Финансовая система Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 20:31, курсовая работа

Описание работы

Цели и задачи работы. Целью курсовой работы является рассмотрение финансовой системы Республики Беларусь и определение направлений ее совершенствования.
Цель исследования определяет постановку следующих задач:
раскрыть понятие и сущность финансовой системы;
охарактеризовать сферы и звенья финансовой системы;
определить механизм функционирования финансовой системы;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ
2. МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
3. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ И НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

курсач (Автосохраненный).docx

— 71.50 Кб (Скачать файл)

В финансовой системе Республики Беларусь можно выделить следующие  основные звенья:

    • Общегосударственные (централизованные) финансы включают в себя:

1. Государственный бюджет (через него государство концентрирует, перераспределяет значительную долю своего дохода) в состав которого входят:

    1. Республиканский бюджет;
    2. Местные бюджеты;
    3. Государственные целевые бюджетные фонды, в том числе:

а)республиканский фонд поддержки  производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрные науки,

б) государственный фонд содействия занятости,

в) республиканский дорожный фонд,

г) республиканский фонд охраны природы,

д) «Энергосбережение»,

1.4 Доходы свободных экономических  зон;

2. Государственный кредит;

3. Внебюджетные специализированные  фонды (Фонд социальной защиты  населения Министерство труда  и социальной защиты Республики  Беларусь и др.); 
4. Фонды имущественного и личного страхования;

    • Финансы предприятий, учреждений, организаций (децентрализованные финансы)

В условиях рыночных отношений  третьей сферой является финансовый рынок, служащий для мобилизации  и эффективного использования временно свободных денежных средств и  обеспечивающий процесс перелива капитала в отрасли с высоким уровнем  дохода. Надо отметить, что в Белорусской  экономике идет процесс становления  финансового рынка.

Бюджет как особая система  общественных отношений исторически  возникает и действует там, где  существует государство с развитыми  товарно-денежными отношениями. Бюджетная  система основывается на экономических  отношениях и государственном устройстве страны, на совокупности бюджетов всех её государственных и административно-территориальных  образований, объединенных на основе определенных принципов и имеющих между  собой установленные законом  взаимоотношения.

Бюджетная система Республики Беларусь двухуровневая.

Полнота бюджетов достигается  включением в них всех налогов, определенных законодательством Республики Беларусь, других обязательных платежей и других поступлений, а также определением размера и порядка расходования денежных средств.

Единство бюджетной системы  обеспечивается единой законодательной  базой, единой формой бюджетной документации, использованием единой бюджетной классификации, представления необходимой статистической и бюджетной информации о республиканском  и местных бюджетах для составления  консолидированных бюджетов, согласованными принципами бюджетного процесса.

Гласность бюджетов требует  доведения до граждан через средства массовой информации хода обсуждения и принятия закона о бюджете, решений  местных Советов депутатов о  соответствующем местном бюджете  на очередной финансовый год. Утвержденные бюджеты и отчеты об их исполнении публикуются в печати, кроме сведений, отнесенных к государственным секретам в порядке, установленном законодательством  Республики Беларусь.

Реальность бюджетов означает финансированием расходов исходя из объема реально поступающих доходов  и средств, привлекаемых для покрытия дефицита бюджета.

Самостоятельность бюджетов обеспечивается наличием собственных  источников доходов и правом соответствующих  государственных органов самостоятельных  составлять, рассматривать, утверждать и исполнять бюджет.

Согласно ст. 133 Конституции Республики Беларусь:

«Бюджетная система Республики Беларусь включает республиканский и местные бюджеты»[9]. Бюджет Республики Беларусь устанавливается на один финансовый год с 1 января по 31 декабря календарного года.

Функционирование государственного бюджета происходит посредствам  особых экономических форм – доходов  и расходов. Доходы служат финансовой базой деятельности государства, Расходы  удовлетворению общегосударственных  потребностей.

Основным инструментом мобилизации  дохода бюджета являются налоги бюджета.

Налоги представляют собой  обязательные индивидуально-безвозмездные  платежи, взимаемые государством (центральными и местными органами власти) с юридических и физических лиц в форме отчуждений принадлежащих им на праве собственности хозяйственного ведения или оперативного управления в государственные или местные бюджеты в установленные сроки.

Расходная часть государственного бюджета включает статьи на военные цели, вмешательство в экономику, содержания государственного аппарата, поддержания других уровней бюджетной системы, социальные расходы, субсидии и кредиты предприятия либо другим странам. Для Республики Беларусь характерны следующие основные направления использования расходной части бюджета – социально-культурные мероприятия и народное хозяйство. Растущие расходы на социально- культурные мероприятия подтверждают стремление государство выполнять свою социальную функцию и, таким образом, помочь населению пережить трудности процесса реформирования экономики.

Когда расходы бюджета  превышают его доходы, образуется отрицательное бюджетное сальдо или дефицит бюджета. Профицит –  положительное сальдо бюджета. Сбалансированным является бюджет, в котором расходная  и доходная части равны.

С приобретением суверенитета и переходом к рыночной экономике  бюджет Республики Беларусь претерпел  значительные изменения как в  плане появления новых видов  доходов и расходов, изменения  структурны бюджета, так и в плане  его сбалансированности. С 1992 года расходы  стали превышать доходы государственного бюджета, появилась проблема изыскания  источников финансирования дефицита и  управления государственным долгом, который является следствием бюджетного дефицита. Причинами несбалансированности бюджета в Республике Беларусь являются, прежде всего, кризисные явления  в экономике, несогласованность  денежно-кредитной и бюджетной  политики, выражающаяся в принятии важных финансовых решений не в рамках бюджетного процесса и без учета  источников финансирования; множественность  целевых программ, среди которых  осуществление крупных централизованных вложений в виде чистых кредитов Национального  банка в государственные программы, в частности в агропромышленный комплекс и жилищное строительство.

