ухудшения демографической ситуации в России. Соотношение количества пенсионеров к количеству работающих с каждым годом увеличивается, число  пенсионеров растёт, а количество трудоспособного населения неуклонно снижается.

Пенсионная  реформа базируется на действующих  с 2002 года федеральных законах «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении  в Российской Федерации», «Об обязательном пенсионном страховании» и «Об инвестировании средств для финансирования накопительной  части трудовой пенсии в Российской Федерации».

 

1.2. Основы системы обязательного  пенсионного страхования.

Основы регулирования  обязательного пенсионного страхования  на территории РФ наряду с регулирование  правоотношений в системе обязательного  пенсионного страхования, а также  определением правового положения  субъектов обязательного пенсионного  страхования устанавливаются Федеральным  законом "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" от 15.12.2001 № 167-ФЗ.

Обязательное  пенсионное страхование - система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения. Субъектами обязательного пенсионного страхования могут быть федеральные органы государственной власти, страхователи, страховщик и застрахованные лица.

Страховщиком  в обязательном пенсионном страховании  является Пенсионный фонд Российской Федерации. Пенсионный фонд РФ (государственное  учреждение) и его территориальные  органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования  в РФ, в которой нижестоящие  органы подотчетны вышестоящим.

Государство несет субсидиарную ответственность  по обязательствам Пенсионного фонда  РФ перед застрахованными лицами. Другими словами, при неисполнении Пенсионным Фондом РФ своих обязательств перед застрахованным лицом, государство  должно будет возместить данному  лицу причиненный ущерб (в любом  проявлении). Застрахованными же лицами являются лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование. Ими могут быть граждане РФ, а  также проживающие на территории Российской Федерации иностранные  граждане и лица без гражданства:

    • работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору;
    • самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты);
    • являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;
    • работающие за пределами территории Российской Федерации в случае уплаты страховых взносов;
    • являющиеся членами родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, что в их отношении является немного нецелесообразным;
    • иные категории граждан, у которых возникают отношения по обязательному пенсионному страхованию.

 Страхователями  по обязательному пенсионному  страхованию являются:

1) лица, производящие  выплаты физическим лицам, в  том числе:

    • организации;
    • индивидуальные предприниматели;
    • физические лица;

2) индивидуальные  предприниматели, адвокаты, нотариусы,  занимающиеся частной практикой

Функционирование  системы обязательного пенсионного страхования базируется на реализации страховых принципов, как общих для всех видов социального страхования, так и применимых только к пенсионному обеспечению.

Основными принципами обязательного социального страхования  являются:

    • устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, достигаемая на базе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов;
    • всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий;
    • государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение договорённостей по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;
    • государственное регулирование системы обязательного социального страхования;
    • паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;
    • обязательность уплаты страхователями страховых взносов в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования;
    • ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;
    • обеспечение надзора и общественного контроля;
    • автономность финансовой системы обязательного социального страхования.

Информация о работе Финансовая система обязательного пенсионного страхования России