Финансовая система Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 20:31, курсовая работа

Описание работы

Цели и задачи работы. Целью курсовой работы является рассмотрение финансовой системы Республики Беларусь и определение направлений ее совершенствования.
Цель исследования определяет постановку следующих задач:
раскрыть понятие и сущность финансовой системы;
охарактеризовать сферы и звенья финансовой системы;
определить механизм функционирования финансовой системы;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ
2. МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
3. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ И НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

курсач (Автосохраненный).docx

— 71.50 Кб (Скачать файл)

   В расходной части государственного бюджета указываются конкретные направления денежных средств, их количественные параметры. Решающая часть расходов бюджета используется на финансирование отраслей народного хозяйства и социально-культурные мероприятия. Относительно небольшой удельный вес в расходной части занимают расходы на содержание аппарата управления и оборону страны.

    По размерам доходной и расходной части государственного бюджета обычно судят об уровне экономического развития страны и материальном положении основной части населения. При составлении государственного бюджета большое внимание уделяется сбалансированности бюджета, т.е. чтобы расходы не превышали доходы. В случае если расходная часть бюджета превышает доходную, образуется бюджетный дефицит, который говорит о том, что в стране имеются финансовые затруднения. Государственный бюджет одновременно является одним из главных инструментов осуществления финансовой политики государств. В последние годы государственный бюджет все шире используется для преодоления кризисных явлений в экономике, снижения инфляции, социальной поддержки определенных слоев населения, развития рыночных отношений, развития и укрепления предпринимательских структур, приватизации государственной собственности, развития внешнеэкономической деятельности предприятий.

     Необходимо иметь ввиду, что в состав государственного бюджета Республики Беларусь включаются бюджеты отдельных областей и бюджет города Минска, составляющие в совокупности консолидированный бюджет страны.

    Важным звеном общегосударственных финансов являются внебюджетные фонды. Они представляют собой средства правительства и местных органов власти, связанные с финансированием расходов, не включенных в бюджет.

    Наряду с государственным бюджетом широкое использование средств внебюджетных фондов вызвано рядом причин, прежде всего, ограниченностью бюджетных ресурсов. Формирование внебюджетных фондов позволяет привлечь дополнительные финансовые ресурсы, которые затем используются на отдельные мероприятия. По своему экономическому содержанию внебюджетные фонды представляют собой форму перераспределения и использования финансовых ресурсов.

    Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение – мобилизация средств для пенсионного обеспечения, занятости населения, обязательного медицинского страхования, развития приоритетных отраслей экономики и т.д. Мобилизация и использование средств внебюджетных фондов осуществляется в специальных формах и особыми методами, в связи с чем эти фонды выделяют в самостоятельное звено государственных финансов. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений предприятий. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды, как правило, включаются в состав себестоимости продукции и устанавливаются в процентах к фонду оплаты труда. Внебюджетные фонды отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность. Общее число внебюджетных фондов в каждой стране определяется правительством. Например, в России указанных фондов более 30. В Республике Беларусь в связи с тем, что контроль за расходованием этих фондов был недостаточным, некоторые (как, например, фонд социальной защиты молодежи) были вообще отменены, иные республиканские внебюджетные фонды с 1998 г. включены в состав республиканского государственного бюджета. К таким фондам относятся: фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, дорожный фонд, фонд охраны природы, фонд развития строительной науки, инновационный фонд и др. Указанные выше фонды называются республиканскими целевыми бюджетными фондами.

    Государственные целевые бюджетные фонды аккумулируют установленные законодательством платежи хозяйствующих субъектов. Они предназначены для финансирования государственных нужд, отраженных в названиях фондов. Аккумулируемые денежные средства выступают в качестве дополнительных источников финансирования и позволяют в значительной степени снизить нагрузку на бюджет. 

    Согласно законодательству, областные и Минский городской Совет депутатов также формируют местные целевые бюджетные фонды (в частности, инновационные). Порядок формирования и использования внебюджетных и целевых бюджетных фондов регламентируется законодательством. В соответствии с действующим порядком государственные целевые и внебюджетные фонды имеют целевое назначение, что гарантирует использование средств в полном объеме. 

     Важным звеном общегосударственных финансов является государственный кредит, посредством которого осуществляется формирование дополнительных финансовых ресурсов государства за счет мобилизации временно свободных средств населения, предприятий, организаций и учреждений. Государственный кредит представляет собой совокупность денежных отношений, возникающих между государством как заемщиком (или займодателем) денежных средств и физическими (юридическими) лицами, иностранными правительствами в процессе формирования и использования общереспубликанского фонда денежных средств.  

