Финансовая система обязательного пенсионного страхования России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 11:20, курсовая работа

Описание работы

Система пенсионного обеспечения России, как и любая форма социально-экономических отношений, переживала определенные этапы своего развития, начиная от введения данного вида социального страхования в российскую систему социального обеспечения населения и его развития до современных форм.

Файлы: 1 файл

1.docx

— 64.67 Кб (Скачать файл)

Получается, что доходность для застрахованного  лица при прочих равных будет выше при работе с управляющей компанией, чем при работе с НПФ. Представляется целесообразным разрешить фонду инвестировать напрямую, не прибегая к помощи дополнительных посредников, однако законодательство пока такой возможности не предусматривает.

 

 

 

 

 

Глава 2. Финансовая система обязательного пенсионного страхования России.

2.1. Основные финансовые потоки системы  пенсионного страхования.

Финансовый  поток — это направленное движение финансовых ресурсов, связанное с материальными, информационными и иными потоками. Финансовые потоки образуют финансовую систему.  Основу финансовой системы составляет бюджет Пенсионного фонда РФ.

В составе  бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации отдельно учитываются  суммы страховых взносов на накопительную  часть трудовой пенсии, а также  суммы дополнительных страховых  взносов на накопительную часть  трудовой пенсии, суммы взносов работодателей, уплаченных в пользу застрахованных лиц, и суммы взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, поступившие в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений", суммы средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на финансирование накопительной части трудовой пенсии в соответствии сФедеральным законом от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", средства, направляемые на инвестирование, выплаты за счет средств пенсионных накоплений, а также расходы бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, связанные с формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений, ведением специальной части индивидуальных лицевых счетов и выплатой накопительной части трудовой пенсии.

К финансовым потокам, образующим доходную часть  бюджета Пенсионного фонда относятся:

    • страховые взносы;
    • средства федерального бюджета;
    • суммы пеней и иных финансовых санкций;
    • доходы от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;
    • добровольные взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц;
    • иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Для страхователей  производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам существуют следующие тарифы страховых взносов в Пенсионноый фонд (табл. 2.1):

Таблица 2.1

Тарифы страховых  взносов в Пенсионный фонд

Тариф страхового взноса

На финансирование страховой части  трудовой пенсии

На финансирование накопительной  части трудовой пенсии

для лиц 1966 года рождения и старше

для лиц 1967 года рождения и моложе

для лиц 1967 года рождения и моложе

26,0 процента

26,0 процента

20,0 процента

6,0 процента


 

Размер страховых  взносов, уплачиваемых страхователями, не производящими выплаты физическим лицам определяется исходя из стоимости страхового года. Стоимость страхового года сумма денежных средств, которые должны поступить за застрахованное лицо по обязательному социальному страхованию в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда в течение одного финансового года для предоставления этому лицу обязательного страхового обеспечения в размере, определенном законодательством Российской Федерации. Стоимость страхового года определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в соответствующий государственный внебюджетный фонд, установленного частью 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз. Таким образов, в 2011 году размер страховых взносов, уплачиваемых страхователями, не производящими выплаты физическим лицам в Пенсионный фонд равняется:

4611 руб.*0,26*12 мес=14386,32 руб. в год.

Средства  федерального бюджета идут на выплаты  государственных пенсий, на финансовое обеспечение валоризации величины расчетного пенсионного капитала, на возмещение расходов Пенсионного фонда Российской Федерации по выплате трудовых пенсий в связи с зачетом в страховой стаж периодов прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, периода ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности;  периода ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет; периода проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности с учетом финансового обеспечения организации доставки указанных пенсий, включаются в общий объем доходов и общий объем расходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, а также в связи с преобразованием в расчетный пенсионный капитал пенсионных прав отдельных категорий граждан.

Совсем незначительную часть в бюджете Пенсионного  фонда составляют такие поступления, как суммы пени и штрафов, финансовые санкции, банковские начисления по остаткам средств на счетах региональных отделений  ПФР и пр.

К финансовым потокам, образующим расходную часть  бюджета относятся:

    • выплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию, перевод средств в сумме, эквивалентной сумме пенсионных накоплений, учтенной в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, в негосударственный пенсионный фонд, выбранный застрахованным лицом для формирования накопительной части трудовой пенсии;
    • доставку пенсий, выплачиваемых за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации;
    • финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности страховщика (включая содержание его центральных и территориальных органов);
    • иные цели, предусмотренные законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.

Для обеспечения  в среднесрочной и долгосрочной перспективах финансовой устойчивости системы обязательного пенсионного  страхования в случае возникновения  профицита бюджета Пенсионного  фонда РФ создается резерв, формирование и расходование которого определяются федеральным законом о бюджете  Пенсионного фонда РФ.

