Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 20:31, курсовая работа
Цели и задачи работы. Целью курсовой работы является рассмотрение финансовой системы Республики Беларусь и определение направлений ее совершенствования.
Цель исследования определяет постановку следующих задач:
раскрыть понятие и сущность финансовой системы;
охарактеризовать сферы и звенья финансовой системы;
определить механизм функционирования финансовой системы;
ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ
2. МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
3. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ И НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. В каждом государстве имеется несколько сфер финансовых отношений, каждая из них имеет свои специфические особенности, которые проявляются, прежде всего, формах и методах мобилизации финансовых ресурсов и их использовании. И каждая сфера финансовых отношений является в определенной мере самостоятельным звеном общей финансовой системы.
Таким образом, финансовая система представляет собой совокупность обособленных, но связанных между собой сфер и звеньев финансовых отношений. Финансовая система Республики Беларусь не остается неизменной. В зависимости от общеэкономических и социальных задач, стоящих перед государством в финансовой системе, могут осуществляться те или иные преобразования, она может пополняться новыми звеньями.
Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешном функционировании рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом. Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции. Хотя структурный переход от централизованно планируемой и контролируемой системе к экономике, функционирующей в соответствии с рыночными принципами, включает в себя многие элементы, самое важное – создать надежную финансовую систему. После того, как создана надежная финансовая система, могут развиваться рынки денег и капитала, особенно первичный и вторичный рынки национальных государственных ценных бумаг.
Оценка современного состояния решаемой проблемы. В последние годы вопросам создания надежной финансовой системы и проведения государственной финансовой политики посвящается значительное количество публикаций. Однако единство по теоретическим аспектам этого вопроса не достигнуто.
Совершенствование финансовой
системы в Республике Беларусь в
условиях суверенитета и перехода к
рыночной экономике связано с
осуществлением ряда мероприятий. Осуществляется
сокращение дефицита государственного
бюджета прежде всего за счет роста
доходов и сокращения некоторых
статей расходов, за счет снижения затрат
на нужды обороны страны, на содержание
административно –
Цели и задачи работы. Целью курсовой работы является рассмотрение финансовой системы Республики Беларусь и определение направлений ее совершенствования.
Цель исследования определяет постановку следующих задач:
Основные и исходные данные для разработки темы. Рассмотрены законодательные акты Республики Беларусь, труды белорусских авторов в области финансовой системы.
Перечень примененных методов исследования. В процессе исследования применялись общенаучные методы: анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение, системный подход, а также специальные методы и приемы.
Объем и структура результатов. Курсовая состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников. Курсовая работа включает
39 с., 1 таблицу, 24 источника.
1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ
В экономической литературе нет устоявшегося единого определения финансовой системы. Многие экономисты определяют финансовую систему как совокупность различных сфер и звеньев финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.
Такое определение не совсем точно.
Известно, что финансовые отношения объективны, но они подвергаются субъективным воздействиям, могут перестраиваться в таком направлении, которое государство сочтет необходимым. Осуществляют это специальные органы, а именно финансовый аппарат в лице Министерства финансов, Министерства по налогам и сборам и др. Поэтому правы те экономисты, которые в своих дефинициях указанной категории включают в нее и присутствие финансовых органов.
По мнению Молоковича А. Д.: «Финансовая система представляет собой совокупность отдельных звеньев финансов на всех уровнях управления экономикой» [10, с. 29]. Единство данных звеньев обусловлено двумя причинами:
По мнению Ноздрина – Плотницкого М. И.: «Финансовая система представляет совокупность финансовых отношений, рынков и других институтов, используемых для заключения финансовых сделок, обмена активами и рисками» [13, с. 14].
Исходя из сказанного, финансовая система представляет собой совокупность обособленных, но взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений и соответствующих им финансовых учреждений, организующих образование, распределение и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
К финансовой системе непосредственно примыкает и тесно взаимодействует с ней кредитная система, которая представляет собой совокупность кредитных отношений и институтов (учреждений), организующих эти отношения. Поэтому неслучайно в Конституции Республики Беларусь 1996 г. есть специальный раздел (VII), который называется «Финансово-кредитная система Республики Беларусь».
Однако необходимо иметь в виду, что в отличие от финансовой системы кредитная система оперирует только возвратными денежными средствами. Поэтому правомерно кредитную систему не включать в финансовую систему и рассматривать ее как самостоятельную. Но в совокупности и финансовая система, и кредитная система, именуемые в литературе как «финансово-кредитная система» оказывают огромное воздействие на все стороны социально-экономического развития страны.