    Объективная необходимость существования государственного кредита заключается в постоянной нехватке средств государственного бюджета на удовлетворение потребностей общества, наличии бюджетного дефицита.

    Государственный кредит может быть внутренним и внешним. Внутренним называется государственный кредит, размещаемый внутри страны, если он размещается в других странах, то это внешний кредит.

    В Российской Федерации и Республике Беларусь преимущественное развитие получил внутренний государственный кредит. Однако в последние годы в связи с постоянной нехваткой внутренних финансовых ресурсов правительства обеих стран все шире привлекают внешний, т.е. международный, государственный кредит.

    Специфической сферой финансовой системы являются органы управления финансами – финансовый аппарат – третья сфера финансовой системы, называемая иногда институционной системой.

    Государство осуществляет руководство финансами, регулирует и направляет финансовую деятельность через свои законодательные и исполнительные органы, которые наделяются соответствующей компенсацией.

    Согласно Конституции Республики Беларусь (ст. 90, 97, 98), высшим законодательным и представительным органом Республики Беларусь является Парламент – Национальное собрание, состоящее из двух палат – Палаты представителей и Совета Республики. Представительные органы в лице Национального собрания обсуждают и утверждают республиканский бюджет, принимают законы о бюджете, налогах и других сборах в пределах, определенных Конституцией Республики Беларусь. Наряду с Парламентом регламентация деятельности финансовой системы осуществляется Президентом страны в форме законов, указов, декретов (имеющих силу закона), которые, безусловно, имеют главенствующее значение в регулировании финансовых отношений во всех сферах финансовой системы. Исполнительную власть в стране осуществляет Правительство Республики Беларусь. Согласно ст. 107 Конституции Республики Беларусь, оно разрабатывает и представляет Президенту страны для внесения в Парламент проект республиканского бюджета и отчет о его исполнении, обеспечивает проведение данной финансовой, кредитной и денежной политики, занимается другими финансовыми вопросами государства, изучает постановления и распоряжения по вопросам финансов [9].

    Кроме указанных высших органов государственной и исполнительной власти в финансовой деятельности страны участвуют специальные органы. К ним относятся Министерство финансов Республики Беларусь, Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь, Таможенный комитет Республики Беларусь, Комитет по ценным бумагам при Правительстве, финансовые управления (отделы) отраслевых министерств, финансовые отделы субъектов хозяйствования и др.

    Центральным органом, проводящим финансовую политику и осуществляющим управление финансами, является Министерство финансов Республики Беларусь. Оно функционирует в соответствии со специальным Положением о Министерстве финансов Республики Беларусь, утвержденным Правительством Республики Беларусь.

    Особенность третьей сферы (финансового аппарата) состоит в том, что он является частью государственного аппарата, его нельзя включать в состав финансовых отношений. Однако финансовый аппарат оказывает непосредственное воздействие на финансовые отношения, он организует их так, чтобы они оказали эффективное воздействие на все стороны деятельности народного хозяйства.

     Состав финансовой системы страны во многом зависит от того, является государство федеральным или унитарным. Республика Беларусь является унитарным государством. Поэтому в отличие, например, от России, являющейся федеральным государством, финансовая система Беларуси имеет некоторые особенности. Они, в частности, состоят в том, что в составе финансовой системы Республики Беларусь отсутствует такое звено, как финансы федеральных органов власти. В системе внебюджетных фондов России, как уже говорилось, насчитывается более 30 таких внебюджетных фондов, между тем как в Беларуси количество внебюджетных фондов составляют единицы. Есть и другие особенности в составе финансовой системы Беларуси. Необходимо отметить, что состав и структура финансовой системы в стране не является неизменной. По мере развития и совершенствования экономических отношений в обществе, углубления процессов интеграции с Россией и другими странами в составе финансовой системы Республики Беларусь происходят определенные изменения.

    Что касается других стран СНГ,  то состав их финансовой системы, функции в основном такие же, как в Российской Федерации и Республике Беларусь. Вместе с тем в отдельных странах СНГ имеются некоторые отличия в формах и методах организации финансовых отношений, в частности, в построении налоговых взаимоотношений предприятий с государственным бюджетом, в формировании и использовании внебюджетных фондов и т.д. Однако в связи с развитием экономической интеграции, между отдельными республиками бывшего СССР указанные различия будут в определенной мере нивелироваться.

