Финансовая система Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 20:31, курсовая работа

Описание работы

Цели и задачи работы. Целью курсовой работы является рассмотрение финансовой системы Республики Беларусь и определение направлений ее совершенствования.
Цель исследования определяет постановку следующих задач:
раскрыть понятие и сущность финансовой системы;
охарактеризовать сферы и звенья финансовой системы;
определить механизм функционирования финансовой системы;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ
2. МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
3. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ И НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

курсач (Автосохраненный).docx

— 71.50 Кб (Скачать файл)

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность  темы. В каждом государстве имеется несколько сфер финансовых отношений, каждая из них имеет свои специфические особенности, которые проявляются, прежде всего, формах и методах мобилизации финансовых ресурсов и их использовании. И каждая сфера финансовых отношений является в определенной мере самостоятельным звеном общей финансовой системы.

Таким образом, финансовая система  представляет собой совокупность обособленных, но связанных между собой сфер и звеньев финансовых отношений. Финансовая система Республики Беларусь не остается неизменной. В зависимости от общеэкономических и социальных задач, стоящих перед государством в финансовой системе, могут осуществляться те или иные преобразования, она может пополняться новыми звеньями.

Надежная финансовая система  является стержнем в развитии и успешном функционировании рыночной экономики  и необходимой предпосылкой роста  и стабильности экономики в целом. Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции. Хотя структурный переход  от централизованно планируемой  и контролируемой системе к экономике, функционирующей в соответствии с рыночными принципами, включает в себя многие элементы, самое важное – создать надежную финансовую систему. После того, как создана надежная финансовая система, могут развиваться  рынки денег и капитала, особенно первичный и вторичный рынки  национальных государственных ценных бумаг.

Оценка современного состояния решаемой проблемы. В последние годы вопросам создания надежной финансовой системы и проведения государственной финансовой политики посвящается значительное количество публикаций. Однако единство по теоретическим аспектам этого вопроса не достигнуто. 

Совершенствование финансовой системы в Республике Беларусь в  условиях суверенитета и перехода к  рыночной экономике связано с  осуществлением ряда мероприятий. Осуществляется сокращение дефицита государственного бюджета  прежде всего за счет роста  доходов и сокращения некоторых  статей расходов, за счет снижения затрат на нужды обороны страны, на содержание административно – управленческого  аппарата, за счет снижения дотаций, выплачиваемых  из республиканского бюджета местным  бюджетам для их сбалансирования, за счет перевода на коммерческую основу некоторых бюджетных учреждений (например, учебных заведений, некоторых  медицинских услуг, спортивных сооружений и др.), упорядочения социальных льгот  и др. 

Цели и задачи работы. Целью курсовой работы является рассмотрение финансовой системы  Республики Беларусь и определение направлений ее совершенствования.

Цель исследования определяет постановку следующих задач:

  • раскрыть понятие и сущность финансовой системы;
  • охарактеризовать сферы и звенья финансовой системы;
  • определить механизм функционирования финансовой системы;
  • рассмотреть финансовую систему на современном этапе и направления ее совершенствования.

Основные и  исходные данные для разработки темы. Рассмотрены законодательные акты Республики Беларусь, труды белорусских авторов в области финансовой системы.

Перечень примененных  методов исследования. В процессе исследования применялись общенаучные методы: анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение, системный подход, а также специальные методы и приемы.

Объем и структура  результатов. Курсовая состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников. Курсовая работа включает

39 с., 1 таблицу, 24 источника. 

 

1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ

В экономической литературе нет устоявшегося единого определения  финансовой системы. Многие экономисты определяют финансовую систему как  совокупность различных сфер и звеньев  финансовых отношений, каждая из которых  характеризуется особенностями в формировании использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.

Такое определение не совсем точно.

Известно, что финансовые отношения объективны, но они подвергаются субъективным воздействиям, могут перестраиваться  в таком направлении, которое  государство сочтет необходимым. Осуществляют это специальные органы, а именно финансовый аппарат в лице Министерства финансов, Министерства по налогам  и сборам и др. Поэтому правы  те экономисты, которые в своих  дефинициях указанной категории  включают в нее и присутствие  финансовых органов.

По мнению Молоковича А. Д.: «Финансовая система представляет собой совокупность отдельных звеньев финансов на всех уровнях управления экономикой» [10, с. 29]. Единство данных звеньев обусловлено двумя причинами:

  1. все они участвуют в формировании и использовании финансовых ресурсов;
  2. их общая главная цель – удовлетворение потребностей всего общества и его отдельных участников.

По мнению Ноздрина – Плотницкого М. И.: «Финансовая система представляет совокупность финансовых отношений, рынков и других институтов, используемых для заключения финансовых сделок, обмена активами и рисками» [13, с. 14].

    Исходя из сказанного, финансовая система представляет собой совокупность обособленных, но взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений и соответствующих им финансовых учреждений, организующих образование, распределение и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

    К финансовой системе непосредственно примыкает и тесно взаимодействует с ней кредитная система, которая представляет собой совокупность кредитных отношений и институтов (учреждений), организующих эти отношения. Поэтому неслучайно в Конституции Республики Беларусь 1996 г. есть специальный раздел (VII), который называется «Финансово-кредитная система Республики Беларусь».