Сложность и многогранность финансовых отношений обусловливает необходимость классификации их по сферам функционирования, а последние – по звеньям. Исходя из специфики финансовых отношений их можно разделить на две крупные сферы:
Внутри первой и второй сфер выделяются ряд звеньев, о которых будет сказано ниже.
Определяющим признаком для вычленения отдельных сфер и звеньев является наличие в стране конкретных субъектов финансовых отношений. Таких крупных, глобальных субъектов в любом государстве два: субъекты хозяйствования и государство.
Финансы субъектов хозяйствования представляют собой систему денежных отношений, связанных с формированием и использованием денежных фондов предприятий. Они включают денежные отношения, которые возникают между: предприятиями (это главным образом плата за продукцию и услуги); предприятиями и вышестоящими организациями (образование централизованных фондов министерств и ведомств); предприятиями и входящими в них структурными подразделениями; предприятиями и государственным бюджетом (платежи в бюджет, финансирование из бюджета); предприятиями и учреждениями банков (получение кредитов, их возврат, уплата процентов за пользование кредитом) и др.
Субъекты хозяйствования как юридические лица создаются в порядке, установленном законом, для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей.
Согласно ст. 44 Гражданского кодекса Республики Беларусь, юридическом лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении:
· обособленное имущество;
· несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам;
· может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права;
· исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде;
· иметь самостоятельный баланс или смету [4].
Гражданский кодекс Республики Беларусь разграничивает юридические лица на коммерческие и некоммерческие организации.
Коммерческими организациями, согласно ст. 46 Гражданского кодекса Республики Беларусь, являются те юридические лица, которые преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и (или) распределяют полученную прибыль между участниками [4].
Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, унитарных предприятий и крестьянских (фермерских) хозяйств.
Коммерческие организации часто именуются и как предприятия.
Финансы коммерческих предприятий (коммерческих организаций) являются основой всей системы финансовых отношений, поскольку именно на этих предприятиях в процессе производства создается решающая доля национального дохода страны – главного источника формирования как децентрализованных, так и централизованных фондов. От результатов деятельности коммерческих предприятий во многом зависит финансовое положение страны в целом. Финансовые ресурсы предприятий, работающих на принципах коммерции, состоят в основном из собственных средств (денежные доходы и накопления), а также из привлеченных и заемных средств. В зависимости от организационно-правовой формы предприятия источниками его финансовых ресурсов могут быть также бюджетные средства, долевые средства учредителей, паевые взносы членов кооперативов, средства акционеров.
Финансовые средства предприятий используются для производства и реализации товаров и услуг, воспроизводства капитала во всех его формах.
Некоммерческими организациями признаются те, которые не ставят своей целью извлечение прибыли и не распределяют полученную прибыль между участниками.
Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку она необходима для их уставных целей, ради которых они созданы, и соответствуют этим целям.
Некоммерческие организации могут быть созданы в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, в других формах, предусмотренных законодательством.
Некоммерческие организации именуются просто организациями.
Названные выше организационно-правовые формы некоммерческих организаций оказывают влияние на организацию их финансов, в частности, на порядок формирования и использования финансовых ресурсов, на наличие в их составе членских взносов, бюджетных средств, на право использования заемных средств и т.п.
В этих организациях широко используется самообложение как способ получения финансовых ресурсов.
К субъектам хозяйствования относятся также и домашние хозяйства и соответственно различают финансы домашних хозяйств.
Под домашним хозяйством понимается хозяйство, которое ведется одним или несколькими лицами, проживающими совместно и имеющими общий бюджет. Термин «домашнее хозяйство» не равнозначен термину «семья». В отличие от семьи домохозяйство включает не только родственников, но и наемных работников.
Таким образом, внутри сферы «финансы субъектов хозяйствования» выделяются три звена финансовых отношений в соответствии с характером деятельности субъектов: финансы коммерческих организаций, финансы некоммерческих организаций, финансы домашних хозяйств.
Общегосударственные финансы представляют собой систему денежных отношений, связанных с формированием централизованных фондов денежных средств и использованием их для выполнения функций государства. В состав общегосударственных финансов включаются следующие звенья: государственный бюджет (республиканский и местные бюджеты), государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды; государственный кредит; государственный консолидированный резервный фонд.
Кратко рассмотрим экономическое содержание составных звеньев общегосударственных финансов. Государственный бюджет является одним из основных звеньев финансовой системы. С его помощью правительство концентрирует в своих руках значительную часть финансовых ресурсов государства. Бюджет страны состоит из двух взаимосвязанных групп статей: доходных и расходных. В доходной части бюджета указываются источники поступления денежных средств и их количественные параметры. Основным источником формирования доходной части бюджета являются налоги с юридических и физических лиц.