Дефицит государственного бюджета  Республики Беларусь покрывается главным  образом эмиссией кредитных денег  Национальным банком.

Вторым по своему значению финансовым звеном является система местных финансов (местные бюджеты). Главным источником доходной части местных бюджетов являются налоги (в основном поимущественные). Кроме того, в бюджеты местных органов власти поступают финансовые ресурсы, направляемые вышестоящими бюджетами и бюджетами равноценного уровня.

В Беларуси существует разделение налогов на поступающие в центральный  бюджет и местные налоги. Последние  могут включать подоходный налог  с физических лиц, плата за пользование  лесами, налог на недвижимость, земельный  налог, налог на рекламу, налог на добываемые из природной среды ресурсы, экологический налог за переработку  нефти и нефтепродуктов и т.д.

Местные бюджеты Республики Беларусь состоят из бюджетов шести  областей и города Минска соответственно административному делению территории страны.

В доходы республиканского бюджета включаются средства государственных  целевых фондов. Государственные  целевые фонды создаются для  финансирования мероприятий в наиболее важных сферах общественной жизни.

В доходы бюджетов свободных  экономических зон включаются уплачиваемые резидентами свободных экономических  зон налоги на доходы и прибыль, налог  на добавленную стоимость, акцизы. Остальные  налоги и другие обязательные платежи, уплачиваемые резидентами свободных  экономических зон, зачисляются  в республиканские и местные  бюджеты в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

Особое финансовое звено  образует специальные внебюджетные фонды, которые используются по целевому назначению и имеют определенную самостоятельность, отделены от государственного бюджета и управляются непосредственно  центральными либо местными властями. Главные распорядители средств  внебюджетных фондов представляют в  установленные сроки Министерству финансов и местным финансовым органам  отчеты об исполнении доходов и расходов этих фондов.

К специализированным фондам относится Фонд социальной защиты населения, который является органом государственного управления средствами государственного страхования в структуре Министерства труда и социальной защиты. Денежные средства Фонда являются республиканской  собственностью, не входят в состав бюджета Республики Беларусь, не подлежат изъятию, хранятся на счетах Фонда в  банках.

Социальное страхование  возникает в условиях рыночной экономики  как способ реализации конституционного права граждан на материальное обеспечение. Размеры получаемых средств зависят  от величины трудового стажа, заработной платы, степени утраты трудоспособности или инвалидности и регулируются соответствующим законодательством.

Основные задачи социального  страхования:

  • обеспечение восстановления и сохранения трудоспособности работников, включая проведение оздоровительных мероприятий или переподготовку;
  • гарантии материального обеспечения лиц, утративших или не имевших трудоспособность.

Государственный кредит –  совокупность денежных отношений, возникающих  между государством и физическими  или юридическими лицами, при которых  государство может выступать  как в качестве заёмщика, так и  в качестве кредитора и гаранта. Государственный кредит как звено  финансовой системы представляет отношения  перераспределения ВВП и частично национального богатства, в ходе которого временно свободные денежные средства юридических и физических лиц, обычно не предназначенные для  текущего потребления, переходят в  распоряжения государства.

Совершенствование финансовой системы РБ, повышение ее надежности и инвестиционного потенциала требуют  развития финансового рынка.

Основные цели и направления  совершенствования финансовой системы  РБ на современном этапе – формирование конкурентоспособного и информационно  прозрачного финансового рынка, повышение его емкости за счет роста капитализации, притока внутренних и внешних инвестиций его участников, а также обеспечение эффективности рыночной инфраструктуры.

Для обеспечения устойчивого  экономического роста в республике и привлечения внешних и внутренних инвестиций предусматривается дальнейшее развитие финансовых институтов: банковской сферы, страхования, рынка ценных бумаг  и производных финансовых инструментов, лизинговых и небанковских кредитно – финансовых организаций, инвестиционных и иных фондов. Созданы достаточные  предпосылки для развития основных элементов инфраструктуры финансового  рынка и формирования в Беларуси биржевой и депозитарной систем, отвечающих мировым стандартам.

При этом главными задачами банковского сектора будут повышение  его устойчивости и эффективности, рост потенциала и совершенствование  банковских инструментов.

Для решения задач банковского  сектора необходимы:

- расширение спектра банковских  услуг и повышение их качества, внедрение современных стратегий  продаж банковских услуг на  розничном и корпоративном сегментах  банковского рынка;

- совершенствование институциональной  структуры банковского сектора  за счет снижения его концентрации, привлечения частных инвесторов, оптимизации филиальной сети  банков, развития банковской инфраструктуры;

- повышение информированности  населения и организаций об  условиях предоставления банковских  услуг, новых банковских продуктах,  рисках банковской деятельности;

- улучшение качественных  параметров деятельности банков, обеспечивающих способность противостоять  внутреннему и внешнему дестабилизирующему  воздействию и адекватно выполнять  свои функции в экономике;

- обеспечение жесткого  контроля за сохранностью частных  вкладов граждан Республики Беларусь, своевременностью и полнотой  выполнения банками обязательств  перед вкладчиками; 

- совершенствование пруденциальных  требований и надзорных процедур  на всех уровнях надзорного  процесса путем внедрения международных  стандартов, развития методов надзора,  ориентированного на оценку и  ограничение рисков, а также методов  надзора за банковской деятельностью  на консолидированной основе;

- повышение требований  к допуску на рынок банковских  услуг; 

- дальнейшая либерализация  валютного законодательства, совершенствование  деятельности банков в сфере  предотвращения легализации доходов,  полученных преступным путем,  и финансирования террористической  деятельности.

Информация о работе Финансовая система Республики Беларусь