НПФ, являясь активным участником обязательного пенсионного страхования генерирует большое количество финансовых потоков осуществляющих формирование:

    • досрочно выплаченных из Пенсионного фонда Российской Федерации в фонд по заявлению застрахованного лица средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, включая страховые взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии, поступившие в Пенсионный фонд Российской Федерации для последующей передачи в фонд и еще не переданные управляющей компании;
    • средств, переданных фондом в доверительное управление управляющей компании в соответствии с Федеральным законом, включая чистый финансовый результат от реализации активов, изменение рыночной стоимости инвестиционного портфеля за счет переоценки на отчетную дату;
    • средств, поступивших в фонд от управляющих компаний для выплаты застрахованным лицам или их правопреемникам и еще не направленных на выплату накопительной части трудовой пенсии;
    • средств, переданных в фонд предыдущим страховщиком (фондом) в связи с заключением застрахованным лицом с фондом договора об обязательном пенсионном страховании в установленном Федеральным законом порядке;
    • средств, поступивших в фонд от управляющих компаний для передачи в Пенсионный фонд Российской Федерации или другой фонд в соответствии с настоящим Федеральным законом и еще не переданных в Пенсионный фонд Российской Федерации или другие фонды.

К доходам  НПФ относят:

    • пенсионные взносы;
    • инвестиционный доход;
    • целевые взносы вкладчиков;
    • благотворительные взносы;
    • другие поступления предусмотренные законодательством РФ.

Основную  долю финансовых потоков, образующих доход  бюджета НПФ составляют пенсионные взносы и инвестиционный доход.

К расходам НПФ относят:

    • пенсионные выплаты;
    • выкупные суммы и выплаты наследникам;
    • расходы на обеспечение деятельности фонда;
    • другие расходы.

Сложившаяся в России структура финансовых потоков  в области пенсионного страхования  не обеспечивает достаточного контроля со стороны центрального аппарата за добросовестностью финансовых операций на местах. Кроме того, существуют очевидные  стимулы для руководителей регионального  уровня удерживать у себя как можно  больше средств. Не отрицая обоснованности этих выводов, все же можно отметить положительный аспект существующей структуры финансовых потоков пенсионной системы: она создает на местах возможность  наиболее полного решения собственных  проблем.

Таким образом, в целях выполнения накопленных  государственных пенсионных обязательств создана специализированная финансовая система пенсионного страхования, основанная на принципе систематического отчисления части текущего заработка (либо иного дохода) застрахованного  лица в целевой фонд с последующим  обязательством выплаты соответствующей  суммы. Пенсионный Фонд России в свою очередь выполняет функцию концентрации, хранения и распределения накопленных  ресурсов для выплаты гарантированных  государством пенсий. Следует отметить, что современное пенсионное законодательство предусматривает возможность, помимо федеральных пенсионных обязательств, выплачивать дополнительные виды пенсий из средств бюджетов субъектов Федерации.

 

2.2. Анализ финансовых потоков Пенсионного  фонда РФ.

Пенсионный  фонд РФ, как и любой фонд финансовых средств, представляет собой форму  перераспределения и использования  финансовых ресурсов, аккумулируемых в единый фонд и расходуемых из него на цели, определенные при учреждении фонда. В связи с чем, структура  Пенсионного фонда РФ, как фонда финансовых средств, включает в себя доходную и расходную части.

Доходы Пенсионного  фонда РФ – это перечень, установленных  российским пенсионным законодательством, поступлений в фонд денежных средств, являющихся источником выплаты государственных  пенсий в РФ и осуществления других расходов, предусмотренных для обеспечения  фондом процесса обязательного пенсионного  страхования.

В 2010 году доходы пенсионного фонда РФ составляли 4610083934,4 тыс.руб., из них: налоговые и неналоговые доходы 1 960 502 775,0 тыс. руб.(42,5%), безвозмездные поступления   2 649 581 159,4 тыс.руб.(57,5%).

Основными финансовыми  потоками в системе обязательного пенсионного страхования, составляющими доходную часть бюджета 2010 года, являлись (табл. 2.2):

Таблица 2.2

Финансовые  потоки в системе обязательного  пенсионного страхования, составляющие доходную часть бюджета пенсионного  фонда РФ 2010 года.

Наименование показателя

Кассовое исполнение, тыс.руб.

Стразовые взносы

1 916 140 936,3

Штрафы, санкции

465 453,0

Доходы от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования

 

 

29 319 774,0

Средства федерального бюджета

2 648 445 201,5

Добровольные взносы физических лиц и организаций

 

1 135 798,3


 

В структуре  доходных финансовых потоков на обязательное пенсионное страхование основную долю занимают безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (57 %) (рис.2.1). Чуть больше 1/3 всех доходов приходится на страховые взносы страховой части трудовой пенсии.

Рис. 2.1

Структура доходных финансовых потоков на обязательное пенсионное страхование в 2010 году (%)

 

В 2010 году на обязательное пенсионное страхование поступили страховые взносы в размере 1,916 трлн. рублей. Это на 654,6 млрд. рублей (или на 51,9%) превышает размер соответствующего показателя в 2009 году. А согласно бюджету 2011 года страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в 2011 году будут составлять 2,372 трлн. рублей, что на 456 млрд. рублей (на 23%) больше, чем в 2010 году. Главным образом, превышение связано с переходом с 1 января2010 года от уплаты ЕСН к страховым взносам на обязательное пенсионное страхование напрямую в ПФР. Суммарные доходы по накопительной составляющей бюджета ПФР за 2010 год составили 361,2 млрд. рублей, из них страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии поступило 324,6 млрд. рублей.

Информация о работе Финансовая система обязательного пенсионного страхования России