    Рассматриваемые выше сферы и звенья финансовой системы тесно взаимосвязаны между собой. Это проявляется в следующем:

    Финансы субъектов хозяйствования взаимодействуют с общегосударственными (централизованными) финансами – при уплате налогов и неналоговых платежей в бюджеты и государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды, при получении бюджетных средств некоторыми организациями для финансирования их деятельности и т.п. Существуют взаимосвязи внутри сферы субъектов хозяйствования между организациями при совершении финансовых операций, к которым относятся, например, уплата штрафов, иных санкций, внесение паевых взносов, инвестирование средств, участие в распределении прибыли, получение дивидендов и т.п.

    Республиканский и местные бюджеты как звено общегосударственных финансов взаимодействуют между собой. Внутри этого звена возникают различные межбюджетные отношения между уровнями бюджетной системы и видами бюджетов. Кроме того, бюджеты взаимодействуют с государственными целевыми бюджетными и внебюджетными фондами при передаче средств из бюджета целевым бюджетным и внебюджетным фондам на некоторые целевые расходы.

    Взаимосвязь каждой сферы и звена финансовой системы заключается и в том, что все они в совокупности оказывают серьезное воздействие на процессы формирования фондов денежных средств, которые используются затем на финансирование многочисленных мероприятий, предусматриваемых в финансовых планах разного уровня.

 

2. МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Финансовая  политика – основополагающий элемент в системе управления финансами. Она направлена на обеспечение эффективного распределения и перераспределения имеющихся финансовых ресурсов государства для наилучшего удовлетворения потребностей воспроизводства и роста общественного богатства. Свое конкретное воплощение финансовая политика имеет в финансовом механизме государства.     

Финансовый  механизм – инструмент финансовой политики,   представляющий собой систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений.    

В зависимости от степени участия государства финансовый механизм подразделяется на директивный и регулирующий.    

Директивный финансовый механизм связан с участием государства в разработке и введении из центра показателей и нормативов, обязательных для всех субъектов финансовых отношений в сфере бюджетного устройства налогообложения, финансового рынка.    

Регулирующий финансовый механизм определяет процедуру финансовых отношений в тех сферах и звеньях децентрализованной финансовой системы, где интересы государства напрямую не затрагиваются.    

С одной стороны, финансовый механизм включает в себя системы финансового планирования, регулирования и контроля, систему денежных расчетов, систему финансовых рычагов и стимулирования, финансовых норм и нормативов, показателей, государственные банковские и финансовые резервы.    

Также финансовый механизм можно представить  в виде совокупности механизмов функционирования отдельных сфер и звеньев финансовой системы:

 

  • функционирование бюджетного механизма;
  • механизм функционирования целевых бюджетных фондов;
  • механизм функционирования внебюджетных фондов;
  • механизм функционирования финансов предприятий и  
    организаций производства товаров;
  • механизм функционирования организаций сферы услуг;
  • механизм функционирования финансового рынка.

    Для обеспечения стабильного и эффективного функционирования финансового механизма  государства первостепенное значение имеет правовая регламентация форм и норм финансовых отношений. Они являются источником и регулятором финансовой системы. Именно на основании их можно проследить механизм функционирования финансовой системы, понять, как аккумулируются, распределяются и перераспределяются финансовые ресурсы. Оценка  качества работы финансового механизма  происходит в соответствии с его  адекватностью современным интересам общества, со способностью его достигать поставленные цели и решать конкретные задачи. Также механизм функционирования должен быть инструментом согласования и реализации интересов различных слоев общества и имеющихся у государства объективных возможностей.     

Более конкретно такую черту можно  определить как финансовое планирование, т.е. один из элементов управления финансами, объектом которого является распределительный процесс. Этот процесс охватывает формирование и распределение финансовых ресурсов, образование и использование на их основе различных денежных фондов и осуществляется на основе производственных и финансовых показателей.    

В процессе финансового планирования определяются:

    • источники и размеры финансовых ресурсов на планируемый период;
    • объемы денежных фондов, создаваемых на их основе;
    • рассчитываются направления и структура использования средств денежных фондов, при этом решается задача наиболее эффективного их использования.

Информация о работе Финансовая система Республики Беларусь