    Однако необходимо иметь в виду, что в отличие от финансовой системы кредитная система оперирует только возвратными денежными средствами. Поэтому правомерно кредитную систему не включать в финансовую систему и рассматривать ее как самостоятельную. Но в совокупности и финансовая система, и кредитная система, именуемые в литературе как «финансово-кредитная система» оказывают огромное воздействие на все стороны социально-экономического развития страны.

      Сложность и многогранность финансовых отношений обусловливает необходимость классификации их по сферам функционирования, а последние – по звеньям. Исходя из специфики финансовых отношений их можно разделить на две крупные сферы:

  1. финансы субъектов хозяйствования различных форм собственности (децентрализованные финансы);
  2. государственные или общегосударственные (централизованные) финансы.

    Внутри первой и второй сфер выделяются ряд звеньев, о которых будет сказано ниже.

    Определяющим признаком для вычленения отдельных сфер и звеньев является наличие в стране конкретных субъектов финансовых отношений. Таких крупных, глобальных субъектов в любом государстве два: субъекты хозяйствования и государство.

    Финансы субъектов хозяйствования представляют собой систему денежных отношений, связанных с формированием и использованием денежных фондов предприятий. Они включают денежные отношения, которые возникают между: предприятиями (это главным образом плата за продукцию и услуги); предприятиями и вышестоящими организациями (образование централизованных фондов министерств и ведомств); предприятиями и входящими в них структурными подразделениями; предприятиями и государственным бюджетом (платежи в бюджет, финансирование из бюджета); предприятиями и учреждениями банков (получение кредитов, их возврат, уплата процентов за пользование кредитом) и др.

    Субъекты хозяйствования как юридические лица создаются в порядке, установленном законом, для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей.

    Согласно ст. 44 Гражданского кодекса Республики Беларусь, юридическом лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении:

     · обособленное имущество;

     · несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам;

     · может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права;

     · исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде;

     · иметь самостоятельный баланс или смету [4].

    Гражданский кодекс Республики Беларусь разграничивает юридические лица на коммерческие и некоммерческие организации.

    Коммерческими организациями, согласно ст. 46 Гражданского кодекса Республики Беларусь, являются те юридические лица, которые преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и (или) распределяют полученную прибыль между участниками [4].

   Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, унитарных предприятий и крестьянских (фермерских) хозяйств.

   Коммерческие организации часто именуются и как предприятия.

Финансы коммерческих предприятий (коммерческих организаций) являются основой  всей системы финансовых отношений, поскольку именно на этих предприятиях в процессе производства создается  решающая доля национального дохода страны – главного источника формирования как децентрализованных, так и  централизованных фондов. От результатов  деятельности коммерческих предприятий  во многом зависит финансовое положение страны в целом. Финансовые ресурсы предприятий, работающих на принципах коммерции, состоят в основном из собственных средств (денежные доходы и накопления), а также из привлеченных и заемных средств. В зависимости от организационно-правовой формы предприятия источниками его финансовых ресурсов могут быть также бюджетные средства, долевые средства учредителей, паевые взносы членов кооперативов, средства акционеров.

Финансовые средства предприятий  используются для производства и  реализации товаров и услуг, воспроизводства  капитала во всех его формах.

Некоммерческими организациями  признаются те, которые не ставят своей  целью извлечение прибыли и не распределяют полученную прибыль между  участниками.

Некоммерческие организации  могут осуществлять предпринимательскую  деятельность лишь постольку, поскольку  она необходима для их уставных целей, ради которых они созданы, и соответствуют  этим целям.

Некоммерческие организации  могут быть созданы в форме  потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, в других формах, предусмотренных  законодательством.

     Некоммерческие организации именуются просто организациями.

    Названные выше организационно-правовые формы некоммерческих организаций оказывают влияние на организацию их финансов, в частности, на порядок формирования и использования финансовых ресурсов, на наличие в их составе членских взносов, бюджетных средств, на право использования заемных средств и т.п.

В этих организациях широко используется самообложение как  способ получения финансовых ресурсов.

    К субъектам хозяйствования относятся также и домашние хозяйства и соответственно различают финансы домашних хозяйств.

    Под домашним хозяйством понимается хозяйство, которое ведется одним или несколькими лицами, проживающими совместно и имеющими общий бюджет. Термин «домашнее хозяйство» не равнозначен термину «семья». В отличие от семьи домохозяйство включает не только родственников, но и наемных работников.

    Таким образом, внутри сферы «финансы субъектов хозяйствования» выделяются три звена финансовых отношений в соответствии с характером деятельности субъектов: финансы коммерческих организаций, финансы некоммерческих организаций, финансы домашних хозяйств.

    Общегосударственные финансы представляют собой систему денежных отношений, связанных с формированием централизованных фондов денежных средств и использованием их для выполнения функций государства.  В состав общегосударственных финансов включаются следующие звенья: государственный бюджет (республиканский и местные бюджеты), государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды; государственный кредит; государственный консолидированный резервный фонд.

    Кратко рассмотрим экономическое содержание составных звеньев общегосударственных финансов. Государственный бюджет является одним из основных звеньев финансовой системы. С его помощью правительство концентрирует в своих руках значительную часть финансовых ресурсов государства. Бюджет страны состоит из двух взаимосвязанных групп статей: доходных и расходных. В доходной части бюджета указываются источники поступления денежных средств и их количественные параметры. Основным источником формирования доходной части бюджета являются налоги с юридических и физических лиц.

Информация о работе Финансовая система Республики Беларусь