Финансовая система обязательного пенсионного страхования России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 11:20, курсовая работа

Описание работы

Система пенсионного обеспечения России, как и любая форма социально-экономических отношений, переживала определенные этапы своего развития, начиная от введения данного вида социального страхования в российскую систему социального обеспечения населения и его развития до современных форм.

Файлы: 1 файл

1.docx

— 64.67 Кб (Скачать файл)

Неотъемлемой  частью обязательного пенсионного  страхования является обязательное пенсионное обеспечение граждан, т.е. исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при  наступлении страхового случая посредством  выплаты трудовой пенсии, социального  пособия на погребение умерших пенсионеров, наработавших на день смерти.

Обязательным  страховым обеспечением по обязательному  пенсионному страхованию являются:

    • трудовая пенсия по старости;
    • трудовая пенсия по инвалидности;
    • трудовая пенсия по случаю потери кормильца;
    • выплата правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета;
    • единовременная выплата средств пенсионных накоплений лицам, не приобретшим право на трудовую пенсию по старости в связи с отсутствием необходимого страхового стажа;
    • социальное пособие на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти.

Составляющие  обязательного пенсионного страхования:

Страховая часть – напрямую зависит от заработной платы каждого конкретного человека и от его трудового стажа (т.е. при подсчете учитываются результаты работы гражданина в течение всей его трудовой деятельности). Для всех пенсионеров, имеющих страховой стаж менее пяти лет, Закон установил фиксированную базовую часть (с 01.01.2010 г.). размер данной части зависит от конкретной величины получаемой работников заработной платы, а также от его стажа (страхового).

Если гражданин  является работником предприятия, страховые  взносы за него вносит работодатель. Граждане, которые являются самозанятыми (например, адвокаты, предприниматели или нотариусы) производят взнос страховых сборов самостоятельно. Отследить уплачиваемые взносы можно на индивидуальном лицевом  счете работника в Пенсионном фонде РФ. Именно на основании данных каждого конкретного счета для  граждан производится расчет страховой  части пенсии. В 2011 году размер страхового взноса составляет 26%.

Накопительная часть пенсии выделяется с 2005 года и предусмотрена для граждан, родившихся не раньше 1967 года, а также для граждан, которые участвуют в программе государственного софинансирования пенсии вне зависимости от их возрастной категории.

С 2002 года и  по 2004 год происходило формирование накопительной части пенсии у  мужчин 1953 – 1966 года рождения и 1957 – 1966 года рождения у женщин, но с 2005 года пополнение накопительной части  было прекращено. Производящиеся взносы на формирование и увеличение накопительной части трудовой пенсиине участвуют в выплате текущей пенсии, так как инвестируются в сторону получения дополнительного дохода будущему пенсионеру.

Для граждан 1967 года рождения накопительная часть  пенсии (т.е. размер страховых взносов) составляет 6% от заработной платы. В  период с 2002 года по 2004 год были произведены  взносы за мужчин 1953 года рождения (и  моложе) и за женщин 1957 года рождения (и моложе). За данный промежуток времени  у каждого из них накопилась определенная сумма, отражаемая в специальной  части счета. Эта сумма также  учитывается и используется при  назначении накопительной части  трудовой пенсии.

Согласно  закону каждый гражданин РФ имеет  право принять участие в формировании пенсионных накоплений, а также управлять  самостоятельно накопительной их частью (например, возможна передача некоторой суммы средств накопительной части пенсии в негосударственный пенсионный фонд (НПФ). Сегодня эта сумма может быть эквивалентна сумме, равной нескольким тысячам рублей или же нескольким тысячам десятков рублей.

Контроль  за использованием средств на обязательное пенсионное страхование бюджета  Пенсионного фонда РФ осуществляется Счетной палатой РФ, а также  наблюдательным советом страховщика, создаваемым в порядке, определяемом Правительством РФ. Средства бюджета  Пенсионного фонда РФ являются федеральной  собственностью и не входят в состав других бюджетов. Бюджет Пенсионного  фонда РФ составляется страховщиком на финансовый год с учетом обязательного  сбалансирования доходов и расходов этого бюджета. При формировании бюджета Пенсионного фонд РФ на очередной  финансовый год, устанавливается норматив оборотных денежных средств. Бюджет Пенсионного фонда РФ и отчет  о его исполнении утверждаются ежегодно по представлению Правительства  РФ федеральными законами в порядке, определяемом Бюджетным кодексом РФ. Бюджет Пенсионного фонда РФ является консолидированным [25,316].

 

1.3. НПФ и УК  в системе обязательного  пенсионного страхования

С 1 января 2002 г. в Российской Федерации проводилась пенсионная реформа, которая предоставила возможность гражданам впервые непосредственно участвовать в формировании собственной пенсии. Суть проводимой в стране пенсионной реформы заключалась в том, что с одной стороны, правительство гарантирует целостность пенсионных накоплений, а, с другой стороны, граждане имеют возможность самостоятельно их наращивать, т.е. заниматься обеспечением своей старости. Граждане в праве сами распоряжаться своими пенсионными накоплениями. Вариантов всего три. Первый - ничего не предпринимать. Средства тех, кто не воспользовался правом выбора частной организации (УК или НПФ), автоматически направляются в государственную управляющую компанию (ГУК), в качестве которой выбран Внешэкономбанк. Он оказался самым популярным, этой возможностью воспользовались более 90% россиян. Второй - связан с выбором частной управляющей компании (УК). В третьем случае средствами пенсионных накоплений распоряжается негосударственный пенсионный фонд (НПФ).

Согласно  Федеральному закону «О негосударственных пенсионных фондах» принятого Государственной Думой 8 апреля 1998 года Негосударственный пенсионный фонд   - особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются:

    • деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения;
    • деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и договорами об обязательном пенсионном страховании;
    • деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем.

Деятельность  фонда  в качестве страховщика  по обязательному пенсионному страхованию  включает в себя аккумулирование  средств пенсионных накоплений, организацию  инвестирования средств пенсионных накоплений, учет средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, назначение и выплату накопительной части  трудовой пенсии застрахованным лицам.

Обязательное  пенсионное страхование может осуществлять фонд, в установленном порядке  получивший лицензию, зарегистрировавший в уполномоченном федеральном органе страховые правила фонда, подавший в уполномоченный федеральный орган  заявление о намерении осуществлять деятельность по обязательному пенсионному  страхованию в качестве страховщика. На момент подачи в уполномоченный федеральный орган заявления о намерении осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию в качестве страховщика фонд должен соответствовать следующим требованиям:

    • иметь опыт работы по осуществлению негосударственного пенсионного обеспечения не менее двух лет;
    • иметь опыт одновременного ведения не менее 20 тысяч именных пенсионных счетов участников в течение не менее одного года;
    • иметь величину денежной оценки имущества для обеспечения уставной деятельности фонда не менее 100 миллионов рублей;
    • в целях обеспечения защиты прав участников и застрахованных лиц иметь совокупный вклад учредителей (вклад учредителя) фонда, внесенный в фонд денежными средствами, в размере не менее 100 миллионов рублей ;
    • не иметь актуарного дефицита по результатам актуарного оценивания в течение не менее последних двух лет деятельности;
    • не иметь фактов приостановления действия лицензии в течение последних двух лет деятельности.

Негосударственные пенсионные фонды организуют инвестирование средств пенсионных накоплений путем  заключения с управляющими компаниями договоров доверительного управления. Негосударственный пенсионный фонд может заключить такие договоры с несколькими управляющими компаниями, тем самым снижая риски. Если деятельность какой либо управляющей компании вызывает сомнения, НПФ может в  любой момент расторгнуть с ней  договор доверительного управления и перевести пенсионные накопления в другую управляющую компанию. Передача средств пенсионных накоплений в доверительное управление не влечет перехода права собственности на них к управляющим компаниям.

Управляющая компания – акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью, созданное в соответствии с законодательством  РФ, имеющее лицензию на осуществление  деятельности по управлению инвестиционными  фондами, паевыми инвестиционными  фондами и негосударственными пенсионными  фондами.

Управляющая компания не ведет индивидуальные лицевые  счета застрахованных лиц, не выплачивает  накопительную часть трудовой пенсии. В этом случае накопительная часть  трудовой пенсии будет выплачиваться  непосредственно Пенсионным фондом России.

С 2003 года застрахованное лицо может выбрать одну из управляющих  компаний, прошедших конкурс по отбору управляющих компаний, и с которыми ПФР заключил договоры. На основании  заявления застрахованного лица «О выборе Управляющей компании»  ПФР переводит пенсионные накопления в выбранную управляющую компанию. При этом в соответствии с законодательством  пенсионные накопления застрахованных лиц остаются собственностью ПФР, который  ведет учет пенсионных накоплений застрахованных лиц на индивидуальных лицевых счетах, назначает и выплачивает накопительную  часть трудовой пенсии застрахованным лицам.

Хотелось  бы так же обратить внимание на тот  факт, что процедура перевода накопительной  части из частной управляющей  компании в государственную управляющую  компанию ПФР осложняется тем, что  для этого необходимо сначала  перевести накопительную часть  в какой-либо НПФ, где она будет  находиться на протяжении целого года, и только после этого накопительную  часть будет возможным перевести  в ПФР.

Сменить управляющую  компанию само застрахованное лицо может  только один раз в год, в отличие  от НПФ, которые при необходимости, в любой момент, могут перевести пенсионные накопления в другую управляющую компанию.

Таким образом, введение накопительного элемента в  систему обязательного пенсионного страхования и допуск частных финансовых институтов к управлению (инвестированию) пенсионными накоплениями даст следующие позитивные результаты:

1) повышение  благосостояния будущих пенсионеров  за счет длительного срока накопления средств для финансирования пенсий;

2) привлечение  долгосрочных пенсионных ресурсов  в качестве инвестиций в экономику страны;

3) снижение  нагрузки на государственную  пенсионную систему;

4) повышение  доли официальных зарплат и  развитие рынка труда;

5) развитие  фондового рынка и финансовой  инфраструктуры.

Однако существуют и «подводные камни», обойти которые при реализации пенсионной реформы вряд ли удастся.

Во-первых, технология перевода средств из государственного пенсионного фонда в НПФ сложна и бюрократизирована. Так, гражданину, решившему перевести свои накопления в НПФ, придется сначала заключить договор с НПФ, затем направить заявление в ПФР, предварительно заверив его либо у нотариуса, либо в территориальном органе ПФР. При этом НПФ, со своей стороны, должен направить в ПФР и в регулирующий орган уведомление о заключении договора с гражданином.

Далее ПФР  рассматривает документы, поступившие  к нему от гражданина и от НПФ, и  в случае положительного решения  о переходе гражданина в НПФ вносит изменения в Единый государственный  реестр застрахованных лиц. Затем на основании записи в реестре ПФР  переводитденьги в НПФ.

Понятно, что  для осуществления вышеупомянутых операций требуется большое количество времени и терпения.

Во-вторых, при  инвестировании пенсионных накоплений НПФ не имеют права приобретать какие-либо активы самостоятельно. Закон № 111-ФЗ обязывает НПФ передавать все средства в доверительное управление частным управляющим компаниям, имеющим доступ к системе обязательного пенсионного страхования. В результате у гражданина, решившего перевести средства из ПФР в НПФ, возникают издержки на дополнительного посредника.

В самом деле, при передаче средств в управляющую  компанию за страхованное лицо будет нести бремя расходов по оплате услуг и компенсации затрат только самой управляющей компании (до 10% от полученного дохода и до 1,1% от среднегодовой стоимости чистых активов).

А при работе с НПФ вначале за счет средств  пенсионных накоплений уплачивается вознаграждение управляющей компании и спецдепозитарию и покрываются их необходимые расходы – по тем же тарифам, которые были указаны выше, а затем от оставшегося инвестиционного дохода еще до 15% имеет право забрать сам НПФ «на формирование имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда, и покрытие расходов, связанных с обеспечением уставной деятельности фонда».

Информация о работе Финансовая система обязательного пенсионного